Html — создание сайта HTML_CSS


Содержание

Структура HTML-документа для создания сайта (шаблон)

Структура HTML-документа определяет базовый «скелет» для будущего сайта, вариацию которого мы рассмотрим в данном материале. Код выполнен по стандарту HTML5 и кратко изложены основные тезисы элементов. Он подойдет как для начинающего верстальщика в целях разобраться, что собой представляет каркас страницы, так и профессионального вебмастера в качестве быстро используемого шаблона в своих работах.

Шаблон «скелета» HTML-страницы

Приведем исходный HTML-код с некоторыми дополнительными вставками для дальнейшей визуализации с помощью CSS и JS:

В полученном шаблоне наш «скелет», при условии что файл стилей (style.css) составлен верно, преобразуется в страницу такого типа:

Теги и атрибуты

Разберем основные теги и атрибуты, примененные в примере:

  • – указание браузеру, как интерпретировать данную страницу, к какой версии принадлежит HTML-документ. В нашем случае подразумевается стандарт HTML5.
  • – контейнер для всего содержимого страницы с указанием принадлежности сайта к конкретному языку.
  • – технический контейнер, направленный на составление информации о странице, подключения стилей и скриптов.
    • – кодировка сайта.
    • – название страницы. Придерживайтесь правильного заполнения тега Title.
    • – мета-описание документа. Опять же, существуют некоторые правила грамотного заполнения метаданных.
    • – подключение файла каскадных таблиц стилей (CSS) для стилизации и оформления элементов.
    • – иконка сайта, отображаемая в браузере.

    HTML и CSS

    Этот раздел сайта полностью посвящен двум языкам создания сайта, а именно HTML и CSS. Здесь вы сможете поэтапно изучить языки, узнать все от основ до самых сложных моментов.

    Данный раздел построен по принципу пошагового изучения материала, поэтому перед каждым названием урока по HTML и CSS, стоит цифра соответствующая порядковому номеру урока. Это естественно на тот случай если вы хотите изучить все от самых основ и не сделать себе кашу в голове. Если же вы уже знаете, что-либо о языках HTML и CSS, то вы так же можете найти здесь недостающие вам знания, или же, углубить уже изученное.

    В данном разделе размещены уроки по стандартам языка HTML5 и CSS3, соответственно, если же будут какие либо более новые версии данных языков, они так же будут отражены в новых уроках этого раздела, и вы обязательно узнаете как сделать сайт html css.

    1. Что такое html и css

    Наверное, каждый человек, который хоть раз в своей жизни сталкивался с созданием сайта, безусловно, слышал о такой связке как html и css я могу с уверенностью заявить, что если вы хотите делать сайты самостоятельно, то вам ни как не обойтись без знаний этих двух вещей.

    2. Первая страница на html

    После того как вы получили общие понятия о том, что такое html у вас в голове, явно сложилась неоднозначная картина, и я думаю это не удивительно. Пора переходить непосредственно к практике и создать-таки свой первый html документ.

    3. Оформление CSS таблицы

    Как и в языке html, так и в CSS есть свои особенности, правила и структура. В этом уроке я расскажу вам об основных понятиях языка CSS, о его структуре, устройстве и мы сделаем с вами первую CSS таблицу стилей и узнаете, как подключить таблицу стилей к html документу.

    4. Селекторы CSS

    Селекторы в CSS являются основой самого языка и их изучение и понимание очень важно, поэтому в этом уроке я вам расскажу еще о нескольких видах селекторах и опишу их возможности.

    5. html работа с текстом

    Очень важным моментом в создании сайта, является работа с текстом, и как вы понимаете, с текстом в html так же необходимо уметь работать, и знать какие теги бывают и как их можно использовать.

    6. CSS работа с текстом (Часть 1)

    После того как вы узнали все html теги для работы с текстом, теперь пора перейти непосредственно к CSS работе с текстом, которая уже значительно расширит ваши познания и возможности.

    7. CSS работа с текстом (Часть 2)

    В CSS огромное количество всевозможных удобных и качественно меняющих внешний вид свойств и мы продолжаем изучать CSS работу с текстом и в этом уроке, мы углубимся в тему работы с текстом и рассмотрим новые свойства текста.

    8. Html вставка изображения

    Работа с изображениями при создании с сайта, один из ключевых моментов, как при создании дизайна, также при простой верстке или написании каких либо материалов для вашего сайта.

    9. CSS свойства изображения

    CSS значительно расширяет возможности работы с любыми объектами html, в этом уроке я хотел бы вам подробно рассказать о тех параметрах которые можно применять к изображениям.

    10. Создание гиперссылок html

    Это очень интересная тема, а так же очень важный урок, так как гиперссылки используются повсеместно. Наверное, интернет не смог бы существовать без них. Из этого урока вы узнаете как создавать гиперссылки, расскажу, какие они бывают, какие у них есть свойства.

    11. Создание таблицы в html

    Таблицы в html это один из достаточно больших разделов, при этом, достаточно интересный, так как их используют достаточно часто, а раньше вообще делали верстку сайта с помощью таблиц.

    12. CSS стилизация таблиц

    Разобравшись с тем как делать обычные таблицы на html, пора развиваться дальше, научиться красиво их оформлять, стилизовать под дизайн своего сайт, с помощью CSS.

    Нашли ошибку в тексте.
    Просто выделите её мышкой, нажмите Ctrl+Enter.
    И мы все исправим.

    Видеокурс: Основы создания сайтов:
    HTML и CSS для начинающих

    Выучи основы HTML и CSS и научись создавать сайты с нуля!
    Подробные уроки в видео-формате с домашними заданиями и практикой.

    • Автор: Дмитрий Валак
    • Видео: 59
    • Длит.: 13 часов 09 минут
    • Заданий: 12
    • Макеты: 2

    Кому подойдет курс?

    — Курс разработан для настоящих новичков

    — Для тех, кто хочет изучить создание сайтов на HTML и CSS

    — Для тех, кто уже начал изучать, но идет тяжело

    программа

    Основы HTML и CSS

    Верстка адаптивного сайта с нуля

    Адаптивный сайт который вы сделаете сами с нуля

    Вы самостоятельно сделаете свой первый адаптивный сайт-портфолио, повторяя действия на экране и закрепляя знания, которые вы получите в уроках.

    Макет для самостоятельной практики

    Данный уникальный макет вы получите дополнительно, для самостоятельной практики. Макет в формате XD для программы Adobe XD.

    Тут должно быть много воды продающего текста

    Который рассказывает как круто создавать сайты и как вам нужен мой курс

    YOUTUBE — 20.000+

    HTMLBASE
    Справочник HTML / CSS

    Telegram-чат

    Мои работы

    Нужен персональный наставник?

    Front-end разработчик. Практик верстки сайтов. Работал в нескольких ИТ компаниях и наработал более 10 000 часов в верстке сайтов различной сложности.

    Обучил уже не одну тысячу учеников. Веду свой канал на ютубе.

    Всегда готов помочь начинающим верстальщикам. Многие знают Александра по нашему чату в телеграме, как человека, который всегда поможет советом и поможет разобраться в сложной ситуации.

    Работает в ИТ компании уже несколько лет и сверстал уже не один десяток сайтов.

    HTML Адаптивный веб-дизайн

    Что такое Адаптивный веб-дизайн?

    Адаптивный веб-дизайн делает вашу веб-страницу хорошо выглядеть на всех устройствах (настольных компьютерах, планшетах и телефонах).

    Отзывчивый веб-дизайн об использовании HTML и CSS, чтобы изменить размер, скрыть, сжать, увеличить или переместить содержимое, чтобы он хорошо выглядеть на любом экране:

    Примечание: Веб-страница должна хорошо выглядеть на любом устройстве!

    Настройка видового экрана

    При создании адаптивных веб-страниц добавьте следующий элемент на всех веб-страницах:

    Пример

    При этом будет установлен видовой экран страницы, в котором будут даны инструкции по управлению размерами и масштабированием страницы.

    Ниже приведен пример веб-страницы без мета-тега видового экрана и той же веб-страницы с мета-тегом видового экрана:

    Совет: Если вы просматриваете эту страницу с телефоном или планшетом, вы можете нажать на две ссылки выше, чтобы увидеть разницу.

    Адаптивные образы

    Адаптивные образы — это изображения, которые хорошо масштабируются в соответствии с любым размером браузера.

    Использование свойства Width

    Если свойство CSS width имеет значение 100%, изображение будет реагировать и масштабироваться вверх и вниз:

    Пример

    Обратите внимание, что в приведенном выше примере изображение может быть увеличено до размера, превышающего его исходный размер. Лучшим решением, во многих случаях, будет использование свойства max-width вместо этого.

    Использование свойства max-width

    Если свойство max-width имеет значение 100%, изображение будет масштабироваться, если это необходимо, но никогда не масштабироваться, чтобы быть больше, чем его исходный размер:

    Пример

    Отображение различных изображений в зависимости от ширины браузера

    позволяет определять различные изображения для различных размеров окна браузера.

    Измените размер окна обозревателя, чтобы увидеть, как изображение ниже изменяется в зависимости от ширины:

    Пример

    Размер адаптивного текста

    Размер текста можно задать с помощью блока «VW», что означает «ширина видового экрана».

    Таким образом размер текста будет следовать размеру окна браузера:

    Hello World

    Измените размер окна обозревателя, чтобы увидеть, как масштабируется размер текста.

    Пример

    Hello World

    Видовой экран — это размер окна обозревателя. 1ВВ = 1% ширины видового экрана. Если видовой экран шириной 50 см, 1ВВ составляет 0.5 cm.

    Мультимедийные запросы

    В дополнение к изменению размера текста и изображений, также часто используются мультимедийные запросы на адаптивных веб-страницах.

    С помощью мультимедийных запросов можно определить совершенно разные стили для различных размеров браузера.

    Пример: измените размер окна обозревателя, чтобы увидеть, что три элемента div ниже будут отображаться горизонтально на больших экранах и штабелироваться вертикально на небольших экранах:

    Пример

    Совет: Чтобы узнать больше о мультимедийных запросах и адаптивном веб-дизайне, прочитайте наш учебник RWD.

    Отзывчивый веб-страница-полный пример

    Отзывчивый веб-страницы должны хорошо выглядеть на больших экранах настольных и малых мобильных телефонов.

    Html — создание сайта HTML_CSS

    Для начала создадим простейший сайт на HTML. Состоит он всего из одной страницы.
    HTML (HyperText Markup Language — язык разметки гипертекстов) – универсальный язык, описывающий веб-страницы. Его задача – указать браузеру, что и как отображать при загрузке страницы на компьютере пользователя. Каждая из его команд, называемых тегами, описывает фрагмент страницы.

    Перейдем к делу. Перед Вами текст простейшей HTML-страницы:

    Cкопируйте его и сохраните у себя на компьютере в файле с именем index.html. Можно открыть страничку в любом браузере и посмотреть результат.Выглядеть она должна так:

    Кстати , index.html – не случайно выбранное нами имя. Конечно, не обязательно, но считается хорошим тоном главную (или ту, которая должна отображаться первой) страницу назвать именно так. По умолчанию, любой веб-сервер страницу пытается выдать браузеру страницу index.html при обращении к нему (необязательно, потому, что на любом веб-сервере это настраивается).

    Примите наши поздравления, Ваш первый сайт – готов! На этом простом примере разберем, как создать свой сайт.

    Именно она сообщает браузеру, как именно обрабатывать содержимое страницы. Далее следует набор тегов:

    Обратите внимание, теги формируют пары – открывающий и закрывающий. Последний всегда заканчивается на

    Пара . говорит о том, что внутри содержится HTML-код.

    Внутри . располагаются теги, которые не отображаются в основном окне. Как правило, они начинаются словом meta, и называются мета-тегами, а вот тег . отображается в заголовке окна браузера и используется поисковыми системами.

    Курс HTML/CSS

    Интерактивный курс создания сайтов HTML и CSS с нуля — обучение HTML онлайн

    С помощью видеокурса HTML и CSS вы научитесь верстать адаптивные HTML страницы. Вы самостоятельно создадите портал КиноМонстр с помощью уроков HTML и CSS, работающий как на компьютерах, так и на мобильных устройствах.

    • 66 заданий
    • 5 часов видео
    • Сертификат об окончании

    О курсе

    Начните обучаться верстке HTML и CSS с нуля и вы узнаете, как эффективно построить обучение основам HTML и CSS и научиться создавать веб-сайты с нуля.

    В уроках HTML и CSS вы узнаете:

    • Основы верстки сайтов (html и css)
    • Как пользоваться html-тэгами div, span, p, ul, li и другими
    • Для чего нужен CSS (каскадные таблицы стилей) и узнаете о css-свойствах
    • Как использовать css-свойства margin, position, padding, color, background и другие
    • Что такое адаптивная верстка
    • Как сделать верстку сайта
    • Как пользоваться инструментами разработчика в браузере Google Chrome
    • Что такое viewport и как его использовать
    • Как создать раздел с комментариями на сайте
    • Как встроить видео в html-страницу
    • Как изменить верстку сайта в браузере
    • Как связать html-страницы между собой
    • Как сверстать меню на сайте

    Верстка html-страниц(верстка сайтов) относится к Frontend(фронтенд) части разработки профессионального веб-сайта. Для Frontend разработчиков открыто большое количество вакансий и Frontend-разработчики высоко ценятся на рынке труда по всему миру.

    Пройдите интерактивные задания и вы убедитесь в том, что освоить верстку html-страниц с нуля и стать фронтенд разработчиком — это под силу каждому. После завершения курса HTML/CSS мы рекомендуем проходить курс верстки Bootstrap 3 или Bootstrap 4.

    План курса

    Программа обучения состоит из видео уроков HTML и CSS, а также включает интерактивные тесты и задания, позволяющие закрепить полученные вами знания по HTML и CSS программированию и созданию сайтов(верстке сайтов).

    Создание первой веб-страницы

    Перед тем, как мы начнём наше путешествие по урокам создания сайтов на HTML и CSS, важно понимать различия между двумя языками, синтаксис каждого языка и некоторую основную терминологию.

    Что такое HTML и CSS?

    HTML (HyperText Markup Language, язык разметки гипертекста) задаёт структуру содержимого и его смысл, определяя такой контент как, к примеру, заголовки, абзацы или изображения. CSS (Cascading Style Sheets) или каскадные таблицы стилей — это язык презентаций созданный для оформления внешнего вида контента, использующий, например, шрифты или цвета.

    Эти два языка — HTML и CSS независимы друг от друга и должны таковыми и оставаться. CSS не должен быть написан внутри HTML-документа и наоборот. Как правило, HTML всегда будет представлять содержимое, а CSS всегда будет определять его оформление.

    При таком понимании разницы между HTML и CSS давайте погрузимся в HTML более подробно.

    Основные термины HTML

    Перед началом работы с HTML вы, вероятно, столкнётесь с новыми и часто странными терминами. Со временем вы ознакомитесь со всеми ними подробнее, но сейчас вы должны начать с трёх основных терминов HTML — элементы, теги и атрибуты.

    Элементы

    Элементы указывают, как определять структуру и содержимое объектов на странице. Некоторые из часто используемых элементов включают в себя несколько уровней заголовков (определены как элементы с

    ) и абзацев (определены как

    ); в список можно включить элементы ,

    Элементы идентифицируются с помощью угловых скобок <>, окружающих имя элемента. Таким образом, элемент будет выглядеть так:

    Добавление угловые скобок вокруг элемента создаёт то, что известно как тег. Теги наиболее часто встречаются в парах открывающих и закрывающих тегов.

    Открывающий тег отмечает начало элемента. Он состоит из символа ; например,

    Закрывающий тег отмечает конец элемента. Он состоит из символа ; например,

    Содержимое, которое находится между открывающим и закрывающим тегами, является содержимым этого элемента. Ссылка, к примеру, будет иметь открывающий тег и закрывающий тег . Что находится между этими двумя тегами будет содержимым ссылки.

    Так, теги ссылок будут выглядеть примерно так:

    Атрибуты

    Атрибуты являются свойствами, применяемыми для предоставления дополнительной информации об элементе. Наиболее распространённые атрибуты включают в себя атрибут id , который идентифицирует элемент; атрибут class , который классифицирует элемент; атрибут src , который определяет источник встраиваемого содержимого; и атрибут href , который указывает ссылку на связанный ресурс.

    Атрибуты определяются в открывающем теге после имени элемента. В общем, атрибуты включают в себя имя и значение. Формат для этих атрибутов состоит из имени атрибута со знаком равенства за ним, а затем в кавычках идёт значение атрибута. Например, элемент с атрибутом href будет выглядеть следующим образом:

    Демонстрация основных терминов HTML

    Данный код будет отображать текст «Shay Howe» на веб-странице и при щелчке на этот текст ведёт пользователя на http://shayhowe.com. Элемент ссылки объявлен с помощью открывающего тега и закрывающего тега охватывающих текст, а также атрибута и значения адреса ссылки объявленной через href=»http://shayhowe.com» в открывающем теге.

    Рис. 1.01. Синтаксис HTML в виде схемы включает элемент, атрибут и тег

    Теперь, когда вы знаете что такое элементы HTML, теги и атрибуты, давайте взглянем воедино на нашу первую веб-страницу. Если что-то выглядит здесь новым, не беспокойтесь — мы расшифруем всё по ходу.

    Настройка структуры документа HTML

    HTML-документы представляют собой простые текстовые документы, сохранённые с расширением .html, а не .txt. Чтобы начать писать HTML вначале нужен текстовый редактор, который вам удобен в использовании. К сожалению, сюда не входит Microsoft Word или Pages, поскольку это сложные редакторы. Двумя наиболее популярными текстовыми редакторами для написания HTML и CSS являются Dreamweaver и Sublime Text. Бесплатные альтернативы также Notepad++ для Windows и TextWrangler для Mac.

    Все HTML-документы содержат обязательную структуру, которая включает следующие декларации и элементы: , , и .

    Объявление типа документа или находится в самом начале HTML-документа и сообщает браузерам, какая версия HTML применяется. Поскольку мы будем использовать последнюю версию HTML, наш тип документа будет просто . После этого идёт элемент означающий начало документа.

    Внутри элемент определяет верхнюю часть документа, включая разные метаданные (сопроводительная информация о странице). Содержимое внутри элемента не отображается на самой веб-странице. Вместо этого он может включать название документа (который отображается в строке заголовка окна браузера), ссылки на любые внешние файлы или любые другие полезные метаданные.

    Всё видимое содержимое веб-страницы будет находиться в элементе . Структура типичного HTML-документа выглядит следующим образом:

    Демонстрация структуры HTML-документа

    Этот код показывает документ, начиная с объявления типа документа, , затем сразу идёт элемент . Внутри идут элементы и . Элемент содержит кодировку страницы через тег и название документа через элемент . Элемент включает в себя заголовок через элемент

    и абзац текста через . Поскольку и заголовок и абзац вложены в элемент , они видны на веб-странице.

    Когда элемент находится внутри другого элемента, известный также как вложенный, хорошей идеей будет добавить к нему отступ, чтобы сохранить структуру документа хорошо организованной и читабельной. В предыдущем коде оба элемента и вложены и сдвинуты внутри элемента . Структура отступов для элементов продолжается с новыми добавленными элементами внутри и .

    Самозакрывающиеся элементы

    В предыдущем примере элемент был единственным тегом, который не включал закрывающий тег. Не переживайте, это было сделано намеренно. Не все элементы состоят из открывающих и закрывающих тегов. Некоторые элементы просто получают содержимое или поведение через атрибуты в пределах одного тега. является одним из таких элементов. Содержимое элемента в примере присваивается с помощью атрибута charset и значения. К другим типичным самозакрывающимся элементам относятся:

    Приведённая структура, сделанная с помощью объявления типа документа и элементов , и , является довольно распространённой. Мы хотим сохранить эту структуру документа удобной, поскольку будем часто её применять при создании новых HTML-документов.

    Валидация кода

    Независимо от того, насколько аккуратно мы пишем наш код, ошибки неизбежны. К счастью, при написании HTML и CSS у нас есть валидаторы для проверки нашей работы. W3C предлагает валидаторы HTML и CSS, которые сканируют код на ошибки. Проверка нашего кода не только помогает правильно отображать его во всех браузерах, но и помогает обучению передовому опыту при написании кода.

    На практике

    В качестве веб-дизайнеров и фронтенд-разработчиков мы можем позволить себе роскошь посещать ряд замечательных конференций, посвящённых нашему ремеслу. Мы собираемся организовать собственную конференцию Styles Conference и создать для неё сайт на протяжении следующих уроков. Вот так!

      Откройте текстовый редактор, создайте новый файл с именем index.html и сохраните его в место, которое не забудете. Я собираюсь создать папку на рабочем столе с именем styles- conference и сохранить этот файл в ней; не стесняйтесь делать то же самое.

    В файле index.html добавим структуру документа, в том числе тип документа и элементы , и .

    Внутри элемента добавим элементы и . Элемент должен включать в себя правильные атрибуты charset и значение, в то время как элемент должен содержать название страницы, скажем «Styles Conference».

    Внутри элемента добавим элементы

    должен включать в себя желаемый заголовок — давайте снова воспользуемся «Styles Conference», а элемент должен включать в себя простой абзац для представления нашей конференции.

    Пришло время взглянуть на то, что мы сделали! Отыщем наш файл index.html (у меня он находится в папке styles-conference на рабочем столе). Дважды щёлкнув по этому файлу или перетащив его в браузер мы откроем его для просмотра.

    Рис. 1.02. Наши первые шаги при создании сайта Styles Conference

    Давайте переключимся немного, отойдя от HTML и взглянем на CSS. Помните, HTML определяет содержимое и структуру наших веб-страниц, в то время как CSS определяет их визуальный стиль и внешний вид.

    Основные термины CSS

    В дополнение к терминам HTML есть и несколько основных терминов CSS, с которыми вам нужно будет ознакомиться. Эти термины включают селекторы, свойства и значения. Как и с терминологией HTML, чем больше вы работаете с CSS, тем больше эти термины становятся вашей второй натурой.

    Селекторы

    При добавлении элементов на веб-страницу они могут быть оформлены с помощью CSS. Селектор определяет, на какой именно элемент или элементы в HTML нацелиться и применить к ним стили (такие как цвет, размер и положение). Селекторы могут включать в себя комбинацию различных показателей для выбора уникальных элементов, в зависимости от того, насколько конкретными мы желаем быть. Например, мы хотим выбрать каждый абзац на странице или выбрать только один конкретный абзац.

    Селекторы, как правило, связаны со значением атрибута, вроде значения id или class или именем элемента, вроде

    В CSS селекторы сочетаются с фигурными скобками <>, которые охватывают стили, применяемые к выбранному элементу. Этот селектор нацелен на все элементы

    Свойства

    Как только элемент выбран, свойство определяет стили, которые будут к нему применены. Имена свойств идут после селектора, внутри фигурных скобок <> и непосредственно перед двоеточием. Существует множество свойств, которые мы можем использовать, такие как background , color , font-size , height и width и другие часто добавляемые свойства. В следующем коде мы определяем свойства color и font-size , применяемые ко всем элементам

    Значения

    Пока мы только выбрали элемент через селектор и определили, какой стиль через свойства мы хотели бы к нему применить. Теперь мы можем задать поведение этого свойства через значение. Значения могут быть определены как текст между двоеточием и точкой с запятой. Ниже мы выбираем все элементы

    > и устанавливаем значение свойства color как orange , а значение свойства font-size как 16 пикселей.

    Для проверки, в CSS наш набор правил начинается с селектора, затем сразу же идут фигурные скобки. В этих фигурных скобках располагаются объявления, состоящие из пар свойств и значений. Каждое объявление начинается со свойства, за которым следует двоеточие, значение свойства и, наконец, точка с запятой.

    Распространённой практикой является сдвиг пары свойств и значений внутри фигурных скобок. Как и с HTML, отступы помогают держать наш код организованным и понятным.

    Рис. 1.03. Структура синтаксиса CSS включает селектор, свойства и значения

    Знание нескольких основных терминов и общего синтаксиса CSS — это отличный старт, но у нас есть еще несколько пунктов для изучения, прежде чем мы прыгнем в глубину. В частности, мы должны внимательнее рассмотреть, как селекторы работают в CSS.

    Работа с селекторами

    Селекторы, как уже упоминалось ранее, указывают, какие элементы HTML будут стилизованы. Важно полностью понимать как использовать селекторы и как они действуют. Первым шагом должно стать знакомство с различными типами селекторов. Мы начнём с самых основных селекторов: селекторы типа, классы и идентификаторы.

    Селекторы типа

    Селекторы типа нацелены на элементы по их типу. Например, если мы хотим ориентироваться на все элементы

    Классы

    Классы позволяют выбрать элемент на основе значения атрибута class . Селекторы классов немного более конкретны, чем селекторы типа, так как они выбирают определённую группу элементов, а не все элементы одного типа.

    Классы позволяют применять одинаковые стили сразу к разным элементам, используя то же значение атрибута class для нескольких элементов.

    В CSS классы обозначаются с точкой впереди, за которой следует значение атрибута класса. Ниже селектор класса выбирает все элементы, содержащие значение awesome атрибута class , включая элементы

    Идентификаторы

    Идентификаторы ещё точнее, чем классы, так как они нацелены только на один уникальный элемент за раз. Подобно тому, как селекторы классов используют значение атрибута class , идентификаторы используют значение атрибута id в качестве селектора.

    Независимо от типа отображаемого элемента, значение атрибута id может быть использовано только один раз на странице. Если id присутствуют, то они должны быть зарезервированы для важных элементов.

    В CSS идентификаторы обозначаются с символом решётки впереди, после чего идёт значение атрибута id . Здесь идентификатор выберет только элемент, содержащий атрибут id со значением shayhowe .

    Дополнительные селекторы

    Селекторы чрезвычайно мощная штука и описанные выше относятся к наиболее распространённым селекторам, которые нам попадаются. Эти селекторы только начало. Существует много продвинутых селекторов и они легко доступны. Когда освоитесь с ними, не бойтесь посмотреть и некоторые более прогрессивные.

    Ладно, начинаем собирать всё вместе. Мы добавляем элементы на страницу внутри нашего HTML, затем можем выбрать эти элементы и применить к ним стили с помощью CSS. Теперь давайте соединим точки между HTML и CSS, чтобы эти два языка работали вместе.

    Подключение CSS

    Чтобы заставить наш CSS говорить с нашим HTML мы должны указать на CSS-файл из HTML. Хорошей практикой является включение всех наших стилей в одном внешнем файле, на который есть указатель внутри элемента нашего HTML-документа. Использование одного внешнего CSS позволяет нам применять одни и те же стили по всему сайту и быстро вносить в него изменения.

    Другие варианты добавления CSS

    Другие варианты подключения CSS включают в себя использование внутренних и встроенных стилей. Вы можете встретить эти варианты в реальности, но они, как правило, не одобряются, так как делают обновление сайтов громоздким и неповоротливым.

    Для создания нашей внешней таблицы стилей мы снова хотим использовать выбранный текстовый редактор, чтобы создать новый текстовый файл с расширением .css. Наш CSS-файл должен быть сохранён в той же папке или подпапке, где находится и наш HTML-файл.

    Внутри элемента применяется элемент
    , который определяет отношения между HTML и CSS-файлами. Поскольку мы связываем с CSS, то используем атрибут rel со значением stylesheet для указания их отношений. Кроме того, атрибут href применяется для указания местоположения или пути к CSS-файлу.

    В следующем примере HTML-документа элемент указывает на внешний стилевой файл.

    Чтобы CSS отображался правильно, значение пути атрибута href должно напрямую совпадать с тем, где сохранён CSS-файл. В предыдущем примере файл main.css хранится в том же месте, что и HTML-файл, известном также как корневая папка.

    Если CSS-файл располагается в подпапке, то значение атрибута href должно, соответственно, соотноситься с этим путём. Например, если наш файл main.css был сохранён в подпапке с именем stylesheets, то значеним атрибута href будет stylesheets/main.css . Здесь используется косая черта (или слэш), чтобы указать перемещение в подпапку.

    На данный момент наши страницы начинают оживать, медленно, но верно. Мы пока не вникали в CSS слишком глубоко, но вы, возможно, заметили, что у некоторых элементов есть стили, которые мы не объявляли в нашем CSS. Это браузер навязывает свои собственные предпочтительные стили для этих элементов. К счастью, мы можем переписать эти стили достаточно легко, что мы и сделаем дальше с помощью сброса CSS.

    Использование сброса CSS

    Каждый браузер имеет свои собственные стили по умолчанию для различных элементов. То, как Google Chrome отображает заголовки, абзацы, списки и так далее, может отличаться от того, как это делает Internet Explorer. Для обеспечения совместимости с разными браузерами стал широко использоваться сброс CSS.

    Сброс CSS берёт все основные элементы HTML с заданным стилем и обеспечивает единый стиль для всех браузеров. Эти сбросы обычно включают в себя удаление размеров, отступов, полей или дополнительные стили понижающие эти значения. Поскольку каскадирование CSS работает сверху вниз (скоро об этом узнаете) — наш сброс должен быть в самом верху нашего стиля. Это гарантирует, что эти стили прочитаются первыми и все разные браузеры станут работать с общей точки отсчёта.

    Есть куча разных сбросов CSS доступных для применения, у всех них есть свои сильные стороны. Один из самых популярных от Эрика Мейера, его сброс CSS адаптирован для включения новых элементов HTML5.

    Если вы чувствуете себя немного авантюристом, есть также Normalize.css, созданный Николасом Галлахером. Normalize.css фокусируется не на использовании жёсткого сброса для всех основных элементов, но вместо этого на установлении общих стилей для этих элементов. Это требует более глубокого понимания CSS, а также знания того, что вы хотели бы получить от стилей.

    Кроссбраузерность и тестирование

    Как упоминалось ранее, разные браузеры отображают элементы по-своему. Важно признать значение кроссбраузерности и тестирования. Сайты не должны выглядеть исключительно одинаково во всех браузерах, но должны быть близки. Какие браузеры вы хотите поддерживать и в какой степени — это решение вы должны будете сделать на основе того, что лучше для вашего сайта.

    Существует несколько вещей, на которые следует обращать внимание при написании CSS. Хорошей новостью является то, что это всё по силам и нужно немного терпения чтобы это освоить.

    На практике

    Вернёмся назад, где мы в последний раз остановились на нашем сайте конференции и посмотрим, как мы можем добавить немного CSS.

    1. Внутри нашей папки styles-conference давайте создадим новую папку с именем assets. В ней мы будет хранить все ресурсы для нашего веб-сайта, такие как стили, изображения, видео и т. д. Для наших стилей пойдём дальше и добавим ещё одну папку stylesheets внутри папки assets.
    2. Используя текстовый редактор создадим новый файл с именем main.css и сохраним его в папке stylesheets, которую мы только что создали.

    Просматривая файл index.html в браузере мы можем видеть, что элементы

    уже содержат стиль по умолчанию. В частности, у них задан уникальный размер шрифта и пространство вокруг них. Используя сброс Эрика Мейера мы можем смягчить эти стили, что позволит каждому из них начинать с одинаковой базы. Для этого загляните на его сайт, скопируйте код и вставьте его в верхней части нашего файла main.css.

    Мы также включим ссылку на наш файл main.css используя атрибут href . Помните, наш файл main.css сохранён в папке stylesheets, который находится внутри папки assets. Таким образом, значение атрибута href , который является путём к нашему файлу main.css, должно быть assets/stylesheets/main.css .

    Время для проверки нашей работы и просмотра, как уживаются вместе наши HTML и CSS. Открытие файла index.html (или обновление страницы, если она уже открыта) в браузере должно показать немного другой результат, чем раньше.

    Рис. 1.04. Наш сайт Styles Conference со сбросом CSS

    Демонстрация и исходный код

    Ниже вы можете просмотреть сайт Styles Conference в его нынешнем состоянии, а также скачать исходный код сайта на данный момент.

    Резюме

    Итак, всё хорошо! Мы сделали несколько больших шагов в этом уроке.

    Подумать только, теперь вы знаете основы HTML и CSS. Поскольку мы продолжим и вы потратите больше времени на написание HTML и CSS, вам станет гораздо комфортнее работать с этими двумя языками.

    Напомним, что мы рассмотрели следующее:

    • Разница между HTML и CSS.
    • Знакомство с элементами HTML, тегами и атрибутами.
    • Настройка структуры вашей первой веб-страницы.
    • Знакомство с селекторами CSS, свойствами и значениями.
    • Работа с селекторами CSS.
    • Указатель на CSS из HTML.
    • Важность CSS сброса.

    Теперь давайте поближе рассмотрим HTML и познакомимся немного с семантикой.

    Создание веб-сайта. Курс молодого бойца

    Как-то меня попросили провести небольшой семинар в лицее, где я когда-то учился, по созданию веб-сайта. В процессе написания речи я подумал, что она может вылиться в материал, который, возможно, будет полезен многим начинающим в области веб-дизайна, вёрстки веб-страниц и пр. Я не претендую на истину в первой инстанции и всё изложенное носит чисто личностный взгляд на работу с дизайном и кодом. Статья даёт поверхностный взгляд на понятия и средства, которые, на мой взгляд, могут стать неплохим стартом для того, кто готов идти дальше.

    Условно процесс создания сайта (web-проекта) можно разделить на 3 этапа:

    Планирование

    Данный этап можно разделить на несколько подэтапов:

    • Создание идеи
    • Разработка структуры проекта
    • Проработка макета проекта

    Создание идеи

    На данном этапе нам необходимо определиться с тематикой проекта (сайта, сервиса). Далее, в соответствии с выбранной темой, необходимо собрать соответствующие материалы: текстовые, графические.

    Разработка структуры проекта

    Когда мы определились с темой проекта, подобрали необходимый материал, следующим этапом будет разработка структуры проекта. Структура проекта подразумевает под собой разделы сайта, в соответствии с которыми будет формироваться навигационное меню и строиться дизайн проекта. На данном этапе можно классифицировать материал по темам и разделам.

    Проработка макета проекта

    После того, как мы определились со структурой проекта можно составить макет проекта (схематично).

    Для отрисовки наброска можно использовать бумагу и ручку, Photoshop, любой другой редактор графики (раньше часто использовали Adobe Fireworks). Важно отметить, что данный этап – это не отрисовка готового дизайн-макета, а всего лишь схематичный набросок, выполненный для понимания того, как на сайте будут располагаться основные информационные блоки, графика и прочие элементы дизайна.

    Основные элементы страницы

    Зачастую основными элементами страницы являются: содержащий блок (wrapper, container), логотип, навигация, контент, футер (нижний колонтитул), свободное пространство (по сути свободное пространство — это не элемент дизайна, но понятие, помня о котором при составлении макета страницы, наш проект не будет выглядеть как нагромождение блоков).

    Содержащий блок (контейнер)

    Роль контейнера на странице может выполнять непосредственно элемент body или же div. Ширина содержащего блока может быть резиновой (fluid), а может быть фиксированной (fixed).

    Логотип

    Текстовая или графическая составляющая проекта и выделяющая его среди других. Логотип чаще всего располагается в верхнем левом углу страницы или же посередине (в зависимости от идеи, макета).

    Основная навигационная панель содержит ссылки на основные разделы сайта. Навигационная панель часто располагается в верхней части страницы (в независимости от того вертикально или горизонтально располагаются элементы навигации).

    Контент

    Контент – это основная составляющая веб-страницы. Он занимает главенствующую роль в дизайне страницы, поэтому занимает большее пространство, подкреплён, помимо текста, графикой.

    Данный элемент располагается внизу страницы и обычно содержит информацию о правообладателе, контактные и юридические данные, ссылки на основные разделы сайта (зачастую дублирует основную навигацию), ссылки на социальные сети, форму обратной связи и пр.

    Резиновый и фиксированный макет

    Фиксированный макет

    Фиксированный макет подразумевает под собой, что в независимости от разрешения экрана пользователя ваш сайт всегда будет занимать одинаковую ширину.

    Резиновый макет

    «Резиновый» макет подразумевает, что страница сайта будет стараться занять всё доступное ей пространство на экране пользователя, подстраиваясь под разрешение.

    В данном контексте стоит уяснить такие понятия, как отзывчивый веб-дизайн (Responsive Web Design aka. RWD) и адаптивный веб-дизайн (Adaptive Web Desing aka. AWD). Первое понятие укладывается в концепцию «резинового» и означает, что при изменении размера экрана ваш сайт подстраивается под него, второе понятие подразумевает, что при разработке вы определяете основные разрешения (размеры экрана), под которые будет подстраиваться (адаптироваться) ваш контент. В обоих случаях следует разрабатывать не один, а несколько макетов, которые будут соответствовать разным разрешениям экрана. Часто создаётся 3 макета под разрешения iPhone (Android Phone), iPad (Android Tablet) и Desktop.

    На данном изображении показаны оба подхода. Сверху блок «отзывается» на любые изменения размера контейнера, снизу «адаптируется» под определённую ширину

    Полезные ссылки по теме:

    Почему при «резиновом» дизайне создаётся несколько макетов, а не используется один?

    При разработке макета мобильной версии сайта стараются на первый план выносить основной контент, поэтому навигационное меню часто прячется, скрываются большие баннеры и декоративные элементы, блоки контента обычно располагают друг под другом. На заранее составленном макете как раз можно определиться какие элементы мы оставляем на мобильном, а какие прячем.

    Модульная сетка

    Перед составлением схемы проекта так же необходимо уяснить понятие модульной сетки. Модульная сетка подразумевает под собой разделение страницы на отдельные колонки по вертикали и выстраивание контента, при разработке дизайн макета, именно по этой сетке.

    Наиболее популярной системой является модульная сетка 960 Grid System (http://960.gs), которая максимально делит страницу на 12, 16 и 24 колонки. Максимум в ширине сетка имеет 960 пикселей. Данное решение основано на том, что большинство современных мониторов, на момент создания сетки, имели разрешение не меньше 1024 на 768 пикселей. Создание макета на основе данной сетки, в дальнейшем, поможет ускорить процесс разработки (вёрстки).

    Так же стоит отметить, что при разработке «резинового» макета страницы существует понятие максимальной ширины. Данное утверждение основывается на удобстве восприятия информации. Если предположить, что наш сайт не имеет максимального значения по ширине, то на больших мониторах информация будет сильно растягиваться и её неудобно будет читать. Чаще всего ограничиваются шириной в 1280 пикселей.

    Модульная сетка 960GS отвечает концепции «фиксированного» дизайна, для «резинового» дизайна можно обратить внимание на адаптацию этой же сетки на сайте http://www.designinfluences.com/fluid960gs/ или воспользоваться сеткой, которую предлагает фрэймворк Bootstrap (http://getbootstrap.com/css/#grid).

    Благодаря модульной сетке блоки контента и элементы будут располагаться на определённом расстоянии друг от друга, будут иметь удобоваримую ширину, что в дальнейшем визуально будет приятно пользователю и не будет вызывать у него какие-либо неудобства в восприятии сайта.

    Модульная сетка, по сути, – это некая визуальная абстракция, визуальное деление страницы на равные по ширине столбцы с равными отступами между ними. Визуализировать данную модель можно посредствам направляющих или отдельного слоя, на котором будут изображены эти столбцы. Именно такое решение вы найдёте в шаблонах сетки 960gs.

    Полезные ссылки и материалы:

    Макеты веб-страниц

    Среди всего многообразия составления макета веб-страницы можно выделить четыре наиболее распространённых:

      Навигация в левом столбце

    Навигация в правом столбце

    Навигация в трёх столбцах

    Горизонтальная навигация. На данном этапе сайты с таким типом навигации составляют большинство. Удобство такого подхода легко объяснить тем, что в данном случае у нас остаётся больше пространства для контента, составляющего наш сайт.

Но данный список типов макетов нельзя назвать исчерпывающим, поэтому перед разработкой макета и дизайна страницы так же можно погулять по различным сайтам с примерами других работ, а так же по сайтам схожей с вашей тематикой:

Mobile First

С учётом тенденций последних лет данный подход плотно занимает свою нишу в разработке и дизайне сайтов. Тенденция такова, что практически около 60% пользователей интернета используют для доступа в сеть мобильные устройства, поэтому правилом хорошего тона становится разработка не только десктопной версии сайта, но и мобильной версии. При использовании данного подхода разработка макета сайта, дизайна и вёрстки начинается с мобильной версии, а затем уже прорабатываются макеты для других разрешений: добавляются блоки, баннеры, дополнительные элементы дизайна и пр.

Данный подход учитывает практически весь цикл разработки, поэтому мы ещё к нему вернёмся.

Усвоив всё вышесказанное можно переходить к следующему этапу – Дизайн.

Дизайн

После создания макета проекта можно переходить непосредственно к созданию дизайн-макета. На данном этапе начать стоит с определения цветовой гаммы проекта.

Один из способов определения основного цвета в проекте – это составление mood board. Для этого необходимо выписать себе все синонимы, связанные с темой проекта, а затем каждый синоним набрать в поиске по картинкам Google или Yandex. На основе найденных изображений выписать себе цвета, которые чаще всего встречаются на них (каких цветов больше). Найденные цвета будут составлять визуальное восприятие нашего проекта и вызывать у пользователя соответствующие чувства.

Для работы с выбранным цветом и составлением палитры цветов нашего сайта можно использовать следующие инструменты:

    Color Scheme Designer 3 (http://colorschemedesigner.com/csd-3.5/). Помимо выбора цветовой схемы данный сервис позволяет посмотреть пример того, как выбранные цвета будут смотреться на сайте

Adobe Color CC (https://color.adobe.com/ru/). Данный ресурс, в отличие от Color Scheme Designer 3, позволяет создавать палитры ещё и на основе загруженных изображений (которые, например, могли появиться у нас на этапе составления mood board). Так же данный сервис обладает большим архивом палитр других пользователей.

  • COLORlovers (http://www.colourlovers.com/). Обширное сообщество, где можно подобрать различные палитры.
  • Важно отметить, что при подборе цветов для палитры всегда стоит выбирать как минимум 2 контрастирующих цвета. Достижение нужного контраста между цветами – необходимое условие для того, чтобы у вас получился хороший интерактивный дизайн.

    При работе над дизайном главной и внутренних страниц стоит помнить о некоторых основных принципах.

    Элементы Call to Action

    Понятие призыва к действию относится к интерактивным элементам сайта: кнопки, баннеры и пр. Данные элементы оформляются таким образом, что пользователю должно хотеться непременно на них нажать. Например, это может быть кнопка с призывом к действию (Нажми, Купи, Сэкономь), яркий баннер с заманчивым предложением, яркой картинкой и пр.

    Данное понятие хорошо вписывается в принцип AIDA (Attraction Interest Desire Action).

    Данное понятие применяется чаще при дизайне главных страниц, страниц акций и пр., где необходимо подтолкнуть пользователя к тому или иному действию: подписка, покупка и пр. Если перевести данный акроним на русский, то мы получим следующие понятия:

    • Привлечение внимания
    • Интерес
    • Желание
    • Действие

    Таким образом становится понятен принцип построения дизайна, опирающегося на данное понятие: например, яркая картинка, баннер должны привлечь внимание пользователя, сопутствующий посыл в тексте должен вызвать в нём интерес и желание, а завершающим аккордом должна стать, например, кнопка с призывом к действию.

    Но и данный принцип не работает сам по себе без некоторых других: схема просмотра страницы (наиболее, естественный путь движения глаз по странице), визуальные направляющие.

    Схема просмотра страницы

    Довольно часто встречается Z-схема просмотра страницы. В соответствии с этим элементы страницы обычно располагают следующим образом: логотип слева вверху, меню справа вверху, информационные блоки, картинки слева внизу, кнопка с призывом к действию справа внизу.

    Визуальные направляющие

    Визуальными направляющими называют декоративные элементы страницы, которые перенаправляют взгляд пользователя на те или иные элементы дизайна, формы, кнопки и пр. В качестве визуальных направляющих могут выступать стрелка, направление взгляда человека на изображении, направление указательного пальца, в общем всё, что может как-то указывать в ту или иную сторону.

    На первом изображении взгляд невольно следует за указательным пальцем мужчины, а его прямой взгляд невольно привлекает внимание к себе при первом взгляде на страницу.

    Тот же эффект продемонстрирован на втором изображении с наложенной тепловой картой: в первом случае нас привлекает в основном прямой взгляд ребенка (прямо в глаза), во втором случае направление взгляда ребенка и его поза невольно обращают взгляд пользователя на блок справа.

    Фрэймворки

    Стоит так же отметить, что иногда, при разработке дизайна страницы, используют фрэймворки Bootstrap, Foundation, Material Design Lite, которые, помимо готовых элементов дизайна (кнопки, формы ввода и пр.), предлагают свою модульную сетку, CSS сниппеты (часть кода, разметки, которая может неоднократно использоваться) для вставки элементов в страницу (тех же кнопок, элементов форм и пр.) и классы разметки, а так же JS скрипты для соответствующих интерактивных элементов.

    Использование данных библиотек может в значительной мере сэкономить время при разработке проекта (дизайне, вёрстке), правда в то же время может сделать ваш сайт похожим на другие, если использовать элементы дизайна фрэймворков как есть. На основе каждого фрэймворка можно найти огромное количество платных и бесплатных тем и страниц, а так же разработать свои.

    Готовые элементы дизайна из Bootstrap, Foundation и Material Design Lite (MDL)

    Трэнды

    Нельзя не упомянуть о некоторых наметившихся трендах последнего времени в качестве компоновки и дизайна страниц.

    Во-первых, стоит упомянуть о так называемых лэндинговых страницах, которые подразумевают под собой длинную страницу, разделённую на соответствующие секции и знакомящие пользователя с основным контентом сайта. Часто лэндинг является единственной страницей, на которой сразу удаётся показать всю необходимую информацию, не заставляя пользователя переходить по страницам. Лэндингам обычно сопутствует хороший дизайн, выверенная и продуманная подача информации, элементы call-to-action, интерактивность (счётчики, анимация и пр.).

    Стоит так же сказать о внешнем виде страниц и вспомнить такие понятия как скевоморфизм и плоский дизайн.

    Скевоморфизм

    Скевоморфизм уже продолжительное время уступает свои позиции плоскому дизайну. Данное понятие означает наделение интерактивных элементов качествами реальных. Например, оформление страницы с книгами в виде книжной полки, оформление кнопки на подобии настоящей с соответствующей имитацией нажатия, использование реальных текстур и пр. Данный принцип активно использовался при создании страниц буквально пару лет назад, но затем тенденции сменились и на первый план вышел плоский дизайн (Flat, Material).

    Плоский дизайн

    Плоский дизайн использует минимум текстур и оформление, создание дизайна базируется на понятиях контраста, соотношения цветов и размеров.

    Не маловажную роль на тренды в веб-дизайне оказало развитие мобильных операционных систем. Чаще всего двигателем прогресса становятся решения от компании Apple, которая в своих дизайн-решениях iOS сначала использовала имитацию реальных объектов, а затем всё упростила до плоского дизайна (Flat UI). Сейчас в вебе главенствует Flat дизайн и Material дизайн, который активно развивает Google.

    Неплохой сайт-сравнение двух концепций: http://www.flatvsrealism.com/

    По основам веб-дизайна и прототипированию неплохим подспорьем может стать данная книга: Джейсон Берд: Веб-дизайн. Руководство разработчика.

    Разработка

    Итак, процесс дизайна макета страницы плавно перетекает в процесс «оживления» сделанного на предыдущих этапах. Прежде чем сразу начинать писать HTML, CSS и JS стоит немного поговорить о редакторах кода и структуре проекта.

    Редакторы кода

    Из наиболее популярных редакторов кода на сегодня можно выделить три:

    От части, все эти редакторы похожи по принципу работы, когда при установке мы получаем редактор, в который затем можем «доставить» необходимые модули и плагины, так сказать, «редакторы на стероидах». Разница лишь в технологиях, которые были использованы при написании редакторов, если Sublime Text написан при помощи C++ и Python, то 2 других используют JavaScript, HTML, CSS (Less). За счёт этой разницы Sublime Text может работать чуть быстрее своих коллег.

    Существуют так же более продвинутые IDE (студии) такие, как Web Storm, PHP Storm и пр., но для вёрстки проекта вполне подойдёт редактор кода, а не целая студия (IDE).

    Чтобы определиться, что подходит лично вам для разработки, стоит самим покопаться в многообразии средств и выбрать то, что больше всего удовлетворяет вашим потребностям.

    Обзоры текстовых редакторов:

    Структура проекта

    Под структурой проекта понимается хранение файлов проекта в его директории. Часто приходится видеть, когда все файлы «свалены» вместе, названия файлам даны «капсом», цифрами или русскими буквами и пр. Во-первых, это банальное неуважение к тому, кто будет работать с вашим проектом далее, во-вторых, чем больше будет ваш проект, тем больше будет становиться файлов и, в конце концов, вы просто запутаетесь, что к чему относится и что нужно, а что нет.

    Лучше всего отдельные категории файлов помещать в свои папки: картинки в папку images или img, css в папку css, javascript в папку js. В корне будет лежать только index.html и страницы сайта, либо только index.html, а страницы в отдельной папке pages. Соблюдая эти правила вы никогда не запутаетесь в проекте.

    Так же стоит сказать и об именовании файлов проекта. Чаще всего применяются следующие имена: главная страница – это index.html, стили проекта styles.css, скрипты scripts.js или app.js, минимизированные версии файлов имеют префикс .min, картинки носят не пространные названия на русском языке или набора цифр, а отражают то, что на них изображено, например, button.png, download-icon.png, logo.png и т.д.

    Работа над проектом

    Итак, определившись с редактором кода, структурой мы можем приступать к разработке. Прежде всего стоит отметить, что вёрстка страницы делается поэтапно: сначала пишется HTML-структура (HTML-код), затем добавляются стили, а после, если необходимо, пишутся скрипты (JS), добавляются необходимые плагины и библиотеки.

    Учитывая вышесказанное, мы можем условно разделить работу над проектом на следующие этапы:

    Написание HTML

    Сейчас при написании HTML кода уже смело можно использовать тэги и элементы разметки, которые появились вместе с стандартом HTML5, если вам необходимо поддерживать старые браузеры, то можно использовать, например, плагин html5shiv (https://github.com/afarkas/html5shiv), который обеспечивает поддержку новых стандартов в старых браузерах или библиотеку Modernizr (https://modernizr.com/) (html5shiv входит в сборку Modernizr), которая определяет возможности браузера, с помощью которого просматривается сайт.

    При вёрстке сайтов в настоящее время, априори, используется блочный подход, никаких таблиц, iframe’ов и пр. Таблицы выполняют только свою прямую роль – представление информации в виде таблицы. В вёрстке таблицы используются лишь при работе с электронными письмами.

    На этапе написания HTML мы, как бы, создаём скелет страницы, её абстрактную модель при помощи тэгов (языка разметки HTML). Стоит отметить, что структуру может быть проще написать, если у нас есть прототип, составленный на первом этапе или же, если мы сами, глядя на дизайн-макет, на бумаге схематично разрисовали себе все блоки страницы.

    При написании разметки мы так же сразу можем прописывать элементам классы и идентификаторы.

    Правила именования классов

    В проекте во всём должен быть порядок: от структуры проекта до имен классов, разметки и написания кода. Если при разметке важно следить за типом информации и размещением её в соответствующих блоках (заголовок, список, ссылка, строчный элемент, параграф и пр.), то при именовании классов и идентификаторов важно соблюдать здравый смысл. Классы должны давать абстрактное понятие о блоке, к которому они относятся, чтобы код было легче читать, а затем и писать стили. В принципе здесь не должно быть ничего сложного, если мы размечаем меню, то логично содержащему блоку дать класс .nav или .navigation, если это блок с текстом, то можно дать ему класс .block-text и т.д.

    На сегодняшний день есть один популярный подход, который касается принципов построения проекта в целом, но на данном этапе нас интересует именно именование классов. Подход называется БЭМ и расшифровывается, как Блок Элемент Модификатор.

    Вкратце можно описать данный подход, как некое соглашение по именованию классов и представлению разметки страницы. Каждый элемент страницы являет собой сущность, которая может существовать независимо от контекста, тогда мы говорим о Блоке (.block) или же только в контексте другой сущности, тогда мы говорим об Элементе (.block__element). Каждый Блок или Элемент могут иметь различные модели представления: цвет, форму, прозрачность и пр. За подобные свойства будет отвечать Модификатор (.block__element_mod).

    Таким образом мы представляем наш код, как композицию блоков, элементов и их модификаций.

    Более полная информация о методологии: https://ru.bem.info/

    SMACSS

    Так же существует подход SMACSS (расшифровывается данный акроним как Scalable and Modular Architecture for CSS – Масштабируемая и Модульная Архитерктура для CSS), который разделяет понятие о классах и разметке на несколько уровней: базовый, макет, модуль, состояние, тема.

    • К базовому уровню будет относиться всё, что касается непосредственно тэгов html.
    • К уровню макета мы будем относить всё, что касается основных составляющих страницы: секции.
    • К уровню модуль мы будем относить всё, что касается переиспользуемых элементов страницы: баннеры, навигация, списки, блоки информации и пр.
    • Уровень Состояние описывает как будут выглядеть модули и секции в том или ином состоянии: отображаются или не отображаются, сжатые или раскрытые, активны или неактивны и пр.
    • Уровень темы чем-то схож с уровнем Состояния и отражает как модули или секции могут выглядеть.

    В данном подходе используются следующие соглашения по именованию. Уровни определяются при помощи префиксов и соответствующего буквенного обозначения:

    • Макет: .l- или .layout-
    • Так как модули составляют основную часть проекта именовать их, используя префикс module- избыточно. Поэтому для них используются имена как есть, например: .example <>, .afisha <> и пр.
    • Состояния имеют префикс .is-, например .is-hidden <>
    • Уровень Темы именуется подобно модулям.

    При данном подходе часто бывает удобно каждый уровень абстракции и его классы держать в отдельном файле.

    Информация о методологии и онлайн книга: https://smacss.com/
    Русскоязычный перевод книги по SMACSS: https://github.com/andrew—r/smacss

    Важно помнить, что любое соглашение по именованию призвано создать определённый уровень абстракции, благодаря которому работать с проектом будет удобно и он не будет перегружен излишним кодом и прочими артефактами.

    Небольшой курс по основам HTML: Смотреть

    Написание CSS

    Правила именования классов подводят нас к следующему этапу. Когда написана html структура проекта, определены классы можно переходить к написанию CSS стилей и нарезке макета.

    Стоит упомянуть о 2-х CSS файлах-дополнениях: normalize.css и reset.css.

    Reset.css

    Изначально в проектах повсеместно использовался reset.css, написанный Эриком Мейером. Цель данного свода правил – сбросить стили браузера, которые он по умолчанию использует для отображения элементов разметки. Таким образом при использовании reset.css нам не нужно переписывать стили браузера, по сути мы работаем с «чистым листом» и можем сосредоточиться на написании собственных стилей с нуля.

    Normalize.css

    Normalize.css наоборот, не сбрасывает все стили «в ноль», а нормализует их, приводит отображение стилей проекта к более-менее однообразию во всех современных браузерах.

    У обоих сводов правил есть свои плюсы и минусы, на данный момент популярен normalize.css. Популярность данного свода правил обусловлена ещё и тем, что вам не приходится при разработке заново прописывать основные свойства для базовых элементов страниц, а лишь модифицировать их по необходимости.

    Так же стоит упомянуть о, так называемом, «быстром сбросе», когда мы абсолютно для всех элементов страницы с помощью селектора * прописываем свойства . Таким образом мы сбрасываем все внутренние и внешние отступы для всех элементов страницы. Но данную технику не рекомендуется использовать, так как она замедляет процесс отрисовки страницы, да и по сути имеет мало смыла (на мой взгляд).

    Так же стоит отметить, что все размеры и отступы берутся непосредственно из дизайн-макета. Для получения данных значений нам необходимо использовать инструмент «линейка» и направляющие (речь про инcтрументарий Adobe Photoshop), а затем переносить полученные значения в код. Если мы работаем с фиксированным макетом, то значения переносятся в пикселях как есть, если же у нас «резиновый», то значения нужно переводить в проценты. Основная формула – это ширина элемента, делённая на ширину контекста (ширина содержащего блока). Например, если блок, содержащий текст и картинку имеет на макете ширину 400px, а блок с текстом в нём должен иметь ширину 340px, то в процентном выражении это будет (340 / 400) * 100%, то есть 85% будет занимать блок с текстом.

    Не стоит перегружать ваши стили чрезмерной специфичностью, например, если мы хотим, чтобы ссылка внутри списка имела красный цвет, то не обязательно записывать всю линейку классов и тэгов: .main –nav ul li a, достаточно просто указать .main-nav a. Слишком «специфичные» правила делают правила контекстно зависимым и заставляют вас писать лишний код, а так же влияют на скорость отрисовки страницы, так как при разборе правил CSS парсер читает их справа налево и ему сначала, если брать описанный выше пример, нужно взять все ссылки (a), затем отбросить все ссылки, которые не лежат в li и т.д. пока он не доберётся до содержащего класса.

    Специфичность кода, так же означает чрезмерную привязку к базовым тэгам. Например, если мы хотим, чтобы элемент внутри .block был синим и при разметке использовали элемент span (в правилах мы написали .block span ), то при замене его на div, например, нам нужно будет написать новое правило уже для div внутри .block. Таким образом наш код будет обрастать ненужными правилами, которые по сути дублируют друг друга. Гораздо проще определить всего лишь один класс (класс элемента), который при присвоении внутренним элементам будет приводить нас к желаемому результату.

    Ещё один пример контекстной зависимости кода – это использование имен тэгов вместе с именами классов, например, div.block . Если мы захотим тот же класс применить к span, то нам придётся написать опять span.block или span.block, div.block , что в любом случае приведёт к увеличению кода на лишнюю строчку.

    Почему это важно? Во-первых, вы не делаете лишнюю работу, во-вторых, вам не нужно потом среди 10000 строк искать нужное правило и, наконец, чем больше строк кода, тем больше размер файла, а большие по объему файлы медленнее передаются по сети, что в свою очередь может быть причиной долгой загрузки, а излишняя специфичность причиной долгой отрисовки вашей страницы.

    Если, вы используете правила, относящиеся к спецификации CSS3, то не поленитесь проверить необходимость использования браузерных префиксов на сайте http://caniuse.com.

    Возвращаясь к Mobile First, стоит сказать, что при работе в данной концепции написание стилей стоит начинать с мобильной версии, а затем с помощью медиа запросов добавлять правила, которые будут работать на других разрешениях. Зачастую, при расширении правил от мобильной версии к десктопной, приходится писать гораздо меньше кода, чем при работе наоборот: от десктопной версии к мобильной.

    Полезные ссылки и материалы:

    Написание JS

    Итак, заключительным этапом является написание JS скриптов. При создании веб страниц стало, практически, стандартом использование библиотеки jQuery, которая позволяет с лёгкостью манипулировать элементами web-страницы (DOM узлами), навешивать прослушку событий, отправлять запросы на сервер, обрабатывать результат выполнения и пр. Но не стоит слепо доверять трендам, на сегодняшний день нативный JavaScript достиг такого уровня, что вам возможно уже не нужен jQuery. Поэтому, прежде чем слепо прикреплять jQuery, стоит задуматься, так ли он нужен для ваших задач и не достаточно ли встроенных возможностей языка JavaScript.

    Есть неплохой ресурс, который приводит альтернативы одних и тех же манипуляций на языке JavaScript и с помощью библиотеки jQuery: http://youmightnotneedjquery.com/, так же неплохим подспорьем является сайт https://developer.mozilla.org/ru/, на котором, помимо описания методов и свойств JavaScript, можно найти полифиллы для тех или иных методов (библиотека или часть кода, которая добавляет в старые браузеры поддержку возможностей современных функций и методов JavaScript).

    Важно отметить, что не рекомендуется использовать JavaScript для стилизации, то есть не стоит для того или иного объекта DOM (элемента страницы) добавлять портянку CSS свойств с помощью JavaScript, чтобы выделить его состояние и пр. Рекомендуется использовать классы, то есть заранее в CSS определить классы-состояния (активный, не активный, скрытый, использованный и пр.) и при манипуляции элементами просто добавлять или убирать соответствующие классы.

    Например, у нас есть элемент списка с классом .list__item, для того, чтобы показать активный элемент в данный момент (выбран пользователем) или нет, можно просто добавить класс (.list__item—active), а не прописывать все стили, присущие этому классу в JS:
    и т.д.
    Небольшой пример с возможными способами присваивания класса (присвоение модификатора происходит при нажатии на зелёный квадрат): http://jsbin.com/.

    Не рекомендуется решать задачи, которые явно относятся к уровню CSS с помощью JavaScript, пытаясь как-то выровнять объект или добавить ему стили при наведении и пр.

    Опять-таки, возвращаясь к теме Mobile First, нельзя не упомянуть о 2-х концепциях, которые коррелируют с данной техникой. Progressive Enhacement и Graceful Degradation, что переводится как прогрессивное улучшение и последовательное ухудшение. Данные принципы описывают 2 разных подхода к разработке: в первом случае мы разрабатываем наш сайт, пишем скрипты с учётом старых браузеров и систем или же определяем поведение при невозможности запуска скриптов, а затем постепенно улучшаем скрипт, вводя современные функции и методы, таким образом мы получаем сайт, который будет одинаково хорошо работать в старых и новых браузерах и средах (то же касается и css).

    При Graceful Degradation подход противоположный – мы разрабатываем для современных браузеров и, лишь, потом начинаем вносить доработки и изменения с учётом старых версий.

    Подход Mobile First чем-то схож с Progressive Enhacement.

    Проверка кода

    После написания html, css и js для нашей страницы необходимо проверить всё ли сделано верно. Для этого можно использовать online средства:

    • Для проверки html: https://validator.w3.org/
    • Для проверки CSS: http://jigsaw.w3.org/css-validator/
    • Для проверки JS: http://www.jslint.com/

    Благодаря данным сервисам можно проверить не забыли ли вы где-то закрыть тэг, верно ли используете параметры и атрибуты, всё ли в порядке с вашими стилями и правилами в них, а так же проверить ваш код на правильность написания функций, методов и пр.

    Статьи с рекомендациями по написанию JS, HTML и CSS:

    Средства автоматизации

    На сегодняшний день практически все рутинные процессы разработки (за исключением дизайна) можно в той или иной степени автоматизировать.

    960GS

    Мы уже говорили об этом средстве разработки в разделе про модульные сетки и дизайн. Нужно сказать, что 960GS предлагает не только макеты для создания дизайна, но и свою систему именования классов. Используя предлагаемые классы при вёрстке и при подключении css файла системы в проект, блоки сайта будут выстроены по этой сетке, что сэкономит время на написании практически того же самого самостоятельно.

    Emmet

    Emmet – это средство работы с html и css (http://emmet.io/). Плагин для работы с данным средством можно установить, например, в Sublime Text, тогда у вас появляется возможность не писать громоздкие куски кода на html и css, а записывать их в строчку, раскрывая затем в полноценную разметку. Например, строка .block>ul.list>li.list__item*3, может быть раскрыта в полноценный код:

    Затем вам просто необходимо вписать текстовые значения в элементы списка. То же касается и css: строка w:100px+h:150px+bgc:#ff0 раскрывается в:

    Благодаря данным средствам писать код становится быстрее и приятнее, так как вы меньше времени тратите на написания закрывающих блоков, переходам по строчкам, а так же уменьшается возможность, касательно html, не закрыть тот или иной элемент разметки. В плане CSS, например, становится легче работать с браузерными префиксами, так как одна строчка с CSS3 свойством может быть раскрыта в несколько с добавлением необходимых префиксов.

    Далее стоит упомянуть и о таком языке работе с шаблонами, как jade (http://jade-lang.com/). Опять-таки, с помощью jade писать html становится быстрее и удобнее, а так же появляется возможность создания переиспользуемых блоков кода и миксинов, передавая которым на вход те или иные параметры мы будет получать нужную нам разметку. Благодаря jade в проекте, касательно разметки и написания страниц, может поддерживаться модульность, а часто используемые названия и блоки кода могут выноситься в качестве переменных (названия, имена страниц и пр.) или миксинов в отдельные файлы настроек и файлы, соответственно. Для работы с jade, а точнее для преобразования написанного кода из jade в html, необходимо использовать командную строку, а так же установить на ваш компьютер платформу nodejs (https://nodejs.org/en/, http://nodejs.ru/).

    Командная строка

    Работа в командной строке так же может ускорить некоторые этапы работы над проектом, например, создание папок и файлов. Запустив консоль в директории проекта и набрав в ней всего лишь одну строку:

    После нажатия enter мы получим папку project в которой будут находиться папки css, images, js, в папках css и js файлы styles.css и app.js, соответственно, а в корне project лежать файл index.html. Таким образом мы сэкономили время на создание папки, написание её названия, создание файлов и пр. Так же командная строка используется для работы с остальными средствами автоматизации.

    Далее стоит поговорить о таком языке как Sass (http://sass-lang.com/). Данный язык упрощает работу с css. Благодаря Sass можно записывать вложенные классы, проводить математические вычисления прямо в коде, выносить переиспользуемые величины в качестве переменных в отдельные файлы или в начало файла, что в значительной степени упрощает дальнейшую работу со стилями и упрощает изменение тех или иных величин, так как они все будут храниться в одном месте и не нужно будет «ходить» по всему проекту и вносить соответствующие правки. Так же, благодаря Sass в проекте можно придерживаться принципа модульности, храня части разметки в соответствующих файлах и подключать их все в основной, затем с помощью консольной команды можно собрать весь код в один css файл, так же поддерживается сборка результирующего файла на лету по мере написания стилей. Опять-таки для работы с Sass потребуется командная строка. Процесс установки пакета можно изучить здесь: http://sass-lang.com/install.

    HTML5Boilerplate

    HTML5Boilerplate (https://html5boilerplate.com/) представляет собой заранее скомпонованный проект, в котором уже есть index.html, normalize.css и пр. В index.html, например, уже заранее прописаны основные куски кода, которые необходимы при написании html страницы. Проект позволяет скачать архив со всеми файлами как есть или же использовать кастомную сборку: http://www.initializr.com/. Опять-таки, принцип прост: зачем тратить время на написание одних и тех же строк или на проделывание одних и тех же манипуляций, если мы сразу можем сосредоточиться непосредственно на работе с проектом.

    Gulp и Grunt

    Gulp (http://gulpjs.com/) и Grunt (http://gruntjs.com/) представляют собой сервисы запуска задач, которые описываются в основных файлах данных сервисов, выполняются с помощью совместимых модулей и запускаются на выполнение с помощью консоли.

    Данные сервисы помогают использовать в разработке, например, вышеописанные средства Jade и Sass, автоматически преобразовывать их в соответствующие файлы html и css, сжимать их, если необходимо, а так же проверять, например css свойства, на необходимость использования браузерных префиксов и подставлять их в автоматическом режиме.

    Оба сервиса используют различный подход в описании выполнения задач, но суть их работы одинакова. Полезным будет данное сравнение: http://frontender.info/gulp-grunt-whatever/

    Так же многие сервисы вроде autoprefixer (автоматическая простановка браузерных префиксов), jshint (проверка JS кода на валидность) могут быть установлены как сторонние плагины в текстовом редакторе (Sumblime Text, Atom, Brackets) и инициализированы при нажатии определённого сочетания клавиш.

    Bootrstrap, Foundation, Material Design Lite

    Данные фрэймворки уже упоминались в разделе про дизайн. Но стоит опять вспомнить о них, так как они, в определённой степени, помогают автоматизировать процесс разметки веб-страницы и работы с ней.

    При подключении файлов фрэймворков в проекте мы можем использовать определённые в них классы и сниппеты разметки, которые будут работать по уже описанным правилам и иметь установленный внешний вид (например, кнопки, поля ввода, таблицы и пр.). Таким образом мы экономим время, например, на описание расположения блоков дизайна, их размеров в зависимости от разрешения, внешний вид полей формы, кнопок и их состояния.

    Со всеми возможностями и примерами можно ознакомиться на соответствующих сайтах:

    • Bootstrap: http://getbootstrap.com/
    • Foundation: http://foundation.zurb.com/
    • Material Design Lite: http://www.getmdl.io/

    Данное описание не является исчерпывающим и представляет собой лишь поверхностный взгляд на некоторые технологии. Но прежде чем пускаться во все тяжкие, используя средства автоматизации, библиотеки, framework’и, готовый код и прочее, стоит, всё-таки, изучить основы работы с html, css и js.

    Надеюсь, что все описанные вещи будут полезны вам в изучении темы веб-дизайна и фронтенд разработки.

    Создаём свой первый сайт на HTML

    Создаём сайт из трёх HTML-страниц

    В этом уроке, мы создадим сайт состоящий из трёх страниц. Но перед этим, для вашего же удобства, вам нужно создать папку на Рабочем столе , папку можете назвать Мой сайт .

    Закиньте в папку Мой сайт , все файлы которые у нас уже есть, а именно два HTML-файла:
    index.html — Статья о снежном барсе ,
    polyarnyi-volk.html — Статья о полярном волке ,

    и две фотографии:
    irbis.jpg
    polyarnyi-volk.jpg

    Сделаем третью страницу, она будет посвящена полярной сове.

    Данные третьей страницы

    Создайте в папке Мой сайт HTML-файл:
    polyarnaya-sova.html

    Название страницы , сделайте:
    Страница о полярной сове

    Статья состоящая из двух абзацев

    В итоге, вы должны получить следующую страницу.

    Соединяем ссылками страницы сайта

    На данный момент у нас есть три HTML-файла, в которых находятся статьи описывающие различных северных животных:

    index.html — Статья о снежном барсе ,
    polyarnyi-volk.html — Статья о полярном волке ,
    polyarnaya-sova.html — Статья о полярной сове .

    Теперь нам нужно соединить их ссылками, чтобы получился сайт. Ссылки делать вы уже научились, поэтому я вам дам лишь HTML-код, который нужно разместить перед закрывающим тегом

    Создание и раскрутка сайта

    Сайтостроение, WEB-дизайн, SEO-оптимизация

    Как сделать сайт html

    Как сделать сайт html?

    Такой вопрос задают пользователи, которые решили самостоятельно сделать сайт.

    Начинающие веб-мастера, решившие научиться делать сайты начинают искать информацию на просторах сети интернет или в учебных пособиях.

    В результате, веб-мастер начинает понимать, что без знаний языка html создать полноценный сайт невозможно.

    А все дело в том, что язык разметки гипертекста html специально разработан для того, чтобы было удобно создавать web – страницы. И не имея элементарных знаний html достаточно нелегко создать интернет страницу.

    Но бывают ситуации, когда совсем нет времени на изучение основ html, а сайт создать, ну просто, необходимо. Возможно ли сделать сайт html самому с помощью какого – либо сервиса или программы?

    Чтобы ответить на поставленный вопрос, прежде всего, необходимо определить, какие минимальные действия надо произвести, чтобы в Интернете появился сайт.

    А на самом деле, потребуется всего лишь:

    • Создать web-страницу в виде файла (электронного документа) определенного формата. Если быть более точным – это должен быть файл index с расширением html или htm.
    • Страница должна находиться в интернете и к ней должен быть открыт постоянный доступ. Она должна быть размещена на специальном сервисе (хостинге).

    Если говорить о сервисе, то для начала такую страницу можно разместить на бесплатном хостинге, регистрация на котором занимает не более пяти минут. В интернете таких сервисов более, чем достаточно. Можно просто набрать в поисковике запрос: «бесплатный хостинг» и из предложенного списка выбрать наиболее подходящий. После чего надо будет пройти регистрацию. Одним из таких хорошо известных хостингов является сайт «uCoz».

    Ну что ж, с размещением сайта, надеюсь, проблем не возникло.

    Как сделать страницы сайта без знаний html

    Можно сделать такую страницу, даже с помощью текстового редактора Word, которым владеет практически каждый пользователь компьютера. Для этого пишем статью, добавляя рисунки, графику.

    Короче, все те элементы, которые сделают статью интересной. В итоге, после того, как статья готова, оформляем ее дизайн таким образом, в каком виде нам бы хотелось ее видеть в интернете.

    Затем статью надо сохранить. Для этого, в меню редактора Word надо выбрать «Сохранить как». Откроется диалоговое окно, надо дать имя документу (index.html) и выбрать расширение веб страница.

    Далее: нажимаем «Сохранить».

    В результате, мы получили веб страницу. Теперь, когда мы закачаем созданный файл на хостинг, все желающие смогут увидеть сайт в интернете.

    Данный способ создания интернет страниц имеет большой недостаток:

    Word генерирует много лишнего кода html. Поэтому этот способ создания сайтов распространения не получил.

    Сделать сайт html в Блокноте

    Гораздо удобнее и правильнее будет сделать сайт в программе Блокнот. Это стандартная программа для Windows.

    Для начала потребуется прописать структуру HTML документа, которая имеет следующий вид:

    — теги, определяющие начало и конец документа;

    — теги, ответственные за заголовок данной страницы;

    Цукерберг рекомендует:  Html css - помогите разобрать ошибку html + css
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Все языки программирования для начинающих