Обучение — Какие то траблы с условными операторами.


Назовите особенности использования вложенных условных операторов

29.10.2014, 18:01

Особенности использования и область применения модулей
Модули. Особенности использования. Область применения.

Можно ли вместо вложенных операторов if использовать сложное булевское выражение?
Можно ли вместо вложенных операторов if использовать сложное булевское выражение? Что лучше? Чем?

Каковы особенности выполнения операторов: присваивания, ввода-вывода, условных, циклов
Контрольные вопросы 1. Особенности выполнения операторов: присваивания, ввода-вывода, условных.

Приведите примеры, как оформлять запись вложенных условных и составных операторов
Помогите пожалуйста ответить на вопрос: «Опишите стиль оформления текстов программ на языке.

Назовите особенности символьного решения уравнения
Назовите особенности символьного решения уравнения в маткад

29.10.2014, 20:44 2

Решение

В пункте 2 вопрос бредовый, тем, кому подобные вопросы приходят в голову, преподавать должно быть запрещено.

Дело в том, что условный оператор имеет 2 варианта:

1) if условие then оператор;

2) if условие then оператор else оператор;

причем, «;» частью оператора не является и приведена лишь для наглядности, чтобы показать , что «;» перед else недопустима.

«условие» выше — это логическое выражение, сформированное по правилам языка Паскаль. Логическое выражение может быть скомбинировано из отдельных подвыражений при помощи not, and, xor, or, но отношения к условному оператору это обстоятельство не имеет никакого от слова совсем, условие в условном операторе единственное.

29.10.2014, 20:44

Использование условных операторов
У меня возникла такая проблема: В программе пользователь вводит данные о себе + искомую работу.

Задача на использование условных операторов
Добрый вечер. Возникили трудности с решением задачи с использованием условных операторов. Не могу.

Количество условных операторов подряд
Можно ли записать условные операторы таким образом ? if (условие 1) < оператор 1; оператор.

Условный оператор

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (606,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с условным оператором и применением его при составлении программ на языке программирования Паскаль.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с основными понятиями по данной теме;
    • учить записывать простые и сложные условия команды ветвления;
    • учить составлять программы на языке Паскаль по блок-схеме разветвляющегося алгоритма;
    • учить составлять программы с ветвлением на языке Паскаль;
    • продолжить формирование умений учащихся находить ошибки в программах, предвидеть результат выполнения программы.
  • Развивающие:
    • развивать у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, существенное, обобщать, формулировать выводы;
    • развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности.
  • Воспитательные:
    • формировать коммуникативные компетенции учащихся через работу в группах, воспитания уважения друг к другу, умения слушать;
    • воспитание информационной культуры.

Изучив тему урока, учащиеся должны:

  • знать понятие условия, формат записи полного и неполного условного оператора;
  • уметь правильно записывать простые и сложные логические условия для решения конкретных задач;
  • составлять программы на языке Паскаль по блок-схеме разветвляющегося алгоритма;
  • применять условный оператор при составлении программы для решения задач;
  • уметь находить ошибки в составленной программе.

Возраст учащихся: IX класс.

Средства обучения:

  • технические:
    • компьютерный класс;
    • мультимедийный проектор;
    • экран;
  • программные:
    • система программирования Турбо Паскаль 7.0;
    • презентация, созданная средствами программы Microsoft PowerPoint (Презентация);
  • раздаточные материалы:
    • карточки для работы в группах (Приложение);

I. Организационный момент

На прошлых уроках мы научились составлять линейные программы на языке Паскаль. Сегодня мы продолжим изучать операторы языка программирования Паскаль.

II. Актуализация знаний

Составим программу для решения следующей задачи: Из двух чисел А и В найти большее и вывести его на экран.


(Учащиеся предлагают свои варианты и совместно с учителем делают вывод, что составить линейную программу для решения данной задачи нельзя.)

Действительно, в рассмотренных ранее программах все операторы выполнялись последовательно один за другим в том порядке, в каком они были записаны. В данной задаче необходимо в зависимости от условия выполнить разные действия: если А > В, то напечатать на экране число А, а, если B > A, то – число В. Получаем, что для решения данной задачи необходимо составить разветвляющий алгоритм. Команды, с помощью которых записываются разветвляющиеся алгоритмы, называются командами ветвления. Команде ветвления в Паскале соответствует условный оператор, с которым мы сегодня познакомимся.

Сформулируйте цели урока. (Ответы учащихся: узнать, как записывается условный оператор, как записывается условие, научиться решать задачи с использованием условного оператора)

III. Объяснение нового материала

Условный оператор реализует «ветвление», т.е. изменяет порядок выполнения операторов в зависимости от истинности или ложности некоторого условия.
Условный оператор может иметь две формы (структуры) – полную или неполную.
Полная форма условного оператора имеет вид:

IF THEN ELSE ;

Условие – это логическое выражение, которое может быть записано в операторе явно или вычислено в программе. Для записи простых условий используются операции отношения:
(больше), = (равно), = (больше или равно), (не равно).
Выполнение условного оператора начинается с вычисления значения логического выражения, записанного в условии. Если (IF) условие истинно, тогда (THEN) выполняется оператор1, иначе (ELSE) выполняется оператор2.
Составной условный оператор воспринимается компилятором Паскаля как один оператор, поэтому перед ELSE не ставится точка с запятой.
Для наглядности программы операторы, следующие за словами THEN и ELSE можно писать на следующей строке.
Если по условию задачи после THEN или ELSE необходимо выполнить больше одного оператора, то тогда используют операторные скобки BEGIN…END

IF THEN
BEGIN
;
;

;
END
ELSE
BEGIN
;
;

;
END;
Составим программу для задачи, записанную в начале урока.
PROGRAM zadacha1;
VAR A,B:INTEGER; <описываем переменные А и В целыми числами>
BEGIN
WRITE(‘A=’); <Вводим с клавиатуры числа А и В>
READLN(A);
WRITE(‘B=’);
READLN(B);
WRITE (‘Большее число : ‘);
IF A>B THEN WRITELN (A) <Если A>B , то выводим на экран А, иначе выводим В>
ELSE WRITELN (B);
END.

Если в случае невыполнения условия (условие ложно) никаких действий выполнять не надо, то используют неполную форму условного оператора:

IF THEN

Например, для решения задачи: удвоить число Х, если оно положительное, можно записать следующее условие:

В качестве оператора в команде ветвления может быть другой условный оператор. В этом случае получаем вложенные ветвления. Рассмотрим на примере.

Задача. Составить программу для решения квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0.

Составим алгоритм решения задачи.

Условие может быть записано и сложным логическим выражением. В сложных логических выражениях используются логические операции: and (И), or (ИЛИ), not (НЕ). Отношения, связываемые логическими операциями, заключаются в скобки. Например, требуется определить, есть ли среди чисел a, b, c хотя бы одно равное нулю. Для этого можно составить следующий условный оператор:

IF (a=0) OR (b=0) OR (c=0) THEN WRITE(‘YES’) ELSE WRITE(‘NO’);

Также в сложном условии могут быть использованы и мультипликативные операции:

mod – остаток от деления, div – целая часть от деления.
Например, требуется определить, является ли число а – нечетным.

IF a MOD 2<>0 THEN WRITELN(‘YES’) ELSE WRITELN(‘NO’);

Рассмотрим задачу со сложным условием.

Задача. Написать программу, проверяющую, принадлежит ли число интервалу (0;5].

Решение. Обозначим за х число, вводимое с клавиатуры пользователем. Принадлежность числа х заданному интервалу определяется следующим условием: 0 0) and (x 18.05.2012

Оператор безусловного перехода GoTo

Оператор безусловного перехода GoTo означает «перейти к» и применяется в случаях, когда после выполнения некоторого оператора надо выполнить не следующий по порядку, а какой-либо другой, отмеченный меткой оператор.

Формат:

GoTo ;

Метка в Pascal – это произвольный идентификатор, позволяющий именовать некоторый оператор программы и таким образом ссылаться на него. В качестве метки можно использовать целое число без знака (исключение в правилах написания идентификаторов). Метка располагается непосредственно перед помечаемым оператором и отделяется от него двоеточием. Оператор можно помечать несколькими метками, которые в этом случае отделяются друг от друга двоеточием. Перед тем как появится в программе, метка должна быть описана (в разделе описания меток). За словом Label (метка) следуют имена меток, разделенные запятыми. За последним именем ставится точка с запятой. Максимальная длина метки ограничена 127 символами.

Формат: Label ;

Действие оператора GoTo состоит в передаче управления соответствующему меченному оператору.

При использовании меток необходимо руководствоваться следующими правилами:

ü метка, на которую ссылается оператор GoTo, должна быть описана в разделе описаний и она обязательно должна встретиться где-нибудь в теле программы;

ü метки, описанные в процедуре (функции), локализуются в ней, поэтому передача управления извне процедуры (функции) на метку внутри нее невозможна.

Например, в результате выполнения программы:

В этой структуре: – порядковая переменная, значение которой проверяется; – константы, с которыми сравнивается значение порядковой переменной; – операторы, из которых выполняется тот, с константой которого совпадает значение порядковой переменной.

Ветвь оператора else является необязательной. Если она отсутствует и значение порядковой переменной не совпадает ни с одной из перечисленных констант, весь оператор рассматривается как пустой. В отличие от оператора If перед словом else точку с запятой можно ставить.

Если для нескольких констант нужно выполнять один и тот же оператор, их можно перечислить через запятую, сопроводив их одним оператором. Существует возможность указать диапазон возможных значений. Например, диапазон от 1 до 100 включительно указывается так:
1 .. 100.

0, 2, 4, 6, 8: Writeln(‘Чётная цифра’);

1, 3, 5, 7, 9: Writeln(‘Нечётная цифра’);

10 .. 100: Writeln(‘Число от 10 до 100’);

Writeln(‘Отрицательное число или больше 100’);

В операторе выбор после двоеточия может указываться только один оператор. Для того, чтобы выполнить несколько операторов, так же как и в условном операторе, применяют составной оператор.

Необходимо заметить, что из всех возможных ветвей операторов управляющей конструкции выбор, выполняется только одна ветвь, даже если значение порядковой переменной совпадает с несколькими возможными значениями, отвечающими за разные ветви операторов. Выполняется та ветвь, которая расположена раньше. Значение порядковой переменной сравнивается последовательно со всеми возможными значениями, и как только найдётся значение, которому равна порядковая переменная, выполняется ветвь операторов, сравнения прекращаются и управляющая конструкция прекращает свою работу. Поэтому при составлении программ с использованием управляющей конструкции выбор, раньше необходимо располагать более «строгие» последовательности операторов.

ТЕМА 8. Циклические программы

Цель лабораторной работы: закрепить практические навыки работы с системой PascaABC, научиться правильно использовать различные операторы циклов; научиться составлять программы решения задач с использование циклических структур.

Алгоритм называется циклическим, если он содержит многократное выполнение одних и тех же операторов. Число повторений этих операторов может быть задано в явной (цикл с известным числом повторений) или неявной (цикл с неизвестным заранее числом повторений) форме.

В практике программирования часто встречаются циклические программы. В циклических программах какой-либо алгоритм повторяется многократно, при этом один или несколько параметров изменяются. Операторов цикла (повтора) в Паскале три: for, repeat, while.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:


Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9802 — | 7674 — или читать все.

91.105.232.77 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

лабы по информатике, егэ

лабораторные работы и задачи по программированию и информатике, егэ по информатике

Pascal: Занятие №2. Часть 1: Условный оператор в Паскале (If)

Условный оператор в Паскале

До рассмотрения данной темы в основном использовались линейные алгоритмы в Паскале, характерные для весьма простых задач, когда действия (операторы) выполняются последовательно, одно за другим. Более сложные алгоритмы предусматривают использование конструкция ветвления.

Блок-схема условного оператора:

Условный оператор в Паскале имеет следующий синтаксис:

if условие then оператор;

Полный вариант:

if условие then оператор else оператор;

Условный оператор в Паскале — if — служит для организации хода задачи таким образом, при котором изменяется последовательность выполнения операторов в зависимости от какого-либо логического условия. Логическое условие может принимать одно из двух значений: либо true (истина), либо false (ложь), соответственно, оно может быть либо истинным, либо ложным.

Составной оператор

Если при истинном условии необходимо выполнять несколько операторов, то их по правилам языка Pascal необходимо заключать в блок, начинающийся со служебного слова begin и заканчивающегося служебным словом end . Такой блок принято называть операторными скобками, а данную конструкцию — составным оператором:

Операторные скобки и составной оператор в Паскале:

if логическое выражение then begin оператор1; оператор2; end else begin оператор1; оператор2; end;

Перевод с английского оператора условия облегчит понимание его использования:

Вариант 1 Вариант 2

Подробно разобраться в работе условного оператора в Паскале можно, просмотрев видеоурок:

Обратите внимание на то, как в данном примере выводится y . При выводе переменных типа real в pascal, можно использовать так называемый форматированный вывод, или запись с двумя двоеточиями:
y:6:2
— цифра после первого двоеточия ( 6 ) указывает на то, сколько знаков будет занимать число при выводе на экран
— цифра после второго двоеточия ( 2 ) указывает на то, сколько знаков после запятой вещественного числа будет выводиться

Таким образом, использование такой записи в pascal практически позволяет выполнить округление до сотых, тысячных и т.п.

Логические операции в Паскале (в логическом выражении)

Когда необходимо использовать двойное условие в Pascal, то понадобятся логические операции.

  • Логическая операция AND (И), поставленная между двумя условиями, говорит о том, что должны выполняться сразу оба эти условия (должны быть истинными). Логический смысл операции — «конъюнкция».
  • Поставленный между двумя условиями, знак OR (ИЛИ) говорит о том, что достаточно, если будет выполняться хотя бы одно из них (одно из двух условий истинно). Логический смысл операции — «дизъюнкция».
  • На языке Паскаль XOR — знак логической операции, имеющий смысл «строгая дизъюнкция» и указывающий на то, что необходимо, чтобы одно из двух условий выполнялось (истинно), а другое — не выполнялось (ложно).
  • Логическая операция NOT перед логическим выражением или переменной имеет смысл «отрицание» или «инверсия» и указывает на то, что если данная переменная или выражение истинны, то их отрицание — ложь и наоборот.

var n:integer; begin n:=6; if (n>5) and (n 7) or (n 7) xor (n 7) then writeln(‘истина’); end.

Вариант 1 Вариант 2

var a,b: integer; begin write(‘Введите A: ‘); read(a); b := a mod 2; if b>0 then writeln(‘true’) else writeln (‘false’) end.

Построение блок-схем по коду Паскаль

Теперь настало время вспомнить о том, что такое блок-схемы.
Блок схема — ориентированный граф, указывающий на последовательность операций, приводящую к решению поставленной задачи.

Существуют управляющие структуры трех типов:

следование ветвление повторение или цикл

Две из трех представленных структур блок-схемы мы уже можем перевести в код Pascal.

Обучение и тренировка операторов

Опыт эксплуатации автоматизированных систем показывает, что около трети всех отказов системы происходит вследствие недостаточной подготовленности обслуживающего персонала. В ряде случаев снижение надежности системы за счет этого фактора бывает настолько велико, что практически сводит к нулю высокий исходный коэффициент надежности технической системы. Несмотря на специальную подготовку, оператор иногда допускает ошибки, применяя алгоритм, годный только при наличии условий, отсутствующих в данный момент; иногда пропускает очень важные операции или совершает лишние, выполняет их в иной последовательности; в ряде случаев причиной ошибочных действий является неполное или неправильное предвидение их последствий и т. п.

Причины таких ошибок многообразны, но специальный психологический анализ показывает, что многие из них являются следствием недостатков организации обучения. При изменении методов обучения можно добиться принципиального сдвига в качестве выполнения действий, формируя необходимые умения с заданными характеристиками [80].

Например, в процессе наблюдения за стажировкой будущих дежурных по станции были выявлены весьма серьезные недостатки в их подготовке. Дежурный на современном железнодорожном узле — это организатор движения, обладающий не только запасом конкретных знаний о станционной работе, но и сложными формами оперативного мышления, сообразительностью, умением решать неожиданно возникающие ответственные задачи в условиях ограниченного времени и высокого нервного напряжения. Однако многие студенты и инженеры, окончившие вуз, несмотря на хорошее знание технических правил и владение техникой работы на пульте управления, долгое время не могут приступить к самостоятельной оперативной работе. Наблюдая за деятельностью опытного дежурного по станции, они за внешней стороной его деятельности — управлением с пульта движением поездов — не видят основного: тех процессов планирования, расчета, анализа конкретной ситуации, которые и составляют основу мастерства оператора.

Вместе с тем обнаружилось, что при определенных условиях можно за значительно более короткое время, чем при обычной стажировке, приобрести необходимые умения, понять все, что происходит на станции, и спланировать станционную работу. Такая возможность была выявлена при следующей организации обучения. На начальном этапе учащиеся знакомились с основными правилами управления движения и анализировали принципиальную зависимость показателей движения от деятельности дежурного по станции. Затем они переходили к стажировке. Но обычное наблюдение за деятельностью опытного дежурного сопровождалось параллельными попытками самостоятельно решить задачу. Для обеспечения такой возможности обучаемому давались бланки со схемой станционных путей. Время от времени они наносили на эти бланки сложившееся в данный момент на станции движение поездов. Сопоставляя его с характеристиками вновь прибывающих поездов, учащиеся пытались спланировать работу станции по их приему. Принятое решение соотносилось с тем, которое принимал дежурный по станции. При несовпадении решений выяснилось, какие моменты станционной динамики не были учтены стажерами. Такое обучение с определенными ограничениями доступно даже человеку без серьезной специальной подготовки, а при ее наличии оно позволяет молодому специалисту в короткое время достигнуть уровня наиболее опытных операторов.

В чем различие этих методов обучения? При обучении студентов транспортных вузов основное внимание уделяется овладению ими определенными, устоявшимися алгоритмами и отдельными операциями планирования станционного движения. Но в действительности в работе дежурного по станции всегда имеется много индивидуального, не учитываемого общими правилами, и студент не может сразу приступить к решению конкретных оперативных задач. В связи с этим стажеру не доверяют управлять движением и активность его обычно очень невелика. В этих условиях многие ситуации выпадают из поля его внимания, он не замечает их своеобразия или не узнает в них хорошо известных ему типичных ситуаций. Бланковый метод решения задач не только повышает активность, но и обладает очень важной особенностью: он позволяет объективизировать умственную деятельности стажера, «вынести ее вовне».

Установлено, что основным недостатком существовавших ранее и еще существующих на практике методов обучения является неуправляемость процесса обучения. В подавляющем большинстве случаев обучение операторов построено так, что обучающий, сообщая определенные знания или организуя тренировку, судит об уровне усвоения только по результатам экзаменов, не организуя и не контролируя внутренней деятельности обучаемого, тех способов или качеств, с помощью которых он овладевает знаниями и которые обеспечивают выполнение тех или иных действий. Каждому известно, например, что процесс приобретения знаний зависит от внимательности обучаемого, и к этому качеству всегда предъявляются высокие требования. Но внимательность не означает только отсутствие отвлечения на другие объекты. Обучаемый, занятый только выполнением тех действий, которые от него требуются, все-таки может быть невнимательным, допускать ошибки и не замечать их, несмотря на наличие соответствующих знаний. И обучающий далеко не всегда знает, как научить быть внимательным. Точно так же хорошо известно, что успешность обучения зависит от понимания материала, но не всегда удается обеспечить понимание материала каждым из обучающихся. Расхождения, возникающие между качеством соответствующих умений и требований к ним, зачастую рассматриваются как следствие свойств человека. В практике обучения нередко бывает трудно добиваться высокой эффективности тренировки при овладении навыками. Обычно считают, что улучшение качественных и количественных характеристик действий зависит от числа тренировочных упражнений, и причину недостатков в приобретении навыков чаще всего видят в малом числе занятий, отведенных на тренировку.

Согласно современным отечественным теориям в наше время возможна такая организация обучения, при которой все его основные стороны будут находиться под контролем обучающего. Иными словами, процесс усвоения может быть управляемым, когда заранее известны цель обучения, необходимая степень качества усвоения и какими методическими средствами это может быть достигнуто.

И, возвращаясь к приведенным примерам, можно сказать, что внимательность — не прирожденное, а формируемое в процессе обучения качество. Внимательность вырабатывается тогда, когда в число специально формируемых операций включены и операции систематического контроля действий, осуществляемого не после завершения действия, а в процессе его выполнения, причем даже с некоторым опережением. Понимание является результатом специально организованной познавательной деятельности. Улучшение результатов действия в процессе тренировки обусловлено изменением способов действия, их приспособления к условиям задачи. Эффективность тренировки зависит от того, четко ли выделены эти условия, определены ли наиболее адекватные способы выполнения и контроля действия и в какой степени обеспечено их усвоение [83, 89].


Прежде чем перейти к рассмотрению основных особенностей организации управляемого процесса обучения операторов, остановимся на некоторых параметрах действий.

Как уже говорилось, деятельность оператора, как и любая другая деятельность, имеет сложную структуру, ее основу составляет мотивационная часть со всей ее разветвленностью в виде конкретных целей — ступенек на пути реализации мотивов — и исполнительная часть, представляющая собой иерархическую систему действий и операций, которые обеспечивают достижение целей и в конечном итоге реализацию мотивов.

В системе действий и операций выделяется собственно исполнительная сторона, т. е. система операций по непосредственному изменению объекта действия, обеспечивающая достижение результата, и познавательная, представляющая собой систему операций по отражению условий действия. Последняя получила название ориентировочной основы действия. В процессе обучения ориентировочная часть становится знанием, действие в целом — умением, а при достижении автоматизма, когда предельно ослабляется сознательный контроль за ходом выполнения,— навыком.

Многочисленные исследования показывают, что качество ориентировочной основы действия определяет и ход формирования действия в целом, и его конечный результат — качество сформированных знаний, умений и навыков, и самоконтроль правильности процесса выполнения действия в различных условиях. Поэтому основные управляющие воздействия в процессе обучения должны быть направлены на обеспечение условий для формирования полной ориентировочной основы действия. В круг этих условий входят:

1) четкое определение цели действия, т.е. выделение всех показателей, которые должны способствовать выполнению поставленной задачи;

2) подробная характеристика объекта действия, выделение его параметров, необходимых для обеспечения возможности решения данной задачи;

3) описание технологических стадий преобразования объекта — их содержание, последовательность, показатели, которым они должны отвечать;

4) выявление необходимых орудий действия, их характеристика и определение их функций;

5) подробная характеристика состава исполнительных операций, которыми реализуется технологический процесс, способ их выполнения и последовательность;

6) выделение способов осуществления контроля за ходом выполнения действия;

7) схематическое представление общего плана выполнения задания.

При этом весьма существенное значение имеет метод организации обучения на самом начальном его этапе, когда обучаемый знакомится с этими условиями. Принципиально возможны два основных пути. Первый: все необходимые сведения по каждому из перечисленных компонентов ориентировочной основы действия даются в готовом виде как инструкция, с которой оператор должен ознакомиться и которую должен запомнить. Инструкцию дополняют готовыми образцами действия (в виде описаний, схем, показа). Этот метод условно назовем методом «образца». Второй путь: деятельность обучаемых строится таким образом, что в виде готовых сведений вводят только некоторые принципиальные положения, известные из прежнего опыта. Опираясь на них, учащийся под руководством обучающего сам строит всю необходимую систему операций, выделяет требуемые характеристики действия и способы их контроля, опираясь на логику технологического процесса. При этом анализируют возможные исходы и правильных, и неправильных действий, рассматривают различные отклонения и определяют их допустимые границы. Задача обучающего состоит в том, чтобы вовремя поставить новую проблему и направить учащегося по правильному пути поиска ее решения. Этот метод можно назвать проблемно-теоретическим.

Конечный результат при обоих методах один — знание инструкции, но качество этого знания принципиально разное: при проблемно-теоретическом методе обеспечивается глубокое понимание происходящих событий, появляется возможность правильных действий не только в широком круге типичных ситуаций, но и в любых маловероятных ситуациях. Метод «образца» такого усвоения гарантировать не может — оно обеспечивается лишь у незначительного числа учащихся. Основная же масса людей, прошедших такое обучение, знает «букву» инструкции, т. е. умеет решать типичные задачи. Более того, реальный алгоритм действий, который сложился у оператора, в этом случае нередко отклоняется от допустимых пределов в силу недостаточного его понимания.

Причина недостатков обучения не только в том, что метод «образца», т. е. обучение через введение готовых инструкций, чаще всего использовался монопольно. Более существенно то, что лишь в некоторых случаях инструкции содержат полную ориентировочную основу действия. Этим и объясняется, почему так труден переход для большинства операторов от обучения к выполнению своих реальных обязанностей.

Секрет успеха проблемно-теоретического метода в том, что он соответствует основной психологической закономерности, которая специально рассматривалась ранее, например, в гл. V: полноценное усвоение обеспечивается только в том случае, если твердые знания являются непосредственной целью действий человека и для достижения этих целей применяются наиболее содержательные, активные способы.

Для полного усвоения при любом методе обучения необходимо соблюдение принципа поэтапного формирования действия. Принцип этот состоит в следующем: любое действие в процессе его формирования сначала должно быть сформировано как внешне развернутое действие, имеющее материальную форму (движения рук, перемещения взгляда и т. п.), а затем как умственное действие, когда появляется возможность совершать его в плане представлений, в «уме».

Этим определяются основные этапы в формировании действия. Первый этап — предварительное знакомство с содержанием формируемого действия, его целью, характером, условиями выполнения, выявление того круга знаний, которые были получены ранее и необходимы для новых умений как исходные.

Второй этап — развернутое материальное действие. На этом этапе ориентировочная основа действия осуществляется с помощью реальных предметов, их физических моделей, схем и т.п. Они позволяют сделать доступными для непосредственного наблюдения и внешнего контроля любые свойства и результаты действия, которые являются существенными для правильного его выполнения.

Для того чтобы действие с самого начала строилось правильно, нельзя полагаться на память человека. Все основные положения инструкции даются оператору в удобной для обозрения форме (специальная карта), и он, переходя от одной операции к другой, должен работать с этой картой. Учебная карта — это удобный для целей обучения способ представления усваиваемого материала в виде развернутой программы действия. В основу комплектования таких карт положены следующие принципы:

Каждая порция материала дается для решения задачи, имеющей относительно самостоятельное значение. Для этого у обучаемого должны быть необходимые исходные знания и умения.

Последовательность предъявления для усвоения новых карт определяется последовательностью решения задач, необходимых для выполнения полного объема работ.

Алгоритм действия, предлагаемый картой, должен иметь четкое текстовое выражение (лучше всего, если он имеет форму таблицы, где отдельно представлены операции, учитываемые технологические параметры, названия исполнительных действий, способы контроля). После знакомства со всей последовательностью операций дается условное схематическое выражение алгоритма, позволяющее легко обозревать все операции данного цикла.

В случае проблемно-теоретического обучения такая карта сначала строится самим обучаемым по мере выявления состава операций, определяющих их условий и характера результатов.

По мере овладевания действием в развернутой форме согласно инструкции обучающийся запоминает основную последовательность операций и может обходиться без инструкции. Тогда карту убирают, и оператор переходит к третьему этапу — речевому. Каждую последующую операцию (и необходимые для ее выполнения условия) сначала называют, а потом (если нет ошибки в названии) выполняют. Если возникают какие-то неточности, обучаемый должен снова на короткое время вернуться к карте. Полное осознание и понимание действия прямо отражается в точности формулировок, свободном назывании любой последующей и предыдущей операции, в описании их общей схемы. На этом этапе реальное выполнение действия целесообразно время от времени заменять подробным рассказом о ходе и условиях его выполнения. Любые недостатки этого этапа свидетельствуют о недостаточном овладении действием на предыдущем этапе. В таком случае следует возвратиться на этап развернутого выполнения действия с помощью карты — инструкции.

В случае свободного и точного выполнения действия в речевой форме можно переходить к четвертому этапу — Действию в умственном плане, когда по заданию обучающего какие-то промежуточные операции выполняются в уме, и оператор называет только их результат. Этот этап обязателен для любых действий, даже таких, которые всегда представлены во внешней форме (двигательные операции). На этом этапе обеспечивается и возможность предвидения очередных операций, и четкий контроль за ходом их выполнения.

На умственном этапе формирования действия содержание последнего претерпевает существенные изменения. Оно сокращается, т.е. на смену развернутым формулировкам приходят краткие условные обозначения. Кроме того, действие быстро автоматизируется, т. е. приобретает форму единого акта, без выраженного расчленения на отдельные операции, и может выполняться без контроля сознания на промежуточных этапах. Такое действие называют навыком.

Отработка действия на каждом из этапов до уровня навыка требует определенного количества упражнений, т. е. тренировки. Конкретный объем тренировки определяется точностью формируемых операций, методом обучения, уровнем предварительной подготовки обучаемого и другими факторами. Показателем натренированности служит достижение некоторого устойчивого минимума числа ошибок при устойчивом среднем значении времени выполнения действия (или системы действий). Конкретные требования к абсолютным значениям точности и скорости действий оператора определяют, исходя из особенностей объектов управления.

Многие навыки могут быть сформированы лишь в том случае, если при обучении используются модели реальных устройств отображения информации или пультов управления.

Такие устройства получили название тренажеров. Для того чтобы обеспечить наиболее эффективное формирование навыков, они должны отвечать определенным требованиям [70]:

1.Навыки, развиваемые на тренажере, должны по своей структуре соответствовать навыкам трудовой деятельности. Это не означает, что они должны быть их копией. Более того, во многих случаях даже полезны некоторое упрощение и схематизация. Далеко не всегда требуется формирование с помощью тренажера целостного навыка, иногда достаточно отработать только некоторые операции.

2.Тренажер не должен формировать навыки, дающие отрицательный эффект при переходе в реальные условия. Но при окончательной оценке тренажера с этой точки зрения надо учитывать, насколько отрицательные навыки, если они все-таки возникают, существенны, насколько трудно устранимы и какова доля положительных навыков и качество последних.

3. Тренажер должен предусматривать возможность варьировать условия выполнения действия.

4. Тренажер должен обеспечивать возможность воспринимать результаты производимых на нем действий. Желательно обеспечить и объективную регистрацию этих результатов для последующего анализа.

5. Успешность применения тренажера определяется и такими очевидными факторами, как методическая целенаправленность и обеспечение необходимого числа упражнений. В зависимости от психофизиологической структуры формируемых навыков тренажеры делят на четыре группы.

1. Тренажеры для формирования сенсорных навыков, т. е. навыков восприятия сигналов и их первичной оценки.

На этих тренажерах обеспечивается максимальное соответствие между сенсорными модальностями сигнала на тренажере и теми, которые имеются в реальной обстановке. Так, на тренажерах для подготовки операторов зрительного профиля обеспечивается точная имитация внешнего вида индикаторов, а также

сигналов и помех по форме, яркости, контрасту, размерам, вероятности появления и т. д.

Тренажеры этого типа применяют при подготовке радистов, операторов гидроакустических и радиолокаторных станций и др.

2. Тренажеры дл.я формирования сенсомоторных навыков. Тренажеры этого типа копируют компоновку сенсорного и

моторного поля реальных пультов управления в тех их звеньях, которые используются для основных операций управления системой. С помощью этих тренажеров формируются и доводятся до автоматизма основные сенсомоторные умения и навыки, необходимые в реальной деятельности. Применяются при подготовке пилотов, танкистов, шоферов, операторов, работающих в режиме слежения.

3. Тренажеры для формирования умственных навыков.

Они обеспечивают максимальное соответствие смыслового содержания подаваемых оператору сигналов (а также их последовательности и вероятности появления) реально протекающим процессам и событиям. В тренажерах этого типа не придается существенного значения копированию оборудования реального рабочего места. Используются для выработки способов решения алгоритмизированных задач и проблемных ситуаций в тех видах деятельности, где оператор имеет дело с динамическими объектами. С их помощью готовят диспетчеров в авиации и железнодорожном транспорте, операторов некоторых технологических объектов, командиров кораблей и др.

4. Тренажеры смешанного типа.

К этой группе относят тренажеры, которые обеспечивают одновременное формирование умственных, сенсорных и сенсомоторных навыков. В них воспроизводятся наиболее существенные особенности устройств индикации, ввода информации и состава задач. Наиболее типичными среди этой группы являются тренажеры для подготовки операторов сложных дистанционных систем управления энергетическими и технологическими блоками.

Но, безусловно, и данная классификация не исчерпывает всех видов тренажеров. В основу классификации могут быть положены и другие принципы, как например, в классификации тренажеров военно-морского флота (рис. 38) [82].

Формирование многих навыков, особенно в тех случаях, когда не требуется особой четкости движений или жесткой последовательности действий, возможно и без специально сконструированных тренажеров. Об одном из возможных способов — бланковом методе — уже говорилось выше. Он представляет собой разнообразные формы. Особое внимание этому методу отводится при обучении операторов динамичных процессов, где велика вероятность возникновения непредвиденных ситуаций. Суть метода в том, что составляют стандартную схему, отражающую какие-то статические особенности управляемого объекта (схема железно дорожных путей, технологического контура, функциональных связей оператора и т. п.). Затем на

нее наносят переменные параметры управляемого объекта, характеризующие его состояние на определенный момент. На основе их учета принимают решение о характере необходимых управляющих воздействий и прогнозируют характер полученного результата.

Успешное обучение операторов может быть гарантировано только при выполнении всех названных условий формирования ориентировочной и исполнительной части действия и доведения необходимого состава операций до уровня навыка. Правильно поставленное обучение обеспечивает создание положительных эмоций и мотивов, накопление необходимого объема знаний, выработку навыков с требуемыми характеристиками устойчивости и легкости перестройки, общее развитие способностей, устойчивость к влиянию внешних факторов, возможность постоянного обеспечения должного уровня работоспособности.


Дата добавления: 2015-12-10 ; просмотров: 2332 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Условные операторы

Бывает, что в процессе выполнения программы требуется реализовать разный набор команд в зависимости от произошедших до этого событий. В языках программирования это достигается с помощью специальных конструкций – условных операторов.

Чаще всего в качестве условного оператора в языках программирования используется конструкция if-else или ее сокращенный вариант if. Также существует оператор выбора case, который имеет более специфичное применение.

Оператор if-else

Когда выполнение основной ветки программы доходит до условного оператора if-else, то в зависимости от результата логического выражения в его заголовке выполняются разные блоки кода. Если логическое выражение вернуло true, то выполняется один блок (в Паскале начинается со слова then), если false – то другой (начинается со слова else). После выполнения одного из вложенных блоков кода, ход программы возвращается в основную ветку. Другой вложенный блок не выполняется.

Например, программа должна определять, ввел пользователь четное или нечетное число, и выводить на экран сообщение. Тогда программный код на языке Pascal может быть таким:

Бывают неполные формы условных операторов. В таком случае вложенный в if блок кода выполняется только в случая true логическом выражении заголовка. В случае false выполнение программы сразу передается в основной блок. Понятно, что ветка else в таком случае отсутствует.

В примере ниже, если переменная имеет значение меньше нуля, то ее значение изменяется (находится модуль числа). Если же значение переменной изначально больше нуля, то блок кода при операторе if вообще не выполняется, т.к. не соблюдено условие (n Добавить комментарий

Оператор условия if else

1. Назначение и синтаксис

Оператор условия if-else служит для выбора направления работы программы в зависимости от условий, сложившихся в данной точке программы на момент ее выполнения.

Общая форма записи условного оператора

Если на момент выполнения истинно, программа передает управление и, далее, первому оператору за пределами конструкции if-else. При этом не выполняется. Иначе, если ложно, выполняется , а пропускается. Соответствующая блок-схема

Фигурные скобки в синтаксисе оператора if-else используются для выделения в тексте блоков 1 и 2. Старайтесь располагать закрывающую скобку под открывающей для улучшения читаемости программного кода. Для этой же цели текст внутри фигурных скобок необходимо смещать вправо на несколько позиций.

В качестве условия в операторах if-else могут использоваться любые логические выражения, принимающие значения «истинно» или «ложно» (true – false). Ниже приведена таблица с указанием простейших операций сравнения целых и вещественных чисел

операция знак операции пример записи на C /С++
больше > A > B
меньше = k >= 0
меньше либо равно // для потокового В/В

#include // для консольного В/В (getch)

int main (int argc, char* argv[])

floatT0 = -273; // объявляем и инициализируем T0

floatTc, Tk; // объявляем вещественные Tc и Tk

cout >Tc; // запрашиваем Tc

Здесь в случае истинности условия управление передается блоку операторов в фигурных скобках. В случае ложности условия этот блок пропускается. Соответствующая блок-схема отличается от предыдущей отсутствием одного «плеча»

Другой вариант сокращения применяется в случае, когда какой-либо из блоков if или else состоит только из одного оператора. В этом случае допускается отсутствие фигурных скобок, ограничивающих этот блок.

Здесь в качестве операторов 1 и 2 могут быть не только простые однострочные арифметические действия или операторы ввода-вывода, но и сложные многострочные конструкции, например другие (вложенные) операторы условия или операторы цикла, которые будут рассмотрены ниже.

3. Вложенные операторы

Операторы условия могут быть вложенными друг в друга, в соответствии с тем программным алгоритмом, который они реализуют. Допускается произвольная степень их «вложенности».

Если один оператор if-else вложен в другой, то первый оператор входит во второй полностью , а не только какой-либо одной своей частью if или else. Недопустимым является частичное перекрывание между собой их отдельных блоков.

Операторы условных и безусловных переходов.

Операторы циклов.

Операторы цикла используются для организации многократно повторяющихся вычислений. Любой цикл состоит из тела цикла, то есть тех операторов, которые выполняются несколько раз, начальных установок, модификации параметра цикла и проверки условия продолжения выполнения цикла.

Для удобства, а не по необходимости, в C++ есть три разных оператора цикла — while, do while и for.

1) Цикл с предусловием имеет вид: while (выражение) оператор.

Рис.1 Структурная схема цикла с предусловием

Выражение определяет условие повторения тела цикла, представленного про­стым или составным оператором. Выполнение оператора начинается с вычисле­ния выражения. Если оно истинно (не равно false), выполняется оператор цик­ла. Если при первой проверке выражение равно false, цикл не выполнится ни разу.

Пример (программа находит все делители целого положительного числа):

2) Цикл с постусловием имеет вид: do оператор while (выражение).

Рис.2 Структурная схема цикла с постусловием

Сначала выполняется простой или составной оператор, составляющий тело цик­ла, а затем вычисляется выражение. Если оно истинно (не равно fаlse), тело цик­ла выполняется еще раз. Цикл завершается, когда выражение станет равным false или в теле цикла будет выполнен какой-либо оператор передачи управле­ния.

Пример (программа осуществляет проверку ввода):

3) Цикл с параметром.

Цикл с параметром имеет следующий формат: for (инициализация: выражение: модификации) оператор. Инициализация используется для объявления и присвоения начальных значений величинам, используемым в цикле. В этой части можно записать несколько опе­раторов, разделенных запятой (операцией «последовательное выполнение»).

Пример (оператор, вычисляющий сумму чисел от 1 до 100):

Областью действия переменных, объявленных в части инициализации цикла, яв­ляется цикл. Инициализация выполняется один раз в начале исполнения цикла. Выражение определяет условие выполнения цикла. Модификации выполняются после каждой итерации цикла и служат обычно для изменения параметров цикла.

Операторы условных и безусловных переходов.


1) Условный оператор if

Данный оператор используется для разветвления процесса вычислений на два направления. Структурная схема оператора приведена на рис. 3. Формат оператора: if (выражение) оператор_1; [else оператор_2;].

Оператор if позволяет определить действие при истинном условии, т.е. если логическое_выражение имеет значение true, выполняется составной_оператор_1, а если логическое_выражение имеет значение false, то управление передается следующему оператору после оператора if.

Рис.3 Структурная схема оператора if

2) Условный оператор двойного выбора if…else

Оператор if…else применяется для того чтобы в зависимости от конкретных значений исходных данных обеспечить выполнение двух разных составных операторов. Структурная схема оператора приведена на рис. 4. Формат оператора: if (логическое_выражение) <составной_оператор_1;>else <составной_оператор_2; >.

Рис.4 Структурная схема оператора if…else

Оператор if else позволяет определить программисту действие, когда условие истинно и альтернативное действие, когда условие ложно, т.е. если логическое_выражение имеет значение true, то выполняется составной_оператор_1, а если логическое_выражение имеет значение false, то выполняется составной_оператор_2. Так как логическое_выражение не может одновременно иметь значения true и false, то составной_оператор_1 и составной_оператор_2 не могут выполняться оба. После выполнения составной_оператор_1 или составной_оператор_2 управление передается следующему оператору после оператора if.

3) Оператор безусловного перехода

Оператор goto имеет формат: goto метка. В теле той же функции должна присутствовать ровно одна конструкция вида: метка: оператор.

Оператор goto передает управление на помеченный оператор. Метка — это обыч­ный идентификатор, областью видимости которого является функция, в теле ко­торой он задан.

Использование оператора безусловного перехода оправдано в двух случаях, если принудительный выход вниз по тексту программы из нескольких вложенных циклов или переключателей или переход из нескольких мест функции в одно (например, если перед выходом из функции всегда необходимо выполнять какие-либо действия).

В остальных случаях для записи любого алгоритма существуют более подходя­щие средства, а использование goto приводит только к усложнению структуры программы и затруднению отладки. Применение goto нарушает принципы структурного и модульного программирования, по которым все блоки, из кото­рых состоит программа, должны иметь только один вход и один выход. В любом случае не следует передавать управление внутрь операторов if, switch и циклов. Нельзя переходить внутрь блоков, содержащих инициализацию пере­менных, на операторы, расположенные после нее, поскольку в этом случае ини­циализация не будет выполнена.

Оператор выбора.

Структура множественного выбора (switch) применяется для того чтобы в зависимости от конкретных значений исходных данных обеспечить выполнение множества разных составных операторов. Структурная схема оператора приведена на рис. 3. Формат оператора:

Рис.3 Структурная схема оператора выбора

Оператор switch позволяет определить программисту действие из списка возможных вариантов, т.е. если значение выражения совпадает со значением константное_выражение_1, то выполняется составной оператор_1, если со значением константное_выражение_2, то выполняется составной оператор_2 и т.д. Если совпадения не произошло, выполняется составной_оператор_по_умолчанию, расположенный после слова default. Выполнение не может переходить на следующий раздел switch.

Пример (программа реализует простейший калькулятор на 4 действия):

Оператор switch может содержать любое количество разделов switch, а каждый раздел может иметь одну или несколько меток case. Однако две метки case не могут содержать одно и то же постоянное значение. Выполнение списка операторов в выбранном разделе switch начинается с первого оператора и продолжается по списку, обычно до достижения оператора перехода, такого как break, goto case, return или throw (оператор break выполняет выход из самого внутреннего из объемлющих его операторов switch; оператор goto выполняет переход на указанную после него метку, обычно это метка case одной из нижележащих ветвей оператора switch ; оператор return выполняет выход из функции, в теле которой он записан). В этой точке управление передаётся за пределы оператора switch или к другой метке case. Не допускается, чтобы выполнение, начавшись в одном разделе, продолжалось в следующем.

| следующая лекция ==>
дәріс. Әлсіз магнитті кендерді бөлгіштер | Шаг 2. Определим условия, способствующие мотивации работой

Дата добавления: 2020-12-31 ; просмотров: 1707 | Нарушение авторских прав

Pascal. Операторы условного и безусловного перехода

Оператор безусловного перехода:

Большинство программистов считают использование в программе оператора безусловного перехода, знаком дурного тона и редко используют его. Но, не смотря на это, знать его надо, так как может оказаться, что Вы не сможете придумать альтернативного решения проблемы. Имя данного оператора Goto, смысловое значение в программе «перейти к …», а его общий вид такой:

Goto m;

m – метка, заранее заданная в разделе описания меток. Следующая программа показывает как работает оператор безусловного перехода.

В этой программе нет никаких условий, но именно о них будет идти далее речь.

Условный оператор:

В Паскале проверить какую-то часть программы для определения дальнейшего пути, по которому ей следует идти, есть оператор If. В зависимости от выполнения логического условия он указывает, какой блок выполниться следующим. Существует две формы записи: полная и краткая. Вторая отличается от первой тем что в ней имеется ветвь Else (иначе).

Общий вид краткой формы:

Общий вид полной формы:

В краткой форме выполняется оператор 1 тогда, когда условие A истинно, иначе управление переходит к следующему оператору. В полной форме если условие A истинно, то выполняется оператор 1, иначе выполняется оператор 2. Следует запомнить, что перед else точка с запятой не ставится.

Пример программы с условным оператором, записанным в краткой форме:

Пример программы с условным оператором, записанным в полной форме:

В Паскале можно вкладывать один условный оператор в другой, причем делать это можно множество раз. При этом следует отметить, что каждому Then соответствует ближайшее Else.

Оператор выбора:

Когда количество альтернатив больше двух применяется оператор выбора Case. Его вид:

Если селектором оператора If было логическое выражение, то в Case им выступает переменная, которая может быть целого, перечислимого, интервального или символьного типа. В случае совпадения селектора со значения выполняется соответствующий оператор. Задать значение селектору можно тремя способами:

1) перечислением: 1, 10, 100, 1000

2) диапазоном: ‘d’..’k’

3) перечислением и диапазоном: 1..10, 20, 30, 50, 70..100

Выполнятся в операторе выбора, может только одна ветка (идущая раньше), даже когда селектор совпадает с несколькими значениями. Также, в отличие от If в Case можно ставить точку с запятой перед Else.

Рассмотрим программу, в которой условия проверяет оператор выбора.

Программа проверяет селектор на соответствие его с имеющимися значениями. Если совпадений не находится, то выполняется блок Else.

Условный оператор

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (606,2 кБ)


Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с условным оператором и применением его при составлении программ на языке программирования Паскаль.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с основными понятиями по данной теме;
    • учить записывать простые и сложные условия команды ветвления;
    • учить составлять программы на языке Паскаль по блок-схеме разветвляющегося алгоритма;
    • учить составлять программы с ветвлением на языке Паскаль;
    • продолжить формирование умений учащихся находить ошибки в программах, предвидеть результат выполнения программы.
  • Развивающие:
    • развивать у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, существенное, обобщать, формулировать выводы;
    • развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности.
  • Воспитательные:
    • формировать коммуникативные компетенции учащихся через работу в группах, воспитания уважения друг к другу, умения слушать;
    • воспитание информационной культуры.

Изучив тему урока, учащиеся должны:

  • знать понятие условия, формат записи полного и неполного условного оператора;
  • уметь правильно записывать простые и сложные логические условия для решения конкретных задач;
  • составлять программы на языке Паскаль по блок-схеме разветвляющегося алгоритма;
  • применять условный оператор при составлении программы для решения задач;
  • уметь находить ошибки в составленной программе.

Возраст учащихся: IX класс.

Средства обучения:

  • технические:
    • компьютерный класс;
    • мультимедийный проектор;
    • экран;
  • программные:
    • система программирования Турбо Паскаль 7.0;
    • презентация, созданная средствами программы Microsoft PowerPoint (Презентация);
  • раздаточные материалы:
    • карточки для работы в группах (Приложение);

I. Организационный момент

На прошлых уроках мы научились составлять линейные программы на языке Паскаль. Сегодня мы продолжим изучать операторы языка программирования Паскаль.

II. Актуализация знаний

Составим программу для решения следующей задачи: Из двух чисел А и В найти большее и вывести его на экран.

(Учащиеся предлагают свои варианты и совместно с учителем делают вывод, что составить линейную программу для решения данной задачи нельзя.)

Действительно, в рассмотренных ранее программах все операторы выполнялись последовательно один за другим в том порядке, в каком они были записаны. В данной задаче необходимо в зависимости от условия выполнить разные действия: если А > В, то напечатать на экране число А, а, если B > A, то – число В. Получаем, что для решения данной задачи необходимо составить разветвляющий алгоритм. Команды, с помощью которых записываются разветвляющиеся алгоритмы, называются командами ветвления. Команде ветвления в Паскале соответствует условный оператор, с которым мы сегодня познакомимся.

Сформулируйте цели урока. (Ответы учащихся: узнать, как записывается условный оператор, как записывается условие, научиться решать задачи с использованием условного оператора)

III. Объяснение нового материала

Условный оператор реализует «ветвление», т.е. изменяет порядок выполнения операторов в зависимости от истинности или ложности некоторого условия.
Условный оператор может иметь две формы (структуры) – полную или неполную.
Полная форма условного оператора имеет вид:

IF THEN ELSE ;

Условие – это логическое выражение, которое может быть записано в операторе явно или вычислено в программе. Для записи простых условий используются операции отношения:
(больше), = (равно), = (больше или равно), (не равно).
Выполнение условного оператора начинается с вычисления значения логического выражения, записанного в условии. Если (IF) условие истинно, тогда (THEN) выполняется оператор1, иначе (ELSE) выполняется оператор2.
Составной условный оператор воспринимается компилятором Паскаля как один оператор, поэтому перед ELSE не ставится точка с запятой.
Для наглядности программы операторы, следующие за словами THEN и ELSE можно писать на следующей строке.
Если по условию задачи после THEN или ELSE необходимо выполнить больше одного оператора, то тогда используют операторные скобки BEGIN…END

IF THEN
BEGIN
;
;

;
END
ELSE
BEGIN
;
;

;
END;
Составим программу для задачи, записанную в начале урока.
PROGRAM zadacha1;
VAR A,B:INTEGER; <описываем переменные А и В целыми числами>
BEGIN
WRITE(‘A=’); <Вводим с клавиатуры числа А и В>
READLN(A);
WRITE(‘B=’);
READLN(B);
WRITE (‘Большее число : ‘);
IF A>B THEN WRITELN (A) <Если A>B , то выводим на экран А, иначе выводим В>
ELSE WRITELN (B);
END.

Если в случае невыполнения условия (условие ложно) никаких действий выполнять не надо, то используют неполную форму условного оператора:

IF THEN

Например, для решения задачи: удвоить число Х, если оно положительное, можно записать следующее условие:

В качестве оператора в команде ветвления может быть другой условный оператор. В этом случае получаем вложенные ветвления. Рассмотрим на примере.

Задача. Составить программу для решения квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0.

Составим алгоритм решения задачи.

Условие может быть записано и сложным логическим выражением. В сложных логических выражениях используются логические операции: and (И), or (ИЛИ), not (НЕ). Отношения, связываемые логическими операциями, заключаются в скобки. Например, требуется определить, есть ли среди чисел a, b, c хотя бы одно равное нулю. Для этого можно составить следующий условный оператор:

IF (a=0) OR (b=0) OR (c=0) THEN WRITE(‘YES’) ELSE WRITE(‘NO’);

Также в сложном условии могут быть использованы и мультипликативные операции:

mod – остаток от деления, div – целая часть от деления.
Например, требуется определить, является ли число а – нечетным.

IF a MOD 2<>0 THEN WRITELN(‘YES’) ELSE WRITELN(‘NO’);

Рассмотрим задачу со сложным условием.

Задача. Написать программу, проверяющую, принадлежит ли число интервалу (0;5].

Решение. Обозначим за х число, вводимое с клавиатуры пользователем. Принадлежность числа х заданному интервалу определяется следующим условием: 0 0) and (x 18.05.2012

Цукерберг рекомендует:  Хлебные крошки CSS3
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все языки программирования для начинающих