C++ — Язык C++ в сфере IT


Содержание

IT Novella

C++ — компилируемый статически типизированный язык программирования общего назначения. Поддерживает разные парадигмы программирования, но, в сравнении с его предшественником — языком Си, — наибольшее внимание уделено поддержке объектно-ориентированного и обобщённого программирования.

В 1990-х годах язык стал одним из наиболее широко применяемых языков программирования общего назначения.

Рассмотрим достоинства и недостатки языка, чтобы понять, что делает его столь мощным и универсальным инструментом в руках программиста.

Но прежде всего, необходимо подчеркнуть, что оценивать достоинства и, в особенности, недостатки C++ необходимо в контексте тех принципов, на которых строился язык, и требований, которые к нему изначально предъявлялись.

Достоинства.

C++ — чрезвычайно мощный язык, содержащий средства создания эффективных программ практически любого назначения, от низкоуровневых утилит и драйверов до сложных программных комплексов самого различного назначения. В частности: поддерживаются различные стили и технологии программирования, включая традиционное директивное программирование, ООП, обобщённое программирование, метапрограммирование (шаблоны, макросы).

Предсказуемое выполнение программ является важным достоинством для построения систем реального времени. Весь код, неявно генерируемый компилятором для реализации языковых возможностей (например, при x нулевое значение, а потом интерпретирует его как значение условия в операторе if. Так как нуль соответствует логическому значению «ложь», блок операторов в условной конструкции не выполнится никогда. Ошибки такого рода трудно выявлять, но во многих современных компиляторах предлагается диагностика некоторых подобных конструкций.

Операции присваивания (=), инкрементации (++), декрементации (—) и другие возвращают значение. В сочетании с обилием операций это позволяет, хотя и не обязывает, создавать трудночитаемые выражения. Наличие этих операций в Си было вызвано желанием получить инструмент ручной оптимизации кода, но в настоящее время оптимизирующие компиляторы обычно генерируют оптимальный код и на традиционных выражениях. С другой стороны, один из основных принципов языков Си и C++ — позволять программисту писать в любом стиле, а не навязывать «хороший» стиль.

Макросы (#define) являются мощным, но опасным средством. Они сохранены в C++ несмотря на то, что необходимость в них, благодаря шаблонам и встроенным функциям, не так уж велика. В унаследованных стандартных Си-библиотеках много потенциально опасных макросов.

Некоторые преобразования типов неинтуитивны. В частности, операция над беззнаковым и знаковым числами выдаёт беззнаковый результат.

C++ позволяет пропускать break в ветви оператора switch с целью последовательного выполнения нескольких ветвей. Такой же подход принят в языке Java. Есть мнение, что это затрудняет понимание кода. Например, в языке C# необходимо всегда писать либо break, либо использовать goto case N для явного указания порядка выполнения.

Препроцессор, унаследованный от Си, очень примитивен. Это приводит с одной стороны к тому, что с его помощью нельзя (или тяжело) осуществлять некоторые задачи метапрограммирования, а с другой, вследствие своей примитивности, он часто приводит к ошибкам и требует много действий по обходу потенциальных проблем. Некоторые языки программирования (например, Scheme и Nemerle) имеют намного более мощные и более безопасные системы метапрограммирования (также называемые макросами, но мало напоминающие макросы Си/C++).

Плохая поддержка модульности (по сути, в классическом Си модульность на уровне языка отсутствует, её обеспечение переложено на компоновщик). Подключение интерфейса внешнего модуля через препроцессорную вставку заголовочного файла (#include) серьёзно замедляет компиляцию при подключении большого количества модулей (потому что результирующий файл, который обрабатывается компилятором, оказывается очень велик). Эта схема без изменений скопирована в C++. Для устранения этого недостатка, многие компиляторы реализуют механизм прекомпиляции заголовочных файлов (англ. Precompiled header).

К собственным недостаткам C++ можно отнести:

·Сложность и избыточность, из-за которых C++ трудно изучать, а построение компилятора сопряжено с большим количеством проблем. В частности:

Многие конструкции С++ позволяют делать то же самое, что и конструкции Си, также присутствующие в С++. Это иногда сбивает с толку новичков. Например, приведение типов при помощи dynamic_cast позволяет привести указатель или ссылку строго в пределах иерархии классов. Это делает код более надёжным, декларативным и позволяет находить приведения в пределах иерархии при помощи инструментов типа grep. Однако вследствие требования высокой степени совместимости с Си старое приведение типов всё ещё поддерживается.

o Иногда шаблоны приводят к порождению кода очень большого объёма. Для снижения размера машинного кода можно специальным образом подготавливать исходный код. Другим решением является стандартизованная ещё в 1998 году возможность экспорта шаблонов. Некоторые авторы считают, что её трудно реализовать и поэтому она доступна не во всех компиляторах. «Раздувание» машинного кода вследствие использования шаблонов часто преувеличивается, и современные компиляторы во многих случаях успешно устраняют это явление.

Метапрограммирование на основе шаблонов C++ сложно и при этом ограничено в возможностях. Оно состоит в реализации средствами шаблонов C++ интерпретатора примитивного функционального языка программирования, выполняющегося во время компиляции. Сама по себе данная возможность весьма привлекательна, но такой код весьма трудно воспринимать и отлаживать. Менее распространённые языки Lisp/Scheme, Nemerle имеют более мощные и одновременно более простые для восприятия подсистемы метапрограммирования. Кроме того, в языке D реализована сравнимая по мощности, но значительно более простая в применении подсистема шаблонного метапрограммирования.

Явная поддержка функционального программирования присутствует только в будущем стандарте c++0x. Данный пробел устраняется различными библиотеками (Loki, Boost), использующими средства метапрограммирования для расширения языка функциональными конструкциями (например, поддержкой лямбд/анонимных методов), но качество подобных решений значительно уступает качеству встроенных в функциональные языки решений. Такие возможности функциональных языков, как сопоставление с образцом, вообще крайне сложно эмулировать средствами метапрограммирования.

Некоторые считают недостатком языка C++ отсутствие встроенной системы сборки мусора. С другой стороны, средства C++ позволяют реализовать сборку мусора на уровне библиотеки. Противники сборки мусора полагают, что RAII является более достойной альтернативой. С++ позволяет пользователю самому выбирать стратегию управления ресурсами.

Замечание для программистов на С

Чем лучше программист знает С, тем труднее будет для него при программировании на С++ отойти от стиля программирования на С. Так он теряет потенциальные преимущества С++.

Но гораздо важнее стараться думать о программе как о множестве взаимосвязанных понятий, представляемых классами и объектами, чем представлять ее как сумму структур данных и функций, что-то делающих с этими данными.

преобразовании переменной к другому типу), определён в стандарте. Также строго определены места программы, в которых этот код выполняется. Это даёт возможность замерять или рассчитывать время реакции программы на внешнее событие.

Автоматический вызов деструкторов объектов при их уничтожении, причём в порядке, обратном вызову конструкторов. Это упрощает (достаточно объявить переменную) и делает более надёжным освобождение ресурсов (память, файлы, семафоры и т. п.), а также позволяет гарантированно выполнять переходы состояний программы, не обязательно связанные с освобождением ресурсов (например, запись в журнал).

Пользовательские функции-операторы позволяют кратко и ёмко записывать выражения над пользовательскими типами в естественной алгебраической форме.

Язык поддерживает понятия физической (const) и логической (mutable) константности. Это делает программу надёжнее, так как позволяет компилятору, например, диагностировать ошибочные попытки изменения значения переменной. Объявление константности даёт программисту, читающему текст программы дополнительное представление о правильном использовании классов и функций, а также может являться подсказкой для оптимизации. Перегрузка функций-членов по признаку константности позволяет определять изнутри объекта цели вызова метода (константный для чтения, неконстантный для изменения). Объявление mutable позволяет сохранять логическую константность при использовании кэшей и ленивых вычислений.

Используя шаблоны, возможно создавать обобщённые контейнеры и алгоритмы для разных типов данных, а также специализировать и вычислять на этапе компиляции.

Возможность имитации расширения языка для поддержки парадигм, которые не поддерживаются компиляторами напрямую. Например, библиотека Boost.Bind позволяет связывать аргументы функций.

Возможность создания встроенных предметно-ориентированных языков программирования. Такой подход использует, например библиотека Boost.Spirit, позволяющая задавать EBNF-грамматику парсеров прямо в коде C++.

Используя шаблоны и множественное наследование можно имитировать классы-примеси и комбинаторную параметризацию библиотек. Такой подход применён в библиотеке Loki, класс SmartPrt которой позволяет, управляя всего несколькими параметрами времени компиляции, сгенерировать около 300 видов «умных указателей» для управления ресурсами.

Кроссплатформенность: стандарт языка накладывает минимальные требования на ЭВМ для запуска скомпилированных программ. Для определения реальных свойств системы выполнения в стандартной библиотеке присутствуют соответствующие возможности (например, std::numeric_limits ). Доступны компиляторы для большого количества платформ, на языке C++ разрабатывают программы для самых различных платформ и систем.

Эффективность. Язык спроектирован так, чтобы дать программисту максимальный контроль над всеми аспектами структуры и порядка исполнения программы. Ни одна из языковых возможностей, приводящая к дополнительным накладным расходам, не является обязательной для использования — при необходимости язык позволяет обеспечить максимальную эффективность программы.

Имеется возможность работы на низком уровне с памятью, адресами.

Высокая совместимость с языком Си, позволяющая использовать весь существующий Си-код (код на Си может быть с минимальными переделками скомпилирован компилятором C++; библиотеки, написанные на Си, обычно могут быть вызваны из C++ непосредственно без каких-либо дополнительных затрат, в том числе и на уровне функций обратного вызова, позволяя библиотекам, написанным на Си, вызывать код, написанный на С++).

Недостатки.

Отчасти недостатки C++ унаследованы от языка-предка — Си, — и вызваны изначально заданным требованием возможно большей совместимости с Си. Это такие недостатки, как:

Синтаксис, провоцирующий ошибки:

Операция присваивания обозначается как =, а операция сравнения как ==. Их легко спутать, при этом операция присваивания возвращает значение, поэтому присваивание на месте выражения является синтаксически корректным, а в конструкциях цикла и ветвления появление числа на месте логического значения также допустимо, так что ошибочная конструкция оказывается синтаксически правильной.

С++ — язык общего назначения и задуман для того, чтобы настоящие программисты получили удовольствие от самого процесса программирования. За исключением второстепенных деталей он содержит язык С как подмножество. Язык С расширяется введением гибких и эффективных средств, предназначенных для построения новых типов. Программист структурирует свою задачу, определив новые типы, которые точно соответствуют понятиям предметной области задачи. Такой метод построения программы обычно называют абстракцией данных. Информация о типах содержится в некоторых объектах типов, определенных пользователем. С такими объектами можно работать надежно и просто даже в тех случаях, когда их тип нельзя установить на стадии трансляции. Программирование с использованием таких объектов обычно называют объектно-ориентированным. Если этот метод применяется правильно, то программы становятся короче и понятнее, а сопровождение их упрощается.

Ключевым понятием С++ является класс. Класс — это определяемый пользователем тип. Классы обеспечивают упрятывание данных, их инициализацию, неявное преобразование пользовательских типов, динамическое задание типов, контролируемое пользователем управление памятью и средства для перегрузки операций. В языке С++ концепции контроля типов и модульного построения программ реализованы более полно, чем в С. Кроме того, С++ содержит усовершенствования, прямо с классами не связанные: символические константы, функции-подстановки, стандартные значения параметров функций, перегрузка имен функций, операции управления свободной памятью и ссылочный тип. В С++ сохранены все возможности С эффективной работы с основными объектами, отражающими аппаратную «реальность» (разряды, байты, слова, адреса и т.д.). Это позволяет достаточно эффективно реализовывать пользовательские типы.

Объектно-ориентированное программирование — это метод программирования, способ написания «хороших» программ для множества задач. Если этот термин имеет какой-то смысл, то он должен подразумевать: такой язык программирования, который предоставляет хорошие возможности для объектно-ориентированного стиля программирования.

Нельзя сказать, что один язык лучше другого только потому, что в нем есть возможности, которые в другом отсутствуют. Часто бывает как раз наоборот. Здесь более важно не то, какими возможностями обладает язык, а то, насколько имеющиеся в нем возможности поддерживают избранный стиль программирования для определенного круга задач.

Язык С++ проектировался для поддержки абстракции данных и объектно-ориентированного программирования в добавление к традиционному стилю С. Впрочем, это не значит, что язык требует какого-то одного стиля программирования от всех пользователей.

Язык C++ явился мощным и стремительным рывком в развитии программирования. C++ и по сей день занимает господствующее положение среди языков программирования в мире. Огромное множество профессиональных программистов использует именно его при разработке разного рода проектов. Очевидно, этот язык будет сохранять свое положение ещё не один год, при этом по-прежнему развиваясь и совершенствуясь.

При написании данной статьи использовались книги:

1. «Бьерн Страуструп — «Язык программирования С++»

2.Павловская Т.А. — «C и C++. Программирование на языке высокого уровня».

Уроки C++

Уроки C++ с нуля / Урок #1 — Основы

Видеоурок

Полезные ссылки:

С++ берёт основу в языке Си, активно разрабатываемом ещё в 1969-1973 годах. За разработку отвечала компания Bell Labs во главе с главным разработчиком Dennis Ritchie. Через 10 лет программист из Дании Bjarne Stroustrup, в своё время являвшийся разработчиком Си, выпускает расширенную версию языка под названием С++. Вначале своего пути C++ являлся всего лишь расширением, неким дополнением к Си, которое расширяло возможности ООП. Сам Страуструп изначально рассматривал язык всего лишь как « Си с классами ».

Дата рождения C++ приходится на 1983 год. Хоть он и не являлся полноценным языком, а лишь ответвлением Си, но всё же имел ряд полезных функций. За счёт них программистам удавалось быстрее и проще разрабатывать приложения. С выходом C++ в мире появилось ряд, ныне общераспространённых, понятий:

  • Инициация классов с объектами в ООП;
  • Принцип наследования;
  • Выгрузка или удаление функций из памяти;
  • Виртуальная работа функциями;
  • Система исключений и многое другое.

Будет интересно: Си по сей день сохраняет популярность даже несмотря на развитие C++ и доминирующее положение последнего языка в сфере функциональности. Почему старый и менее развитый язык даже сегодня популярен? Всё просто – переносить программы на новый язык — довольно затратное и долгое дело. Часть компаний просто плывут по течению и продолжают поддерживать свои программы на Си.

В сети очень многие специалисты дают советы, что начать изучение С-подобных языков лучше с Си. Они говорят, что только так можно лучше понять суть С++. В реальности – это неправильное мнение. Если начать изучение с С++, в арсенале разработчика появятся знания о более новых и современных возможностях языка. Если когда-то появится необходимость перейти на Си, это не потребует много времени и сил. Даже сам факт необходимости перехода на довольно старый Си уже вызывает большие сомнения.

Более детально про язык вы можете почитать на этой странице .

В скорости после выпуска С++ язык начал завоёвывать различные сферы программирования. Постепенно в него внедряли всё новые функции, что всё больше отдаляло его от роли дополнения к Си. Годами позже его перестали рассматривать продолжением или расширением и пришло время полностью отделиться от Си, тогда-то язык и назвали С++. С тех пор путь языков разошёлся, они стали независимыми (насколько это возможно).

Сегодня С++ — это функциональный и мощный язык, который получил в наследство от Си массу ключевых возможностей по управлению памятью. По этой причине он активно применяется в системном программировании.

Несколько сфер использования:

  • Разработка операционных систем. Даже сама Windows преимущественно базируется на С++;
  • Создание драйверов;
  • Написание программ с нуля;
  • Разработка и поддержка антивирусных приложений и прочего.

С++ ушёл далеко за пределы исключительно системного программирования. Он может участвовать в создании приложений всех уровней, в которых стоит акцент на быстродействии и работе под высокими нагрузками. Применяется для формирования графических редакторов и прикладных приложений.

Цукерберг рекомендует:  Сколько ты стоишь SEO-оптимизатор

Весьма много игровых движков, предназначенных для визуализации огромного игрового мира, основываются на С++. За последние года всё больше мобильных приложений используют данный язык. Даже в сфере веба нашлось место этому языку. Всевозможные веб-приложения активно используют С++, не обязательно в качестве основы, может просто для реализации вспомогательных функций, но факт остаётся фактом. Если подытожить: сложнее найти сферы, в которых С++ не может применяться, чем там, где используется этот язык.

С++ относится к компилируемым языкам, то есть компилятор изменяет код C++, преображая его в машинный с помощью предустановленных инструкций. Все платформы отличаются некоторыми особенностями, из-за чего нельзя взять и перенести программу с одной на другую платформу. Точнее, перенести можно, но она там не запустится. При этом исходный код приложения преимущественно переносится. Единственное исключение – использование специфических возможностей конкретной ОС.

У С++ есть компиляторы и инструменты для работы с кодом на большинстве известных платформ. Это позволяет скомпилировать исходники под любую платформу.

С++ поддерживает написание программ в стиле ООП, чего не умеет Си. В этом случае приложение становится лишь набором классов, объектов, которые способны взаимодействовать с другими элементами кода. Это помогает в разработке крупных приложений.


Как поэтапно развивался С++?

Шаги развития С++:

  • 1979-1980 – С++ появился и позиционировался, как язык Си с дополнительными классами;
  • 1983 – язык начал называться, как все мы привыкли С++;
  • 1985 – релиз коммерческого варианта С++. В этот же год появилась первая бумажная книга « Языка программирования C++ », она включала описание функций, возможностей и правил использования языка;
  • 1989 – выпущена вторая версия языка с расширенными возможностями;
  • С 1990 до 2011 – медленное развитие и добавление функционала. Также стоит упомянуть, что в 1998 году впервые попытались стандартизировать язык. Тот стандарт впоследствии назвали ISO/IEC 14882:1998 , сегодня — С++98. В 2003 году появилась следующий вариант стандарта C++03;
  • 2011 – издание стандарта C++11, в нём появилось действительно много нововведений. Обновление обогатило язык обилием полезных возможностей;
  • 2014 – выпуск относительно малого добавления к предыдущей версии стандарта. Его прозвали C++14;
  • 2020 – последний крупный релиз языка.

Среды программирования, компиляторы

Для написания программы на C++ обязателен компилятор, который преображает изначальный код в подходящий к исполнению в файле. Сегодня компиляторов неисчислимое количество. Они различаются по массе параметров, в том числе по способу реализации стандартов. На этапе выбора компилятора лучше выбирать те, что постоянно поддерживаются и обновляются.

Для работы с C++ необходимо установить среду разработки. Вы можете установить любую удобную для вас среду или же вовсе воспользоваться онлайн компилятором . Среди самых популярных сред разработки можно отметить такие, как: Visual C++ , Xcode (только Мак), GCC , Intel C++ Compiler , Embarcadero (Borland) C++ Builder .

Дополнительные курсы

Также можете посмотреть дополнительные курсы по языку C++. На нашем сайте все курсы по языку С++ вы можете найти по этой ссылке .

suhorukov.com

Известно, что C++ старше и сложнее многих других языков программирования, однако это никак не сказывается на его популярности у разработчиков, потому что они видят у С++ плюсов гораздо больше, чем два. О том, чем конкретно занимаются С++-разработчики, и какие перспективы сегодня перед ними открыты, рассказывает рекрутер Кадрового агентства.

Как давно ты занимаешься рекрутингом? С какими направлениями имеешь дело?

Опыта в рекрутинге у меня примерно полтора года, а в Агентстве я работаю уже почти год. Сейчас, в основном, имею дело только с С++, а раньше работала с системным администрированием, тестированием и системным анализом.

Много вакансий уже удалось закрыть?

Порядка полутора десятков вакансий самого разного уровня: с множеством серьезных требований и запросами попроще. Конечно, в том числе и вакансии разработчиков на С++.

Скоро в IT-Академии начнется курс разработки на С++, думаю, будущим студентам будет интересно узнать, каким компаниям вообще требуются С++-разработчики.

В настоящий момент все компании, которые с нашей помощью ищут в свою команду С++-разработчиков, ориентированы на разработку своего собственного продукта, так, например это – встраиваемый софт для TV-приставок кабельных операторов, программно-аппаратные комплексы для тестирования винчестеров, автотренажеры, банковское ПО, различные игры и т. д.. Все сферы совершенно разные и каждая имеет свои специфические требования к специалисту.

А претенденты на вакансии “С++-разработчик” должны знать другие языки программирования, или знания С++ достаточно?

Есть, конечно, вакансии, которые предусматривают знание не только С++, но и других языков, например, С, PHP, JavaScript, Objective-С . Однако, в большинстве случаев, соискателю достаточно знания самого С++. Это не обязательно значит, что впоследствии другие языки ему не понадобятся: вполне возможно, работодатель предполагает дальнейшее развитие разработчика и его участие в других проектах. В любом случае, освоение нескольких языков всегда дает более широкое представление о программировании и делает самого специалиста более универсальным и готовым к реализации задач на самых разных уровнях, как системном, так и прикладном.

Расскажи о требованиях, которые обычно предъявляются к соискателям.

Требования к соискателям в этой сфере универсальными не назовешь, например, компании, которая создает определенный продукт, кандидат подойдет идеально, а компания, которая занимается совсем другим продуктом, этого же кандидата просто не станет рассматривать. Как я говорила выше, предметные области бывают очень разными, и каждая накладывает свои особые требования к навыкам. Но если попробовать обобщить, то можно сказать, что для всех важны фундаментальные знания, знание ООП, знание стандартных библиотек в С++ (зачастую ожидают опыт работы с STL, Boost).

Какова средняя зарплата С++-разработчика?

Зарплата разработчика уровня Junior составляет в среднем 30 000 – 45 000 рублей, Middle – 50 000 – 75 000, а Senior – от 80 000.

А как ты оцениваешь шансы выпускников курса С++ найти работу?

В области разработки на С++ вакансий для новичков сегодня очень много. Мне довольно редко приходится иметь дело с вакансиями Junior, потому что компании предпочитают общаться с ними напрямую. На данном этапе начинающий специалист еще только определился с выбором инструмента разработки и имеет не так много опыта его использования. Поэтому, я рекомендую собирать некое портфолио выполненных проектов, это могут программы выполненные исключительно в личных целях для тренировки навыков, задания в рамках ВУЗ’а или примеры решений наукоемких задач с помощью С++.

В точке начала своей карьеры в качестве С++ разработчика нужно продемонстрировать готовность к обучению, работе над ошибками, и, разумеется, интерес к делу.

У тебя есть напутствие для будущих студентов курса?

Полученные знания на курсах не будут полными без дополнительной практики и дальнейшего углубления в тонкости С++. Вы получите так называемые базовые знания, уже на основе которых нужно будет самостоятельно достраивать и расширять свои возможности применения С++.

Мечтаете создавать полезные и интересные продукты? Тогда записывайтесь на курс С++ для начинающих, которые скоро начнутся! Если у вас возникли вопросы, присылайте их на нашу почту academ@suhorukov.com или сразу звоните на бесплатный номер +7 (800) 500 15 56 .

Ждем вас в стенах нашей Академии!

Введение в C++

Язык программирования C++

Язык программирования С++ представляет высокоуровневый компилируемый язык программирования общего назначения со статической типизацией, который подходит для создания самых различных приложений. На сегодняшний день С++ является одним из самых популярных и распространенных языков.

Своими корнями он уходит в язык Си, который был разработан в 1969—1973 годах в компании Bell Labs программистом Деннисом Ритчи (Dennis Ritchie). В начале 1980-х годов датский программист Бьерн Страуструп (Bjarne Stroustrup), который в то время работал в компании Bell Labs, разработал С++ как расширение к языку Си. Фактически вначале C++ просто дополнял язык Си некоторыми возможностями объектно-ориентированного программирования. И поэтому сам Страуструп вначале называл его как «C with classes» («Си с классами»).

Впоследствии новый язык стал набирать популярность. В него были добавлены новые возможности, которые делали его не просто дополнением к Си, а совершенно новым языком программирования. В итоге «Си с классами» был переименован в С++. И с тех по оба языка стали развиваться независимо друг от друга.

С++ является мощным языком, унаследовав от Си богатые возможности по работе с памятью. Поэтому нередко С++ находит свое применение в системном программировании, в частности, при создании операционных систем, драйверов, различных утилит, антивирусов и т.д. К слову сказать, ОС Windows большей частью написана на С++. Но только системным программированием применение данного языка не ограничивается. С++ можно использовать в программах любого уровня, где важны скорость работы и производительность. Нередко он применяется для создания графических приложений, различных прикладных программ. Также особенно часто его используют для создания игр с богатой насыщенной визуализацией. Кроме того, в последнее время набирает ход мобильное направление, где С++ тоже нашел свое применение. И даже в веб-разработке также можно использовать С++ для создания веб-приложений или каких-то вспомогательных сервисов, которые обслуживают веб-приложения. В общем С++ — язык широкого пользования, на котором можно создавать практически любые виды программ.

С++ является компилируемым языком, а это значит, что компилятор транслирует исходный код на С++ в исполняемый файл, который содержит набор машинных инструкций. Но разные платформы имеют свои особенности, поэтому скомпилированные программы нельзя просто перенести с одной платформы на другую и там уже запустить. Однако на уровне исходного кода программы на С++ по большей степени обладают переносимостью, если не используются какие-то специфичные для текущей ос функции. А наличие компиляторов, библиотек и инструментов разработки почти под все распространенные платформы позволяет компилировать один и тот же исходный код на С++ в приложения под эти платформы.

В отличие от Си язык C++ позволяет писать приложения в объектно-ориентированном стиле, представляя программу как совокупность взаимодействующих между собой классов и объектов. Что упрощает создание крупных приложений.

Основные этапы развития

В 1979-80 годах Бьерн Страуструп разработал расширение к языку Си — «Си с классами». В 1983 язык был переименован в С++.

В 1985 году была выпущена первая коммерческая версия языка С++, а также первое издание книги «Языка программирования C++», которая представляла первое описание этого языка при отсутствии официального стандарта.

В 1989 была выпущена новая версия языка C++ 2.0, которая включала ряд новых возможностей. После этого язык развивался относительно медленно вплоть до 2011 года. Но при этом в 1998 году была предпринята первая попытка по стандартизации языка организацией ISO (International Organiztion for Standartization). Первый стандарт получил название ISO/IEC 14882:1998 или сокращенно С++98. В дальнейшем в 2003 была издана новая версия стандарта C++03.

В 2011 году был издан новый стандарт C++11, который содержал множество добавлений и обогащал язык С++ большим числом новых функциональных возможностей. После этого в 2014 году было выпущено небольшое добавление к стандарту, известное также как C++14. И еще один ключевой релиз языка намечен на 2020.

Компиляторы и среды разработки

Для разработки программ на С++ необходим компилятор — он транслирует исходный код на языке С++ в исполняемый файл, который затем можно запускать. Но в настоящий момент есть очень много различных компиляторов. Они могут отличаться по различным аспектам, в частности, по реализации стандартов. Базовый список компиляторов для С++ можно посмотреть в википедии. Рекомендуется для разработки выбирать те компиляторы, которые развиваются и реализуют все последние стандарты. Так, на протяжении всего руководства преимущественно будет использоваться свободно распространяемый компилятор g++ , разработанный в рамках проекта GNU.

Также для создания программ можно использовать интегрированные среды разработки IDE, такие как Visual Studio, Netbeans, Eclipse, Qt и т.д.

Области применения языка программирования С++

Главным образом язык C++ используется на уровне инфраструктуры для разработки систем с ресурсными ограничениями и систем с высоким уровнем надежности. Базовая область применения языка С++ — это системное программирование, являющиеся очень широкой сферой применения.

Практически все действия на компьютере, так или иначе затрагивают программы, написанные на С++. На этои языке созданы беспроводные интерфейсы на всех уровнях, браузеры, инетрпретаторы языка JavaScript, виртуальные машины Java, реализации языка C#, программное обеспечение для мобильных телефонов, фотокамер — это все написано на С++. Сложнее найти системные области, где не используется С++.

Язык С++ широко используется для создания игровых движков и библиотек к ним ( Unreal Engine, Frostbite, Source), так как позволяет с достаточно хорошей скоростью производить обработку данных.

Используется для создания высоконагруженных систем, таких как Apache.

Для создания ядра программы для приложений с кодом на более простом языке ( научные и узкоспециализированные программы).

С++ использовался для создания таких приложений, как:

  • — все главные приложения Adobe Systems;
  • — операционная система Apple OS X написана на нескольких языках, но несколько важных частей — на С++;
  • — поискоовой движок Гугл, браузер Chromium, файловая система Гугл и так далее;
  • — буквально все в Майкрософт создано с помощью последних версий Visual C++, это такие продукты, как Windows XP, Vista, 7, Windows NT, Windows 9x, Microsoft Office, Internet Explorer, Visual Studio, SQL;
  • — браузер Mozilla Firefox и почтовый клиент Thunderbird;
  • — сервер MySQL (около 250 тысяч строк С++) и MySQL Cluster;
  • — продукты Sun: The HotSpot Java Virtual Machine, компиляторы Sun, OpenOffice;
  • — программное обеспечение для самолетов F-16 и F-35;
  • — операционная система Symbian.

И множество других приложений и программ. Бьярн Страуструп говорит следующие о развитии языка и его области применения: «Я не думаю, что с выходом новой версии что-либо изменится с точки зрения применения С++, и не имеет смысла искусственно продвигать этот язык в другие области. C++0x создается не для того, чтобы прорваться в новые домены, а для того, чтобы усовершенствовать язык для его более эффективного использования в сфере инфраструктурных применений, где очень много работы и постоянно появляются новые задачи. Например, программное обеспечение, встроенное в гаджеты. Гаджеты становятся сегодня все более сложными, поэтому их управляющее ПО должно хорошо понимать особенности аппаратного обеспечения, чтобы иметь возможность реализовать задачи такого уровня сложности. А это как раз то, что заложено в дизайне C++. Этот язык прекрасно справляется с такими задачами и востребован именно для них, и в новой версии эти возможности совершенствуются.»

C vs C++: Полное сравнение языков программирования

Даже по сей день, несмотря на наличие множества простых для освоения языков программирования, многие традиционные образовательные учреждения до сих пор обучают таким языкам как C или C++ в качестве обязательных курсов. Конечно, это имеет свои недостатки (даже не затрагивая сам спор C vs C++), но многие опытные разработчики считают, что это самый оптимальный способ обучения программированию. Аргументом является то, что даже если эти языки сложнее, чем тот же Python или Java, они помогут новичкам сформировать прочный фундамент и предоставить более детальное понимание процессов программирования.

Но даже если популярность двух вышеупомянутых языков программирования очевидна, многие люди до сих пор не знают отличие С от С++. Что же, в этой статье мы проведём детальное сравнение C vs C++. Мы начнём с общего обзора программирования, а затем расскажем про каждый из языков в отдельности. После этого мы определим критерии для анализа, а уже затем проведём сравнение C vs C++.

Введение

Для некоторых программирование говорит само за себя, но не каждый уверен в том, что хочет начать его изучать. Зачем вообще стараться осваивать программирование, когда в мире есть другие, более простые и менее времязатратные специализации? Подобного рода мысли могут посеять сомнения у любого человека, особенно, если вы только начинаете свой путь в этой сфере. Перед тем как начать наше сравнение C vs C++, давайте поговорим о самых распространённых причинах, по которым люди начинают изучать программирование.

Для начала, востребованность специалистов. Ни для кого не секрет, что сфера информационных технологий в общем, предлагает множество вариантов для трудоустройства. Причины этого очень просты. С постоянным развитием индустрии технологий и появлением новых технологий почти каждый день, вроде разработки AI, науки о данных, программирование становится всё более популярным. Поэтому, благодаря этой популярности, увеличивается и спрос на надёжных и профессиональных специалистов в этой сфере. Хватит лишь беглого взгляда на рынок труда, чтобы понять, подобный тренд на специальности программирования будет держаться довольно долгое время.

Цукерберг рекомендует:  Динамическое создание миниатюр изображений с помощью PHP

Другим преимуществом программирования является зарплата. Конечно, различные языки программирования предоставляют разные возможности в плане заработной платы, но программирование в целом считается одной из самых прибыльных профессий в мире. Это правда, что обучение и получение опыта в сфере программирования требует много времени, но затраченное вами время явно стоит заработной платы, которую вы будете получать.

Если вы не хотите изучать программирование только из-за карьерных возможностей, то эти навыки могут стать отличным дополнением к вашей текущей работе. Во-первых, предлагаемая программированием гибкость не сравнима ни с чем – знания хитростей и сложностей кодинга откроет перед вам множество дверей – начиная от работы на фрилансе и заканчивая созданием ваших собственных проектов. Кроме того, обучение программированию поможет вам стать более дисциплинированным и терпеливым!

Итак, мы уже познакомились с преимуществами сферы программирования, настало время перейти к основной теме нашего руководства C vs C++. Однако перед этим, давайте расскажем о каждом языке в отдельности. Начнём с C.

C — это системный язык программирования общего назначения. Даже само определение говорит о том, что данный язык уникален и выделяется среди других популярных языков программирования. Каким образом? Просто являясь системным языком программирования. Это означает то, что C чаще всего используется для программирования системного обеспечения, например, программы самого компьютера. Другими словами, C используется для создания программ, которые затем используются для работы компьютера. Это в какой-то степени объясняет тот факт, что C считается одним из самых сложных языков программирования в мире.

C был создан и разработан в 1972 году компьютерным специалистом Деннисом Ритчи. С тех пор он стал самым культовым языком программирования. Как мы упомянули ранее в этом руководстве по C vs С++, многие люди до сих пор имеют мнение, что вне зависимости от контекста, C должен быть первым языком программирования для изучения. Эту идею в основном поддерживают ветераны индустрии – несмотря на то, что в данный момент трендом являются более простые для изучения и удобные языки программирования, эти люди считают, что при подобном подходе вы теряете все возможности развить ваше логическое мышление и упускаете саму суть программирования.

Если мы говорим про отличие С от С++, то для начала стоит отметить тот факт, что C++ является одним из ответвлений C. Это означает, что C можно назвать прародителем языка C++ и последний унаследовал от него основные особенности.

Итак, чтобы принять решение относительно нашего выбора между C или C++, давайте теперь поговорим про C++.

Также как и C, C++ — это язык программирования общего назначения. Он был создан в 1979 году (спустя 7 лет после создания C) Бьёрном Страуструпом, и в основном используется для создания сетей, игр и других компьютерных приложений.


Самым главным отличием C++ от C является то, что этот язык программирования (по большей части) является объектно-ориентированным, тогда как C является процедурным. Поскольку C в основном используется для разработки компьютерных систем, то это различие не является критичным, но если говорить об определённом типе разработки (например, разработке компьютерной программы), то C++ будет более применимым, нежели C. Позвольте мне объяснить почему.

Если язык программирования объектно-ориентирован (будь-то полностью или частично), он считается адаптируемым. Это означает, что язык быстр и эффективен, поэтому может считаться одним из лучших. В случае с C vs C++, C++ ориентирован на объекты и данные, нежели действия и логику (что сложилось исторически). Объектно-ориентированное программирование позволяет языку сфокусироваться на самом объекте, игнорируя менее важные детали в процессе.

Хотя в большинстве случаев, C++ очень похож на C. Они оба легки, имеют ручное управление памятью и могут использоваться для программирования практически всего.

Учитывая сказанное, теперь вы должны иметь некоторое представление о каждом из языков. Теперь давайте определим критерии для сравнения C vs C++.

Критерии Сравнения

При сравнении двух языков программирования (будь-то C vs C++ или любых других), есть несколько вещей, на которые нужно обратить внимание. В основном всё это сводится к вашим личным предпочтениям, но вам всё равно нужно иметь некоторую информацию для определения этих предпочтений, ведь так?

Чтобы определить какой язык лучше вам подходит C или C++, мы выбрали три ключевых аспекта, которые важны для любого языка программирования. Конечно, существует гораздо больше аспектов при выборе языка программирования, но мы достигнем объёма книги про Гарри Поттера, если попытаемся охватить их всех в этом руководстве.

Три основных фактора, которые мы выбрали, это скорость, популярность и возможная зарплата. Давайте кратко расскажем о каждом из них, перед тем как перейти непосредственно к сравнению C vs C++.

Скорость

Скорость несомненно является одним из самых важных аспектов языка программирования. Говорим ли мы о C++ или Python, скорость всегда должна быть на первом месте. И этому есть своя причина!

В последнее время было много споров относительно “скорости” языков программирования. Сейчас распространено мнение, что хороший язык программирования должен быть быстрым – как для экономии времени, так и для общей эффективности. С другой стороны, некоторые опытные программисты заявляют, что фактор скорости уже не так важен, как это было, скажем, 10 лет назад. На сегодняшний день современные процессы способны компенсировать недостатки медленных языков. Хотя статистика всё равно говорит иное – самые распространённые языки программирования (среди прочего) обладают очень быстрой скоростью.

Популярность

Да, это не связано с функциональностью языка напрямую, но это действительно важно с другой точки зрения. Для этого существует две основные причины.

Для начала, по крайнер мере, когда это касается сферы программирования, популярность является признаком качества. Если язык программирования популярен, то, скорее всего, он будет… что же, качественным. Так как сфера программирования постоянно развивается и изменяется, то у разработчиков нет времени и мотивации на постоянное преследование последних трендов. По этой причине, только по-настоящему полезные и эффективные языки программирования достигают вершин популярности.

Более того, если язык программирования популярен, то вы можете быть уверены — он обладает огромным сообществом программистов. Это означает возможность постоянного взаимодействия, нескончаемое количество полезной информации (если вы не хотите тратить время на традиционное обучение), различные сообщества и многое другое. Нет ничего более сложного и удручающего, чем изучение нового языка программирования без возможности найти о нём информацию в сети.

Заработная Плата

Мы уже затрагивали эту тему в начале руководства C vs C++, но различные языки программирования предлагают разные заработные платы. Само различие зависит от нескольких ключевых факторов – сложности языка, его полезности, популярности и насколько востребованным будет данный язык для вашей работы. И несмотря на то, что сфера программирования оплачивается очень хорошо, различие в размерах заработной платы (в зависимости от языка программирования) могут быть очень существенными.

C vs C++

На данный момент, у вас уже должен быть заложен определённый фундамент, чтобы мы смогли сравнить два этих невероятных языка программирования. Ранее в этом руководстве мы успели рассмотреть общий концепт программирования, нашли отличие C от C++, а также определили критерии сравнения.

Чтобы вам было проще, давайте уделим для каждого из критериев отдельный раздел, чтобы провести детальное сравнение C vs C++.

Какой Язык Быстрее?

В последнее время разгорелось множество дискуссий, относительно того, какой язык быстрее C или C++. Хотя чаще всего можно встретить мнение, что C лишь немного быстрее C++. Однако ситуация была совсем иной некоторое время назад – если бы вы задались этим же вопросом пять или десять лет назад, то несомненным победителем был бы C. С современными технологиями разница между этими двумя языками стала очень незначительной.

Какой Язык Популярнее?

Этот аспект очень субъективен и определить явного победителя в противостоянии C vs C++ не так то просто. Оба языка имеют огромную фанатскую базу, а количество информации, доступной в сети, просто невозможно сосчитать.

Какой Язык Предлагает Лучшую Заработную Плату?

По данным Payscale.com, средняя зарплата разработчика на C за год составляет $90,000 USD или $7500 USD в месяц. В противоположность этому годовая зарплата разработчика на C++ равна $95,000 USD или почти $7920 USD в месяц (но уже по данным Glassdoor.com).

Несмотря на то, что разница не очень ощутима, кажется, что разработчик на C++ может ожидать более высокую зарплату, чем свой визави. Это можно объяснить тем, что C++ более сложен в изучении и чаще всего используется в индустрии разработки игр. Хотя в общем оба показателя выглядят очень привлекательно!

Заключение

Какую сторону в противостоянии C VS C++ примите вы, целиком и полностью зависит от ваших предпочтений. Каждый из этих языков откроет перед вами массу возможностей – здесь всё сводится к вашим причинам начать изучать программирование.

Надеемся, что данная статья C VS C++ была для вас полезна. Удачи в изучении!

C++ и не только

Страницы

пятница, 24 января 2014 г.

История языка C++

История создания

1. является многоцелевым, лаконичным и относительно низкоуровневым языком;
2. подходит для решения большинства системных задач;
3. исполняется везде и на всём;
4. стыкуется со средой программирования UNIX.

Несмотря на ряд известных недостатков языка C, Страуструп пошёл на его использование в качестве основы, так как «в C есть свои проблемы, но их имел бы и разработанный с нуля язык, а проблемы C нам известны». Кроме того, это позволило быстро получить прототип компилятора (cfront), который лишь выполнял трансляцию добавленных синтаксических элементов в оригинальный язык C.

По мере разработки C++ в него были включены другие средства, которые перекрывали возможности конструкций C, в связи с чем неоднократно поднимался вопрос об отказе от совместимости языков путём удаления устаревших конструкций. Тем не менее, совместимость была сохранена из следующих соображений:

  • сохранение действующего кода, написанного изначально на C и прямо перенесённого в C++;
  • исключение необходимости переучивания программистов, ранее изучавших C (им требуется только изучить новые средства C++);
  • исключение путаницы между языками при их совместном использовании («если два языка используются совместно, их различия должны быть или минимальными, или настолько большими, чтобы языки было невозможно перепутать»).

Простое введение в C++. Часть 1. Классы

В этой статье мы рассмотрим простое и понятное введение в С++. Хотя C++ кажется сложным, но это происходит потому, что при его описании используют много туманных абстракций и лишних терминов.

Мы же рассмотрим C++ без всякой философии, с точки зрения программиста-практика.

1. Сравнение С и С++

Начнем с хорошей новости. Язык C++ — это клон языка C, в который были добавлены средства работы с классами. Поэтому, если вы знаете язык C, то вы уже на 90% знаете C++.
Первоначально C++ так и назывался «Си с классами», но потом решили дать более «си-шное» название, то есть добавили единичку к C. Поэтому нам нужно разобраться только с программированием в классах. Что мы сейчас и сделаем

2. Создание нового проекта

Запустите CodeBlocks, создайте новый проект и выберите шаблон «Console application».

Выберите C++ и нажмите Next.

Укажите папку и имя файла и нажмите Next.

Нажмите Finish. Вы получили минимальную программу на C++.

Нажмите F9 для компиляции и запуска программы.

3. Пример на С

Так как C++ — это клон C, то мы можем писать код, как обычно мы это делаем в языке C. Сделаем это, чтобы потом сравнить отличия. Напишем следующую программу:

В этой программе все просто. Есть две переменных x и y, и есть функция Sum, которая складывает два числа. Обозначение «cout 4. Главный секрет C++

А теперь мы напишем ту же самую программу, но уже с классами. И для этого нам нужно знать главный секрет C++.

Как видите, секрет достаточно прост. Запишем нашу программу но уже с помощью класса:

Итак, что мы сделали?

Мы создали класс Summa с помощью ключевого слова class. Но класс — это просто шаблон. Для использования класса нужно получить экземпляр класса. Это мы сделали в строке «Summa s;». После того, как эта строка выполнится, мы получим экземпляр класса, к которому же можно обращаться. При этом переменные класса называются свойства, а функции класса называются методы.

Обратите внимание, что функция Sum не требует указания параметров, потому она берет эти параметры из свойств класса.

Обращение к свойствам и методам производится с помощью точки. Например, «s.x» — означает, что мы обращаемся к свойству экземпляра s класса Summa.

Ключевое слово public означает, что свойства и методы класса доступны вне класса.

5. Наследование классов

И теперь познакомимся с ключевым понятием программирования в классах — наследованием.

Опять же сравним с чистым Си.

Допустим, что нам нужно не только суммировать числа, но и удвоить результат. В языке Си один вариантов это сделать — использовать вложенную функцию:

В этом примере функция Sum2 использует вызов функции Sum. Важный момент здесь в том, что те параметры, которые были переданы на вход функции Sum2 просто передаются на вход функции Sum. Такая сквозная передача параметров — это обычная практика C.

Но мы видели, что в классе мы параметры не использовали. Как же их передать? Для этого в C++ используется наследование.

В этом примере в строке «class Summa2 : public Summa» мы указываем, что класс Summa2 наследуется от класса Summa. Это позволяет обратиться к свойствам и методам наследуемого класса.

Там где в С используются вложенные функции, там в C++ используются вложенные классы.

На самом деле, из-за того, что класс объединяет данные и код, возникает масса проблем, поэтому с классами связаны еще многие ключевые слова. Но суть программирования в классах они не меняют, а только вносят сумбур в головы начинающих программистов.

И несколько слов надо сказать про рекламную чепуху вокруг C++. Обычно в книжках про C++ пишут о том, что программирование в классах позволяет не больше и не меньше как моделировать весь мир. Это весьма странное заявление. Любая программа — это код и данные. Их можно написать отдельно, можно объединить в общую структуру, но от этого принципиально ничего не меняется. Любая программа на С может быть переписана в классах, а любая программа в классах может быть переписана на С.


То есть C++ не дает программисту какого-то ключевого преимущества, именно поэтому язык C++, который позиционировался как замена C, так и не смог его заменить. Для интереса можно посмотреть TIOBE-рейтинг этих языков в сентябре 2020.

Похожие записи:

Комментарии 14

Уважаемый Константин!
Вы написали: «Класс – это объединение кода и данных».
А В ваших «классах» нет данных, там лишь публичные переменные, которые лишают Ваш код одной из главных фишек ООП — объект = чёрный ящик, нельзя ковыряться во внутренностях объекта.
https://jug.ru/2020/09/bugayenko-west/

>А В ваших “классах” нет данных
Переменные — это тоже данные. Добавьте массив — суть примера не изменится.
>там лишь публичные переменные
Добавьте приватную переменнную — суть примера не изменится.
>из главных фишек ООП объект = чёрный ящик, нельзя ковыряться во внутренностях объекта.
Это не фишка ООП, а обычная практика языка Си (да и других языков). Если программист — это автор объекта, то он может «ковыряться во внутренностях» сколько угодно. Если программист не автор объекта, а объект скрыт в модуле, то доступа к нему нет.

Уважаемый Константин!
Если Вы считаете, что «автор объекта, то он может “ковыряться во внутренностях” , то Вы лишили себя инкапсуляции. А лишили Вы себя, как и многие другие, потому что уже научились хорошо программировать процедурно. Без инкапсуляции в ООП вы как рычаг без точки опоры. https://inexsu.wordpress.com/2020/07/28/%D0%BE%D0%BE%D0%BF-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80/

До капсуляции дело еще не дошло. Это просто описание, что такое класс.

Все сиплюcплюcшники рекомендуют переменные делать недоступными, и по умолчанию так и есть, по умолчанию доступны методы, а вот в си уже изначально присутствует структура данных struct, не помню, может ли входить метод в структуру языка си, но в структуре си++ как раз наоборот, данные доступны по умолчанию и требуют объявления public а вот методы-функции не доступны по умолчанию, но у класса присутствует конструктор и деструктор, вот что важно, это метод, который есть и по умолчанию и он создаёт объект и может быть определён программистом, а вот у структур такого нету… Казалось бы структура и класс почти одно и тоже, но не совсем. Я бы вот хотел дополнить, что класс это всё таки не шаблон, строго говоря, а новый тип данных, или тип объекта, в котором присутствует «жизнь» не только как набор переменных и констант этаких «существительных», но и «глаголов» , то есть действий с данными. Деструктор тоже можно определить по-своему. А шаблонами в языках программирования называют записи для компиляторов с использованием инструкций для компилятора (макрокоманды), на стадии получения исполняемого или объектного кода, и ещё шаблоном можно бы назвать определение виртуальных функций…. Вообще-то есть у Си++ библиотека шаблонов, шаблонное программирование, там много новеньких понятий для программиста на фортране-79. В общем программирование с классами, это объектно-ориентированное программирование, в котором можно определить свои куски кодов, которые создаются и уничтожаются в программе по мере использования и даже если программист не знает текста а знает что делает объект некоего класса, на основе одного класса он может определить объект своего класса с помощью наследования и работать с ним, они наслаиваются и наслаиваются эти классы.

Цукерберг рекомендует:  Mysql - Hibernate Как добавить тригер в MySQL без последствий

>класс это всё таки не шаблон
В данной статье слово «шаблон» используется в общепринятом смысле, а не в смысле языка C++.
>программирование с классами, это объектно-ориентированное программирование
Нет. Объектно-ориентированное программирование — это стиль программирования, который можно использовать, а можно и не использовать при программировании с классами.

Автор застрял в светлом прошлом и явно не хочет смотреть в будущее,а примеры с наследованием особенно неудачные. Аналогия с генетикой и живыми объектами природы,когда каждый из них получал новые свойства и меры,которыми эти объекты используют,чтобы воплощать свои способности.
И ещё,эти два языка нельзя рассматривать по отдельности( C и C++) -они применяются вместе в одном проекте по мере необходимости.Так как по традиции все операционные системы написаны на чистом Си,то конечно он будет лидировать.
Но почему то до по явления C# в прикладом программировании был популярен Pascal Delphi.

>примеры с наследованием особенно неудачные.
Суть примеров — показать, как устроен язык C++.
Если не нравится, то приведите удачный пример наследования, только не абстрактные рассуждения, а конкретный код. Аналогии — это хорошо, но программисту платят не за аналогии, а за написание программ.
>они применяются вместе в одном проекте по мере необходимости.
При программировании в стиле ООП их совмещать нельзя. А так, конечно, при желании можно написать программу, хоть на десяти языках сразу.

«Аналогия с генетикой и живыми объектами природы,когда каждый из них получал новые свойства и меры,которыми эти объекты используют,чтобы воплощать свои способности.» — тут соглашусь. Пример приведенный автором напомнил мне школьный курс, начала 90-х. Хорошим примером использования ООП является примерны реального мира.
Но далее у меня уже серьезные разногласия возникают:
1) «И ещё,эти два языка нельзя рассматривать по отдельности( C и C++) -они применяются вместе в одном проекте по мере необходимости.» — это где вы такое видели? Ну точнее кончено могут быть программы написанные отдельно на C и отдельно на C++, в рамках одного проекта, но вместе код не может быть использован. Не встречал подобных IDE и компиляторов. Может быть конечно Eclipse или NetBean, последних версий, умеют осуществлять такую сборку…
2) «Так как по традиции все операционные системы написаны на чистом Си» — давайте будем честны, далеко не все. Раньше все ОС писали на ассемблере.

Введение в язык программирования C

C — это достаточно «древний» язык программирования, он сформировался в начале 70-х. Не смотря на это, C — живой язык в том смысле, что он активно применяется в настоящее время. Он был придуман, использовался и используется для написания существенных частей программного кода Unix-подобных операционных систем. Также на нем пишут утилиты, компиляторы и реже прикладные программы. Поэтому C называют системным языком программирования.

Его живучесть можно объяснить тем, что принципы работы операционных систем относительно универсальны, они не подвержены тому прогрессу и разнообразию, которые можно наблюдать в среде десктопного и мобильного ПО, Web-приложений. C не является языком достаточно высокого уровня, он ближе к архитектуре компьютера. В результате программы на C получаются компактными и быстрыми.

C не поддерживает объектно-ориентированного программирования. Поддержка ООП реализована в C++. Хотя последний возник на основе языка C, он не является его «продолжением», а представляет собой отдельный язык, который можно изучать, не зная C. Однако изучение C полезно перед знакомством с его «продвинутым младшим братом», т.к. синтаксис языков похож, C не перегружает мозг начинающего программиста сверхвозможностями и приучает к пониманию сути происходящего.

Подходит ли C для первого знакомства с программированием? Если вы не обучаетесь в вузе по специальности, связанной с IT, то нет. C предполагает понимание организации и принципов работы аппаратного обеспечения, в частности – памяти. Здесь многое делается с помощью указателей, они играют ключевую роль; эта тема достаточно сложная для понимания и обычно не изучается в школе.

Конечно, с помощью C можно изучать основы программирования и не изучать при этом указатели. Однако человек будет думать, что знает C, мало зная о нем по существу. Язык C был создан разбирающимися в устройстве «железа» профессиональными программистами для написания операционной системы UNIX. Его не задумывали как язык для обучения начинающих.

Среды и компиляторы для программирования на C

Если вы пользуетесь одним из дистрибутивов GNU/Linux, вам подойдет любой текстовый редактор с подсветкой синтаксиса, также понадобятся GCC и терминал.

Существуют редакторы для программистов, включающие различные дополнения, в том числе терминал, просмотр каталогов и др. Например, Geany или Atom.

C – компилируемый язык программирования. В GNU/Linux для получения исполняемых файлов используется GCC – набор компиляторов, включающий в том числе компилятор для C. Чтобы из исходного файла (обычно таким файлам дают расширение *.с) получить исполняемый, надо выполнить в терминале команду примерно следующего вида:

, где gcc — команда, запускающая программу, выполняющую компиляцию и иные действия; -o – ключ, сообщающий, что мы вручную указываем имя исполняемого файла; hello – имя получаемого исполняемого файла; hello.c – имя файла с исходным кодом. Имя исполняемого файла можно не указывать:

В этом случае исполняемый файл будет иметь имя по умолчанию a.out.

Для Windows существует свой набор компиляторов – MinGW. Его можно использовать самостоятельно, однако он входит в состав простой среды разработки Dev-C++, которая может оказаться хорошим выбором для обучения программированию на языках C и С++.

При сохранении выбирайте тип файла «C source files (*.c)». Компиляция и запуск программы выполняется при нажатии клавиши F9. После исполнения программа сразу закрывается и результат невозможно увидеть. Чтобы этого не происходило, прописывают две дополнительные строки: #include и getch(). (Возможно это не актуально для более новой версии Dev-C++.)

«Hello World» в GNU/Linux:

«Hello World» в Windows:

С другой стороны, существует большое количество кроссплатформенных сред разработки. Например, Eclipse + модуль CDT, KDevelop, CLion. Последняя платна, выпускается компанией JetBrains – лидером в разработке IDE, однако имеет 30-ти дневный триальный период, чего может быть достаточно для обучения. CLion удобнее других IDE.

«Hello World» на C

На примере простейшей программы сразу отметим некоторые особенности языка программирования C.

В языке C роль основной ветки программы берет на себя функция main(). Эта функция всегда должна присутствовать в законченной программе на языке C, и исполнение программы начинается именно с нее. Однако объявленные внутри нее переменные не являются глобальными, их область видимости простирается только на main(). Тем не менее в языке программирования C почти весь программный код заключается в функции, и функция main() является главной и обязательной.

По умолчанию функция main() возвращает тип данных int, поэтому можно не указывать тип возвращаемых данных. Однако компилятор в этом случае выносит предупреждение.

Функция printf() предназначена для вывода данных. Ее назначение аналогично процедуре write() языка Pascal и функции print() в Python. Функция printf() после вывода не выполняет переход на новую строку. Поэтому для перехода используется специальный символ, который обозначается комбинацией \n. Законченные выражения на языке C разделяются точкой с запятой.

В языке C функции ввода-вывода не являются частью языка. Например, в Python нам не надо импортировать никакой модуль, чтобы пользоваться функциями print() и input(). В C же мы не можем просто вызвать функцию printf(), т.к. в самом C ее просто нет. Эту функцию, а также ряд других, можно подключить с помощью заголовочного файла stdio.h. Именно для этого в начале программы прописана строка #include . Include с английского переводится как «включить», а stdio есть сокращение от «стандартный ввод-вывод (input-output)».

В заголовочных файлах (они оканчиваются на *.h) обычно содержаться объявления тех или иных функций. Объявление — это просто описание функции: какие параметры она принимает и что возвращает. Сам код функции (определение) находится не в заголовочном файле, а в библиотеках (других файлах), которые могут быть уже скомпилированы и расположены в системных каталогах. Перед компиляцией программы запускается препроцессор языка C. Помимо прочего он включает в начало файла программы содержимое указанных в ней заголовочных файлов.

Практическая работа

Закомментируйте 1 первую строчку кода программы HelloWorld. Попробуйте скомпилировать программу. Удалось ли получить исполняемый файл? Какое предупреждение выдал компилятор?

1 // — однострочный комментарий на языке C; /* … */ — многострочный комментарий на языке C.

Справочник по языку C++ C++ Language Reference

В этом справочном руководстве описывается язык программирования С++, реализованный в компиляторе Microsoft C++. This reference explains the C++ programming language as implemented in the Microsoft C++ compiler. Его организация основана на Справочном руководстве по C++ с заметками Маргарет Эллис (Margaret Ellis) и Бьёрна Страуструпа (Bjarne Stroustrup) и международном стандарте ANSI/ISO C++ (ISO/IEC FDIS 14882). The organization is based on The Annotated C++ Reference Manual by Margaret Ellis and Bjarne Stroustrup and on the ANSI/ISO C++ International Standard (ISO/IEC FDIS 14882). В него включены реализации компонентов языка С++, относящиеся только к корпорации Майкрософт. Microsoft-specific implementations of C++ language features are included.

Обзор приемов программирования современного C++ см. в разделе Возвращение к C++. For an overview of Modern C++ programming practices, see Welcome Back to C++.

Для быстрого поиска ключевого слова или оператора обращайтесь к следующим таблицам: See the following tables to quickly find a keyword or operator:

В этом разделе In This Section

Лексические соглашения Lexical Conventions
Основные лексические элементы программ на C++: токены, комментарии, операторы, ключевые слова, знаки пунктуации, литералы. Fundamental lexical elements of a C++ program: tokens, comments, operators, keywords, punctuators, literals. Кроме того, трансляция файлов, приоритет и ассоциативность операторов. Also, file translation, operator precedence/associativity.

Основные понятия Basic Concepts
Область, компоновка, запуск и завершение программы, классы хранения и типы. Scope, linkage, program startup and termination, storage classes, and types.

Стандартные преобразования Standard Conversions
Преобразования между встроенными, или «фундаментальными», типами. Type conversions between built-in, or «fundamental,» types. Кроме того, арифметические преобразования и преобразования между типами указателей, ссылочными типами и типами указателей на члены. Also, arithmetic conversions and conversions among pointer, reference, and pointer-to-member types.

Выражения Expressions
Типы выражений, семантика выражений, справочные разделы по операторам, приведению типов и операторам приведения, сведения о типах времени выполнения. Types of expressions, semantics of expressions, reference topics on operators, casting and casting operators, run-time type information.

Лямбда-выражения Lambda Expressions
Метод программирования, с помощью которого неявно определяется класс объекта функции и создается объект функции этого типа класса. A programming technique that implicitly defines a function object class and constructs a function object of that class type.

Операторы Statements
Операторы выражений, пустые операторы, составные операторы, операторы выбора, операторы итераций, операторы перехода и операторы объявления. Expression, null, compound, selection, iteration, jump, and declaration statements.

Объявления и определения Declarations and Definitions
Спецификаторы классов хранения, определения функций, инициализации, перечисления, объявления классов, структур и объединений, объявления typedef, Storage-class specifiers, function definitions, initializations, enumerations, class, struct, and union declarations, and typedef declarations. а также встраиваемые функции, ключевое слово const и пространства имен. Also, inline functions, const keyword, namespaces.

Классы, структуры и объединения Classes, Structures, and Unions
Вводные сведения о классах, структурах и объединениях, Introduction to classes, structures, and unions. а также функции-члены, специальные функции-члены, данные-члены, битовые поля, указатель this и вложенные классы. Also, member functions, special member functions, data members, bit fields, this pointer, nested classes.

Производные классы Derived Classes
Одиночное и множественное наследование, виртуальные функции, множественные базовые классы, абстрактные классы, правила области видимости, Single and multiple inheritance, virtual functions, multiple base classes, abstract classes, scope rules. а также ключевые слова __super и __interface. Also, the __super and __interface keywords.

Управление доступом к членам Member-Access Control
Управление доступом к членам класса: ключевые слова public, private и protected. Controlling access to class members: public, private, and protected keywords. Дружественные функции и классы. Friend functions and classes.

Перегрузка Overloading
Перегруженные операторы, правила перегрузки операторов. Overloaded operators, rules for operator overloading.

Обработка исключений Exception Handling
Обработка исключений в C++, структурированная обработка исключений (SEH), ключевые слова, используемые при написании операторов обработки исключений. C++ exception handling, structured exception handling (SEH), keywords used in writing exception handling statements.

Утверждение и задаваемые пользователем сообщения Assertion and User-Supplied Messages
Директива #error , ключевое слово static_assert, макрос assert . #error directive, the static_assert keyword, the assert macro.

Шаблоны Templates
Спецификации шаблонов, шаблоны функций, шаблоны классов, ключевое слово typename, шаблоны и макросы, шаблоны и смарт-указатели. Template specifications, function templates, class templates, typename keyword, templates vs. macros, templates and smart pointers.

Обработка событий Event Handling
Объявление событий и обработчиков событий. Declaring events and event handlers.

Модификаторы, относящиеся только к системам Майкрософт Microsoft-Specific Modifiers
Модификаторы, относящиеся только к Microsoft C++. Modifiers specific to Microsoft C++. Адресация памяти, соглашения о вызовах, функции с атрибутом naked, расширенные атрибуты классов хранения ( __declspec), __w64. Memory addressing, calling conventions, naked functions, extended storage-class attributes (__declspec), __w64.

Встроенный ассемблер Inline Assembler
Использование языка ассемблера и C++ в блоках __asm. Using assembly language and C++ in __asm blocks.

Поддержка COM компилятора Compiler COM Support
Справочник по характерным для систем Microsoft классам и глобальным функциям, используемым для поддержки типов модели COM. A reference to Microsoft-specific classes and global functions used to support COM types.

Расширения Майкрософт Microsoft Extensions
Расширения Майкрософт для C++. Microsoft extensions to C++.

Нестандартное поведение Nonstandard Behavior
Сведения о нестандартном поведении платформы Microsoft C++ компилятора. Information about nonstandard behavior of the Microsoft C++ compiler.

Возвращение к C++ Welcome Back to C++
Общие сведения о современных особенностях программирования на C++ и рекомендации по написанию безопасных, правильных и эффективных программ. An overview of modern C++ programming practices for writing safe, correct and efficient programs.

Расширения компонентов для платформ среды выполнения Component Extensions for Runtime Platforms
Справочный материал по использованию Microsoft C++ компилятору ориентированных на .NET. Reference material on using the Microsoft C++ compiler to target .NET.

Справочные сведения о сборке C/C++ C/C++ Building Reference
Параметры компилятора, параметры компоновщика и другие средства сборки. Compiler options, linker options, and other build tools.

Справочник по препроцессору в C/C++ C/C++ Preprocessor Reference
Справочный материал по прагма-директивам, директивам препроцессора, предопределенным макросам и препроцессору. Reference material on pragmas, preprocessor directives, predefined macros, and the preprocessor.

Справочные материалы по библиотекам Visual C++ Visual C++ Libraries
Список ссылок на начальные страницы справочников для различных библиотек Microsoft C++. A list of links to the reference start pages for the various Microsoft C++ libraries.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все языки программирования для начинающих