Как из эксперта сделать преподавателя


Содержание

Педпроспект

Уважаемые педагоги!
Всероссийский образовательный портал «Педпроспект.ру» приглашает учителей, воспитателей, преподавателей и всех педагогов опубликовать опыт работы на сайте издания и получить свидетельство о публикации.

Все педагоги, разместившие публикацию, получают свидетельство в электронном виде с отметкой о прохождении редакционной экспертизы (обязательно для аттестации)

Пошаговая инструкция

Ознакомиться с материалами обобщённого педагогического опыта на сайте издания можно в этом разделе ->>

Экспертная педагогическая деятельность

Легендарный образовательный центр «Просвещение» предоставляет возможность заниматься экспертной педагогической деятельностью всем педагогам Российской Федерации. Вы педагог-профессионал? Тогда вы нужны нам! Станьте педагогом-экспертом образовательного портала «Просвещение» и повысьте личный профессиональный статус в лице ваших коллег! Мы постоянно развиваем данную программу, поэтому вы сможете принять непосредственное участие в развитии нашего издания, а также в решении различных педагогических задач. Стоимость участия в программе составляет 399 руб. Сертификат педагога-эксперта выдаётся бесплатно, без ожидания и регистрации. Получите сертификат педагога-эксперта прямо сегодня!

Педагог-эксперт. Экспертная деятельность педагога.

Участие педагога/воспитателя
в экспертной деятельности Всероссийского СМИ «ТЫ — ГЕНИЙ!»

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-65172 Роскомнадзор г. Москва

Требования предъявляемые ФГОС к современному педагогу касаются различного рода компетенций. В том числе и умение прогнозировать и анализировать результаты работы и выявлять сильные и слабые стороны различных проектов, мероприятий.

Раздел «Педагог-эксперт» (экспертная деятельность педагога) принимает заявки с 01 августа 2015 года. Более 47000 педагогов уже получили свидетельства «Педагога-эксперта», пополнив своё портфолио.

Работа педагога в качестве эксперта — именно эта деятельность отмечена в критериях портфолио педагога на аттестации.

ШАГ 1 экспертная деятельность педагога/воспитателя:

Примите участие со своими воспитанниками, учащимися во Всероссийских олимпиадах, представленных на нашем сайте и получите свидетельство эксперта.

Согласно установленных и опубликованных Правил:

ШАГ 2 — оплата организационного взноса:

Произведите оплату организационного взноса — участие в экспертной деятельности в размере 300 рублей (получение свидетельства).

ШАГ 3 — оформление заявки на получение свидетельства:

Скачайте «бланк-заявку на получение свидетельства эксперта» (КНОПКА НИЖЕ), заполните данный бланк и отправьте его на электронный адрес сайта concurs@ty-geniy.ru , прикрепив подтверждение оплаты организационного взноса.

Внимание! В теме письма обязательно укажите «экспертная деятельность».

Таким образом, Вы представляете в оргкомитет на адрес concurs@ty-geniy.ru одним письмом всего ДВА документа : заполненный бланк-заявку на получение свидетельства и документ, подтверждающий оплату.

ШАГ 4 — получение Свидетельства участника экспертной комиссии

Срок получения свидетельства — 3 дня с момента регистрации заявки.

Свидетельства оформляются только в электронном виде и отправляются на Ваш email , указанный в заявке.

Внимание! Бланки с ответами на вопросы олимпиад на сайт не представляются.

Для оформления заявки на получение свидетельства эксперта не пользуйтесь онлайн-заявками, которые предназначены только для тех, кто принимает участие в КОНКУРСАХ.

— Для оформления заявки на получение свидетельства используйте кнопку выше «скачать заявку на свидетельство эксперта». В иной форме заявки не принимаются.

Подготовка экспертных кадров как один из путей повышения эффективности судебно-экспертной деятельности Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Никитина И.Э., Чеснокова Е.В.


Рассматриваются тенденции совершенствования судебно-экспертной деятельности применительно к реалиям международного и российского законодательства. Формирование единых подходов к подготовке и переподготовке экспертных кадров в аспекте требований состязательного уголовного процесса является одной из основных задач любого демократического общества.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Никитина И.Э., Чеснокова Е.В.,

Training of experts as one of the ways to improve the effectiveness of forensic expert activity

In article tendencies of improvement of judicial and expert activity in relation to realities of the international and Russian legislation are cons >competitive criminal trial is one of the main objectives of any democratic society.

Текст научной работы на тему «Подготовка экспертных кадров как один из путей повышения эффективности судебно-экспертной деятельности»

УДК 343.98 ББК 67.52

ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТНЫХ КАДРОВ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кандидат юридических наук, заведующая отделом научно-методического обеспечения производства судебных экспертиз ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России E-mail: irinanikitina23@rambler.ru;

Е.В. ЧЕСНОКОВА, кандидат юридических наук, заместитель заведующего отделом научно-методического обеспечения производства судебных экспертиз ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются тенденции совершенствования судебно-экспертной деятельности применительно к реалиям международного и российского законодательства. Формирование единых подходов к подготовке и переподготовке экспертных кадров в аспекте требований состязательного уголовного процесса является одной из основных задач любого демократического общества.

Ключевые слова: подготовка экспертных кадров, судебно-экспертная деятельность, состязательный уголовный процесс, квалификация преподавателя.

Annotation. In article tendencies of improvement of judicial and expert activity in relation to realities of the international and Russian legislation are considered. Formation of uniform approaches to preparation and retraining of expert shots in aspect of requirements of competitive criminal trial is one of the main objectives of any democratic society.

Keywords: preparation of expert shots, judicial and expert activity, competitive criminal trial, qualification of the teacher

Актуализация новых криминальных вызовов повсеместно в мире требует активизации и углубления взаимодействия правоохранительных органов, включая криминалистов и судебных экспертов, использование передовых форм сотрудничества, где на первый план выходит такое направление, как подготовка квалифицированных кадров в борьбе с преступностью, что является важнейшим направлением государственной деятельности любой страны и способствует реализации ее правоохранительной функции.

Простого роста числа новых участников для борьбы с терроризмом и организованной трансграничной преступностью уже недостаточно. Несомненно, дальнейшее развитие сотрудничества в борьбе с преступностью будет зависеть от того, насколько своевременно правоохранительные службы разных государств смогут прогнозировать активность и направленность действий криминальных элементов и тем самым подготовиться к адекватным мерам противодействия.

В условиях состязательного уголовного процесса

к судебным экспертам предъявляются повышенные требования по компетенции. Это обусловлено тем, что более семидесяти процентов доказательств по расследуемым преступлениям носит деятельность экспертно-криминалистических учреждений, а Европейский суд по правам человека и страны англосаксонской системы приравнивают эксперта к процессуальному статусу свидетеля.

Так, в государствах-членах Европейского Союза, в Канаде и США большое значение придается наличию практического опыта у претендента на присвоение звания эксперта-криминалиста. Так, например, в Королевской конной полиции Канады на должность судебного эксперта рассматриваются претенденты с опытом работы в полиции не менее шести лет.

Современные государственные органы зарубежных стран к компетенции экспертов предъявляют следующие требования:

• общие коммуникативные навыки, например, письма (навыки в подготовке четких форму-

лировок для экспертного заключения), навыки презентации (например, для выступления в суде), хотя на это в разных странах смотрят неодинаково;

• знания и мастерство в определенной научной сфере деятельности, по которой специалист получил высшее (университетское) образование;

• общие юридические знания. Это подразумевает знание уголовного законодательства, уголовно-процессуального законодательства, криминалистики, административного законодательства и т.п., а также таких предметов, как судебная экспертиза, криминалистика, статистика, гарантии качества и безопасность;

• практический опыт в области судебной экспертизы и криминалистики (в своей области знаний). Им овладевают, в основном, в ходе работы по конкретным уголовным делам, при изучении специальной литературы и имеющихся материалов по другим делам, а также при посещении конгрессов и т.п.

Страсбургский суд традиционно придерживается мнения, что никто не вправе требовать беспристрастности (нейтральности) от назначенного судом эксперта, но только в случае, если эксперт не пользуется никакими процессуальными привилегиями, которые в значительной мере могут иметь неблагоприятные последствия для заявителя. В деле «Брандстеттер против Австрии», 28.09.1991 г. (Brandstetter v. Austria) суд назначил эксперта, который рассматривался как «беспристрастный», несмотря на его членство в организации, которая и стала инициатором проверки деятельности заявителя, что в конечном итоге привело к его судебному преследованию. Несмотря на то, что эксперты, рассматриваемые Европейским судом по правам человека в качестве свидетелей по п. 3 § d ст. 6 Конвенции, как и любые другие свидетели, не обязаны отвечать критериям беспристрастности и независимости, судебная практика Европейского суда по правам человека по особому статусу экспертов довольно сложна, поскольку к ним, в соответствии со значимостью их заключений в качестве доказательств по делу, могут предъявляться дополнительные требования, а именно беспристрастности и независимости в отличие от остальных свидетелей.

При определенных обстоятельствах Страсбург-ский суд приходит к выводу, что отсутствие беспристрастности эксперта ведет к несправедливости судебного процесса, поскольку создает определенные трудности для стороны защиты, например, когда назначенный судом официальный эксперт пользуется процессуальными привилегиями в отличие от эксперта со стороны защиты, нанятого в частном порядке. Так, в деле Бениш против Австрии, от 6.05.1985 г. (Boenish v. Austria) (ссылка) назначенному судом эксперту (офицеру полиции, предвзято относившемуся к обвиняемому) были даны большие привилегии в процессе, чем эксперту со стороны защиты, которому

в том числе не было позволено присутствовать в течение всего слушания.

Поскольку Российская Федерация взяла на себя обязательства соответствовать требованиям международных правил, в числе которых обеспечение справедливого судебного разбирательства в аспекте повышения эффективности судебно-экспертной деятельности, последние десятилетия характеризуются существенными изменениями законодательства.


Так, профессиональные и квалификационные требования к судебному эксперту в Российской Федерации определены, прежде всего, Федеральным законом №73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон) [1]. В ст. 13 Закона указано, что должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Исходя из положений Закона, очевидно, что при подготовке экспертных кадров основополаю-щая роль принадлежит учебным заведениям.

Для подготовки судебных экспертов Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) выработан перечень компетенций [2]. Выпускник должен освоить и обладать целым рядом общекультурных компетенций, а также следующих профессиональных компетенций, в частности в области экспертной деятельности. Среди этих компетенций перечислены:

• способность использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований;

• способность применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности;

• способность использовать естественнонаучные методы при исследовании вещественных доказательств;

• способностью применять технические средства при обнаружении, фиксации и исследовании материальных объектов — вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз;

• способностью применять познания в области материального и процессуального права.

В результате сравнения требований к зарубежным и отечественным судебным экспертам можно сделать вывод о большом количестве совпадений. Это и наличие высшего университетского образования, и обладание общими юридическими знаниями, способность их применения, и конечно, немаловажным совпадением во взглядах на подготовку судебных экс-

пертов является наличие у претендента на рабочее место практического опыта.

Однако, то, что в российском сообществе ученых и практиков подразумевается под практическим опытом, необходимым для успешной экспертной работы, на наш взгляд, отличается от зарубежного понимания. Мы рассматриваем опыт экспертной работы как накопление с течением времени у судебного эксперта собственной эмпирической базы, которая в соединении с полученным высшим университетским образованием по экспертной специальности придаст большую эффективность судебно-экспертной деятельности. По объективным причинам индивидуальный опыт формируется у выпускника учебного заведения только после определенного периода времени работы по специальности, более того, время затрачивается на осознание полученного опыта, увеличивая тем самым временной промежуток формирования выпускника вуза в эксперта. Накопление собственной эмпирической базы, основанное на постоянном анализе причин, как отрицательного неэффективного результата проведенного экспертного исследования, так и положительного эффективного, может сократить количество допускаемых экспертом ошибок. По этой теме писали многие ученые, отмечая, что пока новоявленный эксперт приобретет необходимый опыт, наделает массу ошибок. Такое положение не может не оказывать негативное влияние на эффективность судебно-экспертной деятельности.

Цукерберг рекомендует:  Профориентация - Что лучше изучить

По мнению Н.П. Майлис, одним из критериев повышения эффективности обучения экспертным специальностям является изучение и обобщение экспертной практики [3]. Преподаватель, знающий проблемы исследования различных объектов, привлекает к их решению обучающихся посредством подготовки курсовых, научных, выпускных квалификационных работ. Так, результаты проведения исследовательской работы по актуальной теме не только будут способствовать совершенствованию экспертной практики, но и формировать собственный опыт будущего эксперта.

Воплотить данное актуальное предложение, с нашей точки зрения, можно не во всех случаях. Выполняется оно при соблюдении обязательных условий, одним из которых является квалификация преподавателя, то есть способность вовремя осваивать инновационные технологии с тем, чтобы в свою очередь, передавать свои знания и навыки обучающимся. Преподаватель «. должен не только знать новые экспертные методики, современные технические средства, но владеть приборной базой, что позволит ему правильно ориентироваться при изложении того или

иного материала и показать, какие результаты можно получить.» [3] В идеальной ситуации для соответствия преподавателя предъявляемым требованиям, его деятельность должна заключаться в чередовании лекций, семинаров, собственной экспериментальной работы на имеющемся в вузе оборудовании, систематическом обучении на курсах повышения квалификации в практических экспертных подразделениях. Однако, в реальности это выполнить довольно трудно.

Обозначенная проблема может быть решена с внедрением такой модели преподавания при подготовке экспертных кадров в высших учебных заведениях, при которой помимо основного профессорско-преподавательского состава в качестве преподавателей на постоянной основе привлекались бы сотрудники, работающие в экспертных центрах, имеющие ученую степень, но с меньшей почасовой нагрузкой, так называемые преподаватели практики. На наш взгляд, было бы полезно перераспределить информационный объем программы подготовки судебных экспертов, включив в учебный процесс таких преподавателей для проведения семинаров и практических занятий. Эта модель не лишена недостатков, например, при формировании учебных планов, регулирования заработной платы преподавательского состава, некоторых организационных вопросов. Однако, идея систематического участия в учебном процессе по экспертным дисциплинам преподавателей практиков, с нашей точки зрения, заслуживает внимания. Также целесообразно включение в программу подготовки специального курса по международному законодательству в сфере судебно-экспертной деятельности.

Современные реалии диктуют необходимость дальнейшего совершенствования судебно-экспертной деятельности, одну из основных составляющих которой занимает профессиональная подготовка и переподготовка экспертных кадров.

1. Федеральный закон №73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

2. Федеральные государственные образовательные стандарты. Режим доступа: www.fgosvo. ги. (дата обращения 28.10.2020).

3. Майлис Н.П. О необходимости расширения рамок учебного процесса при подготовке судебных экспертов. «Вестник Московского университета МВД России имени В.Я. Кико-тя» №5 М. 2020. С.56-59

Как из эксперта сделать преподавателя

Этот тренинг — настоящий онлайн практикум, который будет актуален как никогда. Выходит перед самым началом учебного года. Это обучение для тех, кто хочет высококвалифицированным преподавателем иностранного языка для которого будут открыты двери всех государственных и частных школ, курсов.
Сейчас бизнес и в образовании нацелен на результат и прибыль, ему необходимы грамотные сотрудники, которые будут качественно выполнять свою работу и стремиться к профессиональному росту. Современные школы и курсы выдвигают высокие требования соискателям, как к экспертам в преподавании, так и к молодым специалистам.

Кому идеально подойдет 3-х дневный онлайн — практикум:

  • Учителю иностранного языка
  • Выпускнику факультета иностранного языка
  • Студенту 4-5 курса факультета ин.языков
  • Директорам и Методистам школ ин. языков
  • Человеку, кто знает хотя бы один ин. язык
  • Предпринимателю, который хочет открыть курсы иностранных языков
  • Всем, кто хочет сменить свою профессию
  • Родителям, которые устали платить курсам и репетиторам

Для учителей, педагогов, преподавателей общеобразовательных и частных школ, а так же для родителей

Эффективное Планирование урока

Как охватить все аспекты изучения языка на одном уроке

Как повысить мотивацию своих студентов на уроке

Как повысить мотивацию своих студентов на уроке

Изучить разницу между академической и коммуникативной методик


Какая работает? Научиться применять обе методики на практике

Как из слабых учеников сделать сильных

Дифференцированный подход в обучении

Как подробно вести опрос домашнего задания

Как спрашивать одного студента, когда на уроке еще 10 студентов. Создание психологического комфорта на уроке

Овладеть техникой обучения чтению

за короткий период 1 месяц. Получить пошаговую программу

Какие игры использовать на уроке?

Как использовать различные игры в обучении всех студентов: детей и взрослых

Как подготовить студента к экзамену по иностранному языку на отлично

Добиться от ребенка выполнения домашних заданий

От репетитора до преподавателя руководителя группы

в режиме реального времени на практике. Реальный урок.

Что делать, если вы не готовы к уроку?

Как доказать компании, что вы самый ценный сотрудник

Записи уроков преподавателей FINE ENGLISH CLUB

Презентации уроков будущих преподавателей иностранного языка вручение сертификатов

Экспертиза педагогической деятельности при аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений
методическая разработка на тему

В данном методическом пособии представлено описание структуры и содержания экспертного заключения на примере экспертного заключения на педагогического работника общеобразовательного учреждения по должности «учитель» основной и старшей ступени
среднего полного общего образования с учетом результатов государственной итоговой аттестации (ГИА) и единого государственного экзамена (ЕГЭ)

Скачать:

Вложение Размер
ekspertiza_pedagogicheskoy_deyatelnosti_pri_attestacii_pedagogicheskih_rabotnikov_obshcheobrazovatelnyh_uchrezhdeniy.doc 315 КБ

Предварительный просмотр:

Экспертиза педагогической деятельности при аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений

Для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника при аттестационной комиссии создаются экспертные группы. Во главе экспертной группы стоит председатель, который координирует деятельность экспертов, отслеживает проведение процедуры в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников, проверяет грамотность составления экспертного заключения.

Процедура экспертизы включает следующие этапы:

— выезд экспертной группы в образовательное учреждение аттестуемого педагогического работника;

проведение экспертизы профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника;

-подготовка экспертного заключения по результатам проведенной экспертизы.

Эксперты в процессе аттестации делают выводы об уровне профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника на основании:


-посещения одного открытого учебного занятия/мероприятия (на открытом занятии педагог должен продемонстрировать владение какой-либо одной или несколькими технологиями/методиками);

-анализа информации из портфолио;

-собеседования с аттестуемым педагогическим работником;

-собеседования с администрацией образовательного учреждения, где работает аттестуемый, руководителем школьного методического объединения.

В течение меж аттестационного периода педагог формирует портфолио. Портфолио (в широком смысле слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определенный период профессиональной деятельности. Следует отметить, что образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. В тоже время, в соответствии с существующим порядком аттестации педагогических работников (п.30, 31), наиболее целесообразным и оптимальным, на наш взгляд, будет создание следующих разделов портфолио:

-«Применение современных образовательных технологий и методик»;

-«Продуктивность и эффективность методической деятельности»;

-«Продуктивность и эффективность образовательной деятельности».

Содержательное наполнение разделов портфолио:

В раздел «Применение современных образовательных технологий и методик» должно быть включено все, что служит доказательством владения педагогом современными образовательными технологиями/методиками:

-методические разработки (авторская технология и/или методика, разработанная аттестуемым педагогом, в рукописи, имеющая положительную внешнюю рецензию или публикация, описывающая применение авторской образовательной технологии и/или методики);

-конспекты занятий, уроков;

-описание результатов реализации технологии/методики (графики, диаграммы и т.д. с кратким сопроводительным анализом);

-выступления на научно-практических конференциях, мастер-классах, семинарах и т.д. (тексты докладов, презентации, программы мероприятий и др.);

-представление информации на сайте;

Степень владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками может быть определена также на основе собеседования экспертов с
администрацией ОУ, руководителем ШМО. При этом рекомендуется наличие следующих материалов: документы ШМО, отчетно-аналитическая документация администрации ОУ, подтверждающие деятельность педагога по распространению опыта по реализации
технологии и/или методики (за меж аттестационный период).

При собеседовании экспертов с педагогическим работником оценивается весь набор его профессиональных знаний и умений, позволяющих получать устойчивые результаты деятельности. Необходимо учесть и тот факт, что педагог на уроке может показать уровень владения 1-2 технологами/методиками, а остальные — в процессе собеседования.

При представлении технологии/методики, педагогу следует доказать степень владения ими: от применения отдельных
элементов до системного владения. В случае если педагог заявляет о системном владении технологии/методики, наиболее оптимальным будет представление конспектов (не менее 3-х по каждой) либо видеоматериалов учебных занятий. В подтверждение владения конкретной технологией/методикой педагогу, в процессе собеседования с экспертом, рекомендуется представить конспекты основных типов занятий в данной технологии/методике.

-Во время собеседования педагогический работник должен продемонстрировать следующие знания по применяемым им технологиям/методикам: знание концепции (научность, актуальность, идея, принципы, подходы и т.д.);

-четкость формулировки целей и задач, их диагностичность (возможность измерить);

-оптимальность (возможность максимального достижения при минимальных затратах);

-системность (комплексность, целостность);

-структурированность (иерархичность, логичность, преемственность);

-процессуальность (управляемость, алгоритмичность, диагностичность, инструментальность);

-сензитивность (соответствие закономерностям возрастного развития) методов и содержания.

Наряду с этим, владение технологиями/методиками может быть представлено какими-либо собственными методическими разработками педагога (авторская разработка образовательной технологии и/или методики и ее применение в УВП). В данном случае, в процессе собеседования, педагогу может быть предложено ответить на следующие вопросы:

В чем оригинальность авторской разработки?

Чем вызвана необходимость ее создания?

Какой результат прогнозируется получить (или уже получили) после применения авторской разработки?

Может ли данная разработка быть использована в практике других педагогов? При каких условиях?


Методическая разработка должна состоять из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, списка использованных источников, приложения. Во введении обосновываются
причины, условия возникновения и становления опыта, описанного в методической разработке, его актуальность. Здесь же аргументируется новый подход, позволяющий решить возникшую проблему
или противоречие, показываются преимущества. Введение может быть как кратким, так и развернутым. Но главное — автор должен ответить на вопросы: почему сделана работа? Каков результат ее применения? Таким образом, во введении обосновывается целесообразность создания данной методической разработки. Основная часть содержит материал, представляемый педагогом. В ней автор излагает содержание своей разработки, отвечая на вопросы: Что предлагается? Зачем? Как необходимо действовать? В зависимости от цели, задач, качества и значимости, методическая работа может быть разных уровней. Методическая разработка может быть очень простая и представлять собой разработку конкретного урока. Более сложные методические разработки:

педагогический работник, используя в работе элементы изученного передового опыта, меняет содержание и технологию обучения. Представляется данная методическая работка в виде цикла уроков, описания практических работ и т.п.;

педагогический работник создает новую систему, несущую элементы передовых подходов, творчества, диалектического стиля мышления. Результатом этой работы могут быть дидактические пособия, учебно-методический комплекс по разделу или теме, включающий цикл уроков или внеклассных мероприятий;

педагогический работник создает работу творческого характера: разрабатывает авторскую программу и проводит экспериментальную работу по ее внедрению, разрабатывает новые
дидактические пособия или новые формы и методы обучения. Требования к написанию методических разработок: содержание методической разработки должно соответствовать теме и цели, материал систематизирован, применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

Диагностический инструментарий может включать в себя пакет тестов, контрольных, диагностических работ, материалы для итоговой и промежуточной аттестации, темы творческих заданий для учащихся и др.

Особое внимание экспертов при определении уровня владения педагогом современными образовательными технологиями/методиками уделяется учебному занятию. Урок, учебное занятие/воспитательное мероприятие — основная единица учебно-воспитательного процесса и
только на нем можно получить достаточно полное представление о работе педагога. Необходимо помнить, что именно на учебном занятии/воспитательном мероприятии педагог должен продемонстрировать уровень владения технологиями/методиками.

Оценка уровня профессиональной компетентности педагога, на данном этапе экспертизы, состоит из двух частей. Первая — самоанализ проведенного занятия педагогом. Вторая — экспертная оценка. Самоанализ проведенного открытого учебного занятия/воспитательного мероприятия в аспекте реализуемой технологии может включать:

-описание траектории достижения цели через реализацию поставленных задач (при этом анализируется реализация каждой задачи в отдельности);

анализ реализации технологии по критериям технологичности;

вывод о степени достижения поставленной цели;

анализ выявленных проблем, недочетов (если они есть по его мнению);

стратегия действия педагога для устранения выявленных проблем, недочетов и достижения поставленной цели в полном объеме.

Разделы портфолио «Продуктивность и эффективность методической деятельности» и «Продуктивность и эффективность образовательной деятельности» условно можно назвать документальными, так как они, в основном, содержат документы, подтверждающие
продуктивность методической и образовательной деятельности педагога. В данных разделах педагог должен представить материалы, подтверждающие его право на установление первой или высшей
квалификационной категории (сертификаты, грамоты, дипломы, благодарности, копии приказов, справок, выписки из протоколов и др.), при этом все представленные материалы должны быть заверены руководителем образовательного учреждения. В портфолио должны быть включены материалы за меж аттестационный период, то есть за время, прошедшее с момента прошлой аттестации.

3.3. Структура и содержание экспертного заключения на педагогического работника

В данном методическом пособии представлено описание структуры и содержания экспертного заключения на примере экспертного заключения на педагогического работника общеобразовательного учреждения по должности «учитель» основной и старшей ступени
среднего полного общего образования с учетом результатов государственной итоговой аттестации (ГИА) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) (Приложение 1). Экспертное заключение состоит из трех основных разделов, каждый из которых включает по одному критерию, конкретизируемому
множеством соответствующих показателей.

методики
(владеет современными
образовательными технологиями
/методиками и эффективно
применяет их в УВП)

(не более 100 баллов за одну
технологию/методику)

«Преподаватели колледжей знают свою специализацию на уровне 20-летней давности»

Чтобы российские колледжи выпускали востребованных специалистов, преподаватели (и директора) не должны отставать от последних трендов в промышленности, строительстве и сфере услуг. Перенимать всё самое новое им помогает Академия WorldSkills. Её директор Светлана Крайчинская рассказала «Мелу», как сейчас учат педагогов и почему колледжам полезно объединяться, а не конкурировать.

Как так получилось, что союз WorldSkills Russia начал учить педагогов?

В 2020-м правительство на весь год объявило WorldSkills Russia базовым центром профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Это был пилотный федеральный проект. Перед нами стояла задача — постепенно поднять уровень преподавателей колледжей по всей стране, организовать систему их переобучения с учётом стандартов WorldSkills. А на международных чемпионатах, между прочим, очень высокие требования к молодым представителям рабочих профессий — как к робототехникам и операторам беспилотников, так и к парикмахерам.

У меня было своё видение, как это сделать. Мы взяли десять самых востребованных компетенций WorldSkills, по ним отобрали десять лучших учебных организаций и направили к ним на повышение квалификации 761 педагога. Финансировал всё это Фонд социального страхования (по сути это деньги работодателей). А заказчиком был Минтруд.

В 2020 году мы создали Академию WorldSkills. Заказчик уже поменялся — теперь это Минобрнауки. И цифры выросли: было 10 профессиональных компетенций и 761 участник, а сейчас — 51 компетенция и 5000 участников.

Вы сильно увеличили количество компетенций и участников. Получается, только в этом разница между тем федеральным проектом и Академией WorldSkills? Или у неё появились какие-то новые функции?

В академии мы не только учим преподавателей. Мы ещё готовим экспертов WorldSkills разного уровня. Одни учатся оценивать демонстрационные экзамены (их сдают студенты, которые уже учатся по международным стандартам). Другие — проводить региональные, корпоративные и вузовские чемпионаты. Есть и углублённые программы, где мы готовим кадровый резерв международных экспертов. Это те люди, которые будут развивать профессиональные компетенции, в том числе на мировом уровне. Другое большое направление — это программа для директоров колледжей.

Педагоги говорили нам: «Здорово! Мы понимаем, что именно меняется в методике преподавания. Но хорошо бы, если бы у нас и директора поменялись»

Поэтому родилась региональная модель: мы собираем директоров колледжей из целого региона и подключаем местный департамент образования. Сейчас мы реализовали уже две таких программы в Москве и Великом Новгороде. Скоро будем работать ещё с тремя регионами: Самара, Хабаровск, Татарстан.

Каждая программа привязана к конкретной задаче региона. Москва, например, заняла первое командное место на Национальном чемпионате WorldSkills — столичным колледжам очень важно не потерять этот пыл и дальше ориентироваться на лидерство. В Новгородской области другая история: там нет ещё никаких национальных чемпионов, регион недавно включился в движение. Им было важно сразу учесть опыт других, чтобы уже на старте взять всё лучшее и пройти тот же путь, но быстрее.

А вы смотрите, например, на развитие промышленности в том или ином регионе или на крупных работодателей?


Конечно. Первым делом мы всегда анализируем положение дел в регионе. У нас есть федеральный список — 50 самых востребованных рабочих профессий. А в каждом регионе этот список свой. Но много несостыковок: когда, например, специалисты на рынке нужны, а колледжи их не готовят. Например, предприятию нужно десять выпускников, а колледж говорит: а вот мы выпускаем 25 таких! Поэтому в первой встрече всегда участвуют работодатели.

Какие рабочие профессии сейчас нужнее всего в России и в конкретных регионах?

Как правило, 10-15 профессий в топах везде одинаковые. Обычно это строительные профессии, промышленные (токарь, слесарь) и сервисные (повар, парикмахер). Различия в чём: часто появляются специфические профессии, если в регионе есть крупный работодатель определённой отрасли. Например, химическая промышленность, машиностроение, очень часто — энергетика. Второе расхождение — в профессиях с ярко выраженной региональной окраской.

Наши северные регионы активно обсуждают рабочую профессию «печник», потому что в сельских районах очень много домов с печным отоплением (и не только старых). Строить по этой технологии сейчас выгодно и экологично.

Допустим, в Новгородской области руководство региона захотело осуществить «План быстрых побед» — подготовить рабочие кадры быстро и понять, как грамотно распределить ресурсы. А Хабаровскому краю интересно другое: регион будет принимать финал Национального чемпионата WorldSkills. Важно, чтобы колледжи региона вместе стремились к общей цели.

Но ведь колледжи чаще конкурируют друг с другом, чем объединяются.

Очень важный вопрос, который мы обсуждаем, — сетевое взаимодействие. Необязательно настраиваться на принципы «натурального хозяйства», когда у меня всё, а у другого — ничего. Да и не у всех колледжей есть возможности развивать всё сразу. Программы можно реализовывать на материальной базе одного колледжа с участием преподавателей другого колледжа и партнёра-работодателя третьего. Эта синергия куда эффективнее, чем работа по отдельности. И это сильно меняет традиционную ментальность руководителей. Конечно, все живут по принципу конкуренции. Но она хороша только для личного рейтинга колледжа. Например, работодателю совершенно не важно, кто круче. Он за то, чтобы колледжи объединились и вместе подготовили для него качественного специалиста.

Как преподаватели переносят в свои колледжи новую методику обучения, которую им дают в академии?

Главная задача колледжа, куда преподаватели приезжают повышать квалификацию, — на своём примере показать, как именно стандарты чемпионатов WorldSkills встраивать в обычную учебную программу. Вплоть до планов практических занятий и конкретных лабораторных работ. Некоторые колледжи уже вооружают всех, кого они готовят, специальными методическими материалами, с которыми любой преподаватель возвращается в свой колледж и спокойно работает. Но если в учебном заведении нет соответствующего оборудования, то преподаватель в колледже не сможет эти занятия провести. Тогда мы говорим: давайте делать ставку на производственную практику. Ищите работодателя, у которого это оборудование есть, и ведите туда студентов.

Допустим, всё получилось — и педагог проводит занятия в колледже по-новому. Как измерить, насколько он вырос как преподаватель?

Пока единственный способ — демонстрационный экзамен. Мы хотим в следующем году сравнить результаты экзамена за два года. И чтобы к каждому выпускнику был приписан преподаватель, который его обучал. Тогда мы увидим какую-то статистику. Но мы думаем, что результаты экзамена будут только лучше с каждым годом. Это предсказуемо: педагог меняет программу обучения, занимается со студентами практикой — и ребята демонстрируют свои навыки на более высоком уровне.

А профессиональный токарь без опыта в педагогике может поступить в академию WorldSkills и стать экспертом? Или это только для педагогов?

Экспертом может стать любой специалист рабочей профессии, даже если это не преподаватель колледжа. Он просто должен хорошо разбираться в профессиональных технологиях. Среди экспертов есть и специалисты предприятий, и преподаватели — 50 на 50. Подход «сам готовишь — сам оцениваешь» нелогичен. На демонстрационном экзамене, кстати, это тоже важно. Там всегда присутствуют и работодатели, и представители других колледжей.

С этого года среди вузов тоже проводятся чемпионаты. Приходят ли к вам преподаватели университетов?

Для педагогов вузов пока есть лишь двухдневная программа — подготовка экспертов вузовского чемпионата. В следующем году мы планируем запустить для них новое направление — повышение квалификации. Сейчас среди площадок академии есть несколько вузов, которые готовят преподавателей колледжей. Это Московский политехнический университет, Ставропольский аграрный университет, петербургский ИТМО. А хотелось бы, чтобы лучшие вузы обучали и преподавателей из менее сильных вузов.

Кто оплачивает учёбу в академии WorldSkills — государство, регион или сами участники программ?

Минобрнауки платит за то, чтобы повышать квалификацию мастеров и обучать экспертов демонстрационного экзамена: государство в этом, понятное дело, заинтересовано. Сами участники тратятся только на дорогу, если им приходится ехать в другой регион. Программы обучения экспертов чемпионатов (регионального, вузовского, корпоративного) «живут» за счёт средств заказчика — региона, вуза или конкретного предприятия. Программа для директоров финансируется из регионального бюджета или бюджета самих колледжей. Мы считаем, что директора — как раз та категория, которая может сама платить за повышение своего профессионального уровня.

А может ли преподаватель колледжа прийти в академию сам, напрямую?

Любой преподаватель может пройти программу, которая его интересует. Мы сейчас начинаем переходить на открытый ресурс. У нас работает онлайн-платформа «Академия WorldSkills». В ближайшие дни там появится бесплатный онлайн-курс «Эксперт демонстрационного экзамена». Его сможет пройти любой желающий — получить доступ к материалам, сдать тестирование и получить сертификат эксперта. Этот онлайн-курс равноценен офлайн-курсу по качеству. Пока он только один, но со следующего года мы планируем ещё ввести несколько курсов.

Представьте, что вы прямо сейчас обращаетесь к педагогам колледжей. Почему академия — это то, что им нужно?

Очень долго преподаватели колледжей повышали квалификацию именно как педагоги — знакомились с новыми методиками преподавания и так далее. Но точно не было программ, которые позволяли бы освоить профессиональные технологии именно на практике. Преподаватели колледжей знают свою специализацию на уровне 20-летней давности. Когда мы открыли свои программы в прошлом году, педагоги говорили нам: «Мы никогда не повышали квалификацию так, чтобы нам рассказали, что меняется в нашей профессиональной сфере. Мы просто об этом никогда не знали!». Сейчас они видят, как изменились технологии, а уже потом обсуждают, как их передать. А не наоборот.

Участие педагога в экспертной деятельности-19-2020

ЭКСПЕРТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

ПРИГЛАШАЕМ

стать членом и принимать участие в работе

экспертно-педагогического совета

Центра педагогических инициатив и развития образования «Новый Век»

преподавателей, воспитателей, учителей, педагогов-психологов, практических работников образования, имеющих квалификационные категории.

Свидетельство педагога-эксперта выдаётся педагогам всех образовательных организаций, которые стали членами экспертно-педагогического совета ЦПИ и РО «НОвый Век». Требования, предъявляемые ФГОС к современному педагогу, касаются различного рода компетенций: это умение прогнозировать и анализировать результаты работы, выявлять сильные и слабые стороны различных проектов, мероприятий. Работа педагога в качестве эксперта дает возможность педагогу сформировать данные умения. Данный вид деятельности педагога учитывается при аттестации. Портфолио для аттестации педагога может быть пополнено свидетельством подтверждающим, что он является экспертом. Стоимость изготовления свидетельства педагога-эксперта составляет 250 руб.


Примите участие со своими воспитанниками, учащимися во Всероссийских конкурсах , представленных на нашем сайте.

Согласно установленных и опубликованных Правил:

ШАГ 2 — оплата организационного взноса:

Произведите оплату организационного взноса — получение свидетельства участника в экспертной деятельности Всероссийского СМИ в размере 250 рублей.

Оплата взноса производится на номер счёта:

Яндекс. Деньги 410011585509565 онлайн

ШАГ 3 — оформление заявки на получение свидетельства:

Скачайте «бланк-заявку на получение свидетельства эксперта» (КНОПКА НИЖЕ), заполните данный бланк и отправьте его на электронный адрес сайта svidet2012 @gmail.com , прикрепив подтверждение оплаты организационного взноса. Внимание! В теме письма обязательно укажите «экспертная деятельность».Таким образом, Вы представляете в оргкомитет одним письмом всего ДВА документа: заполненный бланк-заявку на получение свидетельства и документ, подтверждающий оплату.

ШАГ 4 — получение Свидетельства участника экспертной комиссии

Срок получения свидетельства — 2 дня с момента регистрации заявки.

Свидетельства оформляются только в электронном виде и отправляются на Ваш email, указанный в заявке.

Внимание! Бланки с ответами на вопросы викторин и конкурсов на сайт не представляются.

Подготовка экспертных кадров как один из путей повышения эффективности судебно-экспертной деятельности Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Никитина И.Э., Чеснокова Е.В.

Рассматриваются тенденции совершенствования судебно-экспертной деятельности применительно к реалиям международного и российского законодательства. Формирование единых подходов к подготовке и переподготовке экспертных кадров в аспекте требований состязательного уголовного процесса является одной из основных задач любого демократического общества.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Никитина И.Э., Чеснокова Е.В.,

Training of experts as one of the ways to improve the effectiveness of forensic expert activity

In article tendencies of improvement of judicial and expert activity in relation to realities of the international and Russian legislation are cons >competitive criminal trial is one of the main objectives of any democratic society.

Текст научной работы на тему «Подготовка экспертных кадров как один из путей повышения эффективности судебно-экспертной деятельности»

УДК 343.98 ББК 67.52

ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТНЫХ КАДРОВ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кандидат юридических наук, заведующая отделом научно-методического обеспечения производства судебных экспертиз ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России E-mail: irinanikitina23@rambler.ru;

Е.В. ЧЕСНОКОВА, кандидат юридических наук, заместитель заведующего отделом научно-методического обеспечения производства судебных экспертиз ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются тенденции совершенствования судебно-экспертной деятельности применительно к реалиям международного и российского законодательства. Формирование единых подходов к подготовке и переподготовке экспертных кадров в аспекте требований состязательного уголовного процесса является одной из основных задач любого демократического общества.

Ключевые слова: подготовка экспертных кадров, судебно-экспертная деятельность, состязательный уголовный процесс, квалификация преподавателя.

Annotation. In article tendencies of improvement of judicial and expert activity in relation to realities of the international and Russian legislation are considered. Formation of uniform approaches to preparation and retraining of expert shots in aspect of requirements of competitive criminal trial is one of the main objectives of any democratic society.

Keywords: preparation of expert shots, judicial and expert activity, competitive criminal trial, qualification of the teacher

Актуализация новых криминальных вызовов повсеместно в мире требует активизации и углубления взаимодействия правоохранительных органов, включая криминалистов и судебных экспертов, использование передовых форм сотрудничества, где на первый план выходит такое направление, как подготовка квалифицированных кадров в борьбе с преступностью, что является важнейшим направлением государственной деятельности любой страны и способствует реализации ее правоохранительной функции.


Простого роста числа новых участников для борьбы с терроризмом и организованной трансграничной преступностью уже недостаточно. Несомненно, дальнейшее развитие сотрудничества в борьбе с преступностью будет зависеть от того, насколько своевременно правоохранительные службы разных государств смогут прогнозировать активность и направленность действий криминальных элементов и тем самым подготовиться к адекватным мерам противодействия.

В условиях состязательного уголовного процесса

к судебным экспертам предъявляются повышенные требования по компетенции. Это обусловлено тем, что более семидесяти процентов доказательств по расследуемым преступлениям носит деятельность экспертно-криминалистических учреждений, а Европейский суд по правам человека и страны англосаксонской системы приравнивают эксперта к процессуальному статусу свидетеля.

Так, в государствах-членах Европейского Союза, в Канаде и США большое значение придается наличию практического опыта у претендента на присвоение звания эксперта-криминалиста. Так, например, в Королевской конной полиции Канады на должность судебного эксперта рассматриваются претенденты с опытом работы в полиции не менее шести лет.

Современные государственные органы зарубежных стран к компетенции экспертов предъявляют следующие требования:

• общие коммуникативные навыки, например, письма (навыки в подготовке четких форму-

лировок для экспертного заключения), навыки презентации (например, для выступления в суде), хотя на это в разных странах смотрят неодинаково;

• знания и мастерство в определенной научной сфере деятельности, по которой специалист получил высшее (университетское) образование;

• общие юридические знания. Это подразумевает знание уголовного законодательства, уголовно-процессуального законодательства, криминалистики, административного законодательства и т.п., а также таких предметов, как судебная экспертиза, криминалистика, статистика, гарантии качества и безопасность;

• практический опыт в области судебной экспертизы и криминалистики (в своей области знаний). Им овладевают, в основном, в ходе работы по конкретным уголовным делам, при изучении специальной литературы и имеющихся материалов по другим делам, а также при посещении конгрессов и т.п.

Страсбургский суд традиционно придерживается мнения, что никто не вправе требовать беспристрастности (нейтральности) от назначенного судом эксперта, но только в случае, если эксперт не пользуется никакими процессуальными привилегиями, которые в значительной мере могут иметь неблагоприятные последствия для заявителя. В деле «Брандстеттер против Австрии», 28.09.1991 г. (Brandstetter v. Austria) суд назначил эксперта, который рассматривался как «беспристрастный», несмотря на его членство в организации, которая и стала инициатором проверки деятельности заявителя, что в конечном итоге привело к его судебному преследованию. Несмотря на то, что эксперты, рассматриваемые Европейским судом по правам человека в качестве свидетелей по п. 3 § d ст. 6 Конвенции, как и любые другие свидетели, не обязаны отвечать критериям беспристрастности и независимости, судебная практика Европейского суда по правам человека по особому статусу экспертов довольно сложна, поскольку к ним, в соответствии со значимостью их заключений в качестве доказательств по делу, могут предъявляться дополнительные требования, а именно беспристрастности и независимости в отличие от остальных свидетелей.

При определенных обстоятельствах Страсбург-ский суд приходит к выводу, что отсутствие беспристрастности эксперта ведет к несправедливости судебного процесса, поскольку создает определенные трудности для стороны защиты, например, когда назначенный судом официальный эксперт пользуется процессуальными привилегиями в отличие от эксперта со стороны защиты, нанятого в частном порядке. Так, в деле Бениш против Австрии, от 6.05.1985 г. (Boenish v. Austria) (ссылка) назначенному судом эксперту (офицеру полиции, предвзято относившемуся к обвиняемому) были даны большие привилегии в процессе, чем эксперту со стороны защиты, которому

в том числе не было позволено присутствовать в течение всего слушания.

Поскольку Российская Федерация взяла на себя обязательства соответствовать требованиям международных правил, в числе которых обеспечение справедливого судебного разбирательства в аспекте повышения эффективности судебно-экспертной деятельности, последние десятилетия характеризуются существенными изменениями законодательства.

Так, профессиональные и квалификационные требования к судебному эксперту в Российской Федерации определены, прежде всего, Федеральным законом №73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон) [1]. В ст. 13 Закона указано, что должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Исходя из положений Закона, очевидно, что при подготовке экспертных кадров основополаю-щая роль принадлежит учебным заведениям.

Для подготовки судебных экспертов Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) выработан перечень компетенций [2]. Выпускник должен освоить и обладать целым рядом общекультурных компетенций, а также следующих профессиональных компетенций, в частности в области экспертной деятельности. Среди этих компетенций перечислены:

• способность использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований;

• способность применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности;

• способность использовать естественнонаучные методы при исследовании вещественных доказательств;

• способностью применять технические средства при обнаружении, фиксации и исследовании материальных объектов — вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз;

• способностью применять познания в области материального и процессуального права.

В результате сравнения требований к зарубежным и отечественным судебным экспертам можно сделать вывод о большом количестве совпадений. Это и наличие высшего университетского образования, и обладание общими юридическими знаниями, способность их применения, и конечно, немаловажным совпадением во взглядах на подготовку судебных экс-

пертов является наличие у претендента на рабочее место практического опыта.

Однако, то, что в российском сообществе ученых и практиков подразумевается под практическим опытом, необходимым для успешной экспертной работы, на наш взгляд, отличается от зарубежного понимания. Мы рассматриваем опыт экспертной работы как накопление с течением времени у судебного эксперта собственной эмпирической базы, которая в соединении с полученным высшим университетским образованием по экспертной специальности придаст большую эффективность судебно-экспертной деятельности. По объективным причинам индивидуальный опыт формируется у выпускника учебного заведения только после определенного периода времени работы по специальности, более того, время затрачивается на осознание полученного опыта, увеличивая тем самым временной промежуток формирования выпускника вуза в эксперта. Накопление собственной эмпирической базы, основанное на постоянном анализе причин, как отрицательного неэффективного результата проведенного экспертного исследования, так и положительного эффективного, может сократить количество допускаемых экспертом ошибок. По этой теме писали многие ученые, отмечая, что пока новоявленный эксперт приобретет необходимый опыт, наделает массу ошибок. Такое положение не может не оказывать негативное влияние на эффективность судебно-экспертной деятельности.

По мнению Н.П. Майлис, одним из критериев повышения эффективности обучения экспертным специальностям является изучение и обобщение экспертной практики [3]. Преподаватель, знающий проблемы исследования различных объектов, привлекает к их решению обучающихся посредством подготовки курсовых, научных, выпускных квалификационных работ. Так, результаты проведения исследовательской работы по актуальной теме не только будут способствовать совершенствованию экспертной практики, но и формировать собственный опыт будущего эксперта.

Воплотить данное актуальное предложение, с нашей точки зрения, можно не во всех случаях. Выполняется оно при соблюдении обязательных условий, одним из которых является квалификация преподавателя, то есть способность вовремя осваивать инновационные технологии с тем, чтобы в свою очередь, передавать свои знания и навыки обучающимся. Преподаватель «. должен не только знать новые экспертные методики, современные технические средства, но владеть приборной базой, что позволит ему правильно ориентироваться при изложении того или

иного материала и показать, какие результаты можно получить.» [3] В идеальной ситуации для соответствия преподавателя предъявляемым требованиям, его деятельность должна заключаться в чередовании лекций, семинаров, собственной экспериментальной работы на имеющемся в вузе оборудовании, систематическом обучении на курсах повышения квалификации в практических экспертных подразделениях. Однако, в реальности это выполнить довольно трудно.

Обозначенная проблема может быть решена с внедрением такой модели преподавания при подготовке экспертных кадров в высших учебных заведениях, при которой помимо основного профессорско-преподавательского состава в качестве преподавателей на постоянной основе привлекались бы сотрудники, работающие в экспертных центрах, имеющие ученую степень, но с меньшей почасовой нагрузкой, так называемые преподаватели практики. На наш взгляд, было бы полезно перераспределить информационный объем программы подготовки судебных экспертов, включив в учебный процесс таких преподавателей для проведения семинаров и практических занятий. Эта модель не лишена недостатков, например, при формировании учебных планов, регулирования заработной платы преподавательского состава, некоторых организационных вопросов. Однако, идея систематического участия в учебном процессе по экспертным дисциплинам преподавателей практиков, с нашей точки зрения, заслуживает внимания. Также целесообразно включение в программу подготовки специального курса по международному законодательству в сфере судебно-экспертной деятельности.

Современные реалии диктуют необходимость дальнейшего совершенствования судебно-экспертной деятельности, одну из основных составляющих которой занимает профессиональная подготовка и переподготовка экспертных кадров.


1. Федеральный закон №73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

2. Федеральные государственные образовательные стандарты. Режим доступа: www.fgosvo. ги. (дата обращения 28.10.2020).

3. Майлис Н.П. О необходимости расширения рамок учебного процесса при подготовке судебных экспертов. «Вестник Московского университета МВД России имени В.Я. Кико-тя» №5 М. 2020. С.56-59

Как восстановить квалификацию педагога?

Дочь преподаватель английского, она 1983 года рождения, с преподавательской работы ушла в 2007 году.

Как восстановить квалификацию и какая заработная плата и какие льготы сейчас у преподавателей?

подтверждать не нужно, проходить переподготовку тоже не требуется. согласноПриказу Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, требования к должности учитель следующие: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Кроме этого, с 01.01.2020 начинает применяться профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н). Согласно п.3.1 раздела III этого документа, к должности учитель Требования к опыту практической работы не предъявляются

Абсолютно не согласен с предыдущим ответом. Квалификацию нужно подтверждать, проходя аттестацию раз в 5 лет (Приказ №276).

Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», N 273-ФЗ

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

Статья 49. Аттестация педагогических работников

1. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

2. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

3. Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Также аттестации посвящен ПРИКАЗ
Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«.

Т.о., для восстановления квалификации, при устройстве в образовательное учреждение, необходимо пройти соответствующую аттестацию, которая проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

Педагоги имеют право на получение следующих льгот:

Досрочный выход на пенсию по выслуге лет (стаж работы должен составить минимум 25 лет).

Продолжительный отпуск в летние месяцы, когда у детей школьные каникулы — 42-56 календарных дней.

Отсутствие ограничений на совместительство. Как правило, данной льготой пользуются преподаватели сельских школ, когда один учитель преподает несколько дисциплин.

Сокращенная норма трудового времени (в 2 раза) — 18 ч. в неделю.

Право на отпуск с сохранением должности продолжительностью до 12 месяцев, если у учителя имеется непрерывный трудовой стаж от 10 лет.

Это общие льготы, установленные на федеральном уровне. На региональном уровне Субъекты РФ могут устанавливать льготы по ЖКХ для педагогов.

По состоянию на 13.10.18, по профессии Учитель в Приморском крае открыто 453 вакансий. Для 41.5% открытых вакансий, работодатели указали заработную плату в размере 15 600 — 21 000 руб. 35.3% объявлений с зарплатой 10 200 — 15 600 руб, и 14.8% с зарплатой 21 000 — 26 400 руб

Также уровень зарплаты зависит от учебной нагрузки и пр. факторов.

Цукерберг рекомендует:  Не работайте бесплатно
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все языки программирования для начинающих