Frontend — Где можно поработать за опыт удаленно(front-end)


Содержание

Профессия frontend-разработчик

Специалист по frontend занимается программированием клиентской части веб-приложений. Проще говоря, он создает все, что пользователь видит в браузере: красивый сайт, формы, кнопочки, галереи, формы подбора товаров и сортировки и многое другое. Чтобы заниматься frontend-программированием, необходимо владеть широким спектром технологий.

Frontend-разработчик – это очень востребованная и хорошо оплачиваемая профессия. Она подойдет творческим людям, которым интересно программирование и дизайн в равной степени.

Содержание статьи:

Кто такой frontend-разработчик и чем он занимается?

Фронтенд получает от веб-дизайнера список макетов будущего сайта или интернет-сервиса и на основе этих макетов создает клиентскую часть сервиса:

  • Верстает дизайн сайта (на базе предоставленных макетов создает шаблоны страниц будущего сайта, используя HTML и CSS).
  • Настраивает работу кнопок, форм, слайдеров, галерей и другого функционала, который должен быть на сайте. Для этого фронт-енд разработчик использует готовые скрипты (программы) из библиотек или создает свои.
  • Проверяет и тестирует работу.
  • Может советовать, как реализовать тот или иной функционал на сайте.

Может заниматься оптимизацией скриптов для ускорения загрузки сайта.

В отличие от верстальщика, который занимается только версткой макетов и хорошо владеет HTML+CSS, frontend-разработчик занимается программированием интерактивных элементов на страницах сайта, глубоко знает язык программирования JavaScript и ряд других технологий.

Плюсы и минусы профессии

  • Высокая востребованность.
  • Возможность работать в международных компаниях и проектах.

Высокие зарплаты у специалистов с опытом работы.

  • Необходимо постоянно развиваться и осваивать новые технологии, чтобы оставаться востребованным.
  • Начинающим фронтенд-программистам может быть сложно найти работу, т.к. чаще всего клиентам нужны специалисты с опытом.

Необходимо знать большой стек технологий, чтобы быть востребованным.

Средние зарплаты фронтенд-программистов

В среднем специалисты с опытом работы могут зарабатывать 70-100 тыс. руб. в месяц, работая в офисе или удаленно. В Москве зарплаты фронтенд-программистов с опытом 3-5 лет достигают 150-200 тыс. руб. в месяц и выше в зависимости от квалификации.

Можно повысить свои доходы, работая с иностранными заказчиками через международные биржи фриланса.

На российском рынке фриланса, на мой взгляд, более востребованы универсалы, которые могут заниматься и версткой, и фронтендом, и бэкендом. Среди клиентов фрилансеров много представителей малого бизнеса и небольших веб-студий, которым дорого брать на проекты узких специалистов. Поэтому они предпочитают универсалов, закрывающих широкий спектр задач.

Как стать frontend-разработчиком? Что нужно знать и уметь?

Ниже находится пошаговая инструкция, как стать frontend-программистом с нуля и что нужно знать для работы в этой сфере:

  1. Освоить HTML и CSS. HTML – это язык разметки веб-документов. CSS – каскадные таблицы стилей. Они управляют оформлением различных элементов на страницах (например, размером шрифтов).
  2. Изучить JavaScript – основной язык программирования, который нужно знать frontend-программисту. Существуют различные библиотеки готовых скриптов (программ), написанных на JavaScript. Их тоже лучше изучить, чтобы пользоваться ими и ускорять свою работу. Пример такой библиотеки – jQuery.
  3. Изучить методологию верстки, например, БЭМ от Яндекса. Методология помогает создавать веб-приложения по определенным принципам, которые помогают разбираться в чужом коде и в своем тоже по прошествии какого-то времени.
  4. Изучить фреймворки, в частности, Bootstrap. Фреймворк – это набор неких готовых решений, на базе которых можно создавать веб-сайты быстрее, чем при написании кода с нуля.
  5. Освоить кроссбраузерную верстку и научиться создавать страницы, которые одинаково выглядят в разных браузерах.
  6. Изучить адаптивный дизайн, т.е. дизайн, который подстраивается под размеры экрана пользователя. Таким образом сайт приемлемо выглядит на разных устройствах (компьютер, планшет, смартфон).
  7. Не лишним будет освоить языки серверного программирования на базовом уровне. Например, язык PHP – один из самых популярных в среде веб.

Изучить Git и научиться работать с системами контроля версий.

Как видим, программа обучения frontend-программиста весьма обширна и включает множество навыков и умений.

Где обучиться профессии с нуля?

Освоить профессию можно на интернет-курсах в Нетологии, где обучают практикующие специалисты. Вы получите хорошую теоретическую подготовку и практику, необходимую для начала работы. Выпускникам курсов помогают со стажировкой и трудоустройством, что позволяет добавить в резюме информацию о наличии опыта разработки.

Также обучению front-end технологиям занимается сайт Geekbrains.ru. Учиться профессии можно через Интернет из любой точки мира.

Где найти работу?

  • Если вы – новичок, оптимально устроиться стажером в ИТ-компанию для получения опыта. Очень важно поработать в приличной команде, чтобы получить хорошую практику.
  • Специалистам с опытом выгодно работать в офисе или удаленно. Здесь можно посмотреть 42 компании, предлагающие удаленную работу.
  • Если вам интересно выполнять разовые проекты или подрабатывать, можете поискать проекты на биржах фриланса.

Много хороших вакансий для frontend-разработчиков можно найти на профильных ИТ-ресурсах и сайте hh.ru

Где найти фронтенд-программиста на проект?

    Вы можете посмотреть каталог веб-программистов на нашем сайте. В каталоге есть фильтры, при помощи которых вы сможете найти резюме кандидатов, владеющих нужными вам технологиями.

Добавьте проект на биржу в раздел «Разработка сайтов». Здесь можно бесплатно добавить проект или вакансию для frontend-разработчика.

Как стать Front-End программистом.

Итак, в этом посте, я собираюся рассказать, что нужно знать, чтобы стать web-программистом.

Начнём вот с чего, WEB программирование делится на 2 специальности, на самом деле на 3, но третьяспециальность — это совмещение 2-ух предыдущих.

Первое направление — вёрстка или, по-другому, Front-End программирование.

Вёрстка — это создание шаблона сайта, его внешнего вида, всё, что вы видите на сайте — это Front-End — в переводе, внешний интерфейс.

Front-End программирование легко в обучении и востребованное на бирже труда.

Вы, наверное, слышали о таких аббревиатурах, как HTML и CSS. Так вот, если вы выбираете профессию Front-End разработчика, то это то, что вы должны знать. HTML — это язык гипертекстовой разметки, то есть это карказ, строение сайта. Если проводить аналогию со стройкой, то Html — это кирпичи, цемент, все строительные материалы. CSS — Cascading Style Sheets — каскадные таблицы стилей, произносится, как си-эс-эс — это весь дизайн, вся красота сайта. Возвращаясь к аналогии про стройку, то Css здесь это декор дома, например, цвет, но Css выступает не только для украшения, таблицы стилей призваны работать с объединёнными в блоки, с помощью html, кусками информации: стилизовывать, редактировать и размещать их на странице.

Но html и Css — это не единственные инструменты для создания сайта. JavaScript, углубляться не будем, является языком программирования (html и css ими не являются), он призван, в основном, чтобы придать интерактивности сайту, сделать страничку живой.

Итак, подведём итоги.

Чтобы стать Front-End разработчиком нужно знать: html, css и язык программирования javascript.

По времени освоения, в этот параметр я заключаю время, потребовавшееся на учёбу и практику, лидирует html, его можно освоить за 1 день, долгой практики уделять не нужно, да и он прост в изучении новичку.

Css, тут дела обстоят дольше — примерно за 1 неделю его можно освоить. Дело в том, что здесь подключается комбинирование этих двух инструментов — css и html. Вы будете делать много практики, в основном, создавать сайты. И этот процесс — понимания через практику, закрепления навыка может продлиться и до 2-ух недель.

JavaScript, если уделять изучению 3 — 4 часа в день с обильной практикой, то за 1,5 до 3 месяцев можно познать этот язык.

Чтож, перейдём к теме востребованности фронт энд программистов. Если зайти на любую фриланс биржу, то мы увидим кучу заказов по данному направлению, но так как и порок вхождения во Фронт Энд относительно низок, то и конкуренция в данном сегменте довольно большая.

По оплате — всё зависит от вас, вы можете получать и до 200.000 рублей, и больше, и больше если вы пересядите на англоязычную фриланс биржу.


Итак, в конце скажу, что на это канале будут публиковаться посты на тему web программирования, обучения, уроки по программированию и способы монетизации своих знаний.

А сейчас, для углубления полученных знаний, прилагаю пример сайта с использованием css и без.

Если вы хотите узнать, как стать Back-End или Full stack разработчиком?

Хотите зарабатывать на веб программирование, но ещё не изучили его?

Тогда телеграм канал Web-coding ( https://t.me/becomingofwebdeveloper ) — это то, что вам нужно.

Здесь публикуется информация по зароботку, изучению web-программирования и тонкостях работы на фрилансе.

Это та информация, которая сделает вас лучше.

Хочу стать frontend разработчиком: базовые знания и план обучения

Итак, друзья, вы решили встать на путь программирования? Жму руку, это решение изменит вашу жизнь. Это всегда интересная и востребованная работа на стыке интеллекта и творчества, работа о том, как принести пользу людям, сделать мир чуточку лучше. Возможности реализации в ней бесконечны.

В программировании много разных областей: веб-разработка, мобильная, десктопные приложения, разработка ОС, драйверов для железа. Веб-разработка — одна из самых интересных и востребованных областей. К её плюсам можно отнести то, что ваш продукт лежит в Интернете, и чтобы его увидеть, достаточно набрать адрес в браузере любого устройства, не нужно ничего качать и устанавливать. К тому же, с помощью современных инструментов, зная веб, можно разрабатывать сразу и мобильные, и десктопные приложения. Веб состоит из frontend (то, что видит клиент в браузере) и backend (серверная часть, занимается хранением, обработкой и выдачей данных). Я предлагаю начать знакомство с вебом именно с фронтенда.

Да, кстати, меня зовут Роман Латкин, я почти 10 лет варюсь в веб-разработке. Когда я начинал, всё было одновременно просто и сложно. Просто, потому что для построения приложения много знать было не нужно: вот HTML, немного CSS, чуть-чуть JavaScript — и готово. Сложно, потому что разработка велась через боль. Сейчас множество этой боли вылечено с помощью громадной экосистемы инструментов, но она очень пугает новичков, они не знают, как подступиться к фронтенду, с какой стороны подойти. Мне повезло, я наблюдал развитие фронтенда почти с начала, и у меня в голове всё неплохо уложилось. И я хочу в помощь начинающим разработчикам передать это понимание. Надеюсь, после прочтения этой статьи, вы будете чётко знать, каким путём идти, куда копать и по какому плану развиваться.

Три составляющих фронтенда

Весь фронтенд состоит из трёх составляющих: HTML (содержание и разметка), JavaScript (логика) и CSS (внешний вид, позиционирование). HTML описывает содержание страницы и выглядит примерно так: . CSS описывает стили и выглядит вот так: table < background: #ccc; >. JavaScript — язык программирования, описывает логику приложения, а также обращается к элементам HTML, изменяя структуру и содержание страницы (пример кода: var count = 5; count = count + 5; console.log(count) // 10 ).

Helastel, удалённо, от 150 000 ₽

Если вам придётся как-нибудь вручную использовать эти средства, чтобы сделать более-менее сложный проект, то вам предстоит испытать много боли. К счастью, мир развивается, сложные вещи упрощаются, люди придумывают всё новые и новые инструменты и технологии, которые делают этот созидательный процесс более приятным и быстрым.

Любой процесс познания можно представить в виде буквы «Т», где горизонтальная линия — широкое понимание, вертикальная — глубокое. У идеального специалиста буква Т большая и красивая, равномерная. Если она вытянута в одну сторону, она некрасива, уродлива; такой специалист мало полезен в боевых делах. Он может либо глубоко разбираться в чём-то одном, но чуть шаг в сторону, и он непригоден; либо поверхностно разбираться во всём, но при этом ничего не уметь. В первую очередь необходимо максимально развить широкую составляющую, чем мы сейчас и займёмся — постараемся максимально широко охватить все аспекты фронтенда, не углубляясь. А потом вы займётесь углублением, которое останется вам на самостоятельную работу.

Чтобы хорошо представлять причины текущего положения вещей, нужно хотя бы чуть-чуть знать историю пути развития фронтенда, да и вообще веб-приложений в целом. Инструментов сейчас столько, что не только новичок, сам чёрт ногу сломит. Поэтому, чтобы в этом всём хорошо ориентироваться, начнём именно с истории, с короткой экскурсии, как всё начиналось, а затем плавно перейдём к современным подходам.

Первые сайты

Вначале люди писали на чистом HTML, рисовали внешний вид на чистом CSS, делали логику на чистом JavaScript. Типичное старомодное приложение — это когда серверная логика генерирует HTML (отвечая на запрос посетителя, сервер берёт данные из базы данных и вставляет их в HTML) и отдаёт его вместе со статическими файлами стилей и клиентской логики на JavaScript, которой в то время (около 10 лет назад) было немного. При совершении перехода на другую страницу весь этот процесс повторялся. То есть раньше как такового разделения на фронтенд и бэкенд не было, было одно цельное приложение, которое одновременно и работало с базой данных, и генерировало HTML.

jQuery

Писать на чистом JavaScript надоедало и появился хороший инструмент — jQuery, который с помощью удобного синтаксиса позволял обращаться к элементам страницы и выполнять с ними какие-то действия. Появлялись различные плагины, готовые решения, стало проще и интереснее.

Но приложения развивались, объём клиентской логики рос, и постепенно всё это превращалось в большую лапшу. Чтобы её распутать, нужна была какая-то форма, архитектура.

Умные Парни попробовали перенести на фронтенд архитектурный шаблон с серверной части — MVC (модель-представление-контроллер). Этот шаблон диктует правило, что есть модель, которая описывает данные. Например, модель пользователя, модель фильма, модель отзыва. Есть контроллер, который обрабатывает запросы, например «показать по такому-то адресу страницу со списком фильмов». И есть представление, которое отвечает за отображение данных в HTML, в которое контроллер передаёт готовые данные, полученные из базы данных/API.

Здесь началась история single page application, SPA — приложений, которые загружаются один раз, а затем при переходе по страницам обращаются к серверу за данными по API. Этот подход называется AJAX. Вместо того, чтобы генерировать HTML на стороне сервера, сервер отдаёт клиентскую логику приложения один раз. Переходя на другую страницу, например с главной страницы на страницу поиска отелей, приложение запрашивает с сервера данные в чистом виде (к примеру, информацию об отелях), без тегов HTML (как правило в формате JSON), и самостоятельно генерирует представление.

Шаблон MVC на фронтенде был хорош, прекрасно работал, но было излишне сложно. Angular, Backbone — представители этой вехи истории. Они, к слову, живут и сейчас, но я в них глубоко не разбирался.

Процессоры и сборщики

Приложения начали расти в размере, и тут пришло время рассказать о сборщиках, препроцессорах и пакетных менеджерах. Постараюсь вкратце по ним пробежаться, несмотря на то, что они заслуживают отдельной статьи.

В вебе важна скорость, поэтому нельзя просто так отдавать посетителю большие файлы, они будут идти по сети слишком долго. Поэтому все ресурсы сжимаются с помощью разных минификаторов. JavaScript чаще всего с помощью uglify (он удаляет пробелы, делает названия переменных короче и ещё много чего интересного). В CSS удаляются пробелы и могут ещё объединяться некоторые свойства. И всё это собирается в один или несколько файлов вместо 10-20, один файл скачать гораздо быстрее, и на сервер нагрузка меньше.

Что касается CSS, появлялись так называемые препроцессоры. Они расширяют синтаксис CSS, добавляют туда кучу разных возможностей — вложенные блоки, переменные, циклы. Даже просто отсутствие точек с запятой очень помогает и ускоряет написание кода?.

Препроцессор — это такая программа, которая запускается и компилирует этот сахарный синтаксис в чистый CSS. Использование препроцессоров позволяет избежать повторного использования кода, выстраивает архитектуру, и по сути превращает язык описания стилей в язык программирования. Изучите какой-либо инструмент, и вы поймете. Я для себя сейчас выбрал Stylus; есть ещё несколько, например — LESS, SASS.

Чуть позже придумали постпроцессоры. Они, в отличие от препроцессоров, обрабатывают уже готовый CSS, модифицируя его: например, добавляя дополнительные свойства к уже существующим, или изменяя названия классов, делая их уникальными, чтобы ничего не сломалось. Их чаще всего используют для поддержки кроссбраузерности, о которой мы ещё поговорим ниже. PostCSS — вот этот самый постпроцессор, он ещё обладает большой библиотекой плагинов, упрощающих жизнь.

JavaScript

Насчёт JavaScript: исторически так сложилось, что этот язык изначально был слишком простой и сейчас постоянно развивается, обрастая новыми инструментами. Основная его версия, которая работает во всех современных браузерах, называется ES5. В 2015-м году появился усовершенствованный стандарт JavaScript ES2015, или ES6, который даёт много новых инструментов упрощённого описания логики. Только он не работает в старых браузерах, поэтому используют препроцессор Babel для компиляции его в ES5. То есть код пишется с помощью современного синтаксиса ES6, а для работы в браузере сразу компилируется в ES5.

Есть ещё разные способы писать нормальный код, которые сводятся к тому же: код пишется на своём «особом» языке (как в случае с ES6), а потом транслируется в JavaScript. Вот некоторые из этих «особых» языков программирования:

  • TypeScript — он добавляет к JavaScript множество инструментов из серьёзного программирования — классы, интерфейсы, модули и др., а также упорядочивает типы переменных. Он больше для того, чтобы писать массивную логику, пользуясь приёмами строгой типизации, и подходит скорее для отдельных крупных логических модулей;
  • CoffeeScript — делает код намного более удобным, понятным, человечным;
  • и ещё много разных — Dart, Elm, я их глубоко не изучал.

Для упрощения написания HTML, чтобы не ломать пальцы о теги, стали использовать препроцессоры HTML. Они позволяют, например, вместо громоздкой конструкции Ссылка с кучей угловых скобочек писать просто a(href=»#») Ссылка , а потом компилировать это всё в HTML. Очень рекомендую сразу же освоить Pug, сокращающий объем написанного практически вдвое.

Чтобы удобно вставлять динамические данные в HTML, отделяя данные от разметки, придумали шаблонизаторы. Например, в разметке пишется

Менеджеры пакетов

Чтобы не изобретать велосипеды, разработчики давно научились делиться между собой готовыми участками кода, модулями. Во фронтенде для этого активно используется менеджер зависимостей npm. На npmjs.com можно найти огромное количество модулей, плагинов, библиотек на все случаи жизни. Прежде чем писать что-то своё, поищите там.

Позже появился усовершенствованный менеджер зависимостей Yarn, он делает всё быстрее и стабильнее, не буду сейчас углубляться, почему.

Менеджеры задач

Для того, чтобы централизованно управлять всем этим зоопарком, появлялись менеджеры задач. Они позволяют в одном месте описать все процессы и этапы сборки приложения. Это Grunt, Gulp, Webpack. Последний — наиболее подходящий для сборки веб-приложения. Он может взять на себя много забот, легко и просто компилировать все ресурсы, будь то скрипты, стили, разметка, картинки — в любом формате (Stylus, Less, Sass, ES6, TypeScript, jpg, png) из любых исходников — в единые бандлы, сборки файлов js, CSS, HTML, которые будут работать в браузере.

Компонентная архитектура

Итак, можно продолжить: сложное начали упрощать, и в ходе упрощения, большого упрощения, Умные Парни решили — всё есть компонент. Кнопка — это компонент, шапка — компонент, выбор города — компонент. Страница — тоже компонент. Компонент может содержать в себе другие компоненты. Получилось крайне просто: такая концепция, как оказалось, пришлась как родная к построению клиентских приложений.

Что такое компонент? Это самостоятельный и независимый участок разметки со своей логикой и стилями. У компонента есть свое текущее состояние. Открыто ли меню, активна ли вкладка, и т.п. Состояние всего приложения можно представить как дерево состояний различных компонентов.

Разметка HTML зависит от текущего состояния, изменилось состояние — изменилась разметка. Это реализуется с помощью технологии Virtual Dom — когда DOM (дерево HTML-элементов страницы) рассчитывается сначала виртуально и в конце расчёта отображается в реальном DOM, в разметке. За счёт этой идеи достигли более высокой производительности приложений, ведь одна из самых тяжёлых частей работы браузера — операции с DOM (работа с деревом объектов HTML).

Здесь важно ввести ещё одно понятие — реактивные приложения. Это, упрощённо говоря, когда вместо прямого изменения DOM/Virtual Dom при изменении данных, вводится объект состояния, модель данных, и на её изменения подписывается обработчик, который уже меняет DOM. То есть чтобы что-то поменять в представлении, HTML (например, таблица со списком пользователей), нам достаточно изменить свойство модели (добавить в массив нового пользователя), всё остальное произойдет само (пользователь появится в html-таблице). Вы, наверное, замечали, что некоторые сайты медленно работают, а другие молниеносны. Скорее всего, первый на jQuery и работает с реальным DOM, второй — на одном из реактивных инструментов, с которыми мы познакомимся далее.

React

Итак, эти концепции (Virtual Dom, компоненты, реактивность) улеглись в новом инструменте создания клиентских приложений от Facebook — React. На текущий момент он является одним из лидеров индустрии, наиболее часто используемым во фронтенде. Он обладает развитой экосистемой — можно найти огромное количество готовых компонентов и дополнений.

Управление состоянием

Но между компонентами нужно было наладить связь, им нужно общаться между собой. Нажали на кнопку — изменился цвет. Можно строить эту взаимосвязь напрямую, но это быстро может превратиться в кашу. Тут придумали шаблон централизованного управления состоянием, когда есть одно место, где хранится состояние всего приложения в текущий момент времени. Это, сильно упрощая, такой JavaScript-объект со свойствами. Это состояние изменяется с помощью вызова действий и мутаций, но не будем сейчас так углубляться. Паттерн называется Flux. Самая популярная имплементация управления состоянием для React — Redux.

React, хоть он и обрёл большую популярность и развитую экосистему, на практике оказался слишком голый, сложный, многословный. Для того, чтобы сделать простую форму, нужно много-много лишнего кода написать и кучу дополнений поставить. Для того, чтобы создать простое приложение, нужно ещё много чего установить, и вариантов для простых вещей очень много, легко можно потеряться — экосистема хоть и огромная, но в ней сложно ориентироваться; внешне одинаковые приложения могут быть совсем по-разному устроены внутри. А концепция JSX — переплетение кода и разметки, выглядит не столь удачно, сложно потом понимать, что же такое хотел сказать автор кода, сложно менять разметку.

Vue.js


Тут появился Vue.js — гибкий, эффективный и простой в освоении веб-фреймворк, который несёт в себе всё те же концепции, но они в нём выглядят гораздо удачнее. Он объединил в себе всё лучшее из Angular и React, более чётко ответил на вопрос «что есть что». Из коробки Vue содержит уже большое количество инструментов и возможностей, которые в несколько строк позволяют писать объёмную логику. Разработка значительно упростилась.

Vue принёс ещё несколько интересных концепций, как, например, однофайловые компоненты — файлы, которые содержат в себе сразу логику, разметку и стили, и они там не переплетаются, как в случае с React и JSX. Vue из коробки позволяет использовать любые препроцессоры, которые очень органично вписываются в однофайловые компоненты. И имеет множество готовых встроенных решений, даже свою имплементацию Flux. Vue обладает отличной документацией на русском языке, которая научит вас лучшей практике во фронтенде, от сборки приложения до автотестов.

Изоморфные приложения, SSR

В разговоре об одностраничных приложениях мы упустили одну важную деталь: когда поисковый робот обращается к одностраничному приложению, он ничего не видит — только пустую страницу с тегами body без контента. В старомодных приложениях сервер обратился бы к базе данных, сгенерировал представление и отдал бы готовый HTML с текстом страницы. В случае с одностраничным приложением сервер отдаёт пустую страницу, которая лишь после инициализации подтягивает данные и показывает представление, чего конечно же поисковый робот не сделает. Таким образом, использовать одностраничные приложения для сайтов, ориентированных на контент, SEO, недопустимо.

Это недопущение обходилось множеством хаков и костылей, пока не появилась концепция SSR — Server-Side Rendering. Умные Парни научили весь JavaScript, который работал в браузере, выполняться на сервере с помощью NodeJS (технология создания серверных приложений с помощью браузерного языка JavaScript). Это, конечно, ввело свои ограничения, но жить стало легче. Теперь можно было написать логику один раз на одном языке, и она сразу же работала и на сервере (при первом обращении посетителя/робота генерировался HTML с контентом страницы) и в браузере (последующие переходы посетителя). Это и называется изоморфное, универсальное приложение.

Схема простая: при первом заходе посетитель отправляет запрос на сервер NodeJS, который обращается к API-серверу, берёт данные в виде JSON и отрисовывает их в HTML, возвращая посетителю. Дальше уже приложение живёт в браузере, при последующих переходах по страницам оно напрямую обращается к API-серверу за данными и уже непосредственно в браузере отрисовывает представление.

В React имплементация этой схемы делается разными и сложными путями. В качестве готовых решений есть для этого, например, фреймворк Next.js. В документации Vue есть целый раздел, посвященный SSR. Там указан фреймворк Nuxt — Vue + SSR. С его помощью можно довольно легко писать такие универсальные приложения.

CSS-фреймворки, адаптивность

Теперь мы сменим тему на попроще и поговорим о вёрстке.

Исторически, чтобы создать сетку страницы, её каркас, в первые времена верстальщики использовали таблицы. Потом начали использовать блоки, или контейнеры, появилась контейнерная вёрстка. Положение блоков устанавливалось с помощью свойства позиционирования float: right/left .

В настоящее время всё упрощается, уже почти все браузеры поддерживают Flexbox и CSS Grid — современные удобные способы верстать сетку страницы. Их умелое сочетание позволяет в несколько свойств добиваться таких положений контейнеров, над которыми пришлось бы старыми методами изрядно попотеть, позволяя с лёгкостью выполнить практически любые дизайнерские изыски.

Адаптивность — это способность страницы выглядеть одинаково хорошо на всех устройствах, будь то ноутбук, планшет или мобильный телефон. Адаптивность достигается с помощью медиа-запросов — блоков условий в CSS, при каких разрешениях экрана какие CSS-свойства должны работать. Её можно также добиться с помощью умелого применения flexbox-контейнеров.

Все веб-приложения в основном типичны, состоят из строк, колонок, таблиц, кнопок и других UI-элементов. Чтобы не писать их каждый раз, в помощь сайтостроителям создавались CSS-фреймворки, где вся разметка уже продумана — достаточно применить нужный класс. Они содержат в себе множество готовых UI-элементов. Самый популярный — конечно же Bootstrap, сейчас уже 4-я версия. Есть ещё Bulma, тоже довольно хороший. И ещё множество менее популярных. Обычно в CSS-фреймворках адаптивность идёт из коробки, важно лишь правильно пользоваться предлагаемыми инструментами. CSS-фреймворки станут отличной основой практически в любом вашем веб-приложении и хорошим началом освоения навыков правильной вёрстки. Их стоит использовать, когда нужны типичные элементы пользовательского интерфейса, адаптивность, а это 99% кейсов в вебе.

Кроссбраузерность

Это слово означает способность сайта отображаться одинаково в разных браузерах. Как правило, CSS-фреймворки берут эту заботу на себя, но я вкратце расскажу, как это достигается. Для начала нужно обнулить все свойства стандартных элементов (разные браузеры отображают стандартные элементы — списки, таблицы и др. по-разному). В CSS-фреймворках для этого часто можно увидеть специальный файлик — reset.css. Следующее — исторически так сложилось, что браузеры развивались по-разному, и теперь некоторые CSS-свойства нужно прописывать специально для каждого браузера, используя префиксы — -webkit , -moz . Эту работу можно делать автоматически с помощью вышеупомянутого PostCSS и его autoprefixer.

Методологии

Чтобы вёрстка не превратилась в суп, ничего внезапно не ехало, всё было чётко и красиво — существуют специальные подходы, сборники правил о том, как называть тот или иной класс. Они очень вписываются в компонентную архитектуру, надо сказать, с них она и началась. Правило то же — всё есть компонент, или по-другому «блок». У блока есть свои элементы, мини-блоки, из которых и состоит блок. Изменяют отображение блока модификаторы, применяя к нему то или иное свойство. Изучите БЭМ от Яндекса или SUIT CSS, прежде чем начинать заниматься верстанием.

В путь!

Надеюсь, к концу статьи у вас уже сложилось более-менее полное и широкое понимание всех аспектов фронтенда. Теперь вам остаётся лишь его углублять, следуя шаг за шагом. Предложу вам план этих шагов, как стать профессиональным фронтендером:

  1. Изучите основы вёрстки — HTML, CSS. Хватит только основ — остальное наработается в процессе решения задач. Сразу для работы поставьте себе редактор VS Code. Отдельное внимание уделите навыкам работы с Flexbox и CSS grid.
  2. Изучите Bootstrap или bulma.io. Попробуйте создать каркас простого сайта с их помощью; изучите их исходники, они дадут вам хорошее понимание правильной архитектуры проекта. Примерно уже здесь, а лучше как можно раньше, пробуйте собирать какие-нибудь проектики, решать какие-нибудь задачки, нарабатывайте практику.
  3. Изучите JavaScript. Да, тут тоже хватит только основ. Пробегитесь по синтаксису ES6, чтобы примерно его понимать. Попробуйте разобрать, как реализованы те или иные UI-компоненты в вышеупомянутых CSS-фреймворках.
  4. Изучите основы Git. Это система контроля версий, и она уже на данном этапе хорошо вам послужит, позволит фиксировать поэтапно изменения в коде и хранить их.
  5. Изучите BEM/SuitCSS, что больше понравится.
  6. Поймите синтаксис Stylus и Pug.
  7. Начните изучать документацию к Vue.js. Она предельно понятна и на русском языке. В процессе изучения вы узнаете множество смежных вещей — компонентная архитектура, сборка с помощью webpack, работа с API, SSR, flux, автотестирование.
  8. Пробегитесь по библиотеке lodash — она вам очень поможет при написании кода на JavaScript, для более лаконичного кода без велосипедов.
  9. Изучите автотестирование фронтенда. Это важный пункт, если вы сразу его освоите, облегчите себе дальнейшую жизнь. Не откладывайте его на потом. Рекомендую такие инструменты, как Jest и TestCafe. В Vue.js есть хороший инструментарий для автотестов из коробки.
  10. Создайте собственное приложение, используя полученные знания. Придумайте идею или возьмите ту, что у вас давно сидит в голове; не просто так вы ведь решили стать программистом! В дополнение изучите транслируемые в JavaScript языки — TypeScript, CoffeeScript.

Готово! Дальше только практика, вернее, она должна была начаться с первого пункта, а сейчас достигнуть своего апогея. Теперь вы мастер фронтенда! Хотя кто знает, может, к тому времени опять выйдет в свет какой-нибудь инструмент, который всё перевернёт во фронтенде, и придётся полностью менять свои понимания?

Глубоко в каждой теме не закапывайтесь, не старайтесь всё сразу запомнить. Главное — помнить, где и что посмотреть. Никогда не будет лишним повторить основы. Полезно общаться в комьюнити и желательно иметь живого, пусть даже удалённого, наставника, который поможет направить в случае застоя. Помните, что лучшее понимание приходит в процессе решения задач.

​Разработчик Front-end (m >ФронтендСредний (Middle)

Мы ищем уверенного в себе фронтенд разработчика middle уровня, готового присоединиться к команде разработки одного из наших проектов.

Вы «наш человек», если вы:

  • Считаете свою работу своим главным местом самореализации, успех команды и компании считаете своим успехом, а провалы — своими провалами.
  • Понимаете пользовательский взгляд на продукт, стараетесь вникнуть в пользу тех или иных фич для пользователя.
  • Всегда в курсе новинок в своей профессиональной отрасли и готовы рассказывать о них своим коллегам.
  • Разумно подходите к развитию кодовой базы проекта. Не любите писать сложный код, а любите упрощать. Стремитесь к порядку и улучшению.
  • Понимаете, когда привнесение новой библиотеки или нового подхода принесёт пользу, а когда потребует только лишних усилий.

Над чем придётся работать:

Фоксфорд — это онлайн-школа. У нас 2,5 миллиона пользователей — школьники, родители и даже учителя. Школьникам мы помогаем подтянуть знания, подготовиться к экзаменам и олимпиадам, ну и просто узнать что-то новое. Для родителей у нас есть отчёты об успеваемости детей и курсы о том, как быть классными родителями. А учителя у нас учатся лучше преподавать, развивать своих учеников и работать в своё удовольствие.

Что есть в наших проектах?

  • Все новые страницы разрабатываются на React и Redux.
  • На бэкенде порталов у нас Ruby on Rails.
  • Мы используем Flexbox, CSS Modules, ES2015, Webpack.
  • Дизайн-макеты разрабатываются в Sketch и передаются разработчикам в Figma.
  • У нас есть UI-kit компонентов, которые мы прорабатываем вместе с дизайнерами.
  • SCRUM с недельными спринтами и ежедневными 10-минутными обсуждениями текущих и будущих задач.

Что предстоит делать?

  • Верстать и программировать интерфейсы приложения.
  • Проводить рефакторинг и ревью кода.
  • Делиться своей экспертизой с командой, обсуждать технические решения и приходить к общему мнению.
  • Взаимодействовать со всей продуктовой командой – разработчиками, дизайнерами и менеджерами продукта.

Что мы предлагаем?

  • Кристально чистую, белую зарплату.
  • ДМС.
  • MacBook Pro / iMac или мощный Linux компьютер на выбор.
  • Кабинет, в котором сидят только разработчики (все разговоры строго по делу).
  • Если есть желание — можно часть времени поработать из дома.
  • Или формат полностью удаленной работы.
  • Бесплатное обучение на любых курсах Нетологии и Фоксфорда. Корпоративные курсы английского языка.
  • Возможность полностью изменить то, как выглядит образование в России и русскоязычных странах.

Коротко о нас

С 2009 года работаем в онлайн-образовании. У нас сотни тысяч зарегистрированных пользователей, две Премии Рунета, Премия Золотой сайт.

Мы — крупнейшая в Европе компания в сфере онлайн-образования. Стремимся покрывать все ниши и возраста, предлагая клиенту образование длиною в жизнь.

Работаем под брендами «Фоксфорд» и «Нетология».

Будем рады рассказать подробней о команде, технологиях, продукте и стратегии. Откликайтесь.

Frontend-разработчик (дистанционно)

Вакансия закрыта. Вы можете ознакомиться с другими вакансиями:

Приглашаем Front-end разработчика на интересные задачи в рамках международного интернет-магазина.

Обязанности:

  • верстка шаблонов согласно дизайн-макетам
  • разработка интерфейсов на ReactJS + Redux

Требования:

  • отличное знание HTML, CSS
  • знание особенностей адаптивной верстки под мобильные устройства
  • валидная верстка под W3C стандарт
  • знание JavaScript, ReactJS в связке с Redux
  • плюсом будут знания любого JS фреймворка, опыт работы с git

Условия:


  • удаленная работа (full-time)
  • возможности для карьерного и финансового роста
  • оплачиваемые корпоративы в Италии за результативность
  • оплачиваемый отпуск

Оклад — от 700 EUR (Gross)

Решение о сотрудничестве принимается на основе анкеты, тестового задания и удаленного (в чате) собеседования

Большая Деревня — Сайт о Самаре, в которой интересно жить

Раньше все мечтали стать космонавтами, а теперь — айтишниками. Поговорили с 25-летним тимлидом и фронтенд-разработчиком Степаном Федоровым из компании SimbirSoft о том, как вообще приходят в профессию и как в ней существуют: получили честный рассказ о кодинге со школы, ежемесячных вечеринках в офисе и свободном распорядке дня.

Кодинг в 7 классе и работа из дома

Сейчас мне 25 лет, но разработкой я занимаюсь с седьмого класса — тогда мы с другом сделали группу сайтов с бесплатным для скачивания контентом. Мы написали их на стандартных PHP, HTML и CSS. Учились по книжкам и на кружке информатики, а еще спрашивали советы у взрослых программистов, с которыми переписывались по аське. Отчасти ко всему этому меня подтолкнул мой брат, который работал учителем информатики.

Потом я поступил в ПГУТИ и уже с первого курса начал фрилансить: делал за других лабораторные работы и все такое. А на полный день вышел на третьем курсе, когда попал в одну небольшую самарскую фирму. Там я отработал три года, после чего компания закрыла фронтенд-отдел.

После этого я разместил резюме на «Хедхантере»: имея к тому моменту серьезный опыт, я мог выбирать из множества предложений — и выбрал SimbirSoft. Там мне предложили занятость из дома — и это стало решающим фактором: если раньше я ездил в офис к 8 утра из Южного города, то теперь мог вообще не выходить из квартиры. Еще меня порадовала полностью белая зарплата без задержек и крупные международные проекты.

Система менторства и чат поддержки

Собеседование проходило по скайпу. Мне задали несколько технических вопросов и прислали кусочек кода, который я должен был разобрать. Это было в пятницу, но уже в понедельник мне сообщили, что я подхожу. Мне отправили документы, я их заполнил и начал работать.

Для новичков у нас обязательно проводят велкам-тренинг: на нем объясняют, как работает компания и кто что делает. Кроме того, существует система менторства: за тобой закрепляют специалиста высокого уровня, который сопровождает тебя в течение испытательного срока — к нему можно обратиться с любой просьбой, и он поможет. Даже мне, человеку с большим опытом, приходилось иногда писать ему. Плюсом ко всему, есть чат разработчиков, где сидит больше сотни человек: задаешь какой-либо вопрос, и тебе трое позвонят, а пятеро — напишут.

Свободный график и карьерный рост

SimbirSoft — это международная компания, которая занимается разработкой проектов под заказ. Мы не имеем право раскрывать полный список клиентов, но, например, мобильный «ДелоБанк» для СКБ — это наших рук дело.

Работать из дома прикольно: просыпаешься, завтракаешь — и сразу включаешься в процесс, не тратя время на сборы и дорогу до офиса. Минусы тоже есть: спустя полгода я начал ездить на фудкорт, чтобы просто посмотреть на людей, потому что в квартире со временем дичаешь, особенно если живешь один. Порой мне было так интересно кодить, что я вообще не выходил на улицу по нескольку дней.

Вообще, идеальным для себя распорядком я считаю гибрид: до обеда работаешь дома, а потом едешь в офис. Надо сказать, у нас он очень удачно расположен в районе центрального автовокзала — удобно добираться из любой точки города. В плане графика нет никаких ограничений: если захочу, я могу несколько дней работать только из дома или сидеть в офисе с утра до вечера.

Сейчас я нахожусь на должности тимлида, у меня в подчинении сотрудники из Саранска и Астрахани. Взаимодействие между городами в SimbirSoft — это норма, мы постоянно решаем вопросы по скайпу и работаем с заказчиками издалека. Моя главная задача сейчас — чтобы релизы проекта выходили вовремя, были сделаны качественно и без багов. Верстать я стал меньше, но совсем от кодинга пока не ушел.

Мне нравится фронтенд, потому что интересно заниматься именно внешней частью сайта: не делать сложную внутреннюю логику, а придумывать, как будет нажиматься кнопка и какие впечатления получит пользователь. Да и к тому же это трендово — все только-только начинается.

Frontend-разработчик (дистанционно)

Вакансия закрыта. Вы можете ознакомиться с другими вакансиями:

Приглашаем Front-end разработчика на интересные задачи в рамках международного интернет-магазина.

Обязанности:

  • верстка шаблонов согласно дизайн-макетам
  • разработка интерфейсов на ReactJS + Redux

Требования:

  • отличное знание HTML, CSS
  • знание особенностей адаптивной верстки под мобильные устройства
  • валидная верстка под W3C стандарт
  • знание JavaScript, ReactJS в связке с Redux
  • плюсом будут знания любого JS фреймворка, опыт работы с git

Условия:

  • удаленная работа (full-time)
  • возможности для карьерного и финансового роста
  • оплачиваемые корпоративы в Италии за результативность
  • оплачиваемый отпуск

Оклад — от 700 EUR (Gross)

Решение о сотрудничестве принимается на основе анкеты, тестового задания и удаленного (в чате) собеседования

Хочу стать frontend разработчиком: базовые знания и план обучения

Итак, друзья, вы решили встать на путь программирования? Жму руку, это решение изменит вашу жизнь. Это всегда интересная и востребованная работа на стыке интеллекта и творчества, работа о том, как принести пользу людям, сделать мир чуточку лучше. Возможности реализации в ней бесконечны.

В программировании много разных областей: веб-разработка, мобильная, десктопные приложения, разработка ОС, драйверов для железа. Веб-разработка — одна из самых интересных и востребованных областей. К её плюсам можно отнести то, что ваш продукт лежит в Интернете, и чтобы его увидеть, достаточно набрать адрес в браузере любого устройства, не нужно ничего качать и устанавливать. К тому же, с помощью современных инструментов, зная веб, можно разрабатывать сразу и мобильные, и десктопные приложения. Веб состоит из frontend (то, что видит клиент в браузере) и backend (серверная часть, занимается хранением, обработкой и выдачей данных). Я предлагаю начать знакомство с вебом именно с фронтенда.

Да, кстати, меня зовут Роман Латкин, я почти 10 лет варюсь в веб-разработке. Когда я начинал, всё было одновременно просто и сложно. Просто, потому что для построения приложения много знать было не нужно: вот HTML, немного CSS, чуть-чуть JavaScript — и готово. Сложно, потому что разработка велась через боль. Сейчас множество этой боли вылечено с помощью громадной экосистемы инструментов, но она очень пугает новичков, они не знают, как подступиться к фронтенду, с какой стороны подойти. Мне повезло, я наблюдал развитие фронтенда почти с начала, и у меня в голове всё неплохо уложилось. И я хочу в помощь начинающим разработчикам передать это понимание. Надеюсь, после прочтения этой статьи, вы будете чётко знать, каким путём идти, куда копать и по какому плану развиваться.

Три составляющих фронтенда

Весь фронтенд состоит из трёх составляющих: HTML (содержание и разметка), JavaScript (логика) и CSS (внешний вид, позиционирование). HTML описывает содержание страницы и выглядит примерно так: . CSS описывает стили и выглядит вот так: table < background: #ccc; >. JavaScript — язык программирования, описывает логику приложения, а также обращается к элементам HTML, изменяя структуру и содержание страницы (пример кода: var count = 5; count = count + 5; console.log(count) // 10 ).

Helastel, удалённо, от 150 000 ₽

Если вам придётся как-нибудь вручную использовать эти средства, чтобы сделать более-менее сложный проект, то вам предстоит испытать много боли. К счастью, мир развивается, сложные вещи упрощаются, люди придумывают всё новые и новые инструменты и технологии, которые делают этот созидательный процесс более приятным и быстрым.

Любой процесс познания можно представить в виде буквы «Т», где горизонтальная линия — широкое понимание, вертикальная — глубокое. У идеального специалиста буква Т большая и красивая, равномерная. Если она вытянута в одну сторону, она некрасива, уродлива; такой специалист мало полезен в боевых делах. Он может либо глубоко разбираться в чём-то одном, но чуть шаг в сторону, и он непригоден; либо поверхностно разбираться во всём, но при этом ничего не уметь. В первую очередь необходимо максимально развить широкую составляющую, чем мы сейчас и займёмся — постараемся максимально широко охватить все аспекты фронтенда, не углубляясь. А потом вы займётесь углублением, которое останется вам на самостоятельную работу.

Чтобы хорошо представлять причины текущего положения вещей, нужно хотя бы чуть-чуть знать историю пути развития фронтенда, да и вообще веб-приложений в целом. Инструментов сейчас столько, что не только новичок, сам чёрт ногу сломит. Поэтому, чтобы в этом всём хорошо ориентироваться, начнём именно с истории, с короткой экскурсии, как всё начиналось, а затем плавно перейдём к современным подходам.

Первые сайты

Вначале люди писали на чистом HTML, рисовали внешний вид на чистом CSS, делали логику на чистом JavaScript. Типичное старомодное приложение — это когда серверная логика генерирует HTML (отвечая на запрос посетителя, сервер берёт данные из базы данных и вставляет их в HTML) и отдаёт его вместе со статическими файлами стилей и клиентской логики на JavaScript, которой в то время (около 10 лет назад) было немного. При совершении перехода на другую страницу весь этот процесс повторялся. То есть раньше как такового разделения на фронтенд и бэкенд не было, было одно цельное приложение, которое одновременно и работало с базой данных, и генерировало HTML.

jQuery

Писать на чистом JavaScript надоедало и появился хороший инструмент — jQuery, который с помощью удобного синтаксиса позволял обращаться к элементам страницы и выполнять с ними какие-то действия. Появлялись различные плагины, готовые решения, стало проще и интереснее.

Но приложения развивались, объём клиентской логики рос, и постепенно всё это превращалось в большую лапшу. Чтобы её распутать, нужна была какая-то форма, архитектура.

Умные Парни попробовали перенести на фронтенд архитектурный шаблон с серверной части — MVC (модель-представление-контроллер). Этот шаблон диктует правило, что есть модель, которая описывает данные. Например, модель пользователя, модель фильма, модель отзыва. Есть контроллер, который обрабатывает запросы, например «показать по такому-то адресу страницу со списком фильмов». И есть представление, которое отвечает за отображение данных в HTML, в которое контроллер передаёт готовые данные, полученные из базы данных/API.

Здесь началась история single page application, SPA — приложений, которые загружаются один раз, а затем при переходе по страницам обращаются к серверу за данными по API. Этот подход называется AJAX. Вместо того, чтобы генерировать HTML на стороне сервера, сервер отдаёт клиентскую логику приложения один раз. Переходя на другую страницу, например с главной страницы на страницу поиска отелей, приложение запрашивает с сервера данные в чистом виде (к примеру, информацию об отелях), без тегов HTML (как правило в формате JSON), и самостоятельно генерирует представление.

Шаблон MVC на фронтенде был хорош, прекрасно работал, но было излишне сложно. Angular, Backbone — представители этой вехи истории. Они, к слову, живут и сейчас, но я в них глубоко не разбирался.

Процессоры и сборщики

Приложения начали расти в размере, и тут пришло время рассказать о сборщиках, препроцессорах и пакетных менеджерах. Постараюсь вкратце по ним пробежаться, несмотря на то, что они заслуживают отдельной статьи.

В вебе важна скорость, поэтому нельзя просто так отдавать посетителю большие файлы, они будут идти по сети слишком долго. Поэтому все ресурсы сжимаются с помощью разных минификаторов. JavaScript чаще всего с помощью uglify (он удаляет пробелы, делает названия переменных короче и ещё много чего интересного). В CSS удаляются пробелы и могут ещё объединяться некоторые свойства. И всё это собирается в один или несколько файлов вместо 10-20, один файл скачать гораздо быстрее, и на сервер нагрузка меньше.


Что касается CSS, появлялись так называемые препроцессоры. Они расширяют синтаксис CSS, добавляют туда кучу разных возможностей — вложенные блоки, переменные, циклы. Даже просто отсутствие точек с запятой очень помогает и ускоряет написание кода?.

Препроцессор — это такая программа, которая запускается и компилирует этот сахарный синтаксис в чистый CSS. Использование препроцессоров позволяет избежать повторного использования кода, выстраивает архитектуру, и по сути превращает язык описания стилей в язык программирования. Изучите какой-либо инструмент, и вы поймете. Я для себя сейчас выбрал Stylus; есть ещё несколько, например — LESS, SASS.

Чуть позже придумали постпроцессоры. Они, в отличие от препроцессоров, обрабатывают уже готовый CSS, модифицируя его: например, добавляя дополнительные свойства к уже существующим, или изменяя названия классов, делая их уникальными, чтобы ничего не сломалось. Их чаще всего используют для поддержки кроссбраузерности, о которой мы ещё поговорим ниже. PostCSS — вот этот самый постпроцессор, он ещё обладает большой библиотекой плагинов, упрощающих жизнь.

JavaScript

Насчёт JavaScript: исторически так сложилось, что этот язык изначально был слишком простой и сейчас постоянно развивается, обрастая новыми инструментами. Основная его версия, которая работает во всех современных браузерах, называется ES5. В 2015-м году появился усовершенствованный стандарт JavaScript ES2015, или ES6, который даёт много новых инструментов упрощённого описания логики. Только он не работает в старых браузерах, поэтому используют препроцессор Babel для компиляции его в ES5. То есть код пишется с помощью современного синтаксиса ES6, а для работы в браузере сразу компилируется в ES5.

Есть ещё разные способы писать нормальный код, которые сводятся к тому же: код пишется на своём «особом» языке (как в случае с ES6), а потом транслируется в JavaScript. Вот некоторые из этих «особых» языков программирования:

  • TypeScript — он добавляет к JavaScript множество инструментов из серьёзного программирования — классы, интерфейсы, модули и др., а также упорядочивает типы переменных. Он больше для того, чтобы писать массивную логику, пользуясь приёмами строгой типизации, и подходит скорее для отдельных крупных логических модулей;
  • CoffeeScript — делает код намного более удобным, понятным, человечным;
  • и ещё много разных — Dart, Elm, я их глубоко не изучал.

Для упрощения написания HTML, чтобы не ломать пальцы о теги, стали использовать препроцессоры HTML. Они позволяют, например, вместо громоздкой конструкции Ссылка с кучей угловых скобочек писать просто a(href=»#») Ссылка , а потом компилировать это всё в HTML. Очень рекомендую сразу же освоить Pug, сокращающий объем написанного практически вдвое.

Чтобы удобно вставлять динамические данные в HTML, отделяя данные от разметки, придумали шаблонизаторы. Например, в разметке пишется

Менеджеры пакетов

Чтобы не изобретать велосипеды, разработчики давно научились делиться между собой готовыми участками кода, модулями. Во фронтенде для этого активно используется менеджер зависимостей npm. На npmjs.com можно найти огромное количество модулей, плагинов, библиотек на все случаи жизни. Прежде чем писать что-то своё, поищите там.

Позже появился усовершенствованный менеджер зависимостей Yarn, он делает всё быстрее и стабильнее, не буду сейчас углубляться, почему.

Менеджеры задач

Для того, чтобы централизованно управлять всем этим зоопарком, появлялись менеджеры задач. Они позволяют в одном месте описать все процессы и этапы сборки приложения. Это Grunt, Gulp, Webpack. Последний — наиболее подходящий для сборки веб-приложения. Он может взять на себя много забот, легко и просто компилировать все ресурсы, будь то скрипты, стили, разметка, картинки — в любом формате (Stylus, Less, Sass, ES6, TypeScript, jpg, png) из любых исходников — в единые бандлы, сборки файлов js, CSS, HTML, которые будут работать в браузере.

Компонентная архитектура

Итак, можно продолжить: сложное начали упрощать, и в ходе упрощения, большого упрощения, Умные Парни решили — всё есть компонент. Кнопка — это компонент, шапка — компонент, выбор города — компонент. Страница — тоже компонент. Компонент может содержать в себе другие компоненты. Получилось крайне просто: такая концепция, как оказалось, пришлась как родная к построению клиентских приложений.

Что такое компонент? Это самостоятельный и независимый участок разметки со своей логикой и стилями. У компонента есть свое текущее состояние. Открыто ли меню, активна ли вкладка, и т.п. Состояние всего приложения можно представить как дерево состояний различных компонентов.

Разметка HTML зависит от текущего состояния, изменилось состояние — изменилась разметка. Это реализуется с помощью технологии Virtual Dom — когда DOM (дерево HTML-элементов страницы) рассчитывается сначала виртуально и в конце расчёта отображается в реальном DOM, в разметке. За счёт этой идеи достигли более высокой производительности приложений, ведь одна из самых тяжёлых частей работы браузера — операции с DOM (работа с деревом объектов HTML).

Здесь важно ввести ещё одно понятие — реактивные приложения. Это, упрощённо говоря, когда вместо прямого изменения DOM/Virtual Dom при изменении данных, вводится объект состояния, модель данных, и на её изменения подписывается обработчик, который уже меняет DOM. То есть чтобы что-то поменять в представлении, HTML (например, таблица со списком пользователей), нам достаточно изменить свойство модели (добавить в массив нового пользователя), всё остальное произойдет само (пользователь появится в html-таблице). Вы, наверное, замечали, что некоторые сайты медленно работают, а другие молниеносны. Скорее всего, первый на jQuery и работает с реальным DOM, второй — на одном из реактивных инструментов, с которыми мы познакомимся далее.

React

Итак, эти концепции (Virtual Dom, компоненты, реактивность) улеглись в новом инструменте создания клиентских приложений от Facebook — React. На текущий момент он является одним из лидеров индустрии, наиболее часто используемым во фронтенде. Он обладает развитой экосистемой — можно найти огромное количество готовых компонентов и дополнений.

Управление состоянием

Но между компонентами нужно было наладить связь, им нужно общаться между собой. Нажали на кнопку — изменился цвет. Можно строить эту взаимосвязь напрямую, но это быстро может превратиться в кашу. Тут придумали шаблон централизованного управления состоянием, когда есть одно место, где хранится состояние всего приложения в текущий момент времени. Это, сильно упрощая, такой JavaScript-объект со свойствами. Это состояние изменяется с помощью вызова действий и мутаций, но не будем сейчас так углубляться. Паттерн называется Flux. Самая популярная имплементация управления состоянием для React — Redux.

React, хоть он и обрёл большую популярность и развитую экосистему, на практике оказался слишком голый, сложный, многословный. Для того, чтобы сделать простую форму, нужно много-много лишнего кода написать и кучу дополнений поставить. Для того, чтобы создать простое приложение, нужно ещё много чего установить, и вариантов для простых вещей очень много, легко можно потеряться — экосистема хоть и огромная, но в ней сложно ориентироваться; внешне одинаковые приложения могут быть совсем по-разному устроены внутри. А концепция JSX — переплетение кода и разметки, выглядит не столь удачно, сложно потом понимать, что же такое хотел сказать автор кода, сложно менять разметку.

Vue.js

Тут появился Vue.js — гибкий, эффективный и простой в освоении веб-фреймворк, который несёт в себе всё те же концепции, но они в нём выглядят гораздо удачнее. Он объединил в себе всё лучшее из Angular и React, более чётко ответил на вопрос «что есть что». Из коробки Vue содержит уже большое количество инструментов и возможностей, которые в несколько строк позволяют писать объёмную логику. Разработка значительно упростилась.

Vue принёс ещё несколько интересных концепций, как, например, однофайловые компоненты — файлы, которые содержат в себе сразу логику, разметку и стили, и они там не переплетаются, как в случае с React и JSX. Vue из коробки позволяет использовать любые препроцессоры, которые очень органично вписываются в однофайловые компоненты. И имеет множество готовых встроенных решений, даже свою имплементацию Flux. Vue обладает отличной документацией на русском языке, которая научит вас лучшей практике во фронтенде, от сборки приложения до автотестов.

Изоморфные приложения, SSR

В разговоре об одностраничных приложениях мы упустили одну важную деталь: когда поисковый робот обращается к одностраничному приложению, он ничего не видит — только пустую страницу с тегами body без контента. В старомодных приложениях сервер обратился бы к базе данных, сгенерировал представление и отдал бы готовый HTML с текстом страницы. В случае с одностраничным приложением сервер отдаёт пустую страницу, которая лишь после инициализации подтягивает данные и показывает представление, чего конечно же поисковый робот не сделает. Таким образом, использовать одностраничные приложения для сайтов, ориентированных на контент, SEO, недопустимо.

Это недопущение обходилось множеством хаков и костылей, пока не появилась концепция SSR — Server-Side Rendering. Умные Парни научили весь JavaScript, который работал в браузере, выполняться на сервере с помощью NodeJS (технология создания серверных приложений с помощью браузерного языка JavaScript). Это, конечно, ввело свои ограничения, но жить стало легче. Теперь можно было написать логику один раз на одном языке, и она сразу же работала и на сервере (при первом обращении посетителя/робота генерировался HTML с контентом страницы) и в браузере (последующие переходы посетителя). Это и называется изоморфное, универсальное приложение.

Схема простая: при первом заходе посетитель отправляет запрос на сервер NodeJS, который обращается к API-серверу, берёт данные в виде JSON и отрисовывает их в HTML, возвращая посетителю. Дальше уже приложение живёт в браузере, при последующих переходах по страницам оно напрямую обращается к API-серверу за данными и уже непосредственно в браузере отрисовывает представление.

В React имплементация этой схемы делается разными и сложными путями. В качестве готовых решений есть для этого, например, фреймворк Next.js. В документации Vue есть целый раздел, посвященный SSR. Там указан фреймворк Nuxt — Vue + SSR. С его помощью можно довольно легко писать такие универсальные приложения.

CSS-фреймворки, адаптивность

Теперь мы сменим тему на попроще и поговорим о вёрстке.

Исторически, чтобы создать сетку страницы, её каркас, в первые времена верстальщики использовали таблицы. Потом начали использовать блоки, или контейнеры, появилась контейнерная вёрстка. Положение блоков устанавливалось с помощью свойства позиционирования float: right/left .

В настоящее время всё упрощается, уже почти все браузеры поддерживают Flexbox и CSS Grid — современные удобные способы верстать сетку страницы. Их умелое сочетание позволяет в несколько свойств добиваться таких положений контейнеров, над которыми пришлось бы старыми методами изрядно попотеть, позволяя с лёгкостью выполнить практически любые дизайнерские изыски.

Адаптивность — это способность страницы выглядеть одинаково хорошо на всех устройствах, будь то ноутбук, планшет или мобильный телефон. Адаптивность достигается с помощью медиа-запросов — блоков условий в CSS, при каких разрешениях экрана какие CSS-свойства должны работать. Её можно также добиться с помощью умелого применения flexbox-контейнеров.

Все веб-приложения в основном типичны, состоят из строк, колонок, таблиц, кнопок и других UI-элементов. Чтобы не писать их каждый раз, в помощь сайтостроителям создавались CSS-фреймворки, где вся разметка уже продумана — достаточно применить нужный класс. Они содержат в себе множество готовых UI-элементов. Самый популярный — конечно же Bootstrap, сейчас уже 4-я версия. Есть ещё Bulma, тоже довольно хороший. И ещё множество менее популярных. Обычно в CSS-фреймворках адаптивность идёт из коробки, важно лишь правильно пользоваться предлагаемыми инструментами. CSS-фреймворки станут отличной основой практически в любом вашем веб-приложении и хорошим началом освоения навыков правильной вёрстки. Их стоит использовать, когда нужны типичные элементы пользовательского интерфейса, адаптивность, а это 99% кейсов в вебе.

Кроссбраузерность

Это слово означает способность сайта отображаться одинаково в разных браузерах. Как правило, CSS-фреймворки берут эту заботу на себя, но я вкратце расскажу, как это достигается. Для начала нужно обнулить все свойства стандартных элементов (разные браузеры отображают стандартные элементы — списки, таблицы и др. по-разному). В CSS-фреймворках для этого часто можно увидеть специальный файлик — reset.css. Следующее — исторически так сложилось, что браузеры развивались по-разному, и теперь некоторые CSS-свойства нужно прописывать специально для каждого браузера, используя префиксы — -webkit , -moz . Эту работу можно делать автоматически с помощью вышеупомянутого PostCSS и его autoprefixer.

Методологии

Чтобы вёрстка не превратилась в суп, ничего внезапно не ехало, всё было чётко и красиво — существуют специальные подходы, сборники правил о том, как называть тот или иной класс. Они очень вписываются в компонентную архитектуру, надо сказать, с них она и началась. Правило то же — всё есть компонент, или по-другому «блок». У блока есть свои элементы, мини-блоки, из которых и состоит блок. Изменяют отображение блока модификаторы, применяя к нему то или иное свойство. Изучите БЭМ от Яндекса или SUIT CSS, прежде чем начинать заниматься верстанием.

В путь!

Надеюсь, к концу статьи у вас уже сложилось более-менее полное и широкое понимание всех аспектов фронтенда. Теперь вам остаётся лишь его углублять, следуя шаг за шагом. Предложу вам план этих шагов, как стать профессиональным фронтендером:

  1. Изучите основы вёрстки — HTML, CSS. Хватит только основ — остальное наработается в процессе решения задач. Сразу для работы поставьте себе редактор VS Code. Отдельное внимание уделите навыкам работы с Flexbox и CSS grid.
  2. Изучите Bootstrap или bulma.io. Попробуйте создать каркас простого сайта с их помощью; изучите их исходники, они дадут вам хорошее понимание правильной архитектуры проекта. Примерно уже здесь, а лучше как можно раньше, пробуйте собирать какие-нибудь проектики, решать какие-нибудь задачки, нарабатывайте практику.
  3. Изучите JavaScript. Да, тут тоже хватит только основ. Пробегитесь по синтаксису ES6, чтобы примерно его понимать. Попробуйте разобрать, как реализованы те или иные UI-компоненты в вышеупомянутых CSS-фреймворках.
  4. Изучите основы Git. Это система контроля версий, и она уже на данном этапе хорошо вам послужит, позволит фиксировать поэтапно изменения в коде и хранить их.
  5. Изучите BEM/SuitCSS, что больше понравится.
  6. Поймите синтаксис Stylus и Pug.
  7. Начните изучать документацию к Vue.js. Она предельно понятна и на русском языке. В процессе изучения вы узнаете множество смежных вещей — компонентная архитектура, сборка с помощью webpack, работа с API, SSR, flux, автотестирование.
  8. Пробегитесь по библиотеке lodash — она вам очень поможет при написании кода на JavaScript, для более лаконичного кода без велосипедов.
  9. Изучите автотестирование фронтенда. Это важный пункт, если вы сразу его освоите, облегчите себе дальнейшую жизнь. Не откладывайте его на потом. Рекомендую такие инструменты, как Jest и TestCafe. В Vue.js есть хороший инструментарий для автотестов из коробки.
  10. Создайте собственное приложение, используя полученные знания. Придумайте идею или возьмите ту, что у вас давно сидит в голове; не просто так вы ведь решили стать программистом! В дополнение изучите транслируемые в JavaScript языки — TypeScript, CoffeeScript.

Готово! Дальше только практика, вернее, она должна была начаться с первого пункта, а сейчас достигнуть своего апогея. Теперь вы мастер фронтенда! Хотя кто знает, может, к тому времени опять выйдет в свет какой-нибудь инструмент, который всё перевернёт во фронтенде, и придётся полностью менять свои понимания?

Глубоко в каждой теме не закапывайтесь, не старайтесь всё сразу запомнить. Главное — помнить, где и что посмотреть. Никогда не будет лишним повторить основы. Полезно общаться в комьюнити и желательно иметь живого, пусть даже удалённого, наставника, который поможет направить в случае застоя. Помните, что лучшее понимание приходит в процессе решения задач.

Где можно поработать за опыт удаленно(front-end)? (вёрстка, веб-программирование, frontend)

Предисловие: Здравствуйте, месяц назад я начал изучать Web-разработку, уволился с предыдущего места работы, сделал себе финансовую подушку на 4 месяца + помощь родителей. На обучение я трачу 6-8ч в день, в данный момент неплохо освоил HTML и CSS, недавно принялся за изучение JS. Сверстал несколько статичных макетов, сейчас приступаю к адаптивной верстке с использованием методологии БЭМ и препроцессора Less(осваиваю в процессе). Сразу оговорюсь, что я живу в городе с населением в 20к, и здесь нету не одной конторы по Web-разработке, а с некоторых пор я переехал за город, в частный дом. До ближайшего города с вакансиями 2-3 часа езды(водительских прав у меня нету). После лета я собираюсь переехать в СПБ и хотелось бы к тому времени набраться опыта разработки.

О себе: 20 лет, горят глаза, есть цель.

Суть вопроса: Существует ли ресурс где, можно получить работу за опыт? Или где люди могут мне передавать часть своей работы, я буду её выполнять, отдавать на проверку и она в дальнейшем будет использоваться в реальном проекте, хотелось бы делать что-то, что будет использоваться людьми и приносить какую-то пользу, а так же получить опыт работы в команде. Я понимаю что удаленно работать в команде для новичка не самая лучшая затея, но на данный момент у меня нету выхода.

Так же хотелось хотелось бы получить совет по вектору обучения, в данный момент у меня он таков: HTML => CSS => JS => jQuery => 1 из серверных языков, для того, чтобы понимать что вообще происходит на той стороне(присматриваюсь к RoR) => .

Frontend — Где можно поработать за опыт удаленно(front-end)?

Предисловие: Здравствуйте, месяц назад я начал изучать Web-разработку, уволился с предыдущего места работы, сделал себе финансовую подушку на 4 месяца + помощь родителей. На обучение я трачу 6-8ч в день, в данный момент неплохо освоил HTML и CSS, недавно принялся за изучение JS. Сверстал несколько статичных макетов, сейчас приступаю к адаптивной верстке с использованием методологии БЭМ и препроцессора Less(осваиваю в процессе). Сразу оговорюсь, что я живу в городе с населением в 20к, и здесь нету не одной конторы по Web-разработке, а с некоторых пор я переехал за город, в частный дом. До ближайшего города с вакансиями 2-3 часа езды(водительских прав у меня нету). После лета я собираюсь переехать в СПБ и хотелось бы к тому времени набраться опыта разработки.

О себе: 20 лет, горят глаза, есть цель.

Суть вопроса: Существует ли ресурс где, можно получить работу за опыт? Или где люди могут мне передавать часть своей работы, я буду её выполнять, отдавать на проверку и она в дальнейшем будет использоваться в реальном проекте, хотелось бы делать что-то, что будет использоваться людьми и приносить какую-то пользу, а так же получить опыт работы в команде. Я понимаю что удаленно работать в команде для новичка не самая лучшая затея, но на данный момент у меня нету выхода.

Так же хотелось хотелось бы получить совет по вектору обучения, в данный момент у меня он таков: HTML => CSS => JS => jQuery => 1 из серверных языков, для того, чтобы понимать что вообще происходит на той стороне(присматриваюсь к RoR) => .

Цукерберг рекомендует:  Json - IOS developer вакансия
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все языки программирования для начинающих