Яркое будущее с языком Swift

Содержание

Swift в разработке мобильных приложений для iOS/OS X

Почему считают Swift — это будущее разработки приложений?

Исследование специфики Swift и изучение того, как использовать этот язык программирования по максимуму, поможет превратить разрабатывающийся проект в историю успеха. Swift является достаточно новым языком для разработки в экосистеме iOS.

Большинство платформ Apple создавались в Objective-C и несколько лет тому назад это был самый популярный язык, который изучали разработчики. Swift пришлось долго прокладывать себе дорогу к сердцам и лэптопам разработчиков, но даже сейчас некоторые не воспринимают его серьезно в силу некоторых предрассудков.

  • Во-первых, распространено мнение будто «Swift является самым сложным для изучения языком, которым пишутся приложения в iOS».
  • Во-вторых, «Swift менее зрелый язык, а отсюда вывод, что он недостаточно эффективен и плохо разработан».
  • В-третьих, «в силу того, что этот язык моложе других, он должен быть менее популярным, и сообщество разработчиков, которые его используют, не столь многочисленно».

Попробуем развеять эти мифы и рассмотреть преимущества и недостатки Swift, понять, почему многие считают, что Swift — это будущее разработки мобильных приложений для Phone и iPad.

Причины для изучения языка Swift

# 1. Инновационный подход

Уже тот факт, что Swift — язык достаточно новый, служит причиной для его изучения. Swift создавался с той целью, чтобы сделать разработку приложений более интерактивной и доступной. Это означает, что в обозримом будущем разработкой приложений смогут заниматься люди, пытающиеся создавать собственные программные продукты. Как следствие, язык получит широкое распространение.

Другими словами, Swift можно рассматривать как язык программирования будущего. Здесь стоит руководствоваться принципом: чем новее, тем лучше.

Конечно, как и в случае с другими инновациями, на Swift нужно потратить время, чтобы его изучить.

# 2. Все лучшее от предыдущих языков

Swift создавался на основе предыдущих языков программирования, что делает процесс разработки более безопасным, а синтаксис — более точным. Он совмещает в себе все лучшие особенности предыдущих языков и вместе с тем сохраняет свою собственную оригинальность.

# 3. Возможность изучить потенциал

Сейчас наблюдается тенденция к переходу от Objective-C к Swift среди крупных IT-компаний и других разработчиков. Более того, сейчас программист со средними знаниями способен с помощью кода Swift создать простое приложение для iPhone.

Зачем использовать Swift?

Очевидно, нет острой необходимости мигрировать с одного языка iOS на другой. С другой стороны, если вы планируете разработать новое приложение для OS X или iOS, тогда, конечно, лучше использовать Swift.

1) Простота кода. Одно из главных улучшений — длина кода, требуемого для различного рода приложений. Изучить код проще, а время написания сокращается вдвое. В коде допускается использование смайликов.

2) Быстрый и эффективный. Синтаксис Swift создавался, чтобы помочь разработчикам в устранении типичных ошибок. Вероятность ошибок сведена к минимуму, что ускоряет работу и делает ее более безопасной и комфортной для пользователя. Дополнительный бонус в том, что память Swift управляется автоматически.

3) Стандартизированный синтаксис. Синтаксис Swift краток и прост. Это не значит, что он обойдется дешевле, но все же гарантирует производительность.

4) Резервы для дальнейшего совершенствования. В силу того, что система достаточно новая, в дальнейшем она будет улучшаться. Создатели Swift определенно стремятся сделать свое детище успешным, работают над новыми особенностями.

5) Открытый код. Решение сделать Swift с открытым исходным кодом оправдалось вполне, поскольку это помогло привлечь внимание сторонних разработчиков.

Прогресс не стоит на месте. Swift был призван стать чем-то большим по сравнению с предшественниками. Разработчики Swift прилагают усилия, чтобы его усовершенствовать, — это еще одна весомая причина сделать выбор в пользу данного языка, ведь в будущем его неисследованный потенциал может стать определяющим фактором успеха приложения.

Swift как будущее языков программирования

Одной из примечательных новинок Apple представленных в прошлом году, безусловно был язык программирования Swift. Конечно же, простых пользователей особого интереса он не вызвал. Однако у этого творения есть все шансы изменить будущее программирования как такового.

Отметим особо, что появления Swift не ожидал вообще никто, он стал настоящим сюрпризом. Мало кто даже в самой компании предполагал, что работы в данном направлении вообще ведутся. А начались они ещё в 2010 году. Более того, Swift был даже назван «самым секретным проектом Apple».

Для кого и зачем

Целью разработки Swift было создание языка программирования, который отличался бы максимальной простотой обучения. Так, чтобы даже начинающий разработчик мог менее чем за час создать простое приложение, приложив для этого минимум усилий.

Появление Swift позволит Apple привлечь новых разработчиков, которых до этого отпугивал «официальный язык компании» Objective-C, который считается достаточно сложным для изучения. То есть если раньше создание даже элементарного «фонарика» требовало от начинающего программиста достаточно глубокого погружения в процесс, то теперь он может сделать это уже после прочтения первых страниц официального руководства. Кстати, оно доступно совершенно бесплатно для iBooks, единственное что требуется, так это знание английского языка. А тем временем в Сети появляются различные обучающие видео.

Мало кто знает, но впервые сама идея простого в изучении языка, способного создавать серьёзные приложения, появилась у Джобса ещё во времена, когда он руководил компанией NeXT. Однако возможности тех лет просто не позволяли сделать это, так что проект пришлось отложить на долгое время.

Главным создателем языка Swift является Крис Латтнер (Chris Lattner), руководитель отдела Developer Tools. Более того, некоторое время он трудился вообще в гордом одиночестве. Да и впоследствии штат разработчиков был расширен незначительно. Всё это и позволило сохранить проект как совершенно секретный. Для того, чтобы довести язык до ума, сделать его пригодным к использованию, потребовалось четыре года. При этом компания решила не представлять никаких промежуточных бета-версий.

Главные особенности Swift

Самой главной особенностью Swift является его полная совместимость с Objective-C. Обойтись без этого было просто невозможно. Ведь за годы существования Objective-C на нём было написано огромное количество приложений, как для OS X, так и iOS. Благодаря совместимости одно приложение может свободно содержать куски кода на обоих языках.

Вторая главная особенность Swift состоит в том, что написанный на нём код не отличается чрезмерной сложностью набора, но при этом сохраняет читабельность. Достижения этого самого «идеала» и было одной из целью создателей языка. И, похоже, что им удалось его достичь.

Далее. При создании Swift много внимания было уделено повышению скорости работы приложений. Недаром ведь название языка переводится с английского как «стремительный» (а также как «стриж» — именно эта птица изображена на иконке) Так, разработчики утверждают, что если сравнивать по скорости работы идентичные приложения, написанные на Swift и Objective-C, то первое будет работать почти в полтора раза быстрее.

А ещё утверждается, что сама структура Swift такова, что позволяет избежать множества типичных ошибок, которые нередко допускают начинающие разработчики. Конечно же, это не означает, что ошибки допустить теперь вообще невозможно. Однако число их будет всё же меньше.

Также много внимания уделялось безопасности. Разработчики просто не может использовать некоторые небезопасные куски кода. А управление памятью занимается сам язык. Также у разработчика есть возможность просматривать как работают отдельные куски кода, пользуясь т. н. «интерактивными игровыми площадками».

Примеры кода на Swift

Глядя на примеры кода Swift даже неопытный программист понимает, насколько много усилий приложил Крис Латтнер, трудясь над своим детищем. Вот как выглядит традиционное для всех новичков приложение «Hello, World»:

Всего одна строчка. Для сравнения на Objective-C подобное приложение выглядит совершенно иначе:

На самом деле тоже ничего страшного, но код выглядит монументальнее, что может составить проблемы для начинающих. Особенно в случаях, когда речь будет идти о более сложных приложениях, а не просто простом примере.

А вот другой пример кода на Swift, взятый из официального руководства:

Не нужно даже быть программистом, чтобы понять что именно должна делать данная программа.

Будущее языка Swift

Станет ли Swift полноценной заменой Objective-C? Пока что судить об этом очень рано. Будущее нового и очень интересного языка всё ещё очень туманно. Мнения о нём высказываются самые противоречивые. В то время, как одни разработчики уверены, что за подходами, применёнными при создании Swift будущее, другие восприняли новое творение Apple крайне скептически. По мнению последних компании куда правильнее было бы взять один из уже имеющихся языков и попытаться довести его до совершенства, вместо того, чтобы заниматься созданием ещё одного.

Скорее всего Swift так и станется внутренним языком Apple. Разработчики, пишущие под другие платформы не заинтересуются им просто по определению. А это значит, что язык станет достаточно известным, но не слишком распространённым. Однако при этом идеи, положенные в основу Swift вполне могут заинтересовать создателей языков программирования будущего. Которые постараются сделать всё, чтобы их творения стали более простыми для изучения, но не перестали при этом быть мощными инструментами.

И Swift вполне может стать полноценной заменой Objective-C. Но только произойдёт такое явно не ближайшее время. Для этого Apple предстоит сделать ещё очень многое, доведя своё творение до совершенства.

Пять прогрессивных языков программирования с большими перспективами

Журналисты TechBeacon подобрали пять молодых языков программирования, за которыми, по их мнению, большое будущее.

Все языки программирования можно распределить на три группы в зависимости от их популярности. В главную войдут наиболее распространённые языки: Java, JavaScript, Python, Ruby, PHP, C#, C++ и Objective-C. Зная один, а лучше — несколько из них, можно с относительной лёгкостью найти работу.

Языки из второй группы вот-вот смогут перейти в число популярных, но ещё не стали таковыми. Они доказали своё право на это звание, сформировав сильные сообщества, но пока что их использует относительно небольшое число компаний-разработчиков ПО. К этой группе пока относят Scala, Go, Swift, Clojure и Haskell. Некоторые компании применяют их в небольшом количестве своих продуктов, но в целом в ИТ-отрасли данные языки встречаются редко (разве что Swift уже опережает Objective-C в разработке под iOS). Go и Swift имеют все шансы перейти в высший разряд в течение ближайших лет. Но большинство топовых языков прочно закрепились в своей группе и не «вылетят» из неё так быстро и просто.

Развивающиеся языки, рассмотренные в этой статье, входят в третью группу и только начинают набирать аудиторию. Одни языки застряли здесь уже давно и беспросветно, а другие — уверенно набирали позиции последние пару лет. Далее вы узнаете про пять из них.

Перспективные языки: почему именно они?

Пять языков, рассмотренных ниже, появилось не так давно (и о некоторых настолько подробно многие будут читать впервые), но имеют хорошие шансы прорваться во вторую группу в следующие два-три года, а в перспективе — и в высший эшелон. Вот почему они попали в эту подборку.

Elm набирает популярность в JavaScript-сообществе, преимущественно среди сторонников функционального программирования, которое также становится всё более распространённым. Как Babel, TypeScript или Dart, Elm компилируется в JavaScript.

Rust — это системный язык, который задумывался как замена C и С++. Поэтому немного необычно наблюдать, с какой скоростью его принимает всё больше веб-разработчиков. Rust создали в Mozilla, которая стремится дать веб-разработчикам, которым приходится писать низкоуровневый код, нечто лучшее и более эффективное, чем PHP, Ruby, Python или JavaScript. Согласно опросу Stack Overflow, Rust уже третий год подряд становится самым любимым языком среди разработчиков.

Kotlin разрабатывается с 2010 года, но только в 2020 году состоялся релиз версии 1.0. И хотя он еще не достиг популярности Scala, Groovy или Clojure — трёх наиболее распространённых и зрелых (помимо Java) языков JVM — Kotlin выделяется на фоне множества других исполняемых на JVM языков и вполне готов выйти в лидеры группы. Автор языка — компания JetBrains, которая также известна средой разработки IntelliJ IDEA, поэтому создавался Kotlin с заботой о разработчиках. Кроме этого, на нём легко создавать приложения под Android.

Crystal — ещё один язык, который стремится привнести производительность С в мир веб-разработки. Crystal ориентируется на Ruby-программистов, так как имеет схожий, а местами и идентичный синтаксис. И без того немалая численность стартапов, использующих Ruby, продолжает расти, а Crystal может помочь ощутимо повысить производительность их приложений.

Elixir также во многом вдохновлялся Ruby, но вместо того, чтобы пытаться воспроизвести преимущества С, его авторы решили заняться созданием высокодоступных и отзывчивых систем, что, по мнению критиков, является не самым сильным местом Rails. Elixir работает в Erlang VM, которая благодаря своей эффективности за 25 лет завоевала прочную репутацию в телекоммуникационной отрасли. Phoenix — фреймворк для создания приложений на Elixir — как никакая другая деталь процветающей экосистемы делает этот язык таким привлекательным.

Описанная ниже шкала популярности составлена на основе данных StackOverflow и GitHub. На ней можно найти четыре из пяти языков:

Функциональный язык программирования, удобный в использовании и компилируемый в высокоуровневый JavaScript. Строить пользовательские веб-интерфейсы можно как полностью на нём, так и совместно с JavaScript. Ключевые преимущества Elm перед JavaScript — надёжность, удобство в поддержке и «удовольствие от программирования». Если конкретнее:

  • Отсутствие исключений времени выполнения (runtime exceptions). И никаких «undefined is not a function».
  • Неоценимо полезный компилятор.
    Компилятор Elm славится самыми содержательными сообщениями об ошибках в отрасли. Именно поэтому объёмные кодовые базы на нём сопровождать в разы приятнее, чем на JavaScript.
  • Встроенное семантическое версионирование.
    elm-package обеспечивает семантическое версионирование автоматически. Если автор пакета попытается внести серьёзные изменения в API, не изменив номер версии, elm-package забьёт тревогу и не пропустит их. Ни один существующий менеджер пакетов не сравнится в надёжности с Elm.
  • Скорость и функциональность.
    Elm — чисто функциональный язык программирования без мутаций и побочных эффектов. Это не только гарантирует гладкое масштабирование кода на Elm, но и помогает ему рендерить интерфейсы приложений быстрее, чем React, Angular или Ember.
  • Мощный инструментарий.
    elm-format форматирует исходный код согласно стандарту сообщества. Больше никаких споров о конвенциях и стилях. Достаточно просто нажать Save в предпочитаемом редакторе, и код примет необходимый вид. elm-test поддерживает как юнит-тестирование, так и фаззинг. elm-css позволяет писать код, компилируемый в файл формата.css, и обеспечивает синхронизацию констант.

Код на Elm может функционировать совместно с JavaScript, а значит, его можно вводить небольшими дозами в JS-код и по-прежнему пользоваться огромной экосистемой языка, не изобретая велосипед.

Для начала можно посетить guide.elm-lang.org, затем Elm in Action и How to Use Elm at Work (о возможностях использования Elm на работе).

Эту часть написал Ричард Фельдман, автор Elm in Action и создатель elm-css, препроцессора CSS для Elm.

Rust — это системный язык программирования, который совмещает эффективность и контроль над памятью С, а также обладает чертами функциональных языков, такими как сильная статическая типизация и вывод типов. Основными целями его создателей были:

  • Безопасность
    Во многих С-подобных языках ручное управление памятью оставляет риск ошибок памяти (например, висящие указатели или двойное освобождение памяти). Rust вобрал лучшие практики современных версий С++, например идиома RAII или умные указатели, а их применение сделано обязательным. Это систематически обеспечивает безопасность доступа к памяти чистого Rust-кода.
  • Скорость
    Почти все языки работают медленнее С, потому что их абстракции упрощают процесс разработки ПО, но ценой значительного увеличения временных затрат (на сборку мусора и динамическую диспетчеризацию). Rust упрощает программирование без потерь в скорости за счёт «абстракций с нулевой стоимостью» (zero-cost abstractions). Например, Rust управляет памятью во время компиляции и применяет статическую диспетчеризацию для дженериков (как в шаблонах С++, но более типобезопасно).
  • Конкурентность
    Конкурентный код в системных языках часто весьма уязвим и подвержен ошибкам из-за сложностей потокового программирования. Rust решает эти проблемы, предоставляя гарантии (на уровне типов) того, какие значения могут передаваться между потоками и как именно.

У Rust есть и некоторые отличительные особенности:

  • Проверка заимствования
    Эта знаменитая функция Rust — статический инструмент, который считывает код и останавливает компиляцию, если он может вызвать ошибки памяти. Значения либо принадлежат одному месту, либо заимствуются несколькими, а далее выполняется анализ того, как изменяется владение значением на протяжении работы программы. Проверка заимствования также предотвращает «гонки данных» в параллельном коде.
  • Композиция вместо наследования
    Вместо основанной на наследовании системы классов, как в C++ или Java, Rust использует свойства, или компонуемые интерфейсы, для поддержки модульного программирования. Программист может не указывать, что определённый тип является частью классовой иерархии — он сможет описать возможности типа, то есть указать, что он должен быть Printable и Hashable, а не наследоваться из класса PrintableHashable.
  • Сильный инструментарий
    Любому знатоку С/С++ знакомо, какими болезненными могут быть установка зависимостей, компиляция кода на различных платформах или борьба со скрытыми конфигурациями CMake. Менеджер пакетов Rust и кроссплатформенные API экономят массу сил и нервов.

Больше информации можно найти на The Rust Book и Rust by Example.

Эту часть написал Уилл Крайтон, студент Стэнфордского университета, который специализируется на параллельных/конкурентных системах, визуальном программировании, а также проектировании языков программирования/компиляторов. Он часто пишет про Rust в своём блоге.

Kotlin

Kotlin — это статически типизированный язык, исполняемый на JVM и компилируемый в JavaScript. Разработан компанией JetBrains, когда у неё возникла потребность в новом языке для создания инструментов, которые писались преимущественно на Java. Нужно было что-то, что позволило бы использовать существующую кодовую базу, но вместе с тем решало некоторые проблемы, c которыми компания сталкивалась при использовании Java. Именно на «лечение» наиболее распространённых «болячек» при создании ПО и ориентировались авторы Kotlin, в результате чего язык и получил свои характеристики:

  • Лаконичность
    Сокращение количества шаблонного кода, необходимого для выражения определённых конструкций;
  • Универсальность
    Создание языка, подходящего для любого вида промышленной разработки приложений — мобильных, десктопных, веб-приложений или серверной части;
  • Безопасность
    Позволить языку самому обрабатывать частые проблемы, связанные, например, с ошибкой null reference exception;
  • Интероперабельность
    Сделать язык, совместимый с существующими кодом на Java, библиотеками и фреймворками, что обеспечило бы плавный переход на новое средство разработки;
  • Совместимость с различными инструментами
    JetBrains создаёт инструменты, и делает это исходя из того, что многие рутинные задачи можно автоматизировать, сделав разработку более эффективной и продуктивной. А значит, язык должен позволять запросто применять сторонние инструменты.

Главным качеством Kotlin всегда была и будет прагматичность: найти наиболее распространённые и частые проблемы при написании кода и попытаться устранить их. Это проявляется в различных особенностях языка, например:

  • null-безопасность по умолчанию: типы в Kotlin по умолчанию не допускают неопределённого значения, что позволяет избежать исключений пустых ссылок или указателей;
  • делегация первого класса: возможность делегировать функциональность члена класса внешней функции обеспечивает повторное использование и лучшую композицию;
  • конвенции: ряд конвенций позволяют писать выразительный код, благодаря чему можно создать сильно типизированный проблемно-ориентированный язык с лучшей читабельностью и упрощённым рефакторингом.

Версия Kotlin 1.0 вышла в феврале 2020 года спустя более пяти лет разработки и масштабных тестирований на реальных проектах. На сегодняшний день Kotlin используется более чем в десяти продуктах JetBrains, а также компаниями Amex, NBC Digital, Expedia и Gradle.

Цукерберг рекомендует:  IPv6 для новичков

Больше информации можно найти на kotlinlang.org.

Эту часть написал Хади Харири — вице-президент по защите интересов разработчиков JetBrains, редактор блога Kotlin и главный пресс-секретарь Kotlin.

Crystal

Crystal — это язык программирования общего назначения с девизом «Скорость С, качество Ruby». Это высокоуровневый, статически типизированный, компилированный, полностью объектно-ориентированный язык с продвинутым выводом типов и сбором мусора.

Ключевые цели проектировщиков Crystal:

  • схожий с Ruby синтаксис (но не совместимость с ним);
  • статическая проверка типов без необходимости уточнять тип переменных или аргументы методов;
  • возможность вызывать С-код с помощью его привязки к Crystal;
  • оценка и генерация кода в процессе компиляции для избежания шаблонного кода;
  • компиляция в эффективный нативный код.

Некоторые уникальные особенности Crystal:

  • каналы: в Crystal есть каналы, вдохновлённые CSP (так же, как и в Go), что обеспечивает конкурентность. Для этого в нём есть согласованные легковесные потоки Fibers. Можно запросто создать такой поток, используя команду spawn и операцию asynchronous/nonblocking;
  • макросы: макросы в Crystal позволяют избежать шаблонного кода и получить возможности метапрограммирования. Они действительно мощны и вычисляются во время компиляции, а значит, не отражаются на производительности;
  • команда crystal: эта команда сама по себе многофункциональна и включает замечательные инструменты. Она используется для создания нового проекта, компиляции, запуска тестов и многого другого. В ней есть встроенное средство форматирования кода, а также интерактивная среда для быстрого прототипирования crystal play, подобная irb.

Бонус

выразительность: код гораздо больше читается, чем пишется. Благодаря Ruby, Crystal поистине выразителен и прост для понимания. Он будет легко даваться новичкам и в конечном итоге оправдает себя благодаря упрощённому сопровождению кода.

Больше информации можно найти в официальных руководствах Crystal Book и Crystal for Rubyists.

Эту часть написал Сердар Догруйол — автор Crystal for Rubyists, создатель Kemal, веб-фреймворка для Crystal, и куратор Crystal Weekly.

Elixir

Elixir появился в 2012 году. Это функциональный язык общего назначения, отличающийся продуктивностью, масштабируемостью и простотой в поддержке. Хотя этот язык относительно молод, он компилируется в байткод, исполнимый на виртуальной машине Erlang (BEAM). Erlang VM берёт начало в телекоммуникационной отрасли, развивается уже почти 25 лет и лежит в основе многих массивных, высокодоступных и отзывчивых систем.

На данный момент Elixir преимущественно используется для построения веб-приложений либо в Cowboy, который по сути представляет собой НТТР-сервер, либо в полноценном веб-фреймворке Phoenix. С помощью фреймворка Nerves он также начинает проникать в нишу вложенных систем.

Синтаксис и набор инструментов Elixir во многом позаимствованы у Ruby. И хотя схожесть синтаксиса чисто внешняя, инструментарий Elixir покажется знакомым всем, кто владеет Ruby. Команды хорошо продуманы, просты в применении и обеспечивают продуктивность разработчика.

Цели языка:

  • «дружественное» функциональное программирование
    возможности и достоинства функционального языка в паре с прозрачным синтаксисом;
  • высокая конкурентность и масштабируемость
    язык не должен мешать решению серьёзных задач для большого числа пользователей;
  • несравнимые средства разработки
    для проектирования, управления зависимостями, тестирования и разработки.

Пример контроллера Phoenix, написанного на Elixir. Источник: TechBeacon

Отличительные черты:

  • неизменяемые структуры данных и отсутствие побочных эффектов помогают упростить сопровождение и понимание крупных систем;
  • супервизоры позволяют определить внутреннее дерево процессов и установить правила автоматического выявления ошибок;
  • сопоставление с образцом предоставляет альтернативу условным и граничным операторам;
  • конкурентность, основанная на модели акторов без разделения ресурсов хорошо подходит для решения существующих проблем конкурентности на высоком уровне. См. The Road to 2 Million Connections;
  • очень эффективное управление ресурсами даёт возможность обслуживать множество пользователей с при ограниченном количестве аппаратных средств. См. Why WhatsApp Only Needs 50 Engineers for Its 900M Users;
  • замена кода в «горячем режиме» и деплой с нулевым временем простоя.

Популярность Elixir и Phoenix неуклонно растёт, потому что вместе они позволяют легко создавать сложные трудоёмкие веб-API и приложения, которые просты в сопровождении, отлично функционируют и масштабируются. Именно поэтому Pinterest, Bleacher Reports и многие другие компании предпочли Elixir для создания ключевых элементов инфраструктуры своих продуктов. Они гарантируют продуктивность без ущерба производительности (и наоборот), чем могут похвастаться немногие другие языки.

Эту часть написал Кристиан Нельсон, партнёр и директор разработки Carbon Five.

Swift — новый язык программирования от Apple, который совершит революцию

Во время презентации WWDC, которая прошла в этот понедельник, Apple представила новый язык программирования Swift, который Крейг Федериги назвал «Objective-C без C».

Нужно отметить, что Swift не был разработан в качестве универсального языка программирования. Он был создан именно для операционных систем OS X и iOS, для Cocoa и Cocoa Touch. Он основан на базе С и Objective-C, но при этом включает в себя все последние технологии, разработанные инженерами Apple в течение последних лет (ARC и LLVM).

Swift позиционируется как современный, быстрый, интерактивный и безопасный язык программирования. Современный из-за нового краткого синтаксиса: без заголовочных файлов и точек с запятой. Так что Swift больше всего напоминает скриптовый язык, хотя Apple и не хочет его сравнивать с Python. Простой пример «Hello world» на Objective-C:

#import
#import

int main(void)
<
NSLog(@»Hello, world!n»);
return 0;
>

И его эквивалент в Swift:

println(«Hello world!»)

Язык, безусловно, элегантен, но его краткость, порой, вызывает непонимание. Для знакомства с новым языком и разъяснения всех неясных моментов, Apple сразу же предоставила полную документацию, которая поможет в изучении особенностей Swift.

Планы Apple по поводу нового языка достаточно амбициозны. Она даже рассчитывает на то, что в ближайшем будущем на Swift будет написана новая операционная система. Хотя даже сейчас его можно использовать в текущем коде любого приложения, поскольку он прекрасно взаимодействует с Objective-C. В ближайшем будущем Swift, конечно же, вытеснит Objective-C, но пока Apple не собирается его списывать со счетов.

Но одним из самых интересных и важных аспектов Swift, вероятно, является его интерактивность, которая напоминает о великих временах Lisp. В Playground можно мгновенно просмотреть часть кода, просто нажав на него. Некоторые специалисты говорят, что новый язык напоминает им о работе бывшего дизайнера Apple Брета Виктора, который пытался сделать Javascript более наглядным. Другие же сравнивают его с Wolfram, разработанным уважаемым ученым Стивеном Вольфрамом. Эндрю Стоун, независимый Apple-разработчик, назвал его «просто потрясающим».

Это видео, посвященное Swift, будет невероятно полезно как начинающему, так и опытному программисту.

Apple создала Swift для привлечения новых разработчиков и укрепления своей экосистемы, поскольку программисты, использующие Swift, будут разработчиками именно для OS X и iOS. Так что, можно сказать, что этот язык был разработан купертиновцами исключительно для нужд Apple.

Эксперты рассказали, из какого ПО будут строить светлое цифровое будущее

Рынок разработки программного обеспечения сегодня постоянно меняется. Приходят новые технологии, изменяются подходы к разработке, тестируются новые инструменты. Сложно предположить, как может изменится индустрия ПО через год или 10 лет, уйдут ли текущие языковые инструментарии в прошлое или останутся на долгие годы. Мы спросили экспертов, какие языки программирования наиболее актуальны сегодня и что необходимо учить разработчикам, чтобы эффективно работать завтра.

Роман Друзягин, IT директор 404 Group

Выбирая язык программирования, люди обычно допускают типичные ошибки, особенно характерные при запуске проектов «с нуля» и стартапов. Основные проблемы — неадекватная оценка кадрового рынка и текущей тенденции в сфере языков программирования. Как правило, выбор технологий доверяют нанятому тимлиду (ведущему разработчику, team leader), СТО (техническому директору, Chief technology officer) или другому специалисту. Несмотря на свой профессионализм, они далеко не всегда руководствуются такими факторами, как экономическая целесообразность для бизнеса, доступность кадров, популярность технологии. Очень часто их выбор обуславливается личными преференциями и субъективными ощущениями («интересно попробовать», «крутая технология», «в Google на нём пишут» и др.), даже если задачу решает опытный специалист.

Прежде чем выбрать язык программирования, нужно определиться с ответами на несколько основных вопросов. Какими компетенциями обладают люди, работающие в компании? А для каких компетенций лучше привлечь сторонних специалистов за адекватную плату? Каков тренд развития выбранной технологии сейчас и в будущем?

Можно начать писать стартап и на Elixir/Erlang, но это очень дорогая и «экзотическая» технология, которой владеет лишь небольшое количество специалистов на рынке. Этот фактор нужно обязательно учитывать, чтобы в будущем не получить множество проблем.

Выбор языка программирования также должен быть обусловлен особенностями работы и возможностями компании. Например, компания с большим штатом, стабильным доходом, свободными ресурсами и временем может вложиться в технологии, которые завоевывают популярность или уже очень популярны.
Сейчас к таким технологиям относятся языки вроде Go или разнообразные деривативы и фреймворки от JavaScript ( Node.js, TypeScript, Angular/Vue/React — все вперемешку, но общая идея, думаю, понятна). Это позволит компании не иметь кадровых проблем с техническими специалистами в ближайшие 3—5 лет, пока технология находится «на пике» своего развития. В будущем такие программисты потенциально смогут внести вклад в развитие сообщества и сделать что-то общественно полезное. Позитивным опытом полезно поделиться на крупной конференции — это приведёт к росту кармы и технического имиджа.

Если компания маленькая, штат ограничен, доход нестабилен — лучше брать проверенные «немодные» технологии, которые настолько устоялись, что никуда в ближайший десяток, а то и сотню, лет не денутся. К ним относятся PHP, Java, PL/SQL. Маленьким компаниям точно нет смысла вкладываться в технологии, чей пик популярности уже пройден, например, языки программирования Ruby или Python. Это стабильные технологии, которые не находятся на хайпе. Их использует определённое сообщество, но большинство новых молодых специалистов эти языки не привлекают. Это может показаться обидным тем специалистам, которые сейчас профессионально или для души занимаются этой технологией. Но реалии рынка таковы, что молодые специалисты с «горящими» глазами цепляются за то, что сейчас в тренде. Кто-то из этого даже делает профессию — успевает вскочить на следующий поезд и бросить одну технологию в угоду другой, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда. Для таких специалистов программирование — не профессия, а призвание, а язык программирования — не просто инструмент, а способ творческой реализации.

Профессионалы используют более прагматичный взгляд и выбирают проверенные и стабильные технологии — C++, Java, PL/SQL, 1C, PHP. Все они существуют и никуда в ближайшее время не уйдут.

Алексей Флоринский, заместитель генерального директора компании SimbirSoft

На данный момент на ИТ-рынке доминируют такие корпорации, как: Microsoft, Oracle и Google. Соответственно преобладать будут те языки программирования, которые продвигают эти корпорации. Oracle продвигает Java, Microsoft — платформу .Net с языком C#. Java и C# можно назвать колоссами, которых в обозримом будущее вряд ли кто-то сможет сдвинуть с лидирующих позиций.

Google по большей части использует тот же Java, а также C и C++, но при этом активно развивает свой язык программирования Go, который изначально создавался для решения внутренних задач корпорации. У этого языка, безусловно, есть свои преимущества, он займет свою нишу, но не сможет обогнать основных игроков. Поэтому серьезного изменения языкового набора в ближайшем будущем не будет.

Python, PHP, Java Script – за ними не стоят большие корпорации, но они также плотно заняли свои ниши. Например, JavaScript — ему нет альтернатив во Frontend разработке. Python занимает нишу в области научных исследований и научного программирования, машинного обучения, искусственного интеллекта – у него одна из самых широких экосистем, огромная библиотека фреймворков, охватывает все области ИТ-индустрии. PHP – строго специализирован и востребован в web-разработке.

Андрей Григоров, ведущий архитектор систем ДБО компании R-Style Softlab

В каждом конкретном направлении разработки IT-систем есть языки и платформы, которые занимают доминирующее положение. Особенно интересно взглянуть на направления, охватывающие наибольшую аудиторию пользователей. Одно из таких направлений – разработка мобильных приложений. В 2020 году около 85% смартфонов работают под управлением операционной системы Android, где основным языком разработки является Java. Однако гегемония Java в экосистеме Android в 2020 году была нарушена. На конференции Google I/O компания Google объявила, что язык программирования Kotlin становится официальным поддерживаемым языком для платформы Android наряду с Java. При этом часть сообщества разработчиков полагает, что через некоторое время Google станет поддерживать только Kotlin, хотя официально это не подтверждалось. Следует отметить, что спустя год после анонса уже 4% новых публикуемых в Google Play приложений было разработано на Kotlin, при этом среди популярных приложений доля значительно выше – более 15% приложений из top-500 созданы с использованием Kotlin. Учитывая, что всё большее распространение получают концепции «mobile first» и «mobile only», Kotlin выглядит перспективным для изучения языком, владение которым будет конкурентным преимуществом программиста на рынке труда.

В последние годы возрос интерес к системам искусственного интеллекта. Так как многие распространённые библиотеки и фреймворки, упрощающие создание систем искусственного интеллекта, разрабатывались на языке Python, популярном в академической среде, рост популярности Python не заставил себя ждать. В 2020 году в отчёте портала «StackOverflow» Python назван самым быстрорастущим языком программирования, который разработчики называю основным.

Егор Овчинников, менеджер проектов в Seven Winds Studio

Если вы спросите меня: “Какие языки стоит знать сотрудникам современных IT компаний?” — я сразу задумаюсь об инструментах мобильной разработки.

Kotlin получился настолько хорош, что Google включили его в Android Studio. А помимо Android разработки, очень приятно иметь столь удобный и полностью совместимый с, привычной нам, Java инструмент. Его код более компактный, а функционал имеет некоторые вещи доступные Java только при наличии плагинов.

Swift закономерно сменяет Objective-C, видевшего не одно поколение разработчиков. Каждый год, в любой отрасли инструменты меняются и адаптируются для реализации актуальных задач. Этот закон не оставляет в стороне и iOS разработку награждая её более удобным и простым в изучении инструментом. В направлении iOS разработки мы тоже видим преимущество компактности кода, а также повышение его читаемости, что позволяет сократить время разработки, столь важное в наши дни.

Kotlin и Swift могут использоваться не только в клиентской разработке мобильных проектов, но и в разработке серверных решений. Так, в нашей студии, мы активно используем Kotlin взамен Java для реализации серверных модулей проектов.

Отстраняясь от нативной разработки в сторону кроссплатформенной и игровой, хочется упомянуть актуальную связку C# и Unity. C# обновляется каждые два года, а Unity обновляет поддержку версии языка. Так же, не касаясь поддержки языка, Unity очень быстро развивается, расширяя инструментарий каждые полгода.

Михаил Григорьев, доцент кафедры программной и системной инженерии ТюмГУ

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно оценить структуру индустрии в ближайшем будущем.

Довольно большой сегмент рынка также останется за приложениями уровня Enterprise. Сложные, комплексные решения разрабатываются, дорабатываются и поддерживаются на универсальных языках программирования, таких как JAVA и С-подобных (C, C++, C#). Традиционно эти языки программирования занимают лидирующие позиции в рейтингах популярности языков программирования ( https://www.tiobe.com/tiobe-index/ ). В ближайшее время распространение этих языков программирования не претерпит особых изменений.

Высокую значимость, продиктованную ценностью данных, приобретают языки программирования исследования данных и построения решений, основанных на данных. К таким языкам относятся Python, R, SQL. Несмотря на то, что язык программирования Python является универсальным, он предоставляет широкие возможности в области машинного обучения. SQL (включая различные диалекты) остается «рабочей лошадкой» работы с данными, в будущем может несколько уступить позиции NoSQL-решениям. R – язык программирования для статистической обработки данных, плотно занял сегмент Data Mining. С поддержкой крупных software-корпораций язык R выйдет на передовые позиции. Здесь же нельзя не упомянуть о распределенных вычислениях. Очень активно захватывает разработчиков язык программирования Elixir ( http://elixir-lang.org/ ), дающий свободу в реализации параллельного программирования. Еще один серьезный рынок – это мобильные приложения. Сюда входит не только обывательский, ко и корпоративный чаптер. В части платформ здесь два крупных игрока: iOS и Android. Для iOS будет преобладать язык программирования SWIFT, а для Android будет популярным молодой язык программирования Koltin, мощный как JAVA, но более лаконичный и безопасный.

И, конечно же, Web-разработка! В ближайшем будущем здесь будет продолжать властвовать JavaScript, хотя, возможно, он уступит несколько позиций языкам программирования Elm (создание браузерных интерфейсов), и Ruby с фреймворком Ruby On Rails (создание Web-приложений).

Чтобы быть в лидерах завтра IT-компании должны сегодня инвестировать в эти языковые компетенции.

Игорь Увкин, технический директор группы компаний «ХайТэк»

– Стоит отметить, что единого универсального языка программирования не существует, по сути, все они являются проблемно-ориентированными. Так, есть системные языки, прикладные, для быстрой разработки, для научно-исследовательской деятельности и т.д. Другими словами, язык – это выразительное средство, инструмент, с помощью которого разработчики могут решить ту или иную задачу.

Инвестиции в языковые компетенции, на мой взгляд, зависят, прежде всего, от профиля компании. Как показывает практика, зачастую бизнес выбирает путь наименьшего сопротивления. Например, если подавляющая часть кодовой базы написана на C++, безусловно, целесообразно ее поддерживать и двигаться дальше с этим кодом. Если, скажем, в организации работают математики-исследователи, которые обладают компетенциями работы на Python, то именно этот язык программирования станет определяющим фактором.

Приведу пример из опыта нашей компании: мы работаем со специализированными языками. В зависимости от направления разработки, используется определенная группа языков. Скажем, средства системного программирования базируются на языках C и C++, средства разработки аппаратной части основаны на Verilog и VHDL, прикладной софт – на Java и JavaScript. Последние, к тому же, являются средствами быстрой разработки интерфейсных приложений. Семейство языков, используемое при разработке мобильных приложений, определяется требованиями производителей целевой платформы. Например, приложения для устройств на iOS, как правило, пишутся на Swift, для гаджетов на Android – на Java и JavaScript.

Если говорить о сегодняшних трендах, то мы наблюдаем стремительное развитие Python – на нем основано почти все в области машинного обучения и нейронных сетей, популярность JavaScript сохраняется, а от C++ вряд ли кто-то решит отказаться в ближайшей перспективе, поскольку у этого языка огромная история. Еще одна тенденция касается снижения интереса к языкам, на которых учились предыдущие поколения, таким, как например Pascal.

Давать прогнозы на долгосрочную перспективу довольно сложно. На мой взгляд, при разработке какой-то новой проблемной области выразительные средства будут диктовать те, кто первыми напишут существенную часть кодовой базы.

Алексей Зверев, руководитель проектов компании СКБ Контур

Языки программирования служат разным целям. Есть специфические, при помощи которых удобно решать какие-то узкоспециализированные задачи. Такие языки очень популярны в своем сегменте, но они никогда не станут доминировать — потому что есть языки, на которых делают массовые продукты.
Так вот, в узких сегментах смена доминирующих языков — довольно частое явление. Еще вчера все писали на Erlang, а сегодня перешли на F# (пример из головы, может быть, он не имеет ничего общего с реальностью).

Среди языков для массового производства есть языки, которые доминируют сейчас. Каждый год (а иногда и каждый месяц) составляют рейтинги самых популярных языков программирования в мире. Традиционные лидеры: JavaScript, Java, Python, C#, C/C++. Скорее всего, в ближайшем будущем топ языков не поменяется или поменяется незначительно: просто потому что на этих языках уже очень много всего написано и резко перевести поддержку этих продуктов на другие языки будет очень непросто.
С другой стороны, язык может резко набрать популярность: например, еще лет десять назад Python не был в топе.

IT-компании должны вкладываться в то, чтобы у студентов был навык «быстро осваивать новые языки программирования». Например, во время учебы студент должен попробовать штук пять разных языков, а лучше еще больше. Потому что никто не может предсказать, какие технологии появятся послезавтра, нужно быть готовыми к их освоению.

Дмитрий Хайретдинов, разработчик

«Мне кажется, что будут востребованы те языки, в которые вкладываются крупные IT-компании вроде Apple. К примеру, C#. Пока Microsoft будет вкладывать ресурсы, создавать новые инструменты для работы со своим языком (вроде недавно анонсированного IntelliCode) он будет идти вперед и развиваться.

Цукерберг рекомендует:  Методы Java — как вызывать и использовать

Аналогично с Java. Язык производительный, формальный, его любят предприятия, и при этом он достаточно простой. По крайне мере настолько, чтобы команда любого уровня могла писать на нем back-end. Добавьте к этому гигантское сообщество и станет понятно, что Java еще надолго останется на рынке язык никуда не уйдет.

Что касается Swift, то он тоже будет идти вперед, но здесь есть над чем работать. Хотя Apple активно вкладывается в язык и пытается его популяризировать, ограничение macOS и iOS сильно сказывается на возможностях. Разработчики уже научились обходить эти запреты, но если Swift формально будет доступен на всех системах, и на нем можно будет делать хороший back-end, то он станет более востребованным.

В тоже время есть C++, который тоже будет популярен в будущем, хотя никакие крупные компании его не развивают. Этот язык развивается сам по себе и на текущий момент, «плюсы» это идеальное решение, когда нужно добиться производительности и создать что-то универсальное. Поэтому его использует тот же Яндекс».

Мнение: Swift не нужен?

Разработчик приложения Underpass Джеф Джонсон поделился своим мнением о будущем языка программирования Swift.

Читатель TJ выделил основные тезисы из перевода на Хабрахабре.

Что отвечает создатель языка

Кто-нибудь знает, действительно ли Apple собирается прекратить поддержку С и С++? Fortran уже не поддерживается, хотя осталось ещё много кода на Fortran, и сравнительно нового, как в MultiNest. Пожалуйста, скажите, что это не так. Не все считают, что «опытные пользователи» — это те, кто просто создаёт полнометражные мультики. Многие из них учёные и инженеры.

Мы не строили планы на что-либо подобное. Swift — это просто новый вариант разработки под платформу. Мы не собираемся прекращать поддержку ни C, ни C++, ни Objective-C. Если вы разрабатываете на одном из этих языков, можете свободно продолжать его использовать.

Дело в том, что в это никто не верит. Крис Латтнер уже давно покинул Apple, и если его утверждение окажется ложным, он не сможет принять критику от лица компании. В целом, разработчики согласились, что Apple в конечном итоге откажется от Objective-C и Swift и станет единственным языком «первого класса» для разработки Cocoa-приложений.

Сообщество разработчиков, вероятно, право. Я согласен, что Objective-C и Swift не могут продолжать сосуществовать неопределённое время. Однако я не так уверен, что будущее за Swift. Что, если это так? Позвольте рассказать, почему Swift и Objective-C не могут мирно сосуществовать.

Новая надежда?

Ни Swift, ни Objective-C почти не используются за пределами платформ Apple. Это может поменяться в будущем, но на данный момент это факт. Так что если вы хотите разрабатывать приложения под платформы Apple, вам нужно изучить какой-либо из них, либо оба. «Какой именно язык изучать?», — довольно трудный вопрос для новичка.

Если брать один язык, то стандартным советом будет Swift. Хотя я не согласен с ним, но признаю, что он стандартен. Умные головы предложат изучать оба языка. Но тут кроется загвоздка. Если нужно осваивать оба специфичных для платформы языка лишь для написания приложений, Apple-платформы теряют свою привлекательность для разработчиков. Swift понравился разработчикам из-за своей «современности» и «привычности», нежели Objective-C.

Swift стал очень популярным. Это вызвало огромный спрос на Swift-ресурсы. В почтовых рассылках, форумах, блогах, Stack Overflow, Твиттере, да везде, — разработчики хотят знать о Swift и обсуждать его. Swift повлиял на техническую книгоиздательскую индустрию. Даже на рынок труда повлиял — многие компании намеренно, или из-за моды на язык, или просто из-за безграмотности, нанимают только Swift-разработчиков.

Многие разработчики под платформы Apple не знают Objective-C. И многие Objective-С-разработчики берутся использовать исключительно Swift. До такой степени, что начинают забывать Objective-C и испытывают трудности, если приходится снова к нему возвращаться. Увлечение Swift и спрос на него среди разработчиков угрожают заглушить Objective-C.

Эти два языка могут сосуществовать «официально» в сознании Apple, но могут ли они сосуществовать неофициально в чьём-либо ещё?

Использует ли Apple этот язык?

Судя по вышеуказанным аргументам, Objective-C обречён. Всё больше разработчиков предпочитают Swift. Однако не всё потеряно, потому что не разработчики управляют платформами Apple. Единственное место, где Swift ещё не доминирует, это, как бы иронично ни звучало, сама Apple. Компания очень медленно осваивает Swift. К настоящему времени Apple внедрили удивительно мало Swift-кода. Было предложено несколько объяснений, хотя многие могут называть это оправданиями.

Например, фреймворки Apple не могут использовать Swift, потому что он ещё не достиг ABI-стабильности (или даже source-стабильности, если уж на то пошло). Каким бы ни было объяснение, факт остаётся фактом: внутренняя кодовая база Swift у Apple относительно крошечная, в то время как база Objective-C, скорее всего, самая большая в мире.

  • Apple действительно намеревалась поддерживать оба языка неопределённое время.
  • Apple планировала в конце концов отказаться от Objective-C и перейти на Swift, во что и верят разработчики.
  • У Apple не было конкретного плана, да и вообще в компании не были уверены, что Swift выстрелит.

Ожидание — реальность

Это лишь мои подозрения, но мне кажется, что Apple не ожидали, что Swift так быстро станет популярным. Вся эта стратегия имела бы больший смысл, если бы Swift медленно развивался в течение долгих лет. Двойной стек выгоден, если разработчики распределены на два лагеря примерно равномерно.

У Apple и сторонних разработчиков было бы достаточно времени, чтобы переписать существующий код с Objective-C на Swift. Swift может быть нашим будущим, может быть единственным языком для разработки, но это отдалённое будущее.

Как они справляются с неожиданной популярностью Swift за пределами компании, когда внутри нее к нему ещё не готовы?

Я подозреваю, что Apple отступятся от Swift. Как я думаю, отставка Леттнера делает эту возможность ещё более вероятной. Многие разработчики положили все свои ресурсы на Swift. Это могло казаться неплохим вложением в то время, и возможно, оно окупится. Вероятно, это окупится. Но что если нет?

Вдруг произойдёт смена управления, или просто изменятся настроения внутри управления? Что если Apple внезапно решит, что их внутренние ограничения труднее преодолеть, чем они ожидали и смена языка невыгодна? Можете ли вы исключить эту возможность? Боюсь, многие не готовы к настолько жестокому миру. Если это произойдёт, будет много слёз и криков. Но не среди разработчиков Objective-C, которые будут смеяться и веселиться, как будто на дворе 1999. В крайнем случае, 2001.

А что думаете вы? Предлагаю отвлечь разработчиков от написания кода и призвать подискутировать в комментариях.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Новые языки программирования 2020

Если вы хотите выучить новые языки программирования 2020, то вы находитесь на правильном пути. С течением времени и необходимостью повышать производительность, новые языки программирования, такие как Swift и Go получают все более широкое распространение. Таким образом, выбирайте новое оружие и начинайте изучать один из этих востребованных языков программирования.

Даже такие языки, как HTML, Java, JavaScript, C++ и т.д. остаются основой для развития современной ИТ-индустрии, в которой нет недостатка в новых языках программирования, появляющихся ежедневно. Некоторые из них даже странные и нелепы, как TrumpScript, и другие «везунчики», такие как Emojicode.
В последние годы многие появившиеся языки оказали влияние на мир технологий. Благодаря своей простоте и удобству им удалось превзойти более устоявшиеся языки.

Время от времени, мы представляем вам лучшие языки программирования 2020. Однако, помимо освоения популярного языка программирования, программисты должны осваивать новые навыки, чтобы оставаться востребованными.

Итак, в этой статье я хочу рассказать вам про новые языки программирования 2020, которые должны вас заинтересовать. Эти языки быстро набирают популярность в чартах и зарабатывают положительные отзывы.

Далее мы рассмотрим новые языки программирования, которые вам необходимо изучить в 2020 году:

Мы начнем наш список новых языков программирования с Go. Также известном как Golang, Go — это язык программирования с открытым исходным, который был создан тремя сотрудниками Google и запущен в 2009 году.

Go – это производная от популярных языков программирования, таких как C и Java, он предлагает краткие обозначения и стремится сохранить код более простым и читаемым. Разработчики языка, Роберт Гризмер, Роб Пайк и Кен Томпсон, сказали, что сложность C++ была их основным мотиватором.

Этот простой язык программирования выполняет большинство своих задач только с помощью стандартной библиотеки. Сочетает в себе скорость динамических языков, таких как Python, и надежность C/C++, Go стал идеальным инструментом для создания распределенных систем с большим объемом данных.

2. Swift

Apple представила язык программирования Swift на 2014 WWDC как замену Objective-C. Он разработан простым по своей натуре, Swift фокусируется на скорости и безопасности.

Позже, в декабре 2015 года, компания Apple представила Swift с открытым исходным кодом под лицензией Apache. С момента своего запуска, Swift пользуется повышенным спросом и стал одним из самых востребованных языков программирования.

Изучение Swift гарантирует вам светлое будущее, поскольку он дает возможность кодировать приложения для экосистемы iOS от Apple.

3. Rust

Самый новый язык программирования, он был разработан Mozilla в 2014 году, и согласно опросу от StackOverflow в 2020 году, Rust был признан самым любимым языком программирования.

Rust был разработан Mozilla в качестве альтернативы C++, он фокусируется на «производительности, параллелизме и безопасности памяти».

Rust был создан с нуля, и в нем применяется современная архитектура языка программирования. Язык поддерживает большое число разработок и библиотек.

4. Julia

Язык программирования Julia был разработан, чтобы помочь математикам и ученым. Он позиционирует себя на высоком уровне и является динамическим решением программирования для технологических вычислений.

Julia медленно завоевывает все больше пользователей, а темпы роста удваиваются каждые девять месяцев. В настоящее время Julia рассматривается в качестве одного из наиболее высокооплачиваемых навыков в финансовой отрасли.

5. Hack

Hack — это еще один новый язык программирования, который был создан технологическим гигантом Facebook в 2014 году.

Гигант социальных сетей представил Hack, предрекая его большой успех. Компания также переносит на него всю свою базу PHP.

Facebook также выпустила версию языка программирования с открытым исходным кодом в качестве части разрабатываемой собственной платформы HHVM.

6. Scala

Scala – это не самый новый язык программирования по сравнению с другими языками в этом списке. Возможно, этот язык относительно трудный для изучения, но время, инвестированное в Scala не пройдет напрасно.

Его сложные функции позволяют лучше писать ориентированные на производительность коды. Это объектно-ориентированный и функциональный язык программирования, который позволяет писать масштабируемый код. Он создан с целью разработки «лучшего Java» кода, Scala становится востребованным языком в крупных компаниях.

Считаете ли вы эту статью полезной? Не забудьте оставить свой отзыв в комментариях ниже и рассказать какие, по вашему мнению, лучшие языки программирования 2020 стоит изучить.

Swift в разработке мобильных приложений для iOS/OS X

Почему считают Swift — это будущее разработки приложений?

Исследование специфики Swift и изучение того, как использовать этот язык программирования по максимуму, поможет превратить разрабатывающийся проект в историю успеха. Swift является достаточно новым языком для разработки в экосистеме iOS.

Большинство платформ Apple создавались в Objective-C и несколько лет тому назад это был самый популярный язык, который изучали разработчики. Swift пришлось долго прокладывать себе дорогу к сердцам и лэптопам разработчиков, но даже сейчас некоторые не воспринимают его серьезно в силу некоторых предрассудков.

  • Во-первых, распространено мнение будто «Swift является самым сложным для изучения языком, которым пишутся приложения в iOS».
  • Во-вторых, «Swift менее зрелый язык, а отсюда вывод, что он недостаточно эффективен и плохо разработан».
  • В-третьих, «в силу того, что этот язык моложе других, он должен быть менее популярным, и сообщество разработчиков, которые его используют, не столь многочисленно».

Попробуем развеять эти мифы и рассмотреть преимущества и недостатки Swift, понять, почему многие считают, что Swift — это будущее разработки мобильных приложений для Phone и iPad.

Причины для изучения языка Swift

# 1. Инновационный подход

Уже тот факт, что Swift — язык достаточно новый, служит причиной для его изучения. Swift создавался с той целью, чтобы сделать разработку приложений более интерактивной и доступной. Это означает, что в обозримом будущем разработкой приложений смогут заниматься люди, пытающиеся создавать собственные программные продукты. Как следствие, язык получит широкое распространение.

Другими словами, Swift можно рассматривать как язык программирования будущего. Здесь стоит руководствоваться принципом: чем новее, тем лучше.

Конечно, как и в случае с другими инновациями, на Swift нужно потратить время, чтобы его изучить.

# 2. Все лучшее от предыдущих языков

Swift создавался на основе предыдущих языков программирования, что делает процесс разработки более безопасным, а синтаксис — более точным. Он совмещает в себе все лучшие особенности предыдущих языков и вместе с тем сохраняет свою собственную оригинальность.

# 3. Возможность изучить потенциал

Сейчас наблюдается тенденция к переходу от Objective-C к Swift среди крупных IT-компаний и других разработчиков. Более того, сейчас программист со средними знаниями способен с помощью кода Swift создать простое приложение для iPhone.

Зачем использовать Swift?

Очевидно, нет острой необходимости мигрировать с одного языка iOS на другой. С другой стороны, если вы планируете разработать новое приложение для OS X или iOS, тогда, конечно, лучше использовать Swift.

1) Простота кода. Одно из главных улучшений — длина кода, требуемого для различного рода приложений. Изучить код проще, а время написания сокращается вдвое. В коде допускается использование смайликов.

2) Быстрый и эффективный. Синтаксис Swift создавался, чтобы помочь разработчикам в устранении типичных ошибок. Вероятность ошибок сведена к минимуму, что ускоряет работу и делает ее более безопасной и комфортной для пользователя. Дополнительный бонус в том, что память Swift управляется автоматически.

3) Стандартизированный синтаксис. Синтаксис Swift краток и прост. Это не значит, что он обойдется дешевле, но все же гарантирует производительность.

4) Резервы для дальнейшего совершенствования. В силу того, что система достаточно новая, в дальнейшем она будет улучшаться. Создатели Swift определенно стремятся сделать свое детище успешным, работают над новыми особенностями.

5) Открытый код. Решение сделать Swift с открытым исходным кодом оправдалось вполне, поскольку это помогло привлечь внимание сторонних разработчиков.

Прогресс не стоит на месте. Swift был призван стать чем-то большим по сравнению с предшественниками. Разработчики Swift прилагают усилия, чтобы его усовершенствовать, — это еще одна весомая причина сделать выбор в пользу данного языка, ведь в будущем его неисследованный потенциал может стать определяющим фактором успеха приложения.

Будущее языков программирования

Оригинал: The Future of Computer Languages
Автор: Juliet Kemp
Дата публикации: 14 декабря 2020 г.
Перевод: А.Панин
Дата перевода: 1 февраля 2020 г.

Будущее невозможно предугадать. но в случае языков программирования мы все же можем выдвинуть некоторые предположения.

Для чего это нужно?

  • Вы сможете уверенно говорить о будущем языков программирования на следующем собеседовании.
  • Вы сможете выбрать новый язык программирования для последующего изучения.
  • Вы узнаете об ошибках разработчиков языков программирования, допущенных в прошлом.

После рассмотрения нескольких языков программирования, которые были разработаны в течение последних 50 лет, пришло время прикоснуться к хрустальному шару и попытаться предсказать события, которые будут происходить в мире языков программирования в течение следующих 50 лет. или хотя бы следующих 20 лет. Завершат ли используемые сегодня старые языки программирования свое существование? Какие новые языки программирования захватят умы разработчиков? Какие серьезные проблемы пытаются решить современные разработчики программного обеспечения и языков программирования сегодня? И как практика программирования повлияет на изменения в мире языков программирования в будущем?

При рассмотрении истории развития языков программирования в течение последних 30-50 лет несложно заметить, что существует некое количество старых языков программирования, которые используются и по сей день. Fortran, COBOL, C, Ada и некоторые другие языки программирования все еще развиваются и в ближайшее время явно не будут находиться на грани исчезновения, хотя некоторые из них и являются менее надежными, чем другие.

Некоторые более старые языки программирования все еще используются главным образом для разработки программного обеспечения для устаревших систем (особенно мэйнфреймов), причем есть вероятность, что со временем это программное обеспечение будет переписано на более современных языках программирования. Ввиду того, что данные языки практически не развиваются, после портирования всего существующего программного обеспечения они станут попросту никому не нужными. Однако, более вероятным развитием событий является задействование современного аппаратного обеспечения (современных мэйнфреймов, а также виртуальных и облачных машин) для репликации устаревшего аппаратного обеспечения и запуска существующего кода; это гораздо проще, дешевле и безопаснее, чем переработка всего кода (с точки зрения руководства проекта).

Язык C, с другой стороны, активно используется при разработке современных программных продуктов и все еще лежит в основе большой части используемого сегодня программного обеспечения. Ни для кого не секрет, что ядро Linux разработано с использованием языка программирования C. Этот язык идеально подходит для решения ставящихся перед ним задач, поэтому очень сложно представить, что в ближайшее время какой-либо язык программирования потеснит его в сфере разработки программного обеспечения, тесно взаимодействующего с аппаратными устройствами.

Стоит ли удивляться тому, что код на языках Fortran, C и COBOL все еще успешно используется в отдельных областях? Отнюдь!

Языки программирования среднего возраста, такие, как Java, JavaScript и Python все также активно разрабатываются и используются. Методика использования данных языков программирования изменилась (о чем будет сказано ниже), но сами языки программирования уже набрали значительный вес и, скорее всего, никуда не исчезнут в течение следующих 20 лет. С другой стороны, 15 лет назад язык Perl использовался повсеместно, в то время, как сегодня он используется крайне редко; однако, на сегодняшний день язык Perl все еще используется во многих программных продуктах и позволяет решать различные задачи. (И, разумеется, рано или поздно появится интерпретатор Perl 6, который может снова изменить положение в мире языков сценариев.)

Более старые функциональные языки программирования, такие, как Scala (2001) и Haskell (1990) в последнее время обрели относительную популярность. Например, в компаниях Facebook и Google язык Haskell используется для автоматизации определенных рабочих процессов; в компаниях LinkedIn, Twitter и Tumblr для аналогичных целей используется язык Scala. Это обстоятельство ознаменовало общее повышение интереса к функциональному программированию, выразившееся в переносе идей и возможностей из функциональных языков программирования в языки программирования общего назначения (примером могут служить лямбда-выражения в Java 8). Пока не понятно, приведет ли это к воцарению функциональных языков программирования (как считают сторонники функционального программирования) или всего лишь к кратковременной популярности идей функционального программирования благодаря их реализации в рамках более популярных языков. Вполне вероятно, что по мере ознакомления разработчиков с функциональным программированием соответствующие языки программирования наберут популярность в тех сферах, где их использование позволит решать задачи наиболее оптимальным образом, но при этом другие языки и парадигмы программирования все также будут популярны в своих нишах. По сути, аналогичные тренды прослеживались и в случае других языков программирования в другие промежутки времени ввиду того, что их определенные возможности позволяли наиболее оптимально решать возникающие задачи (обратитесь к разделу «Параллельное исполнение инструкций» ниже).

Другой подход к разработке языков программирования заключается в переносе новых (или не самых новых) возможностей в существующие старые языки программирования. Все больше и больше языков программирования создается на основе виртуальной машины Java — наиболее известными из них являются Clojure, Groovy, JRuby и Jython, но существует и множество других. Это обозначает, что наметился определенный крен в сторону создания единой платформы для множества языков программирования? По сути, это неплохая идея, которая могла бы иметь практические преимущества в случае корректной реализации; она могла бы упростить упаковку и установку программного обеспечения и позволила бы программистам работать с более высокоуровневыми языками программирования, которые лучше всего подходят для решения задач из их области интересов. При этом возникает необходимость в трате ресурсов для поддержания в рабочем состоянии дополнительной виртуальной машины, но сегодня виртуальные машины (а также аналогичные механизмы) все чаше и чаще используются при реализации программных продуктов.

Цукерберг рекомендует:  C# - Как вывести математическую формулу в TetxBoxRichTextBox C#

Неужели мэйнфреймы с исполняющимся с помощью них программным обеспечением доживают свои последние дни?

A, B, C. D?

Языки C и C++ были разработаны достаточно давно и уже доказали свою состоятельность, о чем было сказано выше. Язык D разрабатывается специалистами, имеющими опыт практического программирования на языке C++, в качестве его замены, заимствующей удачные идеи, в особенности, высокую производительность, но в то же время более удобной для разработчиков. Он не поддерживает некоторые возможности C++, но в тоже время предоставляет широкий спектр дополнительных возможностей, включая систему модульного тестирования, сборщик мусора и различные механизмы обработки массивов. Также данный язык поддерживает ассемблерные вставки, наглядно иллюстрируя утверждение о том, что он, как и языки C/C++, позволяет программисту при необходимости осуществлять доступ к низкоуровневым функциям центрального процессора. Его разработчики заявляют, что D подходит для разработки любого программного обеспечения, начиная с высокопроизводительного кода серверных приложений и заканчивая низкопроизводительными заменами сценариев.

Компиляция кода на языке D с помощью компилятора gdc. (Все эти сообщения об ошибках генерируются из-за единственного отсутствующего символа точки с запятой.) Обратите внимание на необходимость указания имени результирующего файла с помощью параметра -o

Параллельное исполнение инструкций

Параллельное исполнение инструкций является, скорее всего, самой сложной задачей, с которой сталкиваются современные программисты. Потребность в нем возникает при необходимости осуществления множества одновременных вычислений с возможным взаимодействием. Такие операции могут осуществляться как с помощью чипа с единственным ядром, так и с помощью центрального процессора с поддержкой программных потоков или нескольких центральных процессоров/машин. Ввиду того, что расчеты не должны в обязательном порядке осуществляться в параллельном режиме, а в ходе их исполнения могут запрашиваться данные (или использоваться общие ресурсы), существует множество условий, при выполнении которых соответствующий процесс будет протекать корректно, включая определенные подходы к обмену данными, резервированию памяти и планированию исполнения инструкций. Параллельное исполнение инструкций является особенно важным аспектом программирования, так как по мере развития аппаратного обеспечения становится все оптимальнее (и дешевле!) задействовать множества программных потоков/ядер центрального процессора/центральных процессоров одновременно.

Для решения описанной задачи существуют и разрабатываются различные решения и ресурсы. Язык Erlang (работа над которым была начата в далеком 1986 году) в последнее время набрал популярность в облачных высокопроизводительных вычислительных средах, в которых требуется параллельное исполнение инструкций. Erlang имеет соответствующий встроенный механизм с набором примитивов для создания процессов и осуществления межпроцессного взаимодействия; эти процессы формируют базовую структуру программы на Erlang. Erlang также позволяет обойти стороной проблему работы с изменяемыми разделяемыми данными и блокировкой доступа к ним путем принудительного использования механизма отправки сообщений без какой-либо возможности использования разделяемых данных. Это обозначает, что каждый процесс имеет набор собственных данных состояния, причем процессы изменяют состояние в зависимости от своего поведения или от данных из полученных от других процессов сообщений, а не от данных из разделяемой структуры, к которой имеет доступ каждый из процессов. (При использования разделяемых структур данных обычно возникает необходимость в использовании блокировок доступа к ним со стороны отдельных процессов; а в случае некорректного завершения одного из процессов, удерживающего блокировку, другие процессы не смогут получить доступ к разделяемой структуре данных.) При этом Erlang является и функциональным языком программирования, разработанным с прицелом на высокую масштабируемость, доступность и минимальные простои инфраструктуры. Это объясняется его происхождением, связанным с индустрией телекоммуникаций; данная индустрия попросту не допускает значительных простоев инфраструктуры. Подобная особенность делает рассматриваемый язык программирования отличным выбором для реализации современных сетевых и коммуникационных сервисов (Erlang используется в инфраструктуре мессенджера WhatsApp). Виртуальная машина Erlang осуществляет планирование исполнения и балансировку нагрузки, избавляя программиста от необходимости самостоятельной реализации соответствующих механизмов.

Программа Hello World на языке Erlang. Сохраните код в файле и исполните его с помощью командной оболочки Erlang

Другой технологией для параллельного исполнения инструкций является язык CUDA (или его свободный аналог OpenCL), который позволяет задействовать вычислительные ядра (GPU) современных графических карт в то время, когда они не используются для обработки графики и могут осуществлять параллельные вычисления. Данная технология позволяет с успехом решать ряд специфических задач и популярна в академических кругах. По сути, CUDA позволяет преобразовывать данные в структуры, используемые для представления графики и использовать вычислительные ядра графической карты для их обработки и анализа, ведь эти ядра оптимизированы для работы с графикой.

Языки Perl 6 и Clojure также нередко рекомендуются в качестве инструментов для решения проблем параллельного исполнения инструкций. Язык Clojure (вариант языка Lisp) был изначально предназначен для «упрощения проектирования и реализации алгоритмов, связанных с параллельным исполнением инструкций» и позволяет генерировать байткод для виртуальной машины Java. Perl 6 также позволяет значительно упростить разработку подобных алгоритмов благодаря возможностям динамического языка программирования. Однако, никому пока не известна точная дата выпуска стабильной версии интерпретатора Perl 6 (или хотя бы финальная версия соответствующего стандарта).

Новый язык программирования Go от компании Google (представленный общественности в 2009 году) изначально проектировался с поддержкой механизма параллельного исполнения инструкций, хотя главной целью его разработчиков было создание языка программирования с читаемым кодом, который «был бы достаточно простым для полного понимания любым программистом». Go является компилируемым языком со статической типизацией, предназначенным для системного программирования. (В этом году разработчики получили возможность использования данного языка для разработки приложений для мобильных устройств и смартфонов, что еще раз подчеркивает важность разработки программного обеспечения для мобильных платформ.) Код на языке Go должен быть кратким и читаемым, причем, как и в коде на языке Swift (о котором будет сказано ниже), в нем должны использоваться интерфейсы и встраивание типов для реализации механизмов виртуального или не виртуального наследования. Гибкость, высокая скорость разработки и своеобразная простота рассматриваемого языка программирования являются его важными особенностями.

Это режим «песочницы» языка Swift в OS X, причем код расположен слева, результаты его исполнения — справа, а всплывающая подсказка с результатом исполнения определенной инструкции — прямо под этой инструкцией. Данный режим не доступен в Linux (возможно, лишь временно), хотя компилятор языка Swift может быть загружен с веб-сайта swift.org

Большие данные

Возрастающая актуальность «больших данных» обуславливает популярность языка R (статистического языка программирования, разработанного в 1997 году), который на сегодняшний день используется в таких компаниях, как Google, Facebook и New York Times. Однако, данный язык не достаточно производителен для обработки действительно больших объемов данных и больше подходит для создания прототипов, чем рабочих моделей программных проектов. О применимости Matlab (вычислительный язык программирования), активно используемого в научных кругах для обработки любых объемов данных, все еще нет единого мнения. Недавние значительные оптимизации математических и статистических библиотек языка Python вполне могут сделать этот язык приемлемым инструментом для решения вычислительных задач. Проекты IPython и NumPy (созданные с целью сделать язык Python конкурентом Matlab в плане вычислительных задач) неплохо подходят для создания несложных проектов, при этом сообщество Python-разработчиков предоставляет в ваше распоряжение большое количество других интересных тулкитов. Разумеется, среда Matlab все еще активно используется в определенных сферах, хотя и является достаточно дорогим программным продуктом с закрытым исходным кодом. Как в Matlab, так и в R имеются пакеты для организации параллельного исполнения инструкций.

Язык Julia очень похож на язык Python, но при этом имеет гораздо более высокую производительность. Он разрабатывался специально для решения академических задач, связанных с дроблением чисел с поддержкой мощных механизмов параллельного исполнения инструкций и сетевого взаимодействия, а также интерфейсов для библиотек на языках Fortran и C. При учете сложности некоторых длящихся неделями академических вычислений, более высокая производительность языка Julia обретает особую важность (затрата на расчет 1 секунды вместо 4 не выглядит, как существенная оптимизация; затрата на другой расчет недели вместо четырех недель, очевидно, выглядит как таковая). Язык Julia является очень быстрым и в теории более масштабируемым, чем Python, при этом его так же просто выучить; но стоит помнить и о том, что сообщество разработчиков данного языка еще не достаточно развито, поэтому он не имеет большого количества библиотек и тулкитов для создания конкуренции языкам Python и R.

Разработка веб-приложений и приложений для мобильных платформ

Еще одной проблемой современного программирования является разработка веб-приложений и приложений для мобильных платформ. Все больше и больше программного обеспечения исполняется силами веб-браузеров (самым ярким подтверждением данного утверждения является операционная система ChromeOS), что делает JavaScript и другие языки для разработки веб-приложений особенно актуальными.

На сегодняшний день JSON является наиболее популярным форматом обмена данными, поддерживаемым с помощью библиотек для всех актуальных языков программирования, а веб-сервисы используют технологию REST, хотя всего 10 лет назад повсеместно использовались формат XML и технология SOAP. Остается лишь задать вопрос: «Будем ли мы по прошествии еще 10 лет считать JSON и REST устаревшими технологиями?» Технологии веб-разработки все также стремительно развиваются, поэтому данная сфера в любом случае претерпит кардинальные изменения в ближайшем будущем.

Важность разработки приложений для мобильных платформ обуславливает актуальность языка программирования Java в ближайшем будущем, так как платформа Android (использующая свою собственную версию Java) занимает доминирующую позицию на рынке смартфонов и планшетов. Другую большую долю этого рынка занимает, разумеется, платформа iOS от компании Apple; исходя из этого, новый язык Swift от компании Apple, пришедший на смену языку Objective C, является одним из самых актуальных языков программирования на сегодняшний день.

Язык Swift был представлен общественности в середине 2014 года, он очень быстро развивается, причем в текущее время код его компилятора открыт под свободной лицензией. В соответствии с заявлением представителей из компании Apple, это «язык для протоколо-ориентированного программирования». В Swift протоколы являются практически тем же самым, что и интерфейсы в других языках программирования; при этом в Swift вместо создания классов и подклассов рекомендуется создавать протоколы, а затем — типы и структуры, которые будут использовать их. Протоколы могут расширяться с помощью наборов стандартных поведений. Это делает язык Swift крайне гибким в особенности из-за того, что типу без каких-либо проблем может ставиться в соответствие сразу множество протоколов, в то время, как множественное наследование классов в доступных языках программирования либо не реализовано, либо максимально затруднено. Протоколы также могут использоваться не только для работы с типами классов. Имеется возможность простого расширения возможностей существующих протоколов с помощью ключевого слова extension, в результате чего все функции протокола будут доступны также в рамках вашего расширения.

Крайне удобной особенностью рассматриваемой технологии является возможность совместного использования языков Swift и Objective C в рамках одного приложения, которая максимально упрощает переход к использованию нового языка. Также данная технология позволяет использовать интерактивный режим разработки, а именно, режим «песочницы» в интегрированной среде разработки, который позволяет разработчику без труда тестировать фрагменты кода. (Данная возможность также предназначена для начинающих разработчиков, изучающих язык.) При этом у разработчиков есть стимулы к переходу на Swift, а именно, большая рыночная доля программного обеспечения для iOS/OS X и низкий порог вхождения. Если вы лишь начинаете свое путешествие по вселенной Apple, вам стоит использовать Swift вместо Objective C, а если вы являетесь опытным разработчиком на Objective C, вам также будет полезно изучить Swift.

Swift демонстрирует несколько идей современного программирования — вынесение на первый план гибкости и скорости разработки, а также создание интерактивных окружений для разработки и автоматической оптимизации кода (в подобных окружениях компилятор выводит сообщения с описаниями методик оптимизации кода).

Интернет вещей

Интернет вещей является новой концепцией, которая у всех на слуху, при этом ее развитие сложно предугадать. Некоторые из вариантов применения данной концепции являются очевидно бессмысленными (классическим примером является «умный холодильник»), но в то же время данная концепция актуальна хотя бы из-за того, что затрагивает множество базовых аспектов программирования. Скорее всего, любого знакомого с ней человека не будет покидать ожидание ее кардинального изменения в ближайшем будущем, под которое впоследствии подстроятся языки, и, возможно, практики программирования. Может быть, развитие 3D-печати приведет к необходимости создания компиляторов для компиляции объектов, а не кода? И как же это будет выглядеть?

Разработка кода: обучение и практика

На сегодняшний день начинающим программистам доступно гораздо больше ресурсов, чем когда-либо в прошлом. Проекты Raspberry Pi и Scratch позволяют использовать различные методики обучения программированию, включая методики для обучения детей (это относится главным образом к Scratch). Проекты Robots Dash и Dot также предназначены для ознакомления детей с основами программирования с последующим переходом к изучению более сложных приемов программирования и алгоритмов. В данном случае процесс разработки заключается в решении очевидных задач с помощью кода. Новое поколение разработчиков программного обеспечения, получившее знания в процессе работы с данными проектами, вполне может перевести языки программирования и сам процесс программирования на новые рельсы.

Задачи для разработчиков также начинают изменяться. Смещение фокуса в сторону облачных платформ и упрощение процесса обмена кодом обуславливают возможность работы над проектами отдельных команд со всех уголков света, члены которых крайне редко встречаются друг с другом в реальной жизни. Облачные платформы позволяют создавать приложения, абсолютно не зная системных администраторов, которые ответственны за их развертывание и управление ими, хотя раньше подобные задачи могли решаться вашими силами. При этом следует помнить о том, что сегодня актуальнее разрабатывать приложения, работающие на ваших серверах, чем оправлять установочные диски клиентам для установки приложений на их системы.

Повышение степени автоматизации позволяет программистам выделять больше времени для работы над решением важных задач. Наличие библиотек, фреймворков, API и плагинов позволяет в большинстве случаев комбинировать существующие программные компоненты, а не разрабатывать их с нуля; кроме того, использование этих программных компонентов позволяет сконцентрировать внимание на реализации логики работы приложений и избежать множества ошибок, выявленных в процессе тестирования популярных библиотек и фреймворков широким кругом их пользователей. Очевидная в последние годы популярность языка Python в какой-то мере связана с расширением номенклатуры его библиотек, которое значительно упрощает повторное использование кода в новых сценариях. Проблемы могут возникать лишь в случае одновременного использования нескольких конкурирующих фреймворков; выбор подходящего фреймворка не всегда является простой задачей, а наличие множества подобных программных компонентов сокращает выгоду от их использования ввиду уменьшения пользовательской базы каждого из них.

Интегрированные среды разработки и их различные расширения позволяют генерировать код, что особенно полезно при использовании языков программирования, требующих наличия больших объемов шаблонного кода. Примером является язык JavaScript, имеющий такие дополнения, как CoffeeScript и Less.js, которые упрощают процесс разработки сценариев с задействованием сложных таблиц каскадных стилей.

Автоматизированное тестирование, разработка через тестирование, push-on-green и другие аналогичные практики также позволяют в случае корректного использования создавать более краткий и надежный код, сокращая затраты времени на на исправления ошибок после развертывания приложений. Улучшения в системах контроля версий, реализации хуков для запуска автоматизированных тестов и другие подобные возможности, разумеется, отличают современный процесс разработки программного обеспечения от соответствующего процесса 10 лет назад (и делают просто неузнаваемым по сравнению с соответствующим процессом 30 лет назад).

Далекое будущее

Закон Мура замедляет свое действие? Может быть это означает, что через некоторое время произойдет какое-то переломное событие, аналогичное замене транзисторов на интегральные схемы (на которые, в свою очередь были заменены вакуумные лампы)? Рэмонд Курцвейл отстаивает подобную точку зрения и считает самой вероятной заменой нанолампы. (Он также считает, что в будущем вычислительные мощности будут расти по экспоненте, что в итоге приведет к созданию множества устройств, работающих на основе принципа технологической сингулярности, с которым, на мой взгляд, пока еще рано разбираться.) Перенастраиваемое аппаратное обеспечение является еще одной популярной концепцией будущего, которая начинает реализовываться в ограниченных масштабах уже сегодня. Выпуск нового аппаратного обеспечения обычно приводит к созданию нового программного обеспечения, поэтому без информации о том, как оно будет работать (если оно вообще будет выпущено) практически невозможно сделать предположения о каких-либо функциях программного обеспечения будущего.

Однако, если оглянуться на 40 лет назад, можно без труда заметить, что аппаратное обеспечение претерпело значительные изменения, а программное обеспечение изменялось вместе с ним, но при этом мы все еще имеем дело с некоторыми языками программирования, которые были популярны в то время. Если воспользоваться грубой экстраполяцией, можно сделать вывод о том, что мы будем использовать некоторые из актуальных на сегодняшний день языков программирования в течение следующих 40 лет. Вместе с изменениями практик программирования обычно меняются и сами языки программирования. Так, современный язык Fortran немного отличается от оригинального языка Fortran, а версия языка Java 8 ушла очень далеко от версии языка Java 1.

Фундаментальная проблема языков программирования заключается в отсутствии универсального языка, который имел бы все возможности, необходимые каждому из программистов, ведь некоторые из возможностей могут быть не совместимы друг с другом. Именно поэтому все теории об «единственном универсальном языке программирования» являются несостоятельными изначально. (При этом многие языки программирования позволяют генерировать байткод для одной виртуальной машины, который может впоследствии исполняться и с помощью других совместимых виртуальных машин.) У нас всегда было множество языков программирования для решения различных задач и мы всегда могли использовать различные парадигмы в зависимости от сложившихся условий. Наибольший интерес в данном случае представляют постепенно появляющиеся новые задачи и методики их решения современными программистами с помощью новых и старых языков программирования.

Apple открыла исходный код своего «языка будущего»

Apple опубликовала исходный код нового языка программирования Swift, который, как уверяют в компании, позволит легко создавать приложения для iOS и OS X даже тем, кто не имеет опыта программирования.

Apple открыла исходный код Swift — нового языка программирования, который компания планирует использовать для разработки программного обеспечения для всех своих продуктов. Исходный код опубликован на сайте Swift.org и на GitHub.

Открытый исходный код Swift включает поддержку всех программных платформ Apple, в том числе iOS, OS X, watchOS и tvOS, а также поддержку Linux. Опубликованы важнейшие компоненты Swift: Swift Compiler, Debugger, Standard Library, Foundation Libraries, Package Manager и REPL.

Язык Swift распространяется по популярной лицензии свободного ПО Apache 2.0 с исключением для библиотек времени исполнения. Это позволяет пользователям легко встраивать Swift в свое собственное ПО и портировать язык на новые платформы.

Зачем это нужно

«С открытием исходного кода Swift разработчики со всего мира могут вносить свой вклад в этот язык программирования и делать его доступным на новых платформах, — сказал Крейг Федериги (Craig Federighi), старший вице-президент Apple по программному обеспечению. — Эффективность и простота Swift дадут молодым программистам стимулы к обучению, к тому же теперь они смогут распространять свои идеи повсюду: от мобильных устройств до облачных систем».

Apple Swift стал открытым

Примечательно, что новость об открытии исходного кода Swift появилась на полчаса раньше публикации новости об этом компанией Apple. Сообщения о том, что Apple уже раскрыла код, появились на сайтах Hacker News и Reddit. Зная, что Apple планировала опубликовать код на GitHub, пользователи ринулись на этот сайт. Но их постигло разочарование, потому что никакого кода на нем не оказалось, пишет Business Insider.

Язык Swift был представлен компанией Apple в июне 2014 г. одновременно с iOS 8 и OS X Yosemite.

Swift разработан для программирования во фреймворках Cocoa и Cocoa Touch (OS X и iOS соответственно). Код Swift можно использовать в приложениях одновременно с Objective C.

«Swift стал самым быстрорастущим языком программирования в истории. Он объединяет высокую производительность и эффективность компилируемых языков с простотой и интерактивностью популярных скриптовых языков», — сказали в Apple.

«Язык Swift прост в освоении и использовании даже для тех, кто никогда не программировал. Это первый системный язык программирования, обладающий простотой и выразительностью скриптовых языков. Swift создан безопасным: в нем устранены целые категории распространённых ошибок программирования», — добавили в компании.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все языки программирования для начинающих