Обучение — Меняющий блок


Содержание

Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся

Разделы: Биология

Вопреки давно сложившимся традиционным взглядам, содержание образования не должно сводится только к знаниям и умениям, поскольку даже их успешное усвоение не может обеспечить достижения всех целей обучения.

Хорошо известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, далеко не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Кроме того, даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности.

Современные исследования показывают, что обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, невольно тормозит развитие творческих способностей учащихся. Тогда, вероятно, получение знаний не должно стать самоцелью. Наличие знаний – это основа для дальнейшего развития личности. Знания необходимы для осуществления интеллектуальной и практической деятельности, что ставит перед учителем проблему развития умений и навыков.

Одним из важных условий развития умений является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. Это возможно достигнуть путем упражнения и постепенного уменьшения непосредственного руководства со стороны учителя деятельностью учащихся, заменой подробных инструкций вопросами и заданиями разного уровня сложности.

Развитие умений у школьников важно вести таким образом, чтобы отрабатываемые способы деятельности не ограничивали мышлением учащихся, а, наоборот, подводили учеников непосредственно к творческому решению разнообразных учебных задач. Тогда сам процесс развития умений у учащихся можно рассматривать как способ достижения конечной цели – формирование творческой личности. При этом высокий уровень развития умений должен быть основой для развития творческих способностей личности.

Проблема исследования: какая система обучения может способствовать формированию самостоятельного, творческого мышления учащихся?

Следует предположить, что такой системой является модульно-блочное обучение.

Сущность модульно-блочного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.

Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют перевести обучение на субъективную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы обучения учителя и ученика. Программа состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.

Учебное занятие – это способ организации учебного процесса, в основе которого, прежде всего, предусматривается наиболее благоприятный режим для организации собственной познавательной деятельности школьников.

Особенности учебного занятия:

1). Продолжительность занятия определяется учителем (спаренные занятия).

2). Существенное сокращение монолога учителя и увеличение времени на самостоятельную познавательную деятельность школьников. На занятии должно быть реализовано дидактическое правило “учить школьников на уроке”.

3). Сокращение времени на объяснение нового материала должно происходить за счет его систематизации, отбора базовых знаний и четкости в изложении.

4). Самостоятельная познавательная деятельность школьников может быть организована только при условии создания благоприятного эмоционального фона, что возможно благодаря изменениям в оценочной деятельности учителя, введению самоконтроля и самооценки учащегося, согласуемой с учителем.

5). Должен быть обеспечен постепенный и последовательный переход на субъективные отношения, реальные отношения сотрудничества между учителем и учащимися, которые можно создать в совместной деятельности, основанной на внутренней мотивации, диалоговом общении.

6). Изменение поведенческого стиля учителя, выполнение им роли координатора учебных действий школьников.

Типовая схема учебного занятия

Основные этапы:

  1. Проверка итогов предыдущей работы.
  2. Презентация нового материала.
  3. Практика под руководством учителя. Независимая, самостоятельная практика обучаемых.
  4. Самоконтроль и самооценка результатов работы.
  5. Подведение итогов занятия.
  6. Определение домашнего задания.
  7. Специальное повторение.
  8. Контроль знаний учащихся.

I этап – проверка итогов предыдущей работы.

Главная задача – установить связь между обучением учителя и учением школьников; обеспечить готовность учащихся к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность.

Основные действия учителя на этом этапе:

  • помощь ученикам при включении в работу: разбор нескольких вопросов на повторение;
  • организация живого диалога самих школьников с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний;
  • создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала.

В основе повторения – живой диалог детей, в ходе которого они свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят. Они не боятся подвергнуться негативным санкциям, услышать отрицательное мнение.

Учитель в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, исправляет, дополняет, но никого никогда не оценивает. Он использует в работе с учениками только 3 типа высказываний, каждое из которых позитивное:

  • похвалить ученика;
  • направить, уточнить;
  • заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно.

II этап – презентация нового материала.

В монологе учителя с целью сообщения новых знаний материал излагается укрупненными блоками, монолог включает в себя базовые знания и используется для передачи самого значимого, самого главного из пройденного за предыдущий, причем небольшой, период времени.

Действия учителя на этом этапе работы:

  1. Выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы.
  2. Систематизацию этого материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученикам легче его понять и запомнить на уроке.
  3. Поиск приемов, способствующих активизации освоения нового материала.
  4. Стремление при доведении информации к четкости и простоте изложения, к использованию примеров и аналогий, применению демонстраций, показу моделей и пр.
  5. Готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
  6. Использование научно достоверной информации в изложении нового материала.

Новый материал преподносится в форме лекции.

III этап – практика под руководством учителя.

Цель: установление “обратной связи” и своевременное исправление ошибок в понимании нового материала.

  • задаю вопрос и приглашаю учеников отреагировать на него (поднять руки, если учебный материал понят, ответить хором на поставленный вопрос, индивидуальные ответы, краткие письменные работы и т.д.)
  • останавливаюсь и корректно исправляю ошибки или повторяю материал заново, если чувствую, что ученики что-то не поняли.
  • выясняю, есть ли необходимость проведения письменной работы, которая покажет, правильно ли понят материал.


IV этап – независимая самостоятельная практика обучаемых.

  • это групповая дискуссия по изучаемой проблеме, причем не детей с учителем, а между детьми по поводу изучаемого материала.

Роль учителя – “спикер”, организатор обмена мнениями.

В процессе организации независимой практики учитель:

  • задает вопрос;
  • переадресовывает его от одного учащегося к другому;
  • резюмирует с целью выделения основных вопросов темы и подведения итогов ее изучения.

Смысл независимой практики – основное содержание изученной части темы

ученики должны раскрыть самостоятельно.

Дискуссия может иметь разные цели, например:

  • выявить точки зрения учащихся по определенному вопросу, собрать и обсудить различные мнения;
  • принять групповое решение, помочь учащимся самостоятельно сформулировать выводы.

Групповая дискуссияэто ценнейший инструмент познания.

Как бы она не пошла, учитель увидит степень освоения изучаемого материала, возникшее недопонимание. Именно эти наблюдения и позволят в дальнейшем точнее сориентироваться в содержании последующих занятий.

Вывод: Если после объяснения нового материала не предусмотрены различные виды проявления активности учеников по его осмыслению, такое построение учебного процесса надо считать малоэффективным.

V этап – самоконтроль и самооценка результатов работы.

В оценочной деятельности учителя главным становится ориентация на применение индивидуальных эталонов в оценке труда школьников, а оценочная деятельность школьников связывается с обеспеченной учителем самооценкой полученных результатов и дальнейшей процедурой ее согласования с педагогом.

VI этап – подведение итогов учебного занятия.

Сравнение целей, поставленных учителем до начала его работы, с полученным результатом и позволяет объективно подвести итог проделанной работы.

VII этап – информация о домашнем задании.

Активная позиция учащихся на учебном занятии приводит к тому, что центр познавательных усилий ученика переносится на время школьного обучения. Объем домашнего задания в этом случае сокращается, работа дома часто носит вариативный характер, включает задания на выбор.

Специальное повторение – главная задача – обобщение и систематизация знаний, формирование целостной системы ведущих понятий по теме, курсу, выделение основных идей.

Контроль усвоения знаний учащихся – выполняют различного вида тесты.

Структурные элементы учебного занятия.

Дидактические задачи 1. Проверка итогов предыдущей работы. Воспроизводство знаний, полученных на уроках, создание настроя на освоение нового материала. Активное организованное общение учащихся по реконструкции ранее изученного материала.
2. Презентация нового материала. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Осмысление изложенного материала или активные действия учащихся с объектом изучения.
3. Практика под руководством учителя. Установление быстрой обратной связи с целью своевременного устранения ошибок. Получение оперативной информации о точности понимания нового материала, его основных положений.
4. Самостоятельная практика учащихся. Обеспечение процедуры усвоения нового материала на уроке, применения в измененной ситуации. Активный обмен мнениями, выводами в дискуссии по изученному материалу.
5. Самоконтроль и самооценка результатов. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
6. Подведение итогов занятия. Анализ и оценка успешности достижения целы и определение перспективы последующей работы. Адекватность самооценки учащихся оценке учителя, получение учащимися информации о реальных результатах обучения.
7. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения всеми домашнего задания.
8. Специальное повторение. Обобщение и систематизация ведущих знаний по теме, курсу, по окончании недели, месяца. Активная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межпредметных связей.
9. Контроль усвоения знаний учащимися. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и их коррекция. Усвоение базовых знаний и способов действий по их добыванию, ликвидация типичных ошибок и неверных представлений учащихся.

Критериями оценки самостоятельного, творческого мышления учащихся могут стать:

  1. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.
  2. Самостоятельное усмотрение проблемы в привычной, знакомой ситуации.
  3. Видение новой функции знакомого объекта, органа, явления.
  4. Способность выделять в объекте, процессе, явлении их структурные или функциональные компоненты.
  5. Самостоятельное предложение альтернатив, вариантов решения проблемы, разных способов поиска ответов.

Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся

Разделы: Биология

Вопреки давно сложившимся традиционным взглядам, содержание образования не должно сводится только к знаниям и умениям, поскольку даже их успешное усвоение не может обеспечить достижения всех целей обучения.

Хорошо известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, далеко не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Кроме того, даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности.

Современные исследования показывают, что обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, невольно тормозит развитие творческих способностей учащихся. Тогда, вероятно, получение знаний не должно стать самоцелью. Наличие знаний – это основа для дальнейшего развития личности. Знания необходимы для осуществления интеллектуальной и практической деятельности, что ставит перед учителем проблему развития умений и навыков.

Одним из важных условий развития умений является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. Это возможно достигнуть путем упражнения и постепенного уменьшения непосредственного руководства со стороны учителя деятельностью учащихся, заменой подробных инструкций вопросами и заданиями разного уровня сложности.

Развитие умений у школьников важно вести таким образом, чтобы отрабатываемые способы деятельности не ограничивали мышлением учащихся, а, наоборот, подводили учеников непосредственно к творческому решению разнообразных учебных задач. Тогда сам процесс развития умений у учащихся можно рассматривать как способ достижения конечной цели – формирование творческой личности. При этом высокий уровень развития умений должен быть основой для развития творческих способностей личности.

Цукерберг рекомендует:  Расширяем возможности WordPress с помощью пользовательских полей

Проблема исследования: какая система обучения может способствовать формированию самостоятельного, творческого мышления учащихся?

Следует предположить, что такой системой является модульно-блочное обучение.

Сущность модульно-блочного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.


Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют перевести обучение на субъективную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы обучения учителя и ученика. Программа состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.

Учебное занятие – это способ организации учебного процесса, в основе которого, прежде всего, предусматривается наиболее благоприятный режим для организации собственной познавательной деятельности школьников.

Особенности учебного занятия:

1). Продолжительность занятия определяется учителем (спаренные занятия).

2). Существенное сокращение монолога учителя и увеличение времени на самостоятельную познавательную деятельность школьников. На занятии должно быть реализовано дидактическое правило “учить школьников на уроке”.

3). Сокращение времени на объяснение нового материала должно происходить за счет его систематизации, отбора базовых знаний и четкости в изложении.

4). Самостоятельная познавательная деятельность школьников может быть организована только при условии создания благоприятного эмоционального фона, что возможно благодаря изменениям в оценочной деятельности учителя, введению самоконтроля и самооценки учащегося, согласуемой с учителем.

5). Должен быть обеспечен постепенный и последовательный переход на субъективные отношения, реальные отношения сотрудничества между учителем и учащимися, которые можно создать в совместной деятельности, основанной на внутренней мотивации, диалоговом общении.

6). Изменение поведенческого стиля учителя, выполнение им роли координатора учебных действий школьников.

Типовая схема учебного занятия

Основные этапы:

  1. Проверка итогов предыдущей работы.
  2. Презентация нового материала.
  3. Практика под руководством учителя. Независимая, самостоятельная практика обучаемых.
  4. Самоконтроль и самооценка результатов работы.
  5. Подведение итогов занятия.
  6. Определение домашнего задания.
  7. Специальное повторение.
  8. Контроль знаний учащихся.

I этап – проверка итогов предыдущей работы.

Главная задача – установить связь между обучением учителя и учением школьников; обеспечить готовность учащихся к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность.

Основные действия учителя на этом этапе:

  • помощь ученикам при включении в работу: разбор нескольких вопросов на повторение;
  • организация живого диалога самих школьников с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний;
  • создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала.

В основе повторения – живой диалог детей, в ходе которого они свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят. Они не боятся подвергнуться негативным санкциям, услышать отрицательное мнение.

Учитель в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, исправляет, дополняет, но никого никогда не оценивает. Он использует в работе с учениками только 3 типа высказываний, каждое из которых позитивное:

  • похвалить ученика;
  • направить, уточнить;
  • заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно.

II этап – презентация нового материала.

В монологе учителя с целью сообщения новых знаний материал излагается укрупненными блоками, монолог включает в себя базовые знания и используется для передачи самого значимого, самого главного из пройденного за предыдущий, причем небольшой, период времени.

Действия учителя на этом этапе работы:

  1. Выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы.
  2. Систематизацию этого материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученикам легче его понять и запомнить на уроке.
  3. Поиск приемов, способствующих активизации освоения нового материала.
  4. Стремление при доведении информации к четкости и простоте изложения, к использованию примеров и аналогий, применению демонстраций, показу моделей и пр.
  5. Готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
  6. Использование научно достоверной информации в изложении нового материала.

Новый материал преподносится в форме лекции.

III этап – практика под руководством учителя.

Цель: установление “обратной связи” и своевременное исправление ошибок в понимании нового материала.

  • задаю вопрос и приглашаю учеников отреагировать на него (поднять руки, если учебный материал понят, ответить хором на поставленный вопрос, индивидуальные ответы, краткие письменные работы и т.д.)
  • останавливаюсь и корректно исправляю ошибки или повторяю материал заново, если чувствую, что ученики что-то не поняли.
  • выясняю, есть ли необходимость проведения письменной работы, которая покажет, правильно ли понят материал.

IV этап – независимая самостоятельная практика обучаемых.

  • это групповая дискуссия по изучаемой проблеме, причем не детей с учителем, а между детьми по поводу изучаемого материала.

Роль учителя – “спикер”, организатор обмена мнениями.

В процессе организации независимой практики учитель:

  • задает вопрос;
  • переадресовывает его от одного учащегося к другому;
  • резюмирует с целью выделения основных вопросов темы и подведения итогов ее изучения.

Смысл независимой практики – основное содержание изученной части темы

ученики должны раскрыть самостоятельно.

Дискуссия может иметь разные цели, например:

  • выявить точки зрения учащихся по определенному вопросу, собрать и обсудить различные мнения;
  • принять групповое решение, помочь учащимся самостоятельно сформулировать выводы.

Групповая дискуссияэто ценнейший инструмент познания.


Как бы она не пошла, учитель увидит степень освоения изучаемого материала, возникшее недопонимание. Именно эти наблюдения и позволят в дальнейшем точнее сориентироваться в содержании последующих занятий.

Вывод: Если после объяснения нового материала не предусмотрены различные виды проявления активности учеников по его осмыслению, такое построение учебного процесса надо считать малоэффективным.

V этап – самоконтроль и самооценка результатов работы.

В оценочной деятельности учителя главным становится ориентация на применение индивидуальных эталонов в оценке труда школьников, а оценочная деятельность школьников связывается с обеспеченной учителем самооценкой полученных результатов и дальнейшей процедурой ее согласования с педагогом.

VI этап – подведение итогов учебного занятия.

Сравнение целей, поставленных учителем до начала его работы, с полученным результатом и позволяет объективно подвести итог проделанной работы.

VII этап – информация о домашнем задании.

Активная позиция учащихся на учебном занятии приводит к тому, что центр познавательных усилий ученика переносится на время школьного обучения. Объем домашнего задания в этом случае сокращается, работа дома часто носит вариативный характер, включает задания на выбор.

Специальное повторение – главная задача – обобщение и систематизация знаний, формирование целостной системы ведущих понятий по теме, курсу, выделение основных идей.

Контроль усвоения знаний учащихся – выполняют различного вида тесты.

Структурные элементы учебного занятия.

Дидактические задачи 1. Проверка итогов предыдущей работы. Воспроизводство знаний, полученных на уроках, создание настроя на освоение нового материала. Активное организованное общение учащихся по реконструкции ранее изученного материала.
2. Презентация нового материала. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Осмысление изложенного материала или активные действия учащихся с объектом изучения.
3. Практика под руководством учителя. Установление быстрой обратной связи с целью своевременного устранения ошибок. Получение оперативной информации о точности понимания нового материала, его основных положений.
4. Самостоятельная практика учащихся. Обеспечение процедуры усвоения нового материала на уроке, применения в измененной ситуации. Активный обмен мнениями, выводами в дискуссии по изученному материалу.
5. Самоконтроль и самооценка результатов. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
6. Подведение итогов занятия. Анализ и оценка успешности достижения целы и определение перспективы последующей работы. Адекватность самооценки учащихся оценке учителя, получение учащимися информации о реальных результатах обучения.
7. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения всеми домашнего задания.
8. Специальное повторение. Обобщение и систематизация ведущих знаний по теме, курсу, по окончании недели, месяца. Активная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межпредметных связей.
9. Контроль усвоения знаний учащимися. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и их коррекция. Усвоение базовых знаний и способов действий по их добыванию, ликвидация типичных ошибок и неверных представлений учащихся.

Критериями оценки самостоятельного, творческого мышления учащихся могут стать:

  1. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.
  2. Самостоятельное усмотрение проблемы в привычной, знакомой ситуации.
  3. Видение новой функции знакомого объекта, органа, явления.
  4. Способность выделять в объекте, процессе, явлении их структурные или функциональные компоненты.
  5. Самостоятельное предложение альтернатив, вариантов решения проблемы, разных способов поиска ответов.

Обучение — Меняющий блок

Цели курса: передать знания и опыт ведущих специалистов г. Москвы, обучить основам управления двигателем, дать порядок действий для проведения чип-тюнинга, рассмотреть оборудование для чип-тюнинга, предупредить возможные ошибки при работе, передать документацию для работы.

Оборудование: Электронные блоки автомобилей, стенды, программаторы, диагностические сканеры (дилерские, «клоны», мультимарочные), мотортестеры, специальное измерительное оборудование.

Даты проведения: 25-27 ноября 2020 г.

Возможны изменения в расписании, просим подтверждать даты проведения у консультанта.

Продолжительность обучения: 3 дня по 8 часов.

Численность группы: 3-5 человек

Стоимость обучения: 24 000 рублей.

За время обучения тренеры помогут найти необходимое оборудование (поставщика) и договориться о скидках. Центр SMART не продает оборудование, поэтому обучение носит независимый характер.

Куратор курса Михаил Березенцев
получить бесплатную консультацию

Алгоритмы управления систем управления различных автомобилей. Структура и компоненты систем, нормы экологии, стандарты. Алгоритмы обработки входных параметров в блоке управления. Определение расхода воздуха, абсолютного давления, частоты вращения коленчатого вала, положения педали акселератора и дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости и др. Расчет цикловой топливоподачи, времени накопления энергии и момента зажигания, положения дроссельной заслонки. Алгоритмы управления двигателем на режиме пуска, прогрева, холостом ходу, на разгоне, замедлении, топливоподачей с обратной связью по содержании кислорода в отработавших газах, моментом зажигания с обратной связью по детонации и др. Алгоритмы управления двигателем в аварийных режимах.

Практика: задачи на автомобилях и стендах на закрепление.

Структура и схемотехника блоков управления двигателями. Структура микроконтроллеров, входные и выходные каналы, силовые ключи. Виды встроенной и внешней памяти. Связь аппаратных особенностей блока управления двигателем с его функциями.

Практика: работа с различными электронными блоками. Снятие, вскрытие, определение назначения компонентов.

Программное обеспечение блока управления. Методы создания программного обеспечения при разработке и при чип-тюнинге. Алгоритмы управления, процедуры адаптации. Ограничения и правила безопасного изменения программы управления.

Практика: работа в различных программах, позволяющих увидеть параметры управления и скачать программу с блока различными методами.

Программы и логика управления электронных блоков. Структура содержимого постоянной памяти блока управления. Понятие о калибровках управления. Константы, векторы и матрицы. Представление данных в программном обеспечении блока управления. Дискретность данных в виде десятичных, двоичных и шестнадцатеричных чисел. Понятие об адресном поле постоянной памяти блока управления. Примеры структуры данных, содержащихся в памяти микроконтроллера.

Практика: Изменения настроек программы управления в редакторе калибровок. Изменение программы при отключении систем понижения токсичности.

Инженерные основы управления двигателями.

Режимы работы двигателя. Особенности работы бензиновых и дизельных двигателей. Показатели и характеристики автомобильных двигателей: внешняя скоростная характеристика, нагрузочные характеристики, характеристика холостого хода, регулировочные характеристики и др. Влияние параметров управления на характеристики двигателей: состав смеси, цикловая подача топлива, момент зажигания, фаза впрыска топлива, угол опережения впрыска топлива, цикловое наполнение, положение дроссельной заслонки и др. Управление наддувом. Взаимосвязь экономических, мощностных и экологических показателей двигателя. Влияние различных систем на работу двигателя: системы рециркуляции отработавших газов, улавливания паров топлива, изменения фаз газораспределения и др. Реализация управления по «моментной» модели двигателя. Особенности управления двигателем с механической и автоматической трансмиссиями. Специальные диагностические режимы.

Практика: отключение системы лямбда-регулирования, изменение давления наддува, изменение температуры включения вентиллятора системы охлаждения, корректировка момента зажигания относительно коленчатого вала двигателя.

Оборудование для чип-тюнинга. Загрузчики программного обеспечения и редакторы калибровок. «Инженерные» блоки управления. Обзор типичных в сложившейся отечественной практике направлений работ по различным видам чип-тюнинга и достигаемых при этом результатов. Методы и доступное оборудование для оценки достигнутых результатов чип-тюнинга на автомобиле в эксплуатации.

Цукерберг рекомендует:  Введение в jQuery

Практика: применение различного оборудования для чип-тюнинга


Для регистрации заполните форму или позвоните по номеру 8 495 772 49 59

Обучение на курсах чип-тюнинга в Центре SMART позволит разобраться в особенностях чип-тюнинга и начать работать самостоятельно. При необходимости каждый сможет продолжить обучение и пройти дополнительную практику (2 нед) в автосервисе (по предварительному согласованию).

Бонус. Материалы для дальнейшей работы в электронном виде и карта SMART на скидки от партнеров.

Благодаря сотрудничеству с AUTODATA и ЗА РУЛЕМ, в учебном центре есть необходимая литература по повышению мощности автомобилей, инженерной доработке и чип-тюнингу.

Подробная программа:

1 день – Подготовительная информация

1) Чип-тюнинг – заключительная стадия форсирования двигателя. Введение.

2) Внешняя скоростная характеристика двигателя.

a. Определение мощности и крутящего момента, вывод формулы мощности.

b. Типы внешней скоростной характеристики двигателя.

c. График крутящего момента на колесах по передачам в зависимости от скорости.

d. Влияние внешней скоростной характеристики двигателя на динамические показатели автомобиля.

3) Маркетинг. Что продаем, что получаем, какие есть риски.

a. Главный результат – улучшение динамических характеристик автомобиля, разгон 0-100, 0-200, 100-200 км/ч.

b. Владение вопросом тюнинга двигателя, как инструмент роста лояльности клиента.

c. Чем выше степень форсировки — тем выше риски выхода из строя двигателя и других агрегатов автомобиля.

d. Осознанное принятие решения о тюнинге – клиент должен отчетливо осознавать все риски, сопутствующее форсировке мотора.

e. Без ярких проектов будет тяжело о себе заявить.

f. Stage – 1, Stage – 2, Stage – 3 – концепция формирования прайс листа.

g. Визуализация результатов тюнинга измерительными средствами.

h. Гарантийные обязательства завода изготовителя

i. Гарантийные обязательства тюнинг-ателье.

4) Как настраивать двигатель.

5) Принцип работы 4-х тактного бензинового двигателя.

a. Общая схема работы.

b. Динамический / резонансный наддув, развитые впускные и выпускные коллектора.

c. Колебательная природа процессов происходящих в двигателе.

d. Диаграмма фаз газораспределения, системы регулировки фаз.

e. Подробная схема работы с учетом вышеизложенного.

f. Эффективное давление цикла, степень сжатия, детонация, способы борьбы с детонацией.

g. Жёсткость блока цилиндров, силы действующие на детали двигателя.

h. Зачем вам все это нужно знать.

6) Принцип работы 4-х тактного дизельного двигателя.

b. Максимальное число оборотов дизельного двигателя.

c. Дросселированные дизельного двигателя.

d. Процессы происходящие внутри дизельного двигателя.

e. Подробная схема работы с учетом вышеизложенного.


f. Common rail , эволюция, типы форсунок.

g. Вихревые заслонки, EGR , сажевый фильтр.

a. Принцип работы.

b. Характеристики турбонагнетателя.

c. Многотурбинные системы наддува.

e. Системы регулирования.

f. Эффективность турбонагнетателя.

8) Спортивные распред валы и настроенный выпуск, фазы газораспределения.

a. Влияние фаз газораспределения на внешнюю скоростную характеристику двигателя.

b. Маркировка спортивных распределительных валов.

c. Настроенный выпускной коллектор.

9) Методики форсирования бензинового ДВС.

a. Увеличение рабочего объема двигателя.

b. Увеличение степени форсирования по оборотам.

c. Улучшение газообмена двигателя.

d. Механические компрессоры.

10) Методики форсирования дизельного ДВС.

a. Увеличение рабочего объема двигателя.

b. Улучшение газообмена двигателя.

d. Увеличение степени форсирования по оборотам.

11) Риски при форсировке двигателя. Детонация, тепловой баланс, нагрузка на детали двигателя и трансмиссии.

a. Риски возникновения детонации.

b. Риски перегрева и разрушения деталей системы охлаждения/интеркулера.

c. Риски разрушения/износа деталей из за повышения нагрузки: цилиндро-поршневая группа, кривошипно-шатунный механизм.

12) Системы управления двигателем, история, обзор современных систем.

a. Мотроник BOSCH 1.3-1.7

b. Мотроник BOSCH 3.1 , 3.3 , MS-40

c. Мотроник BOSCH 5.2 – Siemens MS41, MS42

d. Мотроник BOSCH 7.2, MS42, MS4 3

e. Мотроник BOSCH ME 9

f. Мотроник BOSCH MV 9 46

g. Мотроник BOSCH MV1746

h. Мотроник Siemens MSS 50, MSS 52, MSS 54, MSS 60, MSS 65,

i. BOSCH DDE-4 EDC15

j. BOSCH DDE-5 EDC16

k. BOSCH DDE 6 EDC 16+

m. MSV 80 / MSD81 / MSD 81


p. MSD 85 / MSD 87 F- серия

q. BOSCH DDE-7 EDC 17

r. BOSCH MEV 17x

s. BOSCH MEVD 17x

13) Алгоритмы работы систем управления ДВС.

14) Элементы системы управления двигателем.

c. Датчики оборотов и положения.

d. Датчики давления.

e. Датчик детонации.

f. Датчики положение педали газа.

g. Датчик положения дроссельной заслонки.

h. Пневмоэлектрические элементы управления.

i. Электромеханические элементы управления.

j. Датчики температуры выхлопа.

15) Экология: лямбда зонд, катализатор, сажевый фильтр, Нейтролизатор NOx , мочевина.

a. 4-контактные лямбда зонды.

b. Широкополосные лямбда зонды.

d. Сажевый фильтр.

e. Нейтрализатор NOx.

f. Впрыск мочевины.

2 день – Теоретические знания о чип-тюнинге

16) Понятие о чип-тюнинге.

b. Типы чип-тюнинга.

c. Цели и задачи чип-тюнинга.

17) Чип-тюнинг с помощью внешнего блока управления.

a. Основные фирмы производители.

b. Плюсы внешнего блока управления.

c. Минусы внешнего блока управления.

18) Блоки управления двигателем.

19) Диагностика ЭБУ двигателя. Скрытые ошибки, FASTA протокол.

a. Как работает диагностика.

b. Видимые и скрытые ошибки.

c. FASTA протокол.

d. Дилерские диагностические системы.

e. Диагностика ISTA-D.

f. Программы комплекта Standard Tool.

g. Диагностика с помощью Standard Tool.


20) Понятие об уровнях интеграции версии прошивки. Идентификационные данные прошивки. Прошивки с разными уровнями мощности.

a. Уровни интеграции программного обеспечения.

b. Идентификация прошивки.

c. Определение уровня интеграции по идентификационным номерам.

d. Программа ProgrammMix.

21) Программирование ЭБУ штатным образом.

a. Подключаем ICOM к стенду, запускаем программирование штатным образом.

b. Обычный и экспертный режим.

c. Программирование с помощью E — Sys.

22) Считывание прошивки из блока управления.

a. Считывание прошивки с помощью Trasdata. ИЦ SMART

b. Считывание прошивки с помощью New Genius

23) Заливка прошивки в блок управления.

a. Заливка прошивки с помощью Trasdata

b. Заливка прошивки с помощью New Genius

24) Стирание ошибок и пробная поездка.

25) Оценка результатов тюнинга двигателя.

a. Мощностные стенды

b. Расчетные методы оценки результатов средствами ЭБУ двигателя, понятие о данных в шине CAN . Прибор Dynotool

c. Оценка результатов на основании измерения динамических характеристик автомобиля, основные приборы.

26) Структура прошивки

27) Понятие карты , Setting file, Damos итд

a. Двухмерные карты

b. Трёхмерные карты

28) Понятие о двоичном коде, 8 бит, 16 бит, 32 бита, инверсивная карта, среднее значение.

a. Представление числа в двоичном коде.

b. Представление прошивки в 8 бит, 16 бит, 32 бита.

c. Представление прошивки виде Hex , 2 мерный вид, 3 мерный вид, 3 D .

29) Как написать прошивку, анализ прошивок с разными уровнями мощности, Представление рабочих процессов двигателя и соответствие этим процессам карт прошивки.

a. Выбор прошивок для сравнения

b. Сравнение прошивок

d. Соотношение рабочих процессов двигателя и карт

e. Сравнение не родственных прошивок.

f. Использование прошивок от более мощных версий.

30) Идентификатор уровня мощности и прочие идентификаторы. ИЦ SMART

a. Класс мощности

b. Идентификаторы принадлежности прошивки определенному классу автомобилей


31) Отключение экологии

a. Штатные способы отключения экологии.

d. Отключение задних лямбда зондов

e. Удаление сажевого фильтра

f. Удаление нейтрализатора NOx

g. Отключение впрыска мочевины.

32) Checksum и цифровая подпись.

33) Примеры карт

a. Карты углов зажигания/начала впрыска

b. Карты подачи топлива

c. Карты давления топлива

e. Карты массового расхода воздуха

f. Карты наддува

g. Снятие ограничителя максимальной скорости

h. Ограничитель температуры выхлопных газов.

i. Карты ограничения крутящего момента

34) Снятие отсечки по оборотам и ограничителя скорости

a. Снятие отсечки по оборотам

b. Снятие ограничителя скорости

35) Оригинальные диагностические приборы.

36) Основные игроки на рынке оборудования для чип-тюнинга

b. EVC electronic

d. F gtechnology

37) Программаторы для работы с флеш памятью

3 день – практические занятия по чип-тюнингу

38) Практическая работа по вскрытию ЭБУ.

39) Практическая работа по считыванию/заливке прошивки через OBD II.

40) Практическая работа считыванию/заливке прошивки непосредственно в ЭБУ.

41) Практическая работа — пишем прошивку.

42) Практическая работа диагностика двигателя до и после чиптюнинга.

Материалы: список диагностического оборудования по маркам, список компаний поставляющих оборудование для чип-тюнинга, список оборудования для работы с ЭБУ двигателя.

Криптодемократия и микрокредит на образование: как блокчейн изменит рынок труда и институт государства

Теории и практики

Криптовалюты и блокчейн стали, наверное, одной из самых обсуждаемых тем 2020 года, а за курсом биткоина начали следить даже те, кто до сих пор не разобрался в теме. Издательство «Альпина Паблишер» выпустило книгу «Блокчейн. Как это работает и что ждет нас завтра», в которой российские эксперты Артем Генкин и Алексей Михеев подробно рассказывают, как устроена эта система, почему всего за несколько лет она стала так популярна и каким образом может изменить мир. «Теории и практики» публикуют отрывок.

«Блокчейн. Как это работает и что ждет нас завтра»

Большинство специалистов и аналитиков сходятся во мнении, что в долгосрочной перспективе не будет единой блокчейн-системы, не будет единого приложения, подходящего для всех без исключения — блокчейнов будет много. «Блокчейн — это ПО», — говорят аналитики американского банка Morgan Stanley. Они ожидают, что его внедрение в жизнь начнется с 2020 года, но реальный эффект можно будет ощутить лишь с 2020 года.

За счет экономии на логистике, документообороте и других бизнес-процессах множество продуктов и услуг станут дешевле для конечных потребителей. В отдаленной перспективе исчезнут посредники, связанные с хранением и передачей защищенных данных: нотариат, процессинг платежей и карт, экспедиторы. Заметно поредеют ряды банков, юридических контор, страховщиков и госучреждений. Ну, а тем, кто останется на рынке, придется уволить часть сотрудников — их прежние обязанности возьмет на себя блокчейн.


В докладе Morgan Stanley говорится, что краткосрочные выгоды от технологии, скорее всего, минимальны, но в ближайшем будущем начнется массовое принятие блокчейна в финансовом секторе. «В долгосрочной перспективе возможности технологии вполне очевидны, но среднесрочно ситуация еще достаточно неопределенная. Влияние в 2020–2020 годах не будет существенным».

Исследование Morgan Stanley выделяет четыре стадии принятия технологии блокчейн финансовыми институтами. На первой стадии (2014–2020) банки и прочие финансовые посредники осознают преимущества технологии и объединяются в консорциумы для ее исследования.

Вторая стадия происходит сейчас — это стадия Proof-of-Concept (2020–2020). Здесь имеет место проверка гипотезы об эффективности, безопасности, дешевизне, быстроте технологии в выбранных сегментах, происходит вовлечение юристов, законодателей и регуляторов, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях и перевод на блокчейн наиболее неэффективных процессов. Финансовые институты успешно масштабируют технологию, что позволит проводить транзакции и оценить преимущества блокчейна, которые выходят за рамки традиционных устаревших систем.

На третьей стадии, в 2020–2020 годах, начнется развитие инфраструктуры совместного доступа: будут распространяться интерфейсы для потребителей, дорабатываться удобные API, снижаться внутренние транзакционные издержки и тарифы для пользователей, применяющих технологию.

На четвертой стадии, в 2021–2025 годах, в блокчейн будут мигрировать все новые категории активов. […]

Однако не стоит рассчитывать, что внедрение окажется простым и ключевыми станут локальные потребительские рынки. Повсеместное применение блокчейна в будущем — не единственный безальтернативный вариант развития событий, потому что сперва технологии предстоит преодолеть множество препятствий. Например, кто создаст единый стандарт для всех участников рынка? «Это было бы проще сделать на меньшем, вертикально интегрированном рынке, где один регулятор отвечает за всех участников торговой цепи после торгов: обмены, расчетные организации, банки, инвестиционные банки и менеджеров по управлению активами». Из отчета Morgan Stanley: «Любое новое приложение, заменяющее старую технологию в ПО, должно быть простым в использовании. Это касается и решений на блокчейне. Он должен взаимодействовать с другими частями, что позволит сократить время установки, обучения и обслуживания».

Morgan Stanley завершает свой доклад списком предварительных выводов и прогнозов, утверждая, что лучшие варианты использования для блокчейна в ближайшее время — в посттрейдинге, кредитах, кредитных дефолтных свопах и ценных бумагах. […]

Эксперты консалтинговой компании Oliver Wyman рисуют сразу два сценария: базовый и «продвинутый». В базовом сценарии нынешний момент характеризует приоритетное развитие биткоина и других криптовалют. При этом имеют место ограничения пропускной способности сети, негибкая архитектура кода и настороженное отношение регуляторов. В течение последующего года-двух отдельные отраслевые группы и консорциумы начнут предлагать рынку свои стандарты. Будут делаться инвестиции в тестирование отдельных кейсов.

На рубеже трех-пяти лет появятся прорывные инновации в нишевых приложениях — или на маленьких рынках, или в узких нишах больших рынков, или на ранее не существовавших рынках.

Спустя пять лет после начала, возможно, приложения начнут использоваться большинством крупных игроков на рынке. Это произойдет в результате либо расширения тех изначальных ниш, где использование блокчейна окажется успешным, либо появления идей второго поколения из опыта предыдущих неудач. Эксперты также считают, что на этом горизонте начнется замена существующих систем и произойдет согласование стандартов внутри отрасли.

Цукерберг рекомендует:  Архитектор карьеры. Аудит карьерного состояния и перспектив

Учитывая, что на приложение столь огромных усилий потребуется немало времени, вряд ли описанный выше результат удастся достигнуть к 2020 году, а повсеместное распространение этих достижений произойдет и того позже. Эксперты Oliver Wyman в базовом сценарии предполагают, что массовое принятие технологии произойдет приблизительно через 10 лет.

Блокчейн и рабочие места

Будущее, которое станет возможным с блокчейном, далеко не безоблачно, новая технология способна породить массу проблем, и столкнуться с ними придется очень многим. Например, в документе под названием «Боевая конфронтация: между капиталом и трудом — эмансипация и отчуждение», говорится, что технология блокчейн полностью реструктурирует или даже разрушит рынок вакансий. По словам экс-CEO Barclays Энтони Дженкинса, «в течение следующих 10 лет количество рабочих мест в финансовом секторе уменьшится более чем на 50%. Это приведет к сокращению от 26 000 до 66 000 рабочих мест во всем мире». С ростом эффективности работы и повсеместным устранением институтов посредничества, с которыми связано множество рабочих мест, встанет вопрос: как будут выживать люди в обществе? «Блокчейн — “революционный” убийца централизованных учреждений», — уверен Дженкинс.

В случае блокчейна транзакция происходит без всякого посредника, а ее проверка проводится децентрализованно посредством распределенного реестра. Это позволит банкам значительно сэкономить на инфраструктуре. Но, как при жизни предыдущего поколения компьютерные алгоритмы и автоматизация торговли упразднили множество рабочих мест в финансовом секторе, так и сегодня значительное число сотрудников мидл- и с приходом новой технологии окажутся без работы.

Одно из негативных последствий блокчейн-революции, считает Дж. Джанкарло, — снижение нужды в человеческом капитале, обеспечивающем ведение записей и обработку транзакций на финансовых рынках. Прогноз этого эксперта куда пессимистичнее предыдущего: автоматизация банковских услуг для физических лиц с помощью блокчейна способна стать причиной 30%-ного сокращения банковских рабочих мест в США и Европе в следующее десятилетие и оставить без работы почти 2 млн человек. Уйдет в прошлое слава таких мировых центров финансовой активности, как, например, Нью-Йорк.

Отечественные эксперты считают вероятным риск безработицы среди сотрудников банков, госорганов, аудиторов, контролеров, нотариусов, страховщиков и регистраторов.

«Новые предприниматели, работающие с технологией блокчейн, будут отличаться от старых значительно, примерно как современный банкир отличается от венецианского менялы XVI века. Или старый почтовый участок — от »

Аналитики Morgan Stanley даже называют те профессии, которые исчезнут первыми: например, работники, обеспечивающие сегодня расчеты после торгов. По мнению экспертов, эта операция «является дорогостоящей. Сейчас у каждой проводящей [сделку] стороны есть команда диспетчеров, внутренних аудиторов, внешних аудиторов и регуляторов, рассматривающих операции». Блокчейн сделает процесс прозрачным, и поэтому гораздо меньше людей будет привлекаться для обеспечения расчетных операций и связанных с ними споров.

Во второй группе риска — рабочие места фронт-офисов торгового финансирования. Этот тип операций можно упростить. «С блокчейном все стороны — финансисты, торговые дома и любые другие доверяемые посредники — будут видеть, когда товары были отправлены, и соответственно смогут произвести оплату. Это должно сократить время подтверждения активов, подтверждения операций, открытия платежа», — говорится в отчете Morgan Stanley.

Под угрозой потери актуальности окажется и работа доверительных управляющих, таких как BNY Mellon, State Street, Northern Trust, Citi, JPM, которые генерируют прибыль из операций с передачей залоговых ценных бумаг и расчетов по ним. Как считают аналитики Morgan Stanley, блокчейн-технология грозит увеличить издержки в этой нише, что вкупе с сокращением расчетного периода снизит доходы доверительных управляющих.

В то же время возрастет спрос на консультантов, способных помочь интегрировать блокчейн с банковскими технологиями. «Финансовый сектор не может позволить себе ни перестроить свою существующую технологию, ни сделать массивную ставку на новую, пока не доказана ее эффективность», — заявляют аналитики Morgan Stanley. Вместо этого банки будут надеяться задействовать проверенные технологии. Консультанты, которые смогут им в этом помочь, окажутся очень востребованы.

Эффекты для экономики стран третьего мира

Некоторые эксперты предсказывают формирование в странах третьего мира дешевой публичной структуры распределенного реестра для обеспечения электронной идентичности и оборота электронных валют, и, скорее всего, в первую очередь она появится в Африке. В конце концов, как высказался один эксперт, «Африка не сможет существовать как континент в условиях, когда сделки дорогие, а граждане живут на доллар в день». Общедоступное ПО может быть встроено как стандарт в каждый смартфон, планшет и носимый гаджет. Это позволит многим, даже самым бедным, африканцам управлять своими данными через вполне безопасную «базовую идентичность». Государству и корпорациям станет труднее копить частные данные для своих целей. По прогнозам, одним из первых результатов будет замена монет их электронным эквивалентом. В течение 10 лет с помощью таких устройств, как электронные браслеты, транзакции в виртуальной валюте станут обычным делом. Такие валюты будут высоколокализованными.

В период недостатка рабочих мест, дорогой еды и широкомасштабного уничтожения природы «революция импалы» усилит Африку, поскольку население континента удвоится к 2045 году. В оптимистических сценариях средний африканец будет жить на 6 долларов в день в 2030 году по сравнению с 1,2 доллара сегодня. Хотя новый средний класс принесет пользу банкам (или тому, что придет им на смену), для экономики континента по-прежнему будут характерны микроплатежи. «Технология импалы» повысит стандарты производительности и прозрачности. Это поможет пользователям создавать кредитные истории для обеспечения микрокредитов на получение базового образования, лечение и жилищное строительство.

Если помечтать…

Отраслевые эксперты замечают: несмотря на всю свою осторожность, эти прогнозы весьма оптимистичны. По большей части они смогут быть реализованы только лишь при максимальном невмешательстве государства в инновационный процесс.

В этом случае, по смелым прогнозам, существующая система, где финансовые учреждения учитывают счета частных лиц централизованным способом, а резервы банков хранятся ЦБ (или ФРС), окажется заменена «интернетом денег» или «интернетом финансов» — полностью децентрализованной финансовой системой.

Как считает Илья Боев, понятие «децентрализованная валюта» противоречит природе любого государства. «В результате существования такой валюты меняется не только характер экономического взаимодействия всех участников, но и сама экономическая система — отпадает потребность в существовании посредников, государство лишается права выпускать и контролировать валюту, то есть выступать эмитентом средств для совершения операций. Кроме того, отпадает потребность и в банках и платежных системах в том их виде, в котором они существуют сегодня».

Этому мнению вторит другой эксперт: «Внедрение блокчейна на государственном уровне, скорее всего, ознаменует смерть государства как самостоятельного игрока. Децентрализация хранения данных, которую несет в себе сама технология блокчейн, неизбежно повлечет за собой расширение возможностей демократизации. Имеется в виду вовлечение каждого человека в процесс перехода информации, которая станет основной ценностью XXI века, делая ненужным посредничество государства… Конечно, блокчейн не будет единственной причиной сужения государственных функций — государство уже начало терять часть своих функций и без него… Технология блокчейна… отбрасывает огромную тень на традиционные государственные институты».

И еще один: «Понять мечты людей о возможности самостоятельно управлять практически всеми сферами своей жизни несложно: децентрализованный реестр прав собственности плюс безопасный способ передавать эти права — это ли не способ сократить все виды бюрократии? Составители земельного кадастра, нотариусы, целые административные учреждения… все это доступно в блокчейн уже сейчас».

Если бы воплотился описанный сценарий, права собственности людей во многих странах мира были бы надежно защищены, сократилось бы число имущественных споров. Люди совершали бы обмены децентрализованно и без вмешательства государства, объем функций которого стал бы меньше.

При этом блокчейн-экономика росла бы параллельно существующим экономическим институтам, обходя запретительные меры и наращивая объем за счет самостоятельного создания ценности, и становилась бы все больше востребована. Постепенно нашлись бы способы взаимовыгодной интеграции двух систем по такому сценарию, который позволил бы человечеству использовать все преимущества основанных на блокчейне решений, не разрушив при этом старые институты власти.

А вот мнение российского венчурного инвестора Александра Шульгина: «“Новые рынки» развиваются на основе иной модели, где капиталистическая модель начинает уступать более социальной модели. Цифровой мир — это «глобальная деревня”, как называл цифровую среду Маршалл Маклюэн. А мы же помним, что в деревне никакого капитализма не было и не могло быть. До человека, который живет на другом континенте, теперь с помощью интернета рукой подать, и на первое место вновь выходит бартер, прямой обмен ресурсами, прямой обмен возможностями, энергией. Кооперация потребителей и максимальное внедрение натурального обмена, сотрудничество, со-творчество, со-владение и — все это заменяет старые бизнес-модели, построенные на добавленной стоимости. Технология блокчейн, основа которой — прозрачность, безопасность, доверие и децентрализация, — это как раз новая платформа для будущей инфраструктуры бизнеса. И новые предприниматели, работающие с ней, будут отличаться от старых значительно, примерно как современный банкир отличается от венецианского менялы XVI века. Или старый почтовый участок — от ».

По мнению Д. Леви, «эксперимент [с блокчейном] дал миру три вывода, которые, безусловно, окажут влияние на будущее развитие мировой экономики и заставят переосмыслить категории национального государства, каким мы его знаем сегодня».

Во-первых, он показал, что распределенная неуправляемая валюта принципиально возможна и при этом обладает большой степенью «справедливости» и защищенности от злоупотреблений со стороны разнообразных регуляторов и центров эмиссии. Во-вторых, стало очевидно, что финансовые операции, совершаемые между незнакомыми экономическими субъектами, принципиально возможны без участия цепочки посредников, причем с минимальными затратами по времени, практически мгновенные и практически бесплатные, не нуждающиеся в центрах эмиссии и и обходящие любые национальные ограничительные инициативы. В-третьих, идея децентрализованной криптовалюты уравнивает граждан разных стран независимо от состояния их экономик, дает возможности для прямого трансграничного Р2Р-инвестирования, что заставляет государства конкурировать перед гражданами и делает их в целом еще более подчиненными обществу. А учитывая, что на основе блокчейн-алгоритмов возможно конструирование не только финансовой, но и общественной или политической системы, государство оказывается вынуждено спорить с идеей децентрализованного, но, вероятно, не менее эффективного и уж точно более справедливого управления.

Не все так просто…

Впрочем, возникает закономерный вопрос: «если технология блокчейн столь хороша, почему же она до сих пор лишь обсуждается и все еще не стала повсеместной? Ответ прост: потому, что такое будущее вряд ли возможно. Блокчейн не демонтирует государства и не приведет к децентрализации общества до автономных коммун. Радикальные проекты по внедрению систем прямой криптодемократии встретят жесткий отпор со стороны государств, а их ведущие идеологи будут отнесены к сепаратистам и террористам. По мере приближения степени проникновения интернета к 100% населения и примерно такого же уровня развития интернет-грамотности блокчейн-референдумы начнут проводиться по насущным вопросам муниципального уровня. К моменту, когда дойдет до общенациональных выборов, будут найдены способы объединить избирателей по крупным фракциям, которые будут подвержены влиянию больших центров принятия решений. Бюджеты никогда не будут полностью прозрачны — государства, используя риторику необходимости ограничения прозрачности в сферах, затрагивающих национальную безопасность, найдут поводы и технические решения для изъятия части информации из публичного реестра».

Если смотреть с технической стороны, на сегодня технология блокчейн не может обеспечить уровень доверия и защиты, сравнимый с таковым у нынешней системы и тем более превосходящий его. Чтобы это произошло, новая система должна обладать огромным объемом вычислительных мощностей, которые будут потреблять чудовищные объемы электроэнергии. Пока неясно, как новая система станет справляться с юридическими и регулятивными проблемами, а также с вопросами национальной безопасности, такими как отмывание денег, мошенничество, уклонение от уплаты налогов или терроризм. Хотя, вероятно, разработчики блокчейна усовершенствуют саму концепцию надзора: от изучения отчетности и документации отдельных фирм перейдя к неизменной системе документирования и отчетности по всему рынку в целом. Это будет огромный прогресс. Но даже в таком случае цифровые валюты не застрахованы от катастрофических рисков. Как и в существующей системе, если применение новой системы достигнет значительного уровня, возможные сбои и другие нештатные ситуации будут чреваты серьезными экономическими кризисами и спадами. В этом сценарии валютная политика не сможет дать эффективный ответ, если только ей не удастся повысить спрос значительной доли экономических агентов, использующих цифровые валюты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все языки программирования для начинающих