8 типичных ошибок дизайнера в общении с клиентом

Содержание

Как нормально общаться с дизайнером: 7 простых правил

Правильно ставим ТЗ и критикуем макеты без оскорблений.

Даже заказывая веб-дизайн у настоящего профи, можно не понять друг друга и получить не лучший результат. Почему так происходит?

Давайте сегодня разберём не ошибки дизайнера, а именно те случаи, когда заказчик делает что-то такое, что плохо влияет на мотивацию исполнителя.

Три типа взаимоотношений между заказчиком и дизайнером

«Клиент и шеф-повар»

Вы изучаете «меню» (портфолио), смотрите цены, делаете выбор и заказываете шефу понравившееся «блюдо». В такой ситуации вы полагаетесь на вкусы дизайнера, надеясь, что работу для вас он сделает не хуже, чем в портфолио.

Преимущество: вы не участвуете в работе, а просто платите и ожидаете своё «блюдо высокой кухни».

Недостаток: «шеф-повар» с вами и вашим бизнесом может быть не знаком. А значит, не учитывает вашей специфики. Поэтому результат может быть любой, как в игре в рулетку.

Примерно так выглядит лицо заказчика, который не участвовал в работе и получил блюдо не по вкусу

«Инструктор автошколы и ученик»

В этой ситуации всё наоборот. Вы — инструктор. Вы вроде и даёте порулить ученику, да только всё время указываете ему — что и когда нажимать. А иногда вообще руль можете перехватить и диктовать свои условия.

ТОП-100 лучших SEO-агентств России 2020

Кто лучше всех в России умеет продвигать сайты в поисковых системах – и к кому лучше обратиться за продвижением сайта своей компании?

Ответ – в свежем рейтинге SEO-компаний за 2020 год по версии RUWARD.

Преимущество: работа идёт с учётом ваших предпочтений и вы всегда в курсе движения по проекту.

Недостатки: вы мешаете дизайнеру заниматься делом. У вас свои задачи (управление бизнесом или другое), у него — свои.

«Деловые партнеры»

Идеальный вариант отношений, к которому нужно стремиться. Вы рассказываете дизайнеру о целях своего проекта и составляете техническое задание. Дизайнер выполняет наброски с учётом ваших пожеланий. Вы вместе их обсуждаете и на взаимовыгодных условиях приходите к успешному результату. Каждый занимается тем, что он знает лучше всего.

А теперь обещанные простые правила, которые помогут эффективно общаться с дизайнером

1. Грамотно составляйте техническое задание

Иногда слышим от заказчиков:

— «Ну, чтоб красиво, сделай!»,
— «Хочу, чтоб зацепило»,
— «Ну, ты рисуй, как видишь, а я потом скажу».

Дизайнер, к сожалению, не телепат и прочитать ваши мысли не может.

Ваше участие в работе — обязательное условие для хорошего результата. До начала работ объясните: какая цель вашего проекта, чего вы хотите добиться? Опишите это в техническом задании, приложите понравившиеся примеры.

Помните: всё, что не оговорено изначально, потом оплачивается дополнительно. Если вы сможете донести дизайнеру суть вашего бизнеса, переплачивать вам потом не придется.

2. Говорите о целях изменений, а не о способах

Представьте: в хирургическом отделении идет операция. И пациент на операционном столе начинает указывать доктору, где сделать надрез.

Именно так ваши подсказки оценивает дизайнер. Если нужно что-то изменить — сделайте акцент не на то, какой шрифт использовать, а что вы хотите получить в результате изменений. Например:

Неправильно: «Сделай это красным, а внизу фотку парня с улыбкой добавь».
Правильно: «Хочу, чтобы лендинг выглядел более позитивно и ярко».

Неправильно: «Сделай толщину этой линии на 3 пикселя толще».
Правильно: «Пожалуйста, сделай грани более явными»

Неправильно: «Тут делаем отступ 50 пикселей, внизу — 30, а по бокам — оставь».
Правильно: «Мне кажется, элементы нужно расположить подальше друг от друга».

Не лишайте дизайнера музы, не диктуйте своё видение, особенно на первых этапах проекта. Попиксельные изменения можно предлагать в финале. В начале нужно лишь наметить цели изменений. А как достичь этих целей и что для этого предпринять, пусть позаботится дизайнер.

3. Хотите что-то предложить — используйте форму вопроса

Иногда всё равно возникает ситуация, когда заказчику хочется поменять что-то конкретное в дизайне, и второе правило приходится нарушать. (Особенно это касается финальных стадий.) Как поступить?

Выразите пожелания в форме вопроса. Например:

Неправильно: «Сделай этот элемент красным».
Правильно: «Может сделаем этот элемент красным, как думаешь?».

Неправильно: «Меняй шрифт на вот такой!».
Правильно: «Может шрифт поменяем на другой? Вам не кажется, что этот слишком большой?».

Между вопросом и безапелляционным приказом — существенная разница.

Хотите, чтобы дизайнер думал вместе с вами? Задавайте вопросы.

4. Не нравится? Скажите об этом вовремя

Иногда встречаются заказчики, которые до финальной стадии говорят, что их всё устраивает в дизайне. Но потом вдруг оказывается, что кому-то из руководства (со стороны заказчика) не нравится сама идея, и приходится всё в корне менять.

Конечно, заказчик может изменить концепцию на любом этапе проекта. Но опять же: всё, что выходит за рамки технического задания, оплачивается дополнительно. Нужно вовремя просматривать наброски, комментировать варианты работ, говорить — что в них не так, и почему. Вы сэкономите деньги и время, если будете придерживаться этого правила.

5. Не можете объяснить — покажите наглядный пример

Найдите примеры работ, которые пришлись вам по вкусу и покажите исполнителю.

6. Не оскорбляйте работу дизайнера

Не оскорбляйте работы дизайнера. Особенно если собираетесь с ним дальше работать.

За время работы студии нам встречались заказчики, которые могли отозваться о работах: «Что это за хрень!?». К сожалению, такие комментарии напрочь убивают желание продуктивно работать

Если вам не нравится набросок или результат работы — конечно, нужно об этом говорить. Просто немного спокойнее:

— Этот вариант меня не устраивает, потому что.
— Я думаю, этот набросок не передает идею.

Цель любой критики — внести больше конструктива, улучшить, приблизить к идеалу.

7. Не придирайтесь к мелочам в самом начале

Когда вам показывают первые наброски, воздержитесь от комментирования деталей и исправления мелочей. Цель набросков — донести главную мысль, согласовать направление, в котором будет двигаться дизайнер.

Не смотрите на качество исполнения на этом этапе. «Почему такие отрывистые линии?», «А почему так нечётко?», «Что это? Как-то не симметрично!» — такие вопросы в самом начале отвлекают от главных мыслей о концепции проекта. Можно часами подправлять линии набросков и обсуждать пиксели, но это всё станет неважным, когда вы вдруг поймёте, что надо в корне менять идею.

(Прим.ред.: есть ещё восьмое правило, очень простое, но эффективное — выбирайте правильный цвет для ваших комментариев)

Подытожим

Залог успешного дизайна — хорошие партнёрские отношения с профессиональным дизайнером. Для этого нужно не так много:

  • качественно составить техническое задание;
  • дать дизайнеру делать своё дело;
  • говорить об изменениях вовремя;
  • показывать примеры, когда тяжело рассказать словами;
  • не оскорблять работы дизайнера (и его, конечно, тоже);
  • не приказывать, а предлагать свои идеи в вопросительной форме;
  • исправлять конкретные детали в самом конце.

И ещё один важный момент: хотя бы иногда хвалите дизайнера, когда вам нравится результат.

Комментарии заказчика и дизайнера

Дизайнеры часто не мыслят бизнес-задачами: это факт, с которым надо смириться и научиться с этим работать. И, как ни странно, ТЗ они не читают или делают это по диагонали. Недавний пример: заказывали баннеры для AdWords, было ТЗ, были примеры из другой сферы, которые проверены и работают.

В результате получили очень красивые баннеры, прям очень красивые картинки — но, скорее всего, они не сработают. Мы потратили деньги и время.

Самый простой вариант — сделать принтскрин интерфейса, в котором будет работать то, что вы заказываете. Если бы дизайнер видел не макеты, а как это будет выглядеть в интерфейсе, он бы сделал нормально.

(Прим.ред.: о дизайнерах, не понимающих бизнес-задач, можно также почитать в колонке «Как избавиться от привычки к быдлодизайну»)

Второй лайфхак, который нам помогал не один раз — это детально рассказать про ЦА и дать фото «среднестатистического» клиента. Как ни странно, это работает. Дизайнеры и фотографы имеют свои профдеформации, они хотят самовыразиться. Не давайте им такой возможности, сами выключайте вкусовщину и своё «Я бы сам не кликнул». Вы ведь пришли к ним для решения своих бизнес-задач?

Пообщайтесь с дизайнером с точки зрения простого человека, вашего клиента: нравится ли ему ваш продукт, что его вдохновляет, в чём он видит недостатки. Как бы ни парадоксально звучало, если дизайнер обсуждает с вами только дизайн, только визуальные приёмы и больше ему сказать нечего — это повод задуматься.

Разбивайте работу на этапы. Чем чаще вы будете обсуждать и корректировать с дизайнером промежуточные итоги — тем лучше для проекта.

Документируйте с дизайнером каждое значимое изменение в работе.

И, кстати, старайтесь делать это в одном канале: почте, трекере задач, расшаренном документе или мессенджере. Структурность и упорядоченность позволит взглянуть на проект с высоты (birdview) и понять, куда вы движетесь.

Не бойтесь «красть» идеи оформления и фишки у других успешных сервисов и показывать это дизайнеру как пример. Скорее всего, обкатанные приёмы сработают гораздо лучше, чем вымученная креативность и кажущаяся уникальность. Вам нужно решить бизнес-задачу, а не создать ещё один мёртворожденный арт-проект.

Вообще — чем больше референсов, скринов, аналогий с обоих сторон — тем легче вы найдете с дизайнером общий язык. Всё это — его родная стихия.

Коллеги, а что думаете вы?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.

Топ-5 ошибок менеджеров при общении с клиентами

Первый и, чаще всего, единственный специалист компании, с которым имеют дело клиенты интернет-магазина, – это менеджер, который отвечает на телефонные звонки.

Именно от его профессионализма зависит дальнейшее сотрудничество и хорошее впечатление от фирмы. Поэтому так важно, чтобы он правильно выстраивал общение с заказчиками. Пять самых распространенных ошибок могут помешать этому.

1. Стараться продать хоть что-то, не вникая в потребности клиента

Человек обратился – значит, без покупки он не должен уйти. Такое убеждение прочно сидит в головах многих продажников, поэтому они, едва выслушав собеседника, начинают уговаривать его приобрести и то изделие, и это, и еще с десяток полезных мелочей. В результате потенциальный заказчик раздражается и бросает трубку.

Вместо этого внимательно выслушайте покупателя и расскажите, что из ассортимента компании подходит для его потребностей. Если же нужный товар в каталоге отсутствует, подскажите, где его можно приобрести. Не бойтесь направлять людей за покупкой в другую фирму – большинство из них запомнят именно ваш интернет-магазин, как место, где им помогли. А значит, будут обращаться к вам опять и опять.

Доброжелательность и уравновешенность – главные качества менеджера

2. Утверждать то, в чем нет уверенности

Опять-таки из-за стремления продать хоть что-нибудь менеджеры могут подтверждать непроверенную информацию. «В наличии ли деревянные вешалки? – Да, хватит на любую партию». «Делаете ли этот стеллаж в красном цвете? – Конечно». В результате обнадеженный (и заплативший деньги!) клиент либо долго ждет свой заказ, либо разочаровывается в полученных изделиях. И в конце концов заносит компанию в черный список.

Избежать такой неприятности очень просто. Не уверены в наличии товара, в характеристиках оборудования или в возможностях производственного цеха? Объясните, что вы уточните интересующую клиента информацию и сообщите ему. И не настаивайте на немедленном платеже, а выставляйте счет-фактуру, как это делают в компании «Проект-ТО», – только после согласования всех деталей.

3. Не выполнять обещаний

Обещания перезвонить, отправить письмо или смс-сообщение легко срываются с уст менеджеров. Но если в обыденной жизни заверение «созвонимся, увидимся» зачастую всего лишь вежливая форма прощания, то в деловом общении это – взятое на себя обязательство. И его надо непременно выполнить, причем в разумные сроки. Для смс и звонков – это два часа, для письма – не более суток. Никто не будет ждать ответа неделями, ведь на рынке полно более расторопных игроков.

4. Не закреплять договоренности в письменном виде

Любые слова можно неправильно понять или не расслышать, особенно при разговоре по телефону. В результате покупатель вместо стоек получает столы, вместо белых шкафов – бежевые. И на дальнейшем сотрудничестве ставит крест.

Для предотвращения подобной ситуации дублируйте устные договоренности письменными сообщениями. Для этого общайтесь через e-mail или мессенджер. Даже самому занятому заказчику несложно будет написать «да, верно» в ответ на ваше письмо. И если в дальнейшем покупатель предъявит какие-то претензии, вы сможете доказать, что все делалось с его согласия.

Каждый заказчик хоть каким-то средством для связи, но пользуется

5. Оставлять проблему нерешенной из-за недостатка знаний или компетенции

Когда на складе будет нужный артикул, почему задерживается доставка, что делать с неправильно оформленным платежом… К менеджерам любого интернет-магазина клиенты обращаются с вопросами, не имеющими отношения к выбору товара и оформлению заказа. Отделываться формальными ответами или давать сведения «с потолка» – не выход, ведь у покупателя сложится впечатление, что им пренебрегают. Что делать? Узнайте информацию у сотрудника, в чьей компетенции решение подобных вопросов, или помогите заказчику напрямую связаться с таким специалистом.

Цукерберг рекомендует:  Иконки на тему Йога

Предотвращение этих ошибок потребует некоторых усилий от менеджеров, привыкших к определенным стереотипам. Но оно того стоит: эффективность работы возрастет в разы.

Ошибки клиентов: Как не нужно работать с дизайнером?

Как часто заказчик винит исполнителя в том, что результат не оправдал ожиданий? Первым делом клиент начинает грешить на дизайнера, даже не подумав, что настоящим виновником является он сам. Каким бы талантливым дизайнером не был исполнитель, если заказчик не в состоянии донести до него свои требования и уж тем более не может их четко сформулировать – положительного результата ждать не стоит.

Дизайнер и заказчик спорят, ругаются, давят друг на друга, а в итоге от этого страдает работа и ее качество. Мы написали не одну статью о том, как дизайнеру работать с клиентом и чего не стоит делать. Ну, а теперь хотелось бы указать на ошибки и самим заказчикам.

Итак, давайте поговорим о наиболее распространенных ошибках клиентов при работе с дизайнером.

Ошибка №1: Принятие итогового решения всем скопом

Ситуация: Клиент всегда хочет поделиться результатом работы со всем миром, чтобы ему помогли оценить, насколько хорошо выполнен проект. Работу дизайнера показывают старшему менеджеру, бухгалтерскому отделу, жене, любовнице, детям, собаке и так далее. Все высказывают свое мнение, дают «умные» советы и говорят, где необходимо «чуток подправить». Результат у такого поступка один – получается настоящий хаос из разных идей и мнений, напоминающий знаменитую басню про лебедя, рака и щуку. Работа страдает – дизайнер нервничает.

Решение: У любого проекта, будь то простой логотип или многостраничный сайт, должен быть только один ответственный, который будет самостоятельно принимать все решения касательно работы дизайнера. Этот человек должен понимать аудиторию компании и осознавать, что результат должен понравиться ей, а не жене или генеральному директору.

Шутка в тему: Сообщение клиента дизайнеру: «Моя жена не любит синий цвет. Секретарша, кстати, тоже. Измените его на какой-нибудь ещё».

Ошибка №2: Копирование чужих решений и идей

Ситуация: Наверное, каждый второй дизайнер хоть раз да попадал на клиента, который тыкал в определенный сайт с истеричным воплем «я хочу такой же». Увы, как бы вы это не называли, но это так и останется плагиатом. Кроме того столь неосмысленное копирование может нанести значительный ущерб вашему сайту.

Решение: Даже если вы в безумном восторге от сайта своих конкурентов или еще кого, это вовсе не повод делать себе такой же, просто изменив немного цвет. Во-первых, дизайн может совсем не подходить под стиль вашей компании. Лучшим вариантом станет подборка из нескольких примеров, на которых вы покажете дизайнеру, чего бы вам хотелось получить в результате, а дизайнер уже сам что-то придумает, вдохновившись этими примерами.

Шутка в тему: Покупатель: Наш бюджет $400, но нам не нужно ничего сложного. Вы пользовались программой Аутлук?

Дизайнер: Да, конечно!

Покупатель: Вот нам нужен сайт с таким же функционалом, плюс несколько доработок.

Ошибка №3: Неопределенность желаний и требований

Ситуация: Ох, уж эти фразы клиентов, вроде «Поиграйте шрифтами». Заказчики обращаются с проектом к дизайнеру, еще даже сами не понимая, что именно они хотят получить в итоге, но при этом, если результат им не нравится (а в таких ситуациях он часто не нравится), то винят в этом только исполнителя, который не может правильно понять, чего от него хотят.

Решение: Если заказчик ждет от дизайнера качественный и хороший результат, то он обязан предоставить для этого все необходимое – грамотно заполненный бриф и четкое ТЗ, в котором указаны все требования и примеры того, что нравится. Без этого дизайнер никогда не сможет добиться нужного результата, ведь он не Гарри Поттер, чтоб читать ваши мысли. Чем яснее вы сможете объяснить исполнителю, что вам нужно, тем быстрее он предоставит качественное решение.

Шутка в тему: Заказчик из-за спины первого дизайнера: — Поиграйте пожалуйста шрифтами!

Первый дизайнер, громко, чтобы слышал второй дизайнер: — Ариал!

Второй дизайнер: — Ага, мне на «Л»… э… Леттер готтик!

Первый дизайнер: — Каслон! Тебе на «Н»!

Второй дизайнер: — Нью баскервиль!

Первый дизайнер: — Лазурский!

Второй дизайнер: — Ижица!

Первый дизайнер: — Снова на «А»… Академия!

Второй дизайнер: — Янус!

Заказчик (тихо): — Спасибо, спасибо! Оставим шрифт как есть.

Ошибка №4: Горящие сроки

Ситуация: Согласна, что клиенту довольно трудно доверить свой проект первому попавшемуся дизайнеру, но в поисках настоящего профессионала, клиенты порой забывают о сроках. Итог: время поджимает, проект нужно срочно сдать и заказчик требует от исполнителя совершить невозможное – сдать проект до полудня следующего дня, когда на часах уже давно за полночь.

Решение: Для выполнения любой работы требуется время, а для того, чтобы она получилась качественной — требуется много времени. Клиент должен предусматривать любую мелочь и продумывать каждый момент, чтобы не получалось ситуаций вроде написанной выше.

Шутка в тему: Клиент: Мне нужен один дизайн в 16.00 и второй в 18.00!

Дизайнер: Но сейчас 15.45!

Клиент: Я отправила письмо в 14.30. Вы опять нас подвели!

Ошибка №5: Отсутствие брифа

Ситуация: Как ни странно, но попадаются клиенты, считающие, что заполнение «каких-то там» брифов – это бесполезная трата времени, ведь можно все объяснить словами по скайпу за 5 минут. Как и в случае с неопределенностью, если вы не предоставите дизайнеру ТЗ, а просто расскажите в двух словах, что хотите получить – ждите самых неожиданных решений. При этом не факт, что такая неожиданность придется вам по душе.

Решение: Неважно крупный или маленький проект – ТЗ всегда должно быть. Лучше потратить лишние 20-30 минут, отвечая на вопросы брифа, чем потом тратить дни на правки и изменения. К тому же не стоит забывать, что так вы потратите уже время фрилансера, а оно в свою очередь стоит денег.

Шутка в тему: Клиент: Я не знаю, чего хочу. Давайте с вашим дизайнером попробуем разные варианты!

Менеджер: Работа с дизайнером стоит 1500 рублей в час.

Клиент: Да вы обалдели! Проститутки дешевле стоят!

Менеджер: Вот с проститутками разные варианты и попробуйте!

От автора

Чтобы у работы был хороший результат, к этому должны приложить усилия оба – клиент и дизайнер. Не стоит ждать чудес, потому что дизайнер – не волшебник. Он исполнитель! Исполнитель ваших желаний и прихотей. И если вы хотите, чтобы ваши желания были исполнены в точности, то научитесь для начала правильно и хорошо их описывать!

Пять фатальных ошибок дизайнера, или Как нельзя общаться с клиентом?

В прошлой статье мы касались темы плохих заказчиков, с которыми лучше не сотрудничать. Теперь настала пора поговорить о фатальных ошибках в общении с клиентами, которые делают ужасными партнерами вас самих:

Обидчивость

Да, вести переговоры иногда — ой, как нелегко! Не все будут выбирать выражения, чтобы не ранить вашу тонкую душевную натуру. Заказчики могут доводить вас до белого каления своими правками или критическими замечаниями. Но, как бы то ни было, всегда помните: вы на работе, и должны вести себя соответствующе. Если клиент недоволен, приложите все усилия, чтобы достичь с ним взаимопонимания.

Уточните еще раз, каким он хочет видеть свое детище. Если вы уверены в том, что он не прав, попытайтесь аргументированно переубедить, приведите примеры успешных проектов, где предложенное вами решение отлично работает. Не удается найти общий язык? Клиент скандалит и требует, чтоб ему влепили баннер партнеров во всю шапку сайта, а также разместили фотографии всей его продукции в ряд? Тогда смело прощайтесь — вы сделали все, что могли, пусть человек ищет другого исполнителя, который не побрезгует сделать плохую работу в ущерб своему профессионализму.

Перекладывание ответственности на клиентов

Не заставляйте их слишком много думать. Ведь они платят вам, чтобы вы думали за них. Не давайте клиенту выбирать сверх меры, потому что он запутается в множестве вариантов, и ему будет сложнее принять решение.

Скажем, вы разрабатываете логотип. Наверняка в процессе нарисовали с десяток версий, но среди них есть лишь три работы, которые вам нравятся, две нейтральных и еще пять — безликих и неудавшихся. Отправьте клиенту только лучшие. Не отсылайте бесполезные и, тем более — плохие. Вы же не хотите, чтобы он, посовещавшись с коллегами и тестем, внезапно выбрал именно то недоразумение, что вы стыдливо шлепнули в подборку для количества?

Молчание

Это, пожалуй, самый злостный грех дизайнера. Общайтесь с клиентами! Держите их в курсе событий. Что-то не поняли? Уточните, чтобы потом не пришлось переделывать. Заказчик не сочтет вас дураком из-за дополнительных вопросов. Напротив, ему польстит ваша внимательность к проекту.

Если по какой-то причине срываете сроки, не ждите, пока человек спросит, почему до сих пор не готово — предупредите его заранее, скажите, что вам понадобится еще время на работу. И, уж тем более, не игнорируйте его, если все же он вам такой вопрос задал. Ответьте честно.

Игнорирование критики

Если клиент увидел в вашем логотипе попу слона, это еще не значит, что так и есть. У каждого свои тараканы в голове. Может быть, он и в пятнах Роршаха ее видит. Здесь могло иметь место банальное несовпадение вкусов.

Но схожие замечания от разных людей — уже серьезный повод задуматься над тем, что вы делаете не так. Учитывайте замечания со стороны — они помогут вам избежать одних и тех же ошибок в будущем.

Равнодушие к проекту, отсутствие инициатив

Плох тот дизайнер, который бездумно делает строго то, о чем его попросил заказчик, и не предлагает лучших решений. У вас богатый опыт — воспользуйтесь им! Относитесь к каждому проекту как к своему личному. Предлагайте прогрессивные и успешные методы, делитесь идеями. Подкрепляйте свои аргументы статистикой и наглядными примерами.

Не бойтесь потратить на это время. Проявленная однажды инициатива может принести вам новые выгодные проекты от благодарного клиента.

Как правильно построить отношения с клиентом

Залогом успеха любого дизайн-проекта служит доверие и понимание между клиентом и исполнителем. Качественный результат зависит от того, как быстро эти двое смогут договориться, и поскольку заказчики – взрослые, сформировавшиеся личности со своей картиной мира, ответственность за выстраивание взаимоотношений лежит на дизайнере.

Клиент, ты кто, и с чем тебя едят?

Даже не приобретая специальное образование, рано или поздно для достижения максимальной эффективности дизайнеру приходится стать хорошим психологом. Дипломатичность, толерантность и терпимость – три кита, на которых держится общение с клиентами. Это базовые качества, необходимые дизайнеру для комфортных взаимоотношений с любым заказчиком. А дальше действуем по ситуации! Распознаем тип личности клиента, прощупываем реакции, применяем разные стратегии поведения и, наконец, добиваемся игры по нашим правилам. С кем-то лучше выдерживать официальность, кого-то вдохновлять и зажигать идеями, с третьим подружиться, другому кланяться, с пятым пофлиртовать, с кем-то шутить, на кого-то надавить, этого убеждать, а последнего успокаивать и ободрять

Знай себе цену

Первое и основополагающее для успешной работы дизайнера – определить свои границы и четко обозначить их клиенту. В начале профессионального пути, в борьбе за каждого заказчика, поддавшись «легкой» неуверенности в себе, есть соблазн занять пассивную, исполнительную позицию и смотреть на клиента снизу вверх, выполняя любую прихоть и соглашаясь на каждый каприз. Дизайнер должен знать себе цену и после каждой встречи с клиентом чувствовать воодушевление. В противном случае это означает, что он «продешевил», прогнулся, где не надо, или уступил вопреки профессиональному мнению. И какой тогда проект родится у обескураженного дизайнера?

Трудные заказчики или «всегда ли клиент прав?»

Существуют очень трудные клиенты, с которыми крайне сложно, а иногда и просто невозможно наладить контакт. Например, «кто в лес, кто по дрова» » — пары, которые не могут между собой договориться. В такой ситуации один из них может занять позицию «за» дизайнера, а второй — отрицать все дизайнерские идеи и бескомпромиссно зарубать любое предложение, не подкрепляя мнение аргументами. Подобные ситуации нередки, и единственный способ облегчить свою участь — подготовиться заранее. При заключении договора попросите определиться, кто главный, на ком лежит ответственность за принятие решений, и кто будет общаться с дизайнером по проекту.

«Я не знаю, что хочу» — тоже трудный тип. Можно до бесконечности переделывать дизайн, но ему так ничего и не понравится. Таким клиентам (впрочем, это универсально для всех) нужно объяснить, что за результат несут ответственность оба — и заказчик, и дизайнер. Что получится в итоге — будет общим результатом для всех. Попросите подготовить аналоги и примеры и рассказать, что именно нравится в выбранных картинках. Посоветуйте клиенту ресурсы, где он найдет массу интерьеров, установите дедлайн и назначьте встречу для обсуждения. Или нагрузите кипой журналов и пачкой стикеров — пусть поработает! Не бойтесь давать заказчикам задания — это включит их в процесс и поможет понять, что идет работа в команде.

«Хочу так же, только дешево» » — очень распространенный тип. Показывают картинки итальянских и американских интерьеров и обозначают бюджет на весь ремонт миллион рублей. Опустите их на землю в самом начале, не допустив огромной работы длинною в несколько месяцев — узнайте цены на пару предметов мебели из примера, предоставленного заказчиком, и огорошьте его. Сразу станет ясен бюджет, и можно смело предлагать более экономичный дизайн без опасения выглядеть в глазах заказчика «бездарным дизайнером, который не может сделать так, как я хочу». Красивые вещи стоят денег — знает каждый дизайнер, но не каждый клиент. Вы в этом варитесь, здесь ваша область знаний, клиент может быть не в теме, отнеситесь с пониманием и сделайте супер-проект в рамках доступного бюджета.

«Потеряшки» » — заказчики, которым свойственно исчезать на несколько месяцев, а то и на год. Причин может быть масса. Помните о границах. Если сроки проектирования и авторского надзора давно прошли, у дизайнера есть 2 варианта. Отказаться от дальнейшей работы, опираясь на договор, либо предложить клиенту новые условия – например, заключить новый договор на авторский надзор или попросить подождать, пока вы закончите текущие проекты — все зависит от того, на каком этапе был приостановлен. Помните о своих границах, не дайте клиентам подумать, что каждый день только и ждали, когда же он позвонит, и ничем не занимались. Снова работает универсальное правило — за проект ответственны оба.

«Если мне понравится, я заплачу» » – бессовестные и самодовольные. Встречаются на пути каждого дизайнера. Держите ухо востро и соглашайтесь сделать бесплатно ровно столько, сколько вам не жалко. Как с друзьями — давай в долг только ту сумму, которую сможешь простить. Оценивайте данный проект исключительно по степени профессионального интереса. Глаза не горят — распрощайтесь сразу. Слишком велика вероятность, что клиенту «не понравится».

Цукерберг рекомендует:  Обучение - Ошибка HTTP Error 410 Gone

Существует еще множество типов трудных клиентов, с каждым свои нюансы. Помните об одном — действовать необходимо в своих интересах.

Составление точного брифа достойно отдельной статьи. Количество заданных вопросов зависит от профессионализма дизайнера и развитости его интуиции. Основные темы, требующие раскрытия — образ жизни, функциональность, стиль, бюджет и цветовая гамма. Задайте столько вопросов, сколько позволит вам уже в середине встречи иметь в голове готовый интерьер! Остальные зададите по ходу, ничего страшного — наоборот, клиент будет знать, что вы включены в проект, вам небезразличны его желания и потребности. И каким бы трудным он ни был — он выбрал вас, и в ваших силах выполнить достойную работу, которая принесет радость клиенту и гордость вам — помните об этом.

Как дизайнеру общатьcя с клиентом

Дизайн — своеобразная область услуг. Практически ни в одной другой области результат работы не оспаривается клиентом. Работа либо сделана хорошо, либо сделана плохо и это видно сразу, чего не скажешь о дизайне, который может стать бомбой замедленного действия. В этой ситуации понять клиента несложно — не уверенный в стопроцентной качественности продукта, он пытается перестраховаться.

Дизайнер, в свою очередь, своеобразная профессия. Плотность дилетантов в ней выше, чем в любой другой. А все потому, что отличить качественный дизайн от некачественного простому смертному очень сложно. Как следствие, клиенты в большинстве своем рассматривают дизайнера не как самостоятельную творческую единицу, а как инструментарий.

Взаимоотношения дизайнера и клиента зачастую проходят по одной схеме: клиент дает задание, дизайнер делает, клиент говорит что исправить, дизайнер исправляет. Последние два действия могут повторяться многократно. Дизайнер чахнет от такого положения вещей и впадает в частные депрессии. В результате таких взаимоотношений зачастую на выходе получается продукт, который радует клиента, но бескрайне печалит дизайнера. Причем наоборот быть в принципе не может. Если работа опечалит клиента, то дизайнер может считать, что клиента у него нет. Таким образом, у дизайнера один выход в этой ситуации — сделать так, чтобы результат работы нравился и клиенту, и ему самому.

Сделать это нелегко, зачастую невозможно, особенно когда в дело вступает человеческий фактор — упрямцы и глупцы на свете никогда не переведутся. Прежде всего, перед дизайнером стоит задача организовать свою работу и диалог с клиентом таким образом, чтобы у адекватного и здравомыслящего человека не возникло желания править конечный продукт.

Если взять за постоянные, то что дизайнер профессионал, клиент не глуп как пробка, а дизайн сделан строго по техническому заданию и бескрайне радует самого дизайнера, то у нас остается уравнение с одной переменной: доказать клиенту, что дизайн — это как раз то, что ему надо, даже если некоторые детали вызывают у клиента сомнения.

Далее я попытался изложить свои мысли о способах решения данной задачи. Материал не претендует на полноту и объективность, так как основан на личном опыте и наблюдениях.

Более того, я не являюсь психологом, и потому вы не найдете здесь каких-то универсальных методик убеждения клиента — по этой теме существуют груды специализированной литературы. Данная статья должна послужить толчком к размышлению на данную проблему и, как следствие, к организации конструктивного диалога дизайнера с клиентом и перевода его из плоскости начальник-подчиненный в плоскость профессионал-профессионал.

Техническое задание

Работа над проектом начинается с технического задания (ТЗ). Почему я вдруг заговорил о подготовке к проекту, а не перешел сразу непосредственно к его финальной стадии — утверждению дизайн-макета? Да потому что все в нашем деле взаимосвязано (как наверно и в любом другом деле). Преимущества грамотного ТЗ можно перечислять до бесконечности, нас интересуют из них следующее: следуя ТЗ, на выходе мы получим продукт, максимально отвечающий запросам клиента, а значит, у этого продукта больше шансов быть утвержденным с первой попытки.

Технология оформления грамотного ТЗ — тема для отдельной беседы. Хорошее ТЗ может занимать несколько печатных страниц и сопровождаться увесистой пачкой наглядных материалов. Любое ТЗ должно содержать информацию о Компании, информацию о продукте/услугах, и собственно контент (информационное наполнение).

Помимо этого, неплохо перед собой иметь образцы дизайна, которые нравятся человеку, непосредственно отвечающему за утверждение дазайн-макета и образцы, которые ему соответственно не нравятся. Если есть возможность, то человек, составляющий ТЗ, обязательно должен написать хотя бы пару слов о психологическом портрете клиента (человек старой закалки (попросту — совок) или новой формации, прогрессивных взглядов или приверженец классики и т.д.) и любую другую информацию, которая может сыграть свою роль в момент утверждения дизайн-макета.

Дело здесь не в том, чтобы сделать дизайн ‘под клиента’ (все мы прекрасно понимаем, что дизайн делается для потребителей продукции клиента), а в том, чтобы учесть тот самый пресловутый человеческий фактор, который зачастую играет самую решающую роль в момент принятия решения по дизайну и который нельзя списывать со счетов. Этой частью ТЗ нужно руководствоваться скорее не при выборе основного направления, а на стадии детализации и наведении глянца.

Составляться ТЗ должно, с одной стороны, при участии человека отвечающего непосредственно за утверждение дизайн-макета, и, с другой стороны, при участии дизайнера или арт-директора. Это позволит, во-первых, увидеть ‘врага’ в лицо и провести репетицию решающей битвы, а во-вторых, даст возможность сразу на месте устранить все неясности. К тому же на стадии формирования ТЗ можно как бы между делом убедить клиента отказаться от каких-то ошибочных требований к дизайну, которые на стадии утверждения дизайн-макета могут вылиться в ожесточенные дискуссии и, в конечном итоге, в утверждение этих ошибок.

Никакой электронной почты

Вы сделали макет. Никогда не отсылайте его по электронной почте. Не испытывайте иллюзий, что ваше творение будет понято, а если будет понято, то будет воспринято, а если будет воспринято, то будет утверждено. И уж тем более, отправляя заказ по почте, не надейтесь, что не придет никаких изменений. Электронная почта хороша, но только на промежуточных стадиях. Когда речь идет о ключевых моментах проекта, таких как оформление ТЗ и утверждения дизайн-макета, надо ехать и общаться.

Во-первых, клиенту нравится, когда вокруг него, в прямом смысле это слова, бегают и лично в руки отдают красивые бумажки. Во-вторых, прояснять неясности гораздо быстрее и удобнее при личном общении, нежели посредством голубиной почты. В-третьих, у вас гораздо больше шансов убедить человека в своей правоте, глядя ему в глаза, ведь помимо просто комментариев есть еще куча нюансов: манера изложения и поведения, уверенность в себе, остроумное парирование тупых вопросов, удачные аргументы, которые могут родиться спонтанно, нейро-лингвистическое программирование, в конце концов (шутка).

Такой вариант как «послать по почте, а потом позвонить и все объяснить» не прокатит. Подробные комментарии в письме тоже не помогут — их читают по диагонали. Только живое общение.

Сломайте испорченный телефон

Есть распространенное мнение, что клиента нельзя ‘допускать до тела’ дизайнера и общаться с клиентом должны специально обученные люди. Это заблуждение. Необходимое и достаточное условие скорейшего принятия дизайн-макета — это отсутствие промежуточных звеньев между дизайнером и человеком ответственным за утверждение дизайна.

Звеньев, на самом деле, может быть очень много. Идеальный вариант — когда их вообще нет, но такое встречается довольно редко. Эти самые звенья могут быть как со стороны производящей дизайн, там и со стороны его принимающей.

1. Менеджер проекта/менеджер по работе с клиентами/аккаунт-менеджер.
Эти всевозможные разновидности менеджеров являются первейшими врагами качественного дизайна.

Обеспокоенный скорейшим запуском проекта в производство (в сеть) и, соответственно, оплатой счетов, менеджер готов идти на любые уступки клиенту и никогда не будет отстаивать точку зрения дизайнера. Почему-то зачастую они считают, что чем гибче они будут с клиентом, тем быстрее завершится проект. Поэтому, если вы отдаете макет менеджеру, отъезжающему к клиенту, ждите его в скором времени (долго препираться он не будет) с макетом, который вы уже никогда не назовете вашим. На всем свободном пространстве листа будут многочисленные поправки, пояснения, дополнения и пожелания. К листу, скорее всего, будет прилагаться список, на котором заботливый менеджер, чтобы ничего не забыть выписал все изменения вашего дизайна.

Вам повезет, если менеджер не привезет чего-нибудь с собой на словах — то, что клиент не смог ясно сформулировать, так как это слишком эфемерно и тонкоматериально. И почувствуете вы себя как в сказке: ‘извернись-ка нам добыть, то, чего не может быть’. Бейтесь с этими звеньями в производственном процессе насмерть. Уничтожайте их безжалостно (звенья, а не менеджеров), потому как пока макеты клиентам будут показывать эти враги дизайна, до тех пор вы не будете получать от результата своего труда никакого удовольствия, а в портфолио класть работы с пометкой ‘проект’, так как результат, запущенный в производство будет стыдно показывать даже родственникам.

2. Руководитель группы дизайнеров, арт-директор.
Зачастую арт-директора кроме творческого контроля над проектом, берут на себя функцию общения с клиентами. Ничего плохо в этом нет, но не тогда, когда от этого общения отстраняется сам дизайнер. Каким бы грамотным не был арт-директор, сколько бы у него не было опыта, каким бы убедительным оратором он не был, проект-то все равно делал не он, а вы, и он в любом случае не сможет его представить так, как это сделали бы вы.

К тому же, арт-директор – это оборотень. Он наполовину тот самый злобный менеджер, который печется о скорейшем запуске проекта в производства, получении долгожданного вознаграждения за работу и скорейшем начале следующего проекта. Поэтому кидайтесь ему в ноги, цепляйтесь за его одежду, плачьте, кричите, бейтесь в истерике, но не отпускайте его одного на встречу с клиентом — принесет вам такую же бумажку, как менеджер, разве что короче и понятнее.

3. Заместитель ответственного за прием дизайна.
Этот человек ‘на той стороне’. Он может занимать любую должность, суть в одном — не он принимает решение. Он всего лишь звено. Людей этих можно описывать до бесконечности, о них можно написать целую книгу. Они могут быть хорошими, могут быть плохими, они могут со всем соглашаться, а могут спорить с вами с пеной у рта, могут хамить вам, могут хвалить, могут грозиться, что не заплатят или клясться в том, что лично будут убеждать шефа в том, что это сильный дизайн. Все это суета — считайте, что этого человека не существует. Это мираж.

Потому что после того, как он попрощается с вами, он понесет макет ЕМУ и вот тогда и начинается реальность. А реальность эта зачастую не такая приятная для дизайнера, как хотелась бы. С этим звеном сложнее всего расправится, особенно в больших корпорациях, где начальствующие чины редко опускаются до аудиенции со всякими дизайнерами, при этом не отдавая право принятия окончательного решения своим подчиненным. Тем не менее, требуйте, убеждайте и настаивайте. В этом деле вам сможет помочь человек из второго пункта. Людей с пометкой ‘директор’ на визитке охотнее пустят на прием к боссу (а заодно и вас).

Это основные типы помех на пути к гармоничным и интимным отношениям с клиентом. Есть, наверное, и другие. Устраняйте их все. Добивайтесь идеального варианта, и это будет уже половина победы в решении нашей задачи.

Общение с клиентом

Итак, встреча с клиентом назначена. Тут нелишне вспомнить высказывание о том, что ‘главное — маневры’. Перед началом (как в прочем и во время) беседы вы должны показать клиенту, что вы профессионал во всем. Думаю, излишне говорить, что на беседу стоит приходить во время, опрятным и трезвым. Тут речь даже не о культуре или этикете. Вы дизайнер, и этим все сказано. На вас могут быть широкие драные штаны и футболка с надписью ‘хуй войне’, но выглядеть чисто и пахнуть приятно вы обязаны.

Помимо красивого макета или презентации на ноутбуке возьмите все, что может понабиться во время беседы. Суета будет совершенно неуместна. Вообще, чем точней и спокойнее будут ваши действия во время встречи, тем больше шансов добиться расположения клиента.

Вы раскрыли папки и ноутбуки и начали показывать макет. Гнетущую тишину и напряженное сопение клиента лучше разбавить непринужденными комментариями. Не надо сразу же начинать грузить клиента заумными фразами про то, что треугольник – это стабильность, а красный – это страсть, это пугает и настораживает. Пока клиент въезжает, что к чему, расскажите, как это будет работать, выглядеть, из какого материала будет сделано. Растолкуйте клиенту то, чего он может не понять из макета или презентации.

И вот настает кульминационный момент – клиент досмотрел работу. Он открывает рот и начинает…

1. Вопросы
Тут все просто: слушаете вопрос — даете ответ. Спокойно и не торопясь, без напыщенной назидательности разжевываете недогадливому клиенту, почему вы сделали так, а не иначе, почему так будет для него лучше, почему так, как, к примеру, у конкурентов, не катит. Не надо убеждать, не надо спорить, не надо выливать на клиента курс теории композиции. Не поймет, замкнется и озлобится.

2. Предложения
Не стоит все предложения клиента воспринимать в штыки, иногда в них есть доля истины. Согласившись с незначительными для дизайна изменениями, в ответственный момент, когда речь зайдет о ключевых моментах, вы уже сможете твердо возразить, не боясь выглядеть упрямым во всем. Если клиент настаивает на глупом предложении, не говорите ‘нет’ — делайте встречные предложения, и пускай теперь клиент оказывается в положении человека, которому надо кого-то в чем-то переубеждать. Как правило, если контрпредложение грамотное, то клиента в этом случае замыкает, и оно сразу принимается или принимается с небольшими поправками.

3. Требования
Ну что тут можно сказать. Если вы считаете, что требование — бред сивой кобылы, то вы обязаны уведомить об этом клиента, предложить свой вариант и предупредить, что снимаете с себя всякую ответственность за последствия. Свой вариант дизайна на всякий случай оставьте и захватите с собой на следующую встречу. И если клиент поморщится от того, что он увидит, достаньте и покажите старый вариант рядом с новым. Бывает, что клиент раскаивается.

4. Варианты
Как правило, перед началом работы над проектом оговаривается количество вариантов дизайна. Бывают такие случаи, когда клиента не устраивает ни один из вариантов. Это клиника. Это означает что либо вы плохой дизайнер, либо клиент из разряда невыносимых. Договаривайтесь об оплате дополнительных вариантов или расставайтесь. Даже если клиент отказывается оплатить сделанную работу, лучше сделать это раньше, чем позже. История дизайна знает не мало примеров, когда проект затягивался на долгие месяцы, а количество вариантов переваливало за десятки.

Время на службе дизайна

Есть два типа заказов: срочные и не очень. Срочные заказы, не смотря на все их недостатки, в плане диалога с клиентом очень выгодны. Нет более сговорчивого клиента, чем тот, у которого все сроки горят. Это раздолье для недобросовестных дизайнеров, но мы-то с вами добросовестные. Мы не поспали ночь-другую — сделали конфетку, и, о чудо! — клиент дизайн тут же принял (правда, не из-за того, что это конфетка, а из-за того, что эти самые сроки горят). Таким заказам надо радоваться.

Цукерберг рекомендует:  Коворкинг - Коворкинг в Москве!

Сложнее с теми заказами, которые не очень срочные. Тут обычно все грамотно и чинно планируется. Дизайнеру отводится время и даже иногда с избытком. Так вот если дизайнер на радостях сделал раньше, то бежать в припрыжку к клиенту не стоит. Непременно побежите обратно переделывать. И не потому что плохо, а потому что время еще есть — почему бы что-нибудь ни подправить.

Заключение

Дизайн дело тонкое. Но еще тоньше человеческая логика. Иногда кажется, что у клиентов нет никакой логики, что то, что написано на макете, который лежит перед тобой и залит твоими слезами, потому как это уже не твой макет — чушь, бред и полный абсурд, что клиенты сознательно хотят разорить свою фирму и делают для этого все возможное и, наконец, что хороший дизайн уже никому не нужен. Это не так. Проблема в дизайнерах. Проблема в том, что они умеют делать дизайн, но не умеют его подавать. Дизайнер должен быть психологом, оратором и базарным торгашом в одном лице. Ему следует подавать свой дизайн как изысканное блюдо от шеф-повара на тарелочке с голубой каемочкой и биться за него как за любимую женщину, не позволяя обывателям касаться грязными руками. Только тогда дизайнер начнет получать удовлетворение от своей работы, а клиент начнет получать качественный дизайн, сам того не понимая.

Как найти общий язык с заказчиком: 7 практичных советов

Нередко начинающие дизайнеры не могут установить контакт со своими заказчиками. Почему же это происходит? Что нужно знать, чтобы не испортить отношения и сделать общение легким и приятным? Сегодня мы дадим семь подсказок, которые помогут найти общий язык с заказчиком.

Совет №1: не заводите заказчика в заблуждение

Вы можете быть очень хорошим дизайнером, получившим образование в лучшей школе России, Англии или Италии, но это не говорит о том, что вы должны общаться с заказчиком специфическими профессиональными терминами.

Найдите золотую середину в своем лексиконе. Говорите понятными фразами, чтобы заказчик не комплексовал от того, что не знает значения того или иного слова. Это первый шаг к легкому общению!

Типичные ошибки клиентов

Дубликаты не найдены

То, что решения должно принимать одно лицо — факт. Но, с моей точки зрения, таким же фактом является, то, что надо докапываться до причин каждой правки и вести постоянный диалог.

Если дизайнер может обосновать причину выбора именно такого фона — и в той же мере обосновать неудобства от нового — можно достичь оптимального решения.

Поймите, у клиентов нет того опыта и того умения предвидеть, как у дизайнера. Они хотят посмотреть на каждый из вариантов, чтобы попробовать-пощупать. В свое время я отослал флешку с бегунком подбора цвета фона, чтобы наигрались. В некоторых положениях всплывал бабл с комментарием вроде: «Обратите внимание, как слишком светлый фон тянет на себя внимание, отвлекая от контента».

Мы просто перевернули все с ног на голову, хотя, может, это не ново. «На послезавтра» должен быть запущен почти пустой сайт с функционалом и какой-то из шкурок на выбор. Это первый этап, повременки тут нет.

Если начинаются допилки интерфейса, начинается моя повременка блоками по дню.
Устроило? — В работу.
Не устроило — Оплачивается следующий день.
Их дизайнер будет рисовать? — Высылаем список требований.
Взял себе за правило отправлять с короткой презентацией/обоснованием, это увеличивает вероятность принятия. Ну и пожелания не вносить тупо, а докапываться до причины.

Бывают и траблы. Встречаются такие, кто не понимает. Частично решается передачей работы другому дизайнеру или высылка техтребований с посылом на фриланс-ру.

Расставаться легче, т. к. уже есть базовый работающий вариант. Были такие, которые не желали оплачивать допиливание и сидят на типовом. Им нормально, нам спокойно.

Дизайнер и заказчик: Формула общения

В Декор-Центре Oikos состоялась очередная встреча дизайнеров, архитекторов и декораторов в рамках проекта «Психология в дизайне». Цели проекта – поиск эффективных инструментов для позитивного диалога дизайнера с клиентом. Интерактивный обмен опытом и идеями практикующих специалистов в области архитектуры и дизайна вызвал неподдельный интерес всех участников мероприятия.

Ольга Железнова: Вариант без вариантов

Конструктивное общение с заказчиком должно быть непрерывным – от начала работы над проектом до полного её завершения, считает дизайнер по интерьеру Ольга Валентиновна Железнова. Важно достичь взаимопонимания с обеих сторон, с учётом того, что цели клиента в процессе создания проекта частенько меняются. Не секрет, что внезапные идеи заказчика могут расходиться с видением профессионального дизайнера. Что предпринять, чтобы это не стало помехой в работе?

– Чтобы понять, что желает заказчик, необходимо выяснить, чем он живёт, чем дышит, чем увлекается, что смотрит, что читает и так далее. Для этого необходимо постоянное общение, важно войти с человеком в контакт, прочувствовать его кожей… Поэтому один из главных секретов успеха дизайнера – знание человеческой психологии, а также желание и умение общаться с клиентом. Исполнить каприз заказчика и не разочароваться в собственной работе вы сможете, предложив клиенту 2-3 безальтернативных варианта решений. Так вы облечёте его желания в ту форму, что приемлема с точки зрения грамотного дизайна и хорошего вкуса. Умение найти «Вариант без вариантов» есть признак профессионализма дизайнера.

Анна Фадеева: Быть дипломатом. Быть во всеоружии

Актуальную тему распределения зон ответственности в цепочке «Архитектор – Подрядчик» раскрыла архитектор Анна Фадеева. Выступление в Декор-центре Oikos Анна посвятила своему первому прорабу, который выпустил её в «свободное плавание» с бесценными навыками и знаниями.

– Ни для кого не секрет, что архитекторы для подрядчиков и строителей – люди инопланетные… Поэтому иногда необходимо приземляться. Чтобы подрядчики приняли вас, а вы не боялись остаться один на один с подрядчиком, сокращайте психологическое и эмоциональное расстояние между вами, повышайте обоюдную профессиональную планку. Погружаться в рабочую среду для понимания ценности труда друг друга невероятно полезно. Между прочим, строителям так же не повредит поприсутствовать на творческой кухне архитектора и наблюдать переговоры с заказчиком, особенно затяжные или экстремальные. Спорные ситуации возникают всегда. Кто прав? Правы функция, пропорции, эргономика, визуальный комфорт, сценарий жизни, ведомый вашим клиентом. Формулы идеальных взаимоотношений не существует, но стремиться к ним следует. Одним из ключей для решения задачи является человеческое общение.

Лариса Боярская: Предупреждён, значит – вооружен!

Свою лекцию архитектор-дизайнер архитектурно-проектного бюро «Уралкурортсервис» Лариса Боярская посвятила важности узаконивания дизайн-проектов. К сожалению, часто случается так: красивый проект готов, но на стадии согласования выясняется, что воплотить его невозможно… Несоблюдение санитарных или технических требований может свести на нет всю работу дизайнера. Выступление Ларисы Боярской активно записывалось практикующими дизайнерами и архитекторами на диктофоны – было озвучено очень много полезных советов!

– Одни из самых распространённых ошибок – неправильная перепланировка квартиры с расширением площади за счёт лоджии, увеличение санузла за счёт жилых помещений, снос несущих стен и многое другое. Перепланировка общественных помещений – отдельная и очень обширная тема. Несоблюдение, на первый взгляд, малых нюансов в дизайн-проектах таких помещений приводит к отказу лицензирования множества организаций, особенно медицинских компаний и кафе. Мой совет всем дизайнерам и архитекторам: прежде чем начинать работу над проектом, внимательно ознакомьтесь со всеми нормами и правилами, посоветуйтесь со специалистами. Запросите все необходимые планы, включая план БТИ, план с указанием расположения несущих стен, коммуникаций и т. п. Нюансов невероятно много, но предупреждён, значит – вооружен! Помните об этом.

Ульяна Железнова: Формула общения

Универсальную формулу взаимопонимания между дизайнером и заказчиком вывела ведущий специалист по текстильному дизайну Ульяна Железнова. Графически формула выглядит как треугольник с тремя вершинами.

– Первая вершина – аффинити. Это – английский термин, обозначающий особую симпатию, доверие, взаимное влечение. Вторая вершина – реальность. Для нас реально то, с чем мы согласны. Найдя что-то общее с человеком, то, что нравится вам обоим, мы достигаем согласия, у нас появляется общее понятие реальности, предмета, настроения. Третья вершина – двустороннее общение. Только имея качественное общение, находясь в согласии и испытывая высокое аффинити к своему клиенту, мы сможем достичь взаимопонимания и создавать шикарные и классные проекты, которыми останутся довольны и клиенты, и мы сами.

Как разговаривать с дизайнером, чтобы вы друг друга поняли

Зачастую причиной неудачного ремонта становится банальное недопонимание: клиент просит об одном, дизайнер слышит другое — и вот уже проект получается совсем не таким, как хотелось бы. Говорить со специалистом на одном языке не так уж сложно, достаточно тщательно подготовиться и следовать простым правилам. Каким именно, расскажет дизайнер Анастасия Орлова.

Анастасия Орлова закончила школу дизайна ArtFuture по специальности «Дизайнер интерьеров». В настоящий момент является студенткой архитектурного факультета одного из старейших университетов мира — Римской La Sapienza . Сейчас продолжает заниматься частной практикой в России, ведя проекты удаленно и при помощи команды единомышленников. Работает над как над частными интерьерами квартир, коттеджей, так и над проектами ресторанов и отелей.

— Допустим, я нашла, к кому обратиться, и договорилась о встрече. Что нужно продумать заранее? Нужно приходить с четкими пожеланиями или неким общим видением или это все-таки формируется в процессе общения с дизайнером?

— Полезным будет заранее начать «мечтать», носить в голове мысль о будущем жилище, листать картинки в интернете и сохранять их, записывать или посылать себе сообщения с мыслями, относительно необходимого функционала. Таким образом, экзаменуя свои ежедневные привычки, вы будете подмечать нюансы и вместе с дизайнером сможете более точно настроить будущее жилье под себя. Очень важно на этапе мечтания смотреть и сохранять картинки. Это не всегда четкие изображения из серии «хочу вот так» — на них вам может нравиться определенный элемент, или цветовая гамма, или функциональное решение — все, что каким-либо образом в вас отзывается. Почему это имеет значение? Кроме того, что это поможет дизайнеру понять ваши стилистические предпочтения, не менее важно то, что в процессе рассматривания примеров происходит качественная эволюция вкусовых пристрастий. И то, что в самом начале вам кажется ужасно оригинальным, через некоторое время воспринимается избитым и безвкусным. Так пусть лучше этот рост произойдет за счет примеров в интернете и до создания собственного интерьера.

Если перед встречей с дизайнером вы чувствуете себя в силах составить краткий или подробный список пожеланий, прекрасно! Но в то же время, если вам кажется, что в голове полный хаос и вы не в состоянии структурировать свои мысли, не стоит этого пугаться или стесняться. Расскажите дизайнеру о своих пожеланиях в том порядке, в котором они вспоминаются, или приходятся к слову, или записаны у вас. Впоследствии дизайнер переработает информацию из вашего разговора, систематизирует и сформирует на ее основе техническое задание — неотъемлемую часть договора.

Кроме того, дизайнер будет задавать дополнительные вопросы или предложит анкету — они также наведут вас на мысли, возможно, и не приходившие в голову. В конечном итоге техническое задание родится в процессе диалога.

Наверное, все же стоит добавить ложку дегтя и заметить, что недостаточно подробно составленное техническое задание наносит урон именно заказчику: за переделку далеко зашедшего проекта из-за не озвученных заранее пожеланий дизайнер может попросить доплату, да и жить в интерьере, не отвечающем всем нуждам, радости мало.

— Надо ли спорить со специалистом? Например, я очень хочу одну большую люстру, а мне предлагают точечное освещение?

— Не нужно спорить. И дизайнеру, и заказчику всегда следует помнить, что цель едина. Нужно внимательно слушать друг друга и не позволять упрямству и собственным амбициям брать верх. «Надо ли настаивать?» — вопрос слишком неоднозначный: находясь внутри ситуации, объективного ответа вы на него не найдете. Пытаясь разграничить сферы, прерогативу в которых имеет та или другая сторона, очень в общем я бы сказала так:

В рамках эстетики:

  • если у вас вызывает сомнение общий образ интерьера, то настаивайте на дальнейшем поиске;
  • если вас смущают отдельные элементы интерьера и дизайнер уверяет, что должно быть именно так, возможно, стоит больше прислушаться к профессионалу, т. к. в отличие от заказчика, который зачастую видит составные элементы, дизайнер обладает видением проекта в целом.

В рамках функциональной стороны вопроса, на мой взгляд, мнение заказчика является определяющим. Но все же помните: перед вами человек, который регулярно сталкивается с вопросами организации пространства, — скорее всего, ему есть что вам посоветовать.

— Если я не знаю специальных терминов, мы поймем друг друга?

— Подобно тому, что вам не нужно владеть медицинской терминологией, приходя на прием к врачу, в общении с дизайнером это не будет проблемой. Дизайнер никогда не примется «ставить диагноз» исходя из того, как вы называете ваш любимый стиль, — вывод будет сделан по картинкам и многим другим косвенным признакам. Ну и, естественно, дизайнер заинтересован в том, чтобы донести свою идею до вас нормальным языком.

— Что, кроме технических параметров помещения, имеет значение? Мои привычки, домашние животные?

— Имеет значение буквально все: привычки и интересы каждого члена семьи, их жизнь внутри и вне дома, круг домочадцев, гости и родственники. Важны рост, возможные аллергии, домашние животные — список бесконечен и обсуждается на этапе составления технического задания (в процессе, возможно, пополняется). И чем больше этих параметров вам с дизайнером удастся задействовать, тем более продуманным и подогнанным «по фигуре» будет ваш интерьер.

— Какие самые частые ошибки допускают заказчики при общении?

  • Всегда следует держать в голове, что вы и дизайнер — это одна команда, которая идет к воплощению проекта, а ваша общая цель — воплотить этот проект наилучшим образом. Если в взаимоотношениях есть противостояние, значит, что-то работает неправильно.
  • Вы нанимаете дизайнера, чтобы вам была оказана услуга по созданию жилого пространства. Если при этом вы не прислушиваетесь к его советам, совершаете эмоциональные покупки материалов или элементов, не соответствующих задумке, самостоятельно вносите изменения в проект, то вы недополучаете выгоду от заказанной услуги.
  • Я бы рекомендовала всегда заказывать проект с подбором материалов и авторским надзором. Это дисциплинирует дизайнера, не позволяя в творчестве отрываться от земных реалий, и обеспечивает вам воплощение задумки не только на бумаге, но и в жизни. Провести эту работу самостоятельно может очень маленький процент заказчиков.

Берегите дизайнеров и помните, что работать в связке с ним придется от нескольких месяцев до нескольких лет (в зависимости от масштаба проекта) — за это время часто люди успевают довольно сильно сблизиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все языки программирования для начинающих