8 способов заинтересовать ребёнка программированием


Содержание

Как детей учат программированию и что из этого выходит

Несколько лет назад в России стали появляться секции, где дети занимаются программированием или робототехникой. Казалось бы, вот где и интересно, и полезно. Но когда родители представляют, что в свободное время ребенок будет писать программы за компьютером, за которым и так проводит массу времени, начинают сомневаться, нужно ли детям такое хобби. Они переживают: не будет ли детям в секции по программированию скучно или сложно. Но практика показывает – это совсем не трудно, а главное – полезно. Программирование увлекает, развивает и развлекает. Оно интересно и спокойным детям и тем, кому на месте не сидится.

Мы разобрались, как проходят занятия программированием у детей, а помог нам в этом Дмитрий Гаврилов – сотрудник IT-компании EPAM, волонтер программы EKids и папа двух девочек, которые ходят в секцию программирования.

Где детей учат программированию и что они изучают

Секции по программированию есть в некоторых средних школах (можно заниматься после уроков), в детских образовательных и развлекательных центрах, при вузах и в технопарках, во дворцах детского творчества. Кружки, где детей учат робототехнике и написанию программ, открывают и при крупных IT-компаниях.

В EPAM, где работает Дмитрий Гаврилов, действует программа EKids, где детей сотрудников обучают программированию. Курс идет два месяца, занятия длятся примерно полтора часа и проходят раз в неделю по субботам. Учебные программы составляются в зависимости от возраста учеников. Особых знаний математики или информатики для того, чтобы заниматься программированием, не требуется: на уроках ученики не решают математические задачи и не изобретают формулы.

Главная цель такой программы – заинтересовать детей программированием и поддерживать этот интерес. Самые маленькие – дети 6-8 лет – в игровой форме узнают, что такое алгоритмы, циклы, условные команды и параметры, знакомятся со Scratch (это среда программирования, созданная специально для детей и подростков. В ней можно делать интерактивные истории, игры, рисунки, анимацию и многое другое). Ребята 9-11 лет уже активно используют среду Scratch для создания собственной игры. В 11-12 лет дети изучают HTML и CSS и, используя их, делают собственные страницы. А подростки 15-16 лет осваивают Java. Еще в EKids есть группа по английскому языку, где изучают слова и понятия, которые используются в программировании. У каждой группы свои особенности: в младшей, например, нужно, чтобы на одного педагога было не больше двух-трех детей. Это связано с тем, что ошибки ребята допускают довольно часто, и нужно постоянно следить, чтобы они выполняли задание правильно.

Волонтер Дмитрий Гаврилов на занятии EKids

Зачем детям программирование

Чем программирование полезно детям, какие навыки оно развивает? Вот лишь некоторые из плюсов таких занятий:

  • Развивается логическое мышление. Программирование – это тренировка мозга. Ребенок на занятии делает игру: обучая персонажа выполнять команды, он начинает понимать последовательность работы программы и тренируется следовать этой очередности.
  • Развивается творческое мышление. Создавая персонажей для игр и сюжет, ребенок задействует свою фантазию и воображение, реализует придуманное. При выполнении заданий дети видят результат своего труда. Понимают, что могут своими руками сделать так, чтобы персонажи двигались и выполняли команды. Ребенок учится мыслить творчески и воплощать в жизнь свои идеи.
  • Формируются навыки решения проблем. На занятиях программированием проблем не избежать – у ребенка будут ошибки, и ему придется постоянно что-то переделывать, чтобы программа работала правильно. Он начинает легче воспринимать подобные трудности и проще их преодолевать. Ребенок учится видеть сами ошибки и то, к чему они приводят, старается избегать их или вовремя исправлять.
  • Ребенок учится учиться. Дети идут по программе, выполняют задания, готовят итоговый проект, защищают его. Они узнают, из чего состоит процесс обучения и могут следовать ему.
  • Развиваются навыки коммуникации. В группе дети общаются друг с другом, когда ищут ошибку, задают вопросы тренерам, если исправить проблему не получается, обсуждают результаты занятий.
  • Д ети начинают лучше понимать иностранные слова и термины, потому что на занятиях часто их используют.

Как устроено обучение

Перед тем, как собирать группу, оргкоманда проводит большую подготовительную работу и составляет программу обучения. Тренеры решают, с какими приложениями дети будут работать, составляют планы уроков, придумывают, каким будет итоговый проект, нужны ли домашние задания, как будет проходить развлекательная часть уроков.

Перед стартом каждого курса в программе EKids дети проходят собеседование. С ними общаются тренеры: спрашивают, почему интересно программирование, чем ребенок увлекается. Конечно, смотрят и на то, как дети себя ведут, как разговаривают, насколько общительны. Если ребенок проходит по возрасту и заинтересован, если он может посещать занятия без пропусков, его зачисляют в группу.

Дети не сразу садятся за компьютер – на первом занятии для них устраивают тимбилдинг: проводят экскурсию по офису компании, игры и конкурсы, в которых ребята знакомятся друг с другом. На этом вводном уроке тренеры стараются сформировать у учеников понимание того, что они вместе с педагогами – команда. Это нужно, чтобы наладить взаимодействие в группе, чтобы дети привыкли друг к другу и к тренерам, готовым в любой момент помочь.

Самая масштабная часть обучения – занятия за компьютером. В начале каждого из них тренеры включают обзорную презентацию с планом урока. Чтобы увлечь ребят, им вначале показывают пример хорошо написанной игры со сложным кодом. Они видят игру, им она нравится, и тогда детям предлагают сделать что-то похожее. Им раздают задания и базовые шаблоны, по которым и будет идти работа. На уроках часто проходят конкурсы, игры, а после – чаепития, где ребята могут поговорить друг с другом. Темы обсуждают разные, а чтобы направить беседу в нужное русло, ее модерируют педагоги. Курс завершается выпускным – дети представляют родителям и тренерам свой итоговый проект, затем им вручают дипломы и подарки.

С какими проблемами сталкиваются дети?

Конечно, нельзя сказать, что детям программирование дается очень легко, трудности, как и в любом обучении, возникают. Ребенок может прослушать что-то важное или забыть выполнить какое-то действие. В этом случае он сразу увидит, что что-то пошло не так: персонаж, с которым работает ребенок, начинает вести себя неправильно, не так как должен был по сюжету. Герой может неподвижно стоять, когда нужно идти, или двигаться не в ту сторону, фон может измениться, а какой-то элемент исчезнуть с игрового поля. В этом случае ребенок стремится самостоятельно найти ошибку и исправить ее, а если не получается, зовет тренера.

Дмитрий Гаврилов рассказывает, что бывали моменты, когда ученики пытались отойти от учебной программы. Например, однажды ребенок не хотел выполнять задание, где надо сделать, чтобы по лабиринту за мышкой бегал кот. Ему было интересно делать историю о том, как лошадка полюбила единорога и пошла к нему в гости, а по дороге злой волшебник их разлучил. Ребенку разрешили работать по своему сюжету, тренеры помогли создать эту историю. Но сейчас в EKids стараются идти строго по программе, ведь если каждый ученик будет делать то, что ему хочется, нормального обучения не получится.

Бывают ситуации, что ребенок приходит на урок и показывает, что не готов работать, что он хочет веселиться. А развлекательной части в программе и так уделяют достаточно внимания. Но не всем этого хватает. Тогда тренеры беседуют с ребенком, стараются сфокусировать его внимание на задании, напоминают, как здорово он программировал на прошлых уроках, и что «делу время, а потехе – час».

Очень важно, чтобы родители учеников обращали внимание на то, как ведут себя их дети, на их успехи. Ведь в случае затруднений папа и мама, как правило, могут помочь ребенку понять непонятное (EKids открыта только для детей сотрудников EPAM, а они, в основном, программисты).

Как увлечь детей программированием

Дмитрий время от времени работает дома, и дочки часто спрашивали у него, что он делает за компьютером. Разобраться в этом сами они, конечно же, не могли: видели только большое нагромождение непонятно чего на экране. В EPAM Дмитрий узнал про EKids и решил предложить девочкам попробовать позаниматься программированием у него на работе. Сначала заинтересовалась старшая. Потом младшая узнала, что в офисе есть машина, готовящая кофе и какао, и тоже захотела ходить в EKids. А когда пришла, увлеклась программированием. Теперь обеим дочкам намного проще понимать, что он делает на работе и для чего это нужно.

Занятия девочки стараются не пропускать, и у них есть желание ходить в EKids, они ждут субботы. В перерывах здесь устраивают игры, за успехи дают конфеты, хвалят. Плюс, у каждого ученика есть финальная цель, к которой он идет каждый урок, и дети стараются, чтобы их итоговые проекты понравились тренерам и родителям.


Программирование в 8 лет

«Код – это такая штука, которую пишешь, пишешь, пишешь… и потом она работает», – рассказывает восьмилетняя Яна, участница EKids и дочка Дмитрия Гаврилова. Она только что вернулась с занятия и обеспокоена, что написанный ею код не работает: «Мы делали задание, чтобы розовый котик начал прыгать. А у меня он почему-то не прыгает, а улетает вверх. Я так и не смогла эту ошибку исправить, буду доделывать дома с папой. А один раз у меня получилось, что кот вправо бегал, а влево не мог. А еще было, что я случайно стерла весь пол, на котором стоят герои, и роботы парили в воздухе»!

Яна заинтересовалась EKids, потому что стало любопытно, где папа работает. Девочку взяли в младшую группу, и сейчас, как и другие ребята, она делает игру про кота. К программированию Яна относится серьезно. Ей нравится выстраивать очередность команд, видеть, что из этого получается. Иногда она, конечно, переживает, когда персонажи работают не по сюжету или не выполняют заданные функции, старается найти ошибку и поскорее решить ее. Она увлечена, демонстрирует хорошие результаты, ее хвалят тренеры. Занятия Яна старается не пропускать, ведь на уроках за успехи в программировании выдают части карты сокровищ, по которой на последнем занятии дети будут искать клад.

Яна утверждает, что уже определилась со своей будущей профессией – хочет стать программисткой и делать игры сама. В свободное время она любит играть в компьютерную игру Orion, но делать это часто не получается: родители контролируют, чтобы Яна не проводила у монитора все свободное время.

Дмитрий Гаврилов: «Недавно я поймал Яну за компьютером и подумал, что она опять играет в игры. Но оказалось, что она проходит курсы по программированию на сайте code.org. А спустя время я увидел, что она смотрит видео с логическими задачками. К этим вещам у нее проснулся интерес в EKids. И программирует она увлеченно, не отвлекаясь ни на что. И ко мне редко приходит за помощью: со всеми заданиями неплохо справляется сама, кроме тех, где нужны знания по предметам, которые она еще не проходила. Я горжусь ее успехами».

Программирование и волонтерство в 13 лет

«Раньше я играла на скрипке, Яна на фортепиано, а папа…на компьютере. От него я и узнала о том, что такое программирование, и что я тоже могу заниматься этим», – вспоминает тринадцатилетняя Света, старшая дочка Дмитрия Гаврилова, которая тоже хочет стать программисткой.

Света начала посещать EKids в двенадцать. Она попала в среднюю группу, где изучали Scratch. Свете очень понравилось работать с этой средой программирования. Не все задания давались легко – иногда требовалась помощь папы. Но по итогам курса педагоги были ею довольны.

Этой весной наборов в среднюю группу EKids, где занималась Света, не было. Тогда папа предложил ей стать волонтером в младшей группе, где работает он сам. Она захотела попробовать себя в роли помощника и ни разу не пожалела об этом. Света любит помогать ребятам, хоть и сделать это быстро получается не всегда – иногда самой приходится спрашивать совета у тренеров. Девочка очень радуется достижениям своих подопечных из EKids и гордится ими, чувствует свою причастность к их успехам и говорит, что многие из ребят уже умеют намного больше, чем ее одноклассники, а еще – они более дисциплинированы:

Света Гаврилова: «Недавно я пыталась объяснить своей подруге геометрию и мне было сложно. А объяснять программирование в младшей группе – довольно легко. Участники EKids послушные и усидчивые, они занимаются с интересом, понимают, что делать вначале, а что потом. Программирование развивает логику, и это здорово. Да и вообще, программирование во всем: вот микроволновка, чтобы ее создать, трудились программисты, вот телевизор, вон едет машина. Скоро роботы смогут делать многое за людей, но, чтобы робот что-то сделал, человеку нужно его собрать и запрограммировать. Сам себя робот не закодирует».

Дмитрий Гаврилов: «Сейчас EKids для Светы как клуб по интересам. Ей очень нравится общаться с детьми, с другими волонтерами. Я вижу, что у дочери сильно развились навыки коммуникации и теперь ей намного легче поддерживать разговор со сверстниками».

Старшая сестра помогает младшей программировать

Полезные ресурсы

Для тех, кто хочет попробовать позаниматься программированием с детьми, преподаватели рекомендуют следующие ресурсы:

Сообщество учителей информатики

Вы здесь

Как заинтересовать школьника программированием?

  • Блог пользователя Наиль Загидуллин
  • Версия для печати
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
  • 8093 просмотра

Как правило программирование понимают лишь малая часть обучающихся. В среднем, не более 20% учеников. По опыту знаю, что те, кто задают вопросы: «а зачем на то, а зачем нам это?» либо просто хотят отлынить от учебы, либо хотят поболтать и пофилософствовать.

Проблема мотивации появляется в классах старшего звена. С младшими проблем зачастую не возникает. Они могут увлеченно программировать в Кумире, Логомирах, поляковских Исполнителях (http://kpolyakov.narod.ru/school/robots/robots.htm), KTurtle довольно долго и с интересом.

Однако со временем и этот интерес пропадает. Поэтому нам, как учителям необходимо расти — изучать возможности новых языков и сред разработки. Например, я в качестве эксперимента давал в одном классе вместо привычного паскаля, скриптовый язык среды Flash ActioScript 2.0. Получаются очень интересные и яркие проекты.

На крайний случай можно показать пару интересных программ в Delphi. Для старших классов это было бы интересно. Так же старшеклассникам можно показывать PHP — буквально пару занятий. Одному ученику я показал пару приемов в PHP и как запустить локальный сервер, далее дал ему простое задание, с которым он справился, прошло уже 5 лет и он все еще меня благодарит за то, что я ему показал пару занятий, теперь он работает в веб-студии программистом.

Тут главное, чтобы интерес у учащихся был не поддельный. А не возмущения ради возмущений. Научиться всегда можно и даже без учителя. Меня никто никогда не учил, как нужно программировать. Сейчас полно электронных книг, целых видеокурсов, онлайн занятий если не поленится и сесть за изучение, то ваши ученики будут приятно удивлены, что вмесо робота и черепашки вы им дадите как написать нереально простой и крутой скрипт на Python например.

Как увлечь юного гуманитария программированием?

Зачем ребенку разбираться в программировании?

Начнем с ответа для амбициозных родителей — это очень перспективно. IT проникает во все сферы нашей жизни: «умными» становятся дома, транспорт и одежда, медицинскиие компьютеры уже способны ставить диагнозы с высокой точностью, а роботы-хирурги — успешно оперирует пациентов. Мы общаемся через мессенджеры, занимаемся спортом с фитнес-браслетами, даже подобрать себе гардероб на завтрашнее свидание можно через специальное приложение. Количество устройств, подключенных к Интернету, превысило численность населения Земли еще в 2008 году, а к 2020 году ожидается, что общая сеть будет связывать более 30 миллиардов гаджетов.

По оценкам оксфордских исследователей из Martin School’s Programme on the Impacts of Future Technology, в течение ближайших двадцати лет до 45% существующих рабочих мест в развитых странах будут заменены роботами и компьютерными программами. Это не означает, что люди останутся без работы — можно будет перейти в сферы, где машины не смогут конкурировать с человеческим разумом (связанные с творческой дейтельностью и коммуникацией) или, наоборот, искать общий язык с искусственным интеллектом, разрабатывая программы и создавая и обслуживая умные механизмы. Поэтому программисты и другие специалисты из сферы высоких технологий будут очень востребованы. По прогнозам Министерства труда США, количество вакансий в этой сфере с 2014 по 2024 год вырастет на 27%. Так что человек, интересующийся IT, точно найдет себе хорошее место.

дочь хочет стать режиссером?

Деление на технарей и гуманитариев достаточно условно. Концентрация способностей одного типа «в чистом виде» — довольно редкое явление, часто же бывает так, что ребенок отстает по определенным предметам не потому, что у него нет способностей, а потому, что он не может найти общий язык с конкретным учителем или ему нравится только определенный тип заданий в этой сфере (например, школьник отлично решает логические задачи, но постоянно забывает, что минус на минус дает плюс, и из-за этого оценка снижается). Поэтому нелюбимому предмету стоит дать шанс, чтобы развитие было всесторонним. Что касается того, что девочки якобы от природы хуже успевают по математике и точным наукам, недавнее исследование ученых из университета Миссури доказало обратное : более низкие результаты у представительниц слабого пола обычно связаны с особенностями преподавания и гендерными стереотипами, из-за которых девочки меньше интересуются «мужскими» предметами.

Цукерберг рекомендует:  Вакансии VBI


Алгоритмическое мышление и новая грамотность

Если ребенок точно не хочет связывать свою будущую профессию с IT, это не означает, что занятия программированием или робототехникой не будут для него полезны. Ведь они формируют определенный тип мышления — способность раскладывать любой сложный процесс на последовательность действий. Умение думать таким образом развивает логику и структурирует мысли, оно поможет оптимизировать повседневные процессы и сэкономить время и силы, что пригодится специалисту любой профессии. Кроме того, требования к базовой грамотности меняются со временем — если раньше «уверенному пользователю ПК» было достаточно уметь обращаться с почтой, Word и Excel, то в будущем знание азов программирования может стать само собой разумеющимся навыком практически для любого сотрудника. В медицине понадобится умение работать с гигантскими базами данных, в строительстве — навыки работы с 3D-принтером, учителя будут иметь дело с образовательными онлайн-платформами, и даже агрономам придется программировать сельскохозяйственных дронов и настраивать автоматические системы полива.

С чего начать?

Юрий Горвиц, кандидат психологических наук, специалист в области использования компьютерных технологий в образовании: «Существуют специальные методы вовлечения мальчиков и девочек в основы кодинга, например, такие упрощенные языки программирования, как Scratch или Alice. Это специальные «айтишные» инструменты, с помощью которых ребята могут с помощью очень простых действий создать работающую программу — например, какую-то незатейливую игру. Эти инструменты позволяют делать всякие интересные вещи с конструктором LEGO или роботом Arduino. Главное, чтобы это было весело, увлекательно и не слишком сложно. Хорошо, если дети потом смогут написать текст о получившейся игре или роботе, или снять фильм, или сделать мультфильм. Все, что связано с визуальными искусствами, хорошо объединяет гуманитарную и техническую задачи: с одной стороны, мы формулируем и озвучиваем какие-то смыслы (например, идею мультфильма), с другой, задаем последовательность задач, которые можно решить с помощью информационных технологий».

Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий»: «Во-первых, нужно объяснить ребенку, как развиваются технологии и как может выглядеть мир будущего — рассказать о самых интересных изобретениях, познакомить с научно-фантастическими книгами и фильмами (известный изобретатель и миллиардер Илон Маск, например, черпает вдохновение в романах Айзека Азимова). Во‑вторых, нужно разобраться, что интересно самому ребенку, и какие точки соприкосновения с миром технологий тут можно найти. Если у него есть интересное хобби, о котором он хочет рассказать другим людям, можно вместе с ним создать простейший сайт на основе конструктора вроде WIX , а потом перейти к более подробному изучению структуры веб-страниц и языков программирования. Лучше всего, если ребенок учится в ходе работы над увлекательным проектом: тогда он будет стараться ради конкретной цели, а не какой-то абстрактной пользы».

Наргиз Асадова, гендиректор школы профессий будущего CrushPro: «Важно объяснить ребенку, что кодинг — это необходимый навык XXI века, и его хотя бы базовое знание нужно не только технарям, но и представителям творческих профессий — например, журналистам и писателям. Чтобы создать свое медиа, нужно не просто воспользоваться простейшим конструктором сайтов, но и вникать в разные нюансы. Свою книгу сейчас можно выпустить без участия издательства, если умеешь пользоваться программами для верстки и иллюстрации. В Пало-Альто, «столице» Кремниевой долины, есть школы, где детей учат делать газеты, журналы, сайты, Youtube-каналы — для этого им нужно уметь программировать, снимать цифровое видео, монтировать его работать с графическими редакторами.

Если ребенку показать, как эти технологии могут быть связаны с его творческими амбициями, ему будет легко увлечься. У нас в школе мы с первого урока готовим детей к тому что они будут работать над каким-то проектом. Им нравится, что они что-то новое создают — это как умение рисовать, способность воплотить свою идею. На первый взгляд, программный код может выглядеть пугающим, но методики «плавного входа», позволяющие постепенно осваивать все более сложные приемы».

Первые шаги

Заинтересовав ребенка темой IT, можно записать его в какой-нибудь интересный кружок — например, один из тех, о которых мы рассказывали в недавней статье. На таких занятиях ребенок может довольно быстро увидеть результаты своего труда — придумать дизайн какого-либо предмета и распечатать его на 3D-принтере, запрограммировать робота на простейшие действия или создать мобильное приложение. Но можно изучать программирование и дома — с помощью специально разработанных для детей инструментов и игр. При этом начинать можно очень рано, не дожидаясь, когда ребенок пойдет в школу — существуют интересные решения, ориентированные на детей от четырех лет, которые постепенно научат дошкольника мыслить в терминах кодинга и подготовят его к решению более сложных задач.

Полезные платформы и игры

  • Kodable — этот сервис в игровой форме учит алгоритмическому мышлению через управление поведением смешных персонажей. По словам создателей, начинать обучение можно с двух лет, но сервис пригодится и младшеклассникам. Занятия упакованы в продуманный курс, а мамы и папы смогут следить за успехами юных учеников через специальную «родительскую панель». Программа стоит $20, но можно попробовать ее и в бесплатной версии (правда, с ограниченным функционалом)
  • Scratch — уже ставшая классикой платформа, разработанная специалистами Массачусетского технологического института. Она рассчитана на детей от 8 до 16 лет, совместима с любой операционной системой и позволяет создавать мультфильмы, интерактивные рассказы, игры и другие проекты.
  • Code.org — бесплатный проект, предлагающий несколько 20-часовых игровых курсов информатики, рассчитанных на детей разного возраста.
  • CodeMonkey — простой бесплатный онлайн-курс программирования, замаскированный под увлекательную игру: нужно управлять крошечной обезьянкой, собирающей разбросанные бананы, создавая и запуская цепочки команд. С каждым уровнем задачи усложняются. Есть версия игры на русском языке.
  • Lightbot — еще один хороший стартовый вариант для дошкольников. Это игра для смартфона, где игрок должен проложить путь робота по определенной траектории — так, чтобы он мог зажечь лампочки в нужных местах. С ее помощью можно научиться составлять простейшие алгоритмы. Приложение стоит 229 рублей.

Материал подготовлен в рамках кампании по популяризации технического образования

Как заинтересовать учеников программированием?

Боюсь для этого возраста смотивировать заняться именно программированием можно объяснить только на примере написание какого-нибудь бота автоматизации для очередной игры времеубивалки. Но из пары десятков человек дай бог одного этим заинтересуете, и это можете оказаться только вы сами.

Заинтересовать вообще IT наверное чуть проще и сложнее одновременно, наверное нужно сначала узнать интересы слушателей, вполне возможно что ваши интересы могут совсем не совпадать с их. С другой стороны, сомневаюсь что вам будет интересно рассказывать что то скучное вам лично.

Сейчас умение работать с железом воспринимается сторонним наблюдателем как хакерство. Расскажите про то что у всех есть — про смартфоны, операционки (android/ios/win), какие они дают возможности, что их можно или не всегда перепрошить и получить бонусы в виде долгой работы или отсутствия лишнего трафика, расскажите про 4pda ;) и т.п. ЭТО будет полезнее чем обучение языку программирования.

Как увлечь детей программированием?

Вы знаете, за каким языком будущее? Английским? Китайским? На самом деле, нет. В цифровом мире самый важный и необходимый язык — язык программирования. Совсем скоро без него не сможет обходится ни один хороший специалист. Поэтому очень важно научить детей программированию уже в детстве.

Поверьте, освоить его совсем не сложно. Это даже весело и увлекательно. Сегодняшняя новинка — книга «Программирование для детей» — подскажет как.

Как устроена эта книга

Книга «Программирование для детей» — уникальное руководство, которое научит создавать игры и анимацию с помощью двух компьютерных языков — Scratch и Python. Яркие иллюстрации и простые инструкции помогут ребенку понять азы программирования и создать первые игры и анимацию.

Эта книга создана специально для детей:

Каждая тема рассматривается подробно, с примерами из жизни и упражнениями.
Цветные рисунки поясняют различные понятия программирования.
Пиксельные человечки дают подсказки и советы.
Инструкции указывают, что надо нажать, перетащить или выделить.
Программный код и скрипты объясняются построчно.
Благодаря пошаговым инструкциям, во время чтения книги ребенок будет создавать свои первые программы.

А в конце ребенка ждет глава об устройстве компьютера, о том, как применяют программирование в реальной жизни, и, конечно, словарь терминов.

Начнем с нескольких уроков из книги.

Это весело!

Учиться программировать очень интересно, ведь можно придумывать собственные игры. Вот лишь несколько, которые сможет создать ваш ребенок во время чтения книги.

Убеги от дракона! Простая игра, которая поможет освоить азы и понять, как управлять спрайтами (персонажами). Задача маленького программиста — помочь спрайту кота увернуться от огнедышащего дракона.


Бешеные обезьяны. Поможет проверить на практике все возможности языка программирования Scratch. Задача программиста — сбить летучую мышь бананом.

Дом с привидениями. Научит программировать на языке Python. Это увлекательная игра-квест, задача разработчика — создать код, который поможет спастись из дома с привидениями.

Охотник за пузырями. Сложная в создании, но очень захватывающая игра. Поможет закрепить навыки программирования на языке Python. Задача маленького программиста — создать алгоритм, который поможет подводной лодке лопать пузыри на скорость.

Думай как компьютер

Программист должен научиться думать как компьютер. Все задачи стоит разбивать на небольшие подзадачи, которым легко следовать и которые невозможно понять неправильно.

Представьте себе кафе с официантом-роботом. Поскольку у робота бесхитростный компьютерный мозг, ему нужно объяснить, как доставлять блюда с кухни посетителям, ожидающим в обеденном зале. Сперва эту проблему нужно разбить на простые, понятные компьютеру подзадачи. То есть придумать алгоритм действий (по-другому — компьютерную программу) — это набор простых инструкций, объясняющих, как выполнить задачу.

Программируем при помощи картинок

Scratch — это визуальный язык, программировать на котором очень просто. С его помощью можно создавать самые разные веселые и интересные программы, например игры и анимацию.

Для него есть целые библиотеки картинок и звуков, с которыми можно позабавиться.

Scratch почти не требует ввода текста с клавиатуры. При этом в программу можно добавлять объекты: людей, автомобили, животных. Такие объекты называются спрайтами. Попросту спрайты — это фигурки-персонажи.

С чего начать?

Вот пример Scratch-программы. Действие происходит на экране с картинками. На компьютерном языке он называется сценой. На сцену можно добавлять фоновые картинки и спрайты, «оживляя» их с помощью скриптов. Сцена находится слева, а справа можно создавать программы.

Как стать знатоком программирования

Навыки программирования улучшаются с опытом — как при игре на пианино или занятиях спортом. На то, чтобы стать экспертом, можно потратить годы, но дорога будет легкой, если она в радость. Вот несколько советов, как стать знатоком программирования.

Программируй больше. Говорят, что повторение — мать учения, и это правда. Чем больше кодов ты пишешь, тем выше твое мастерство. Не останавливайся, и скоро ты станешь экспертом.

Больше любопытства. Изучай сайты и книги по программированию, читай чужой код. Так ты узнаешь приемы и трюки, доходить до которых самостоятельно пришлось бы годами.

Заимствуй идеи. Встретив хорошую программу, подумай, какие идеи и приемы из нее можно использовать в своем коде. Даже лучшие программисты занимаются копированием чужих идей и их усовершенствованием.

Научи друга. Научив кого-нибудь программировать, ты тоже многому научишься. Объяснять, как работает код, — хороший способ проверить свои знания.

Построй армию роботов. Ты можешь подключать свой компьютер к различным устройствам, от светодиодов до роботов. Выясняя, как завоевать мир, ты узнаешь много нового и интересного.

Программирование похоже на разгадывание головоломок. Это сложно, увлекательно и очень полезно. Научите вашего ребенка экспериментировать и идти против правил, доверяя собственному любопытству. И тогда он обязательно станет гуру программирования и цифровой мир будет открыт для него!

По материалам книги «Программирование для детей» К. Вордермана, Дж. Вудкока, Ш. Макамануса и др.

14 САЙТОВ И ИГР, КОТОРЫЕ НАУЧАТ ДЕТЕЙ ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Хотим мы этого или нет, но обучение все больше становится похожим на игру. Особенно, если речь идет о детях младшего школьного или, тем более, дошкольного возраста. Преподаватель Британской высшей школы дизайна Дмитрий Карпов составил список полезных ресурсов для обучения информатике с раннего возраста.

Сегодня подборка приложений посвящена знакомству с основами программирования, но вы можете еще собрать отдельно головоломки, простые игры на решение игровых задач мышления, лабиринты, проектирование чтобы развивать мышление, внимание, анализ, дисциплину итеративного поведения при решении задачи. Вторая группа — творческие приложения, рисовалки, музыкальные приложения, простые видео-редакторы для развития цифрового творчества у детей и воспитании интереса к электронным инструментам творчества. Третья группа приложений — интерактивные книги, сказки, аудио-книги развивающие вербальную и аудиальную культуру, расширяющие словарный запас и гармонично формирует личность интересующуюся текстом, нарративностью, яркими вербальными образами и интерактивным опытом взаимодействия с сюжетом.

Новую область знания, computer science, науки прикладного программирования и проектирования стоит начинать изучать в раннем возрасте — уже с 4-6 лет, когда принципы мышления уже формируют представления об основах мира вокруг, его систем, структур. Игра всегда служила обучению ребенка — сегодня главным учебным инструментом становится гаджет, личный проводник в мир цифровых знаний ребенка или семейный планшет, школьный компьютер.

10 игр, которые научат ребёнка программированию

«Я думаю, что в будущем все, а не только программисты будут связаны с элементами программирования», — считает Марк Цукерберг. Поскольку в этом будущем придётся жить нашим детям, пора подготовить их к трудностям, то есть научить программировать.

Зачем учить ребёнка программированию? Тем более если у вас растёт будущая балерина или футболист? Ответ простой: для того, чтобы научить логически мыслить и планировать свои действия. Родители хвастаются, что современные дети почти с пелёнок умеют включать планшеты и компьютеры. Интерес к технике и тягу к развлечениям можно совместить с обучением и развитием, предложив ребёнку игры, которые научат составлять алгоритмы и даже писать код.

Kodable

Как думаете, с какого возраста нужно начинать обучение программированию? Создатели Kodable утверждают, что их игра доступна двухлетним детям. Учиться коду можно раньше, чем учить буквы. Гонять по лабиринтам весёлые рожицы действительно могут даже малыши, а заодно осваивать составление программ, указывая последовательность действий. Подсказки и рекомендации выполнены при помощи графики, так что читать ребёнку ничего не придётся.

Kodable рекомендуют для изучения информатики в начальной школе: учителя и родители могут контролировать процесс обучения, устанавливать уровни сложности и следить за успехами. Отличное начало для самых маленьких.

Code.org

На сайте Code.org, созданном некоммерческой организацией, международным движением «Час программирования», собрано несколько образовательных курсов для детей и взрослых. Возраст, с которого можно начинать, — четыре года. Одной игры, которая научит всему и сразу, там нет, зато есть пошаговое игровое обучение с персонажами различных мультфильмов. Переходя от уровня к уровню, можно учиться и создавать свои короткие программы.

Lightbot


В игре, доступной на смартфоне или планшете, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажечь в нужных местах лампочки. Главная задача, которая при этом будет стоять перед ребёнком, — спроектировать путь игрушки при помощи простых команд. Задача родителя — объяснить малышам, что означают картинки.

Не факт, что ребёнок, играющий в Lightbot, вырастет гениальным разработчиком, но зато точно научится планировать действия и составлять простейшие алгоритмы. Это приложение тоже можно рекомендовать как одно из стартовых даже для дошкольников 4–6 лет. Разработчики предлагают и более сложную версию, которая подойдёт для детей старше девяти лет.

Родители, кстати, тоже с удовольствием могут потратить время на составление маршрутов. Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и достаточно серьёзный, чтобы не надоедать взрослым.

ПиктоМир

«ПиктоМир», разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, — наш ответ зарубежным аналогам. В НИИСИ РАН уже разработали систему «КуМир», в которой с программированием знакомятся старшие школьники, но игрового элемента в ней нет. «ПиктоМир», рассчитанный на дошкольников, получился увлекательным и очень доступным.

Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому «ПиктоМир» можно спокойно давать детям, не умеющим читать, начиная с пяти лет: заметно, что учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей. Если родители не знают английского языка и ничего сами не понимают в программах, но очень хотят развивать логическое мышление у детей, «ПиктоМир» будет настоящим спасением. Мобильные версии доступны для iOS, Android и Windows Phone, но скачивать последние две придётся с сайта разработчика.

Robozzle

Выполнить задания и составить алгоритм движения стрелки по пазлу — такой смысл у игры, в которую могут сыграть уже младшие школьники. Правда, обыкновенная стрелка вряд ли увлечёт семилеток надолго, тем более если это будет первая из подобных игр. Зато может всерьёз заинтересовать школьников с десяти лет, уже знакомых с алгоритмизацией, потому что самые интересные головоломки, конечно, встречаются на более сложных уровнях. Robozzle предоставляет почти неограниченные возможности по созданию и поиску новых заданий, поэтому больше всего подходит не для изучения азов, а для постоянного повторения и практики.

Cargo-Bot

Ещё одна простая для освоения игра, на начальных уровнях которой комфортно будут себя чувствовать дошкольники. Поскольку текста в ней мало, детям достаточно различать отдельные буквы, чтобы выполнить первые задания и переложить ящики за меньшее число ходов с места на место. Над сложными комбинациями даже взрослые смогут задуматься надолго. Среди других обучающих и развлекательных приложений Cargo-Bot выделяется очень приятной картинкой. Кстати, Cargo-Bot был полностью спрограммирован на iPad.

CodeMonkey

Лайфхакер уже подробно писал про игру CodeMonkey, которая просто обязана занять достойное место в списке игровых обучалок для детей.

Онлайн-игра, в которой шаг за шагом дети учатся управлять забавной обезьянкой, построена очень просто и наглядно. Каждый новый уровень рассказывает о возможностях программирования, а чтобы выполнить следующее задание, придётся применить знания из предыдущего урока. Чтобы дойти до банана, нужно несколько минут, поэтому занятия удобно планировать так, чтобы ребёнок оставался увлечён и не успевал устать.

Большой плюс CodeMonkey в том, что эта игра даёт представление о синтаксисе как таковом, потому что команды нужно выбирать при помощи пиктограмм, а последовательность действий записывается строчками почти настоящего кода.

Scratch

Включать Scratch в этот список не совсем честно, потому что это не игра, а специально разработанная среда для обучения детей программированию, а не включать нельзя, потому что это отличный образовательный инструмент. Авторство Scratch принадлежит Массачусетскому технологическому университету, а в сообществе большая часть информации переведена на русский язык, поэтому Scratch доступен для очень широкой аудитории.

Цукерберг рекомендует:  Backend - Что нужно изучить для Full Stack разработчика

Возможности у Scratch действительно впечатляющие, хотя в нём нет заданий и уровней, зато есть море фантазии и средств для её применения. Поскольку цель в каждом проекте ребёнок должен установить самостоятельно, то и универсальных решений нет, зато есть простор для творчества, которого не хватает в играх, обучающих алгоритмизации. Scratch отлично подойдёт для детей от восьми лет, которым уже надоело гонять роботов и обезьянок по привычным маршрутам.

СeeBot

Нельзя забывать про классику, даже изрядно запылившуюся. Обучающие игры CeeBot появились в 2003 году как специальная разработка для образовательных учреждений. Изначально разработчики создали Colobot — игру о колонизации новой планеты, главная фишка которой была в том, что для управления персонажами нужно было писать свои программы.

CeeBot — игровой обучающий курс из нескольких заданий с подробными инструкциями. История про программируемых роботов на новой планете, уничтожающих местную фауну, конечно, для малышей не подойдёт, но для подростков, которые уже успели увлечься информатикой и представляют себе, что такое алгоритм, станет неплохим пособием. Выглядит CeeBot на фоне современных игр бледновато, но где ещё ребёнок будет управлять персонажами, создавая собственные программы, максимально приближённые к синтаксису С++?

CodeCombat

CodeCombat — это уже серьёзно, потому что в этой игре учат настоящий код и из победителя получится готовый программист. Вы выбираете язык программирования, на котором придётся писать команды для своего персонажа (игра предлагает Python, JavaScript, Lua или несколько экспериментальных вроде CoffeScript), и отправляетесь в путешествие за кристаллами.

Сажать за игру можно мальчишек и девчонок от восьми лет. Обучение и подсказки на русском языке, за $9,99 можно каждый месяц получать новые уровни для прохождения (первые 70 бесплатны). Игра может использоваться в школах, есть отдельные бонусы для учителей.

В игре перед стартом каждого уровня ребёнок будет читать забавные и мотивирующие цитаты о программировании, напоминающие, что «этот код сам себя не выучит». CodeCombat захватывает сильнее, чем обычные «бродилки» и «стрелялки», одна из лучших комбинаций отдыха и обучения.

Программирование без программирования

МОУ «Гимназия №92, г. Донецка»

ПРОГРАММИРОВАНИЕ БЕЗ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены факты о том, что языки программирования станут «человечными», развитие сферы мобильной электроники откроет новые сферы деятельности, о возможностях «программирования без программирования», о способах привлечения интереса ребенка к программированию.

Ключевые слова: абстракция, гипертрофированные формы, e-commerce, «идеальная система», искусственный интеллект, робототехника.

Актуальность статьи: не за горами ситуация, когда каждый человек так или иначе станет программистом. Что ждет сферу разработки в обозримом будущем? Эксперты утверждают, что скоро языки программирования станут «человечными».

Цель статьи: активизировать интерес ребенка к изучению программирования, привить ему «правильные интересы», ведь программирование развивает логическое мышление, творческое, обучает организации времени и своих дел, ставить перед собой цели и добивается их.

Программирование будет видоизменяться вместе со всё ускоряющимся развитием человечества. Будет увеличиваться степень автоматизации всех операций, будет всё меньше рутинных, чисто технических, вспомогательных действий, а больше концентрированного творчества и уникального замысла, который может делать только человек. Что касается самих процессов разработки, то они будут становиться более «гибкими», приспособленными под быстрые изменения требований. Текущие концепции agile development и итеративного создания minimal value products — тренды именно в этом направлении.

Программирование продолжает уходить от низкоуровневого программирования, в сторону более высоких абстракций. Уже сейчас можно наблюдать это явление, когда знание и умение работы с фреймворком, преобладает над умением работы с языком. Для примера можно назвать Ruby on Rails, так как когда говорят Ruby, подразумевают Ruby on Rails. Вполне возможно, что в будущем мы увидим более гипертрофированные формы этого явления.

Новые языки программирования будут оперировать абстракциями все более высокого уровня — этот процесс легко проследить, окинув взглядом историю их развития. Процессы программирования все больше будут маскироваться под человеческий язык, Google не зря учится все лучше и лучше понимать, что вы хотите сказать. В конце концов, вы просто сможете наговаривать компьютеру, что вы хотите сделать, а он сам будет сплетать это в программы, увязывая с окружающей средой, вашим родом занятий, происходящими рядом событиями и работой таких же людей и компьютеров неподалеку.


Развитие сферы мобильной электроники открывает новые сферы деятельности. Продолжит расширятся спектр средств контроля состояния здоровья, автоматизации повседневных видов деятельности человека, и признаки этого явления уже видны сейчас.

Спектр задач постоянно расширяется. Например, бизнес постоянно придумывает новые процессы, которые нужно автоматизировать. Кто мог представить, что торговля по каталогам (которая и сейчас существует) — превратится в огромную индустрию e-commerce? Или совсем свежий пример — 3d печать домов. Пока это только рекламные ролики, но имеются все шансы на то, что в скором времени заливать фундаменты будут не бригады рабочих в спецовках, а оператор за пультом в нескольких тысячах километром от объекта.

«Программирование без программирования»?

Есть вероятность, что потребность в «написании» кода отпадет. В середине XX века Генрих Саулович Альтшуллер сформулировал понятие «идеальной системы» — когда системы нет, а функция ее сохраняется и выполняется.

Чтобы проникнуться, подумайте о калькуляторах — они появились как громоздкие механические устройства, постепенно уменьшались и меняли принцип своей работы и в итоге перешли к «идеальному» состоянию — мы не носим с собой калькуляторов, можно сказать, что системы нет, но ее функция выполняется программным обеспечением в наших телефонах.

В конце концов, «идеальное» программирование — это программирование, которого нет, а его функция выполняется. Если вы внимательно и непредвзято посмотрите на то, что происходит вокруг, то увидите, что к этому все и идет:

    вы устанавливаете и удаляете программы движениями пальцев — а еще совсем недавно большинству людей для этого нужно было искать знакомого «программиста»; вы легко настраиваете автоматическую трансляцию записей своего Instagram на страницу Facebook — а ведь управлению информационными потоками учат только на инженерных специальностях вузов; новые программные продукты позволяют пользователям самостоятельно проводить настройки, для которых раньше приходилось нанимать программистов; все чаще интерфейсы программ подстраиваются под вас автоматически, запоминая ваш выбор и последовательность действий — этот процесс проходит для вас прозрачно, не требуя отдельных усилий, но на самом деле вы программируете систему на определенное поведение; даже материальный мир мягко переводит вас на новые правила взаимодействия — вы легко программируете мультиварку или кофе-машину и при этом не считаете себя программистом.

Да, это совсем другое программирование — вы не пишете строчки кода и не разбираетесь в системах счисления. Но кто сказал, что для управления телевизором обязательно нужно учить ассемблер?

Заменит ли искусственный интеллект программистов?

Хотя программистов все ещё обещают заменить искусственным интеллектом, можно ожидать что и через 10, 20 лет принципиальных изменений в сути работы программиста не произойдет, однако появятся другие сферы деятельности, появятся более удобные инструменты разработки. Несмотря на всю популяризацию программирования, оно останется такой сферой деятельности, где хороших специалистов по-прежнему будет не хватать. Конечно, искусственный интеллект может стать массовым и совершить революцию в программировании, но всё равно где-то на вершине процесса не обойтись без человека. Поэтому необходимо прививать интерес детей к программирования с самого раннего возраста. Далее рассмотрим 8 способов заинтересовать ребенка программированием.

8 способов заинтересовать ребёнка программированием

Каждый родитель, глядя на то, как растет и развивается его ребенок, желает не только дать ему всё самое лучшее, но и привить ему правильные интересы. Программирование — это одно из тех увлечений, в котором очень трудно найти отрицательные стороны. Ваш ребенок развивает логическое мышление, творческое, обучается организации времени и своих дел, ставит перед собой цели и добивается их. В программировании он найдет себе друзей и единомышленников, а стереотип о том, что вся его жизнь пройдет перед монитором, пора давно выкинуть из головы.

Но одно дело желать, чтобы ребенок увлекся программированием, а другое дело — попробовать завлечь в этот мир, вырвав из лап бесконечных развлечений.

Личный пример

Если вы и сами профессионально занимаетесь программированием, то указанная проблема для вас не актуальна. Дети имеют свойство перенимать у родителей их привычки, следить за поведением. Поэтому если вы нередко работаете дома, не ограждаясь от семьи, при этом получаете удовольствие от работы, то заинтересованность вашего чада программированием — дело времени.

Одной из главных бед современных детей является тотальная зависимость от гаджетов. И ладно, если бы это была зависимость от телефона, приложений, вроде «Калькулятор» и «Календарь». Нет, они зависимы от игр, мессенджеров и социальных сетей. Как такого ребенка заставить заниматься делом? Правильно, увлечь его игрой в программирование. В помощь графические языки, вроде Scratch и Snap!, а также масса онлайн очень интересных онлайн игр любой сложности, в основе которых лежит программирование. О некоторых из них мы уже писали.

Робототехника и умный дом

Все дети играют в конструкторы. Кто-то только в раннем возрасте исключительно для развития, у кого-то это увлечение продолжается вплоть до подросткового периода. Если ваш ребенок из второй категории, а благодаря разнообразию игрушек и давлению маркетологов, это совсем не редкость, то заинтересовать его «эффективным» инженерным делом, а затем и программированием, можно с помощью робототехники и создания умного дома.

Причем с финансовой точки зрения это будет даже выгоднее, ведь стоимость комплекта Arduino в среднем составляет около 3 тысяч рублей, а аналоги из Поднебесной — в разы дешевле и не сильно хуже. В то время, как хороший пластмассовый конструктор популярной марки обойдется вам в 4-5 тысяч, а любой дешевый аналог вызовет в ребенке лишь обиду.

Разработка приложений/игр

Если вам самому хватит знаний, то практически беспроигрышным вариантом будет создание игры, подобной той, в которой постоянно зависает ваше чадо, или создание для нее плагинов и модов. Да, это достаточно сложно, потребует от вас не столько навыков программирования, сколько времени на изучение специализированных средств разработки, но эффект того стоит. Ни один даже самый упертый ребенок не устоит перед возможностью обладать чем-то абсолютно уникальным в своей любимой игре или стать первым покорителем «нового мирового бестселлера». В конце концов, даже просто взглянув на то, сколько его родитель вложил труда, он не сможет не оказать вам ответную услугу.

Взломать что-нибудь

А теперь настало время рубрики «Вредные советы». Чтобы заинтересовать ребенка возможностями программирования, вам надо взломать чей-нибудь пароль, видоизменить популярный веб-сайт, обнаружить заветный алгоритм в коде любимой игры. Конечно, нарушать для этого закон не надо. Взламывать пароли можно поучиться в специальных браузерных играх или в своей операционной системе, касательно членов семьи. Манипуляции с веб-сайтом можно производить с локальной копией. А игры для взлома можно использовать или элементарные, или из тех времён, когда мыслей о защите информации ни у кого не возникало. Главное, не забудьте объяснить ребенку, что за манипуляции с реальными паролями, сайтами и современными играми, он получит не награду, а реальные проблемы с законом.

Форумы и выставки

Если вы живете в мегаполисе или около него, любите путешествовать по миру всей семьей, то программированием можно увлечь посещая крупные интересные форумы. Это могут быть финальные стадии хакатонов, это могут быть конференции, даже простые выставки технологий. Главное, чтобы там было интересно, шумно и весело, тогда ребенок просто не сможет не пропитаться этой темой. Кстати, совсем скоро GeekDay#2: Evolution — как раз такое мероприятие.

Записать на курсы

Самое очевидное решение, которое может вашего ребёнка полюбить программирование — строгая воля его родителей. Также как 20 лет назад детей отправляли на фортепиано и заставляли минимум по часу каждый день музицировать, сегодня вы можете провернуть такой же трюк с очными или онлайн-курсами. Как и в случае с музыкальной школой, здесь важно найти подходящие именно вашему ребенку курсы, с нужным языком и нужной подачей. И конечно в какой-то момент несколько ослабить хватку, позволив чаду самостоятельно продолжить или завершить свое обучение.

Оставить ребенка в покое

Самое простое решение — хватит давить на родного человека. Пускай он занимается тем, чем хочет. Ну то есть, пусть так думает. А вы пока собственным интересом, незатейливыми намеками и подарками будете подталкивать его туда, куда угодно именно вам. И да, пусть это бесчеловечно, но разве кто-то из читающих опровергнет теорию, что программирование — это круто?

Вывод: О пользе программирования для школьников можно говорить как мини­мум в двух аспектах: лингвистическом и алгоритмическом.

Изучая программирование, дети лучше понимают сущность работы компьютеров, их возможности и границы их применения. Написав однажды свои соб­ственные (пусть даже незамысловатые, но работающие) программы, они обнаруживают, что компьютеры совсем не похожи на волшебные всемогущие машины, описанные в научно-фантасти­ческих рассказах. К детям приходит по­нимание того, что компьютер является инструментом, которым должны управ­лять люди. Только немногие школьники станут профессиональными программи­стами, или будут иногда программиро­вать на работе, или сделают программи­рование своим хобби, но все выиграют от того, что постигли природу програм­мирования и поняли, что значит созда­вать собственные программы.

Как правило, ученикам нравится управлять работой компьютера при по­мощи собственных программ. Програм­мирование для некоторых детей стано­вится любимым занятием как в школе, так и дома. Часто можно услышать от детей: «Это почти волшебство — застав­лять компьютер делать то, что трудно сделать вручную». «Мне пришлось собрать воедино свою волю и преодолеть собствен­ные слабости, но я смог добиться того, что компьютер сделал то, что мне требо­валось».

Маленький айтишник: как помочь ребенку изучить программирование


Еще 20 лет назад дети мечтали стать космонавтами, пожарными или врачами. Сегодня многие малыши хотят связать жизнь с компьютерной сферой. В том, как помочь ребенку воплотить профессиональную мечту, команда TAM.BY разбиралась вместе с Анной Синкевич, директором школы компьютерной грамотности «Comp-As».

Как не прозевать предрасположенность?

Сейчас программист — одна из самых популярных профессий. Работники этой сферы больше не ассоциируются с замкнутыми молчунами. Сегодня это успешные и востребованные специалисты с хорошими зарплатами. И многие родители хотят, чтобы их дети стали такими же. Главное, не перепутать мечту ребенка с желанием мамы и папы.

Чтобы не прозевать под своей крышей будущего «Цукерберга», внимательно следите за интересами малыша. Если ему нравится возиться с гаджетами, интересно узнать, как они устроены. Если играя в компьютерные игры, ребенок пытается обойти установленные правила, придумать новый способ прохождения, понять внутреннюю логику игры, то это верный кандидат в программисты.

Конечно, только эти признаки — не показатель. И попробовать заинтересовать малыша компьютерной наукой в любом случае стоит. Просто не нужно делать это через силу, забывая о желаниях ребенка.

Какие способности нужно развивать?

Бытует мнение, что успешные программисты должны в совершенстве владеть математикой и физикой. Эти науки действительно нужны человеку, который работает с компьютерами, но начинать обучение лучше не с них.

— Не заставляйте ребенка решать сотни скучных примеров и задач: это отобьет у него всякое желание учиться. Вместо этого развивайте у малыша логику, любознательность, умение строить алгоритмы. Именно эти навыки нужны тому, кто хочет стать хорошим программистом, — советуют эксперты.

Не стоит забывать и об иностранных языках. Большинство толковых учебников и книг по программированию написаны на английском, а ребенку выучить его намного проще, чем взрослому.

Обучающие игры

Чтобы развить у ребенка логическое мышление, научите его играть в шашки и шахматы. Увлекательные партии не только порадуют малыша, но и научат его просчитывать свои действия на несколько шагов вперед.

— Умение создавать алгоритмы – основа программирования. Лучше всего обучать ребенка составлению последовательных команд в игровой форме. Например, попросите его представить, что продавец в магазине – это робот. И предложите малышу придумать команды, которые нужно дать роботу, чтобы он продал вам нужный товар.

Постепенно усложняйте задачи, чтобы ребенок мог придумать развернутые алгоритмы с несколькими вариантами действий.

Если малыш любит настолки, обратите внимание на игру Code Monkey Island. Она не научит ребенка программированию, но за несколько раундов чадо освоит такие понятия, как булева логика и структура управления, познакомится с математическими циклами и операторами, которые пригодятся ему в будущем при написании кода. Игра предназначена для детей от 8 лет.

Еще одна игрушка, которая приведет ребенка в восторг и поможет ему развить необходимые навыки, — это конструктор Lego Mindstorms. Он состоит из управляющего модуля, различных датчиков и моторов, а также конструкционных деталей. С помощью такого набора можно создавать программируемых роботов на дистанционном управлении.

Компьютерные игры с элементами программирования

Большинство детей обожает компьютерные игры и с удовольствием проводит часы за «стрелялками» и «бродилками». Совместить приятное с полезным можно, если установить малышу игру, которая обучит его основам программирования. К счастью, сегодня есть из чего выбрать.

— Один из самых известных обучающих продуктов для детей – это Scratch. Так называется визуальный язык программирования, разработанный специально для малышей от 6 лет. В яркой и наглядной форме ребенок учится создавать анимацию и собственные компьютерные игры, а также монтировать видео, — рассказывает эксперт.

Еще одна простая игра, рассчитанная на детей от 6 лет, — это LightBot. Она работает прямо в браузере или мобильном приложении. Основная задача – привести робота в определенный участок экрана. Для этого нужно придумать алгоритм шагов, прыжков, поворотов и других действий. С каждым новым уровнем процесс усложняется.

Для детей постарше подойдет Code Combat. Напоминает многопользовательскую ролевую игру: в ней есть сражения, кланы, развитие героев. Отличие лишь в том, что все действия персонаж выполняет только после ввода команды на выбранном для обучения языке программирования. Продукт подходит для ребят от 13 лет.

Смесь аркадной игры и программирования можно найти в Beta The Game. Задача игрока – помочь роботам преодолеть различные препятствия, используя определенные команды.

Обязательно поощряйте ребенка за успехи в играх. Когда малыш получит базовые знания и войдет во вкус, ему можно подарить детский самоучитель по основам программирования на том или ином языке.

Детские компьютерные курсы

Чтобы ребенок быстро и продуктивно усваивал информацию, игры и программы для него нужно подбирать в соответствии с возрастом и его способностями. Кроме того, родителям нужно самим разбираться в основах программирования, иначе они не смогут ответить на вопросы, возникающие у малыша.

Но далеко не у каждого взрослого есть время на то, чтобы с головой погрузиться в мир IT и составить грамотную модель обучения для своего чада. В этом случае стоит записать малыша на компьютерные курсы для детей, где его навыки будут развивать профессионалы.

В зависимости от возраста на занятиях его обучат основам компьютерной грамотности, логического мышления и составления алгоритмов, помогут разобраться с математикой, физикой и информатикой.

— Компьютерные курсы дают ребенку возможность попробовать себя в разных направлениях IT. Одному нравится классическое программирование, другому больше по душе веб-дизайн, третьему – компьютерная графика. Познакомившись с разными отраслями компьютерной индустрии, малыш сможет выбрать ту область, которая вызывает наибольший интерес.

Репетиторы и подготовительные курсы

Если к старшим классам увлечение компьютерами не прошло, самое время подумать о том, чтобы сделать эту сферу профессией. Для начала нужно составить список вузов, где готовят специалистов в сфере IT, и выбрать подходящий.

Цукерберг рекомендует:  Модные Check Box c помощью jQuery и CSS

Дальше дело за малым – подготовка к вступительным экзаменам. В этом помогут занятия с репетиторами по выбранным предметам, обучение в профильных классах школ и гимназий, а также подготовительные курсы при университетах.

Программирование для детей: стоит ли учить ребенка кодингу

В последнее время родители всё чаще задумываются о раннем профильном обучении. Программирование не стало исключением…

Внимание! Следует строго ограничить занятия ребенка за компьютером по времени — недопустимо также чрезмерное увлечение детей смартфонами, планшетами. Длительная концентрация, которая возникает при пользовании указанными устройствами, несет негативные последствия как для психического, так и для физического здоровья ребенка.

Стремительное внедрение в повседневную жизнь компьютерных технологий остановить невозможно — сегодня практически любой ребенок разбирается в гаджетах, компьютерах и смартфонах порой лучше, чем родители и старшие ровесники.


Происходит это потому, что мир стремительно меняется — он совсем не такой, которым был еще десять лет назад. Современные родители знают о том, что сегодня для ребенка доступно огромное количество развивающих программ по самым разным предметам, в том числе — по программированию.

В школьную программу входит обязательный курс информатики, но он не дает даже начального багажа знаний для тех ребят, которые хотят связать своё будущее с компьютерными специальностями. Программирование для детей поможет уже с раннего возраста приобщиться к культуре кодинга и значительно расширить кругозор ребенка, кроме этого программирование развивает уникальные навыки. Об этом — далее.

Зачем ребенку программирование

Самый лучший возраст, который гарантирует овладение новыми навыками – это детство. Каждый родитель знает, чем раньше начать обучение, тем лучше будет результат в будущем. Однако, не следует нагружать растущий организм сверх того, что он может вынести и осознать.

Обучать программированию «с пеленок» не стоит — сперва ребенок должен получить определенный опыт и постичь традиционные образовательные азы. Но в то же время, ребенку, который познакомился с программированием еще до школы, будет легче получать новые знания в дальнейшем. А это значит, что вопрос с выбором профессии в дальнейшем не будет беспокоить юного специалиста.

Плюс раннего изучения программирования — стимуляция развития мозга . Вычисления развивают логическое мышление , которое является основой всего образовательного процесса . На западе уже научно доказано , что дети, которые с раннего возраста постигали азы программирования , в дальнейшем могли показать выдающиеся успехи в любых точных науках . Следует отметить, что при обучении кодингу дети получат уникальные и бесценные знания , они поймут и осознают сложные математические , вычислительные законы . Программирование способно объяснить действие механизмов любого процесса

Составление алгоритмов – это основа программирования . Чем лучше ребенок разберется в циклах , тем лучше будет проходить развитие мыслительных процессов , памяти , воображения и других важных навыков . Многие родители думают , что программирование для детей — это слишком сложно . На самом деле этот страх не имеет под собой никаких оснований . Не стоит бояться сложности — изучение языка программирования не вызовет больше затруднения чем изучение любого иностранного языка .

Обучение ребенка кодингу и программированию – это огромной вклад в его будущее . Заложенные в раннем возрасте основы станут питательной почвой для будущего образования , а также для успешности в профессии

Специалисты IT высоко ценятся по всему миру — их востребованность со временем будет только увеличиваться. Профессия программиста будет высоко цениться не только сегодня, но и в последующих десятилетиях.

Перспективы профессии программиста в ближайшем будущем

На сегодняшний день каждая компания нуждается в специальном программном обеспечении и специалистах по его сопровождению. Имеются в виду не только работники узкой специализации, но и специалисты, которые смогут настроить технологическую сторону работы, а потом сопровождать её в течении длительного времени.

Речь в данном случае не об элементарных знаниях компьютера , а именно о специалистах узкой направленности . В школах общеобразовательного типа на уроках информатики программирование не изучают . Ребенок , который учится в школе максимум будет знать основы взаимодействия с приложениями Microsoft Office .

Американская исследовательская контора CompTIA опубликовала данные своих исследований , которые говорят , что более 40 % компаний на специализированных маркетах работают на основе современных IT — технологий , дальше больше — современная IT — индустрия имеет потенциал более чем в 3 , 5 триллиона долларов . Аналитики предполагают дальнейший рост этого рынка . Вот почему программист – это профессия будущего

Большинство разумных родителей, соглашаясь с этими выкладками, спросят: когда же лучше всего начать обучение? Об этом — далее.

С какого возраста нужно учить ребенка программированию

В каком же возрасте программирование для детей даст положительный эффект? У современных ребят знакомство с различными технологическими устройствами начинается очень рано, но понимание у детей для чего все это нужно, приходит со временем. Начинать обучение азам программирования можно уже после первого класса. Вообще учится кодингу нельзя начинать слишком рано — психика ребенка должна быть сформированной.

Пользоваться смартфонами и другими устройствами до четырех лет не рекомендуется врачами и психологами — в этом возрасте у детей может развиться хроническая игровая зависимость. Начинать обучение с пяти лет – уже можно, но осторожно.

Первые шаги начинаются с элементарного конструирования простых форм — есть отличные проекты для детей младшего возраста, которые помогают развивать образное и логическое мышление. Такие проекты помогут ребенку осознать трехмерное пространство. С 5 лет детей можно учить создавать примитивные сайты, но без применения кода. Вместе с этим ребенок постигает термины, например, что такое программа

Идем далее. В относительно сознательном возрасте — с 8 до 1 лет уже можно переходить к изучению кода . С 8 до 10 лет ребята уже могут самостоятельно учиться конструировать роботов , в этом возрасте допускается самостоятельно писать небольшие программы . На этом этапе можно конструировать более сложные сайты .

Самое главное уловить момент и понять — нравится ли ребенку этим заниматься или нет. Если ребенок активно увлечен процессом, то стоит продолжить обучение. Если ребенок не заинтересован и проявляет равнодушие к предмету, а также самому процессу – обучение лучше всего прекратить.

Можно попробовать попытаться «задержать» детей в IT специализации. Например, если ребенок – творческая натура и любит рисовать, то можно начать знакомство векторной графикой, веб-дизайном и3D-дизайном. Творческим ребятам, как правило, интересны программы по обработке видео, которые позволяют создавать музыкальные клипы. Вызывают любопытство программы по созданию простых мультфильмов.

Игры для обучения программированию для детей

Существуют довольно любопытные игры, которые способны заинтересовать ребенка кодингом. Они помогут ему разобраться в азах программирования и сделают знакомство с кодом более дружелюбным.

Kodable

Данное приложение предназначено для самых маленьких — оно научит ребенка составлять простой план действий. Программа станет идеальным инструментом для изучения информатики.

Code Monkey

Игра поможет составить простейший код для игры — забавная обезьянка проведет ребенка через ряд уровней и научит его программировать.

Git Game

Данное приложение для детей постарше — обучение VCS. Без последнего во взрослом кодинге — никуда.

Code.org

Примечательная программ — поможет создать игру, разделить роли между героями игры. Программа русскоязычная.

SCRATH

Популярный программный продукт для детей младшего школьного возраста — ребенок быстро постигнет азы кодинга и научится создавать алгоритмы .

Чем опасно программирование для детей в раннем возрасте


Все положительные моменты , которые несет изучение кодинга в юном возрасте , неоспоримы . Теперь поговорим о негативной стороне вопроса — следует ясно понимать , что привлекать ребенка к выполнению сложных заданий до 5 лет может быть крайне опасно . Это связано с устройством детской психики . Научить чему — то малыша в таком юном возрасте практически невозможно .

Как правило дети уже с пеленок учатся пользоваться смартфоном, например, посылать бабушке видео. Дети копирую взрослых — данное утверждение справедливо и для мобильных устройств. Дети могут копировать родителей, особенно их поведение с гаджетами — это не значит, что ребенок знает принцип их работы.

Современные ребята очень быстро учатся и запоминают сложные алгоритмы: как включить компьютер и смартфон, как ответить на звонок, как включить мультик. Сегодня планшеты стали прекрасными няньками для молодых мам, но не следует возлагать на такие устройства ответственность за детей. Последнее сегодня делают очень многие родители — причем неосознанно и это очень опасная тенденция

Длительное использование любой техники опасно для ребенка. Последствиями «планшетного воспитания» является целый ряд проблем со здоровье: резкое падение зрения, нервная возбудимость, нарушения сна, гиподинамия, нарушение осанки, игровая зависимость. Офтальмологи говоря о том, что у детей раннего возраста зрение может снизиться до низкого уровня буквально за считанные месяцы, а восстановиться — далеко не во всех случаях.

Ребенка в раннем возрасте интересует только игра. Это закон. Чрезмерная компьютерная зависимость может навсегда погубить психику — не стоит забывать, что ребенок должен оставаться, прежде всего, живым и любознательным человеком. Для детей полезны активные игры на свежем воздухе, плаванье, прогулки, хороший сон, но не планшет. Живое общение с другими детьми, родителями, сверстниками и взаимодействие с социумом в целом не сможет заменить смартфон. Нельзя надолго погружать ребенка в виртуальную реальность — это касается и обучения программированию.

Какой педагог должен учить ребенка программированию

Современный уровень обучения информатике в российских школах сильно отстает от международного уровня. В лучшем случае ребенка научат пользоваться офисными продуктами на самом начальном уровне. Обучение программированию плотно связано с изучением точных наук — для грамотного изучения программирования необходимы индивидуальные занятия с квалифицированным педагогом, который научит не просто нажимать клавиши, а объяснит процессы и следствия кодинга.

Копирование информации с сайта mirdostupa.ru запрещено. Источник: http://mirdostupa.ru/programmirovanie-dlya-detej/

Важно, что бы преподаватель был не только грамотным специалистом, но и любил свое дело, а также в идеале — разбирался в психологии ребенка. Для занятий кодом нужно выбирать специализированные курсы и кружки в детских учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию. Всё, что связано с обучением ребенка, должно быть подконтрольно государственным органам образования и науки.

Как подготовить ребенка к началу занятий по программированию

Прежде всего необходимо выяснить — готов ли ребенок к освоению новых знаний. Он должен осознавать взаимосвязи процессов и уметь логически мыслить. Небольшие тесты помогут понять — есть ли у ребенка способности к вычислениям. Программирование для детей учит развивать естественный способности и позволяет закрепить их на подсознательном уровне.

Первый шаг к обучению — определение типа мышления ребенка. Если он любит системность и соответствующий подход к вещам, то кодинг вполне может заинтересовать его. Начинать нужно с логических и настольных игр, а также шахмат. Лучше всего начинать обучение кодингу когда ребенок уже приступил к изучению иностранного языка, хорошо если он уже умеет писать и читать, знаком с азами арифметики Учиться программированию можно и в интернете, но этот вариант не самый лучший — ребенку важно находиться в коллективе. Именно поэтому необходимо найти кружок или школу с хорошим наставником

Для начала занятий подойдет физический задачник для тестов. Он состоит из картинок с изображением взаимодействующих объекты. Например, глядя на картинку нужно будет понять в какую сторону будут вращаться шестеренки. Таким образом, ребенку будет поставлена задача на которую он должен будет найти ответ при помощи логических способностей. Если ребенок ответит правильно, приложив к своему ответу логическое объяснение, можно сделать вывод, что он имеет способности к программированию. Если при ответе ребенок будет догадываться, но не будет искать причинно-следственные связи, то скорее всего кодинг его не заинтересует.

Ребятам младшего возраста следует начинать с простых задач, например — с рисования на экране и создания несложного кода. С одной стороны, для того чтобы начинать обучение ребенка программированию, у него уже должна быть заложена внушительная база знаний, с другой стороны — обучать кодингу в совсем юном возрасте недопустимо. Последнее опасно как для физического, так и для психического здоровья малыша.

Программирование для младшего и старшего школьного возраста

Чтобы решить предыдущий вопрос сегодня создаются обучающие программы, которые имеют чёткое разграничение по возрасту. Сегодня существуют программы обучения кодингу для детей младшего и старшего школьного возраста. Почему имеет место быть такая возрастная корреляция? Всё очень просто. В 5 классе ребенок не сможет и не захочет изучать С++. Он попросту ничего не поймет и потеряет всякий интерес к дальнейшему обучению. Программирование для детей становится интересным тогда, когда ребенок начинает понимать — для чего это вообще нужно.

Начинать нужно с простого. Освоив азы дети легче переходят к серьезным языкам. Сейчас для детей младшего школьного возраста доступны несколько языков, например, Python и Scratch. Все они широко применяются для обучения младшего школьного возраста. Их главная цель — освоение кнопок и простой графики. С помощью даже этих двух языков дети могут написать простейший код и увидеть результат его действия

С 11-13 лет можно знакомить ребенка с Visual Basic, Pascal. Эти структурированные языки помогут решать простые математические задачи и программировать простейшие алгоритмы — циклы, условия.

В 14-15 лет у подростков полностью формируется логическое и образное мышление. С этого момента можно плотно подходить к изучению сложных языков — С#, Java, Delphi, PHP. Так же нужно начать изучение баз данных и SQL.

За свою жизнь программист изучает более десяти языков — со временем , так как одни языки появляются, другие — уходят в небытие. Вот почему важно изучать сразу несколько языков в детстве — чем более плотная платформа будет у ребенка, тем легче ему будет в дальнейшем осваивать новые языки. Закон прост — языки изменяются, базисные принципы — нет. Изучение языков и кодинга похоже на изучение иностранных языков. Обучение также проходит в форме от простого к сложному.

Стоит ли отдавать ребенка в кружок по программированию

Умение трудится в коллективе – это основа работы всех IT-специалистов. В коллективе каждый участник выполняет свою узкоспециализированную задачу. Затем результаты работы сливаются воедино — здесь принцип коллективизма выходит на главенствующий уровень. Умение работать в команде и способность поддержать напарника — важнейшие качества для программистов.

При устройстве на работу программистам задают вопросы не только о языках, но и вопросы об осведомленности в работе систем управления, а также вопросы о знаниях об инструментах контроля версий. Подобные знания будут свидетельствовать об опыте работы специалиста в команде. К тому же общность программистов – это сложившаяся «субкультура» со своими правилами и законами.

В Интернете можно найти любую информацию и обучиться чему угодно, но работать в коллективе удаленно научится нельзя. Кружки внешкольного образования нацелены как раз на командную работу детей — в них дети занимаются сообща и живут одним проектом, участвуя в его разработке. Таким путем происходит работа над моделями роботов, например

Детские технические кружки работают на тех же принципах, что и любая IT-компания. Еще один плюс технических кружков — участие детей в конкурсах, выставках, смотрах. На специализированных мероприятиях ребят поощряют, кроме этого они учатся выступать на конференциях и болеть за свой коллектив. Последнее — важнейшее условие успешности в современном коллективе.

Где можно научить программированию ребенка

Программирование для детей сегодня стало доступно как со старшего дошкольного, так и с младшего школьного возраста. В России создано большое количество дополнительных учебных заведений, которые занимаются обучением детей IT-технологиям и программированию. Это всевозможные центры технического творчества, центры дополнительного образования, разнообразные детские организации при учебных заведениях. Преимущество таких учебных заведений в том, что дети занимаются в коллективе, связанном одной целью. Они участвуют в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Обучение в таких клубах, как правило, бесплатное или имеет минимальную стоимость.

Существуют престижные организации, которые обучают кодингу детей, например, Академия «Шаг». Подобные заведения имеют целенаправленную программу по обучению детей всех возрастов по самым разным направлениям IT-специализаций. Здесь дети обучаются различным видам программирования, учатся разработке баз данных, изучают 3D-графику и её возможности, 3D- дизайн. Подобные курсы станут хорошим стартом перед поступлением в ВУЗ

В интернете можно найти множество курсов по программированию для детей. Они, как правило, платные. Не факт, что «отправив» ребенка на такие курсы будет хоть какой-то результат. Заменить педагога-специалиста невозможно. Для того, что бы выбрать наилучший вариант обучения, необходимо учитывать множество факторов. О них — далее.

Квалификация педагогов по программированию

Курсы для детей часто ведут бывалые программисты, но опыта работы с детьми у них может отсутствовать — это плохой вариант. Еще хуже, когда обычные преподаватели математики или физики изучили пару книжек «Для чайников» и пытаются передать свой опыт ребенку. Результат обучения с такими «педагогами» будет отсутствовать.

Правило №1 — лучшие преподаватели программирования имеют педагогическое и IT-образование.

Методика обучения

Необходимо выяснить цели и задачи обучающей программы, задать преподавателю все возникшие вопросы. Также стоит выяснить будут ли дети участвовать в конкурсах, конференциях и обмениваться опытом.

Правило №2 — курсы по кодингу будут полезными если они имеют в своей основе изучение нескольких базовых языков, если проходит постоянное обновление задач. Курсы должны быть рассчитаны на разную возрастную категорию.

Организация процесса обучения

Необходимо узнать у руководителя ответы на все интересующие вопросы. Например, сколько времени длятся занятия, есть ли перерывы, сколько детей в группе.

Правило №3 — для эффективного обучения необходимо, что бы в группе было не более 10 детей. Занятия должны проводится в соответствии с санитарными нормами, которые предъявляются ко всем помещениям в которых проводится обучение детей.

Продолжительность курсов

Эффективные курсы по кодингу для детей должны длиться не мне одного года. Ребенок должен не только получить знания, но и успеть закрепить их. Программа для детей должна длиться от 1 года до 4 лет.

Правило №4 — курсы, которые обещают сделать из ребенка программиста за неделю стоит обойти стороной.

Отзывы о кружки, клубах и центрах программирования для детей

Стоит найти отзывы о детских учебных заведениях, которые ставят своей целью обучение кодингу. Нужно проверить — имеет ли учебное заведение какие-либо успехи, какие в нём работают преподаватели. Не стоит замалчивать эти вопросы — именно от них зависит не только качество обучения ребенка, но и его здоровье.

Правило №5 — программирование несет большую умственную и психологическую нагрузку особенно для детей. От того какой курс и направление выберут родители зависят дальнейшие успехи ребенка.

Невероятно важно выбрать «правильный» курс и не испортить желание ребенка обучаться. Обучение ребенка программированию — это отличный стартом во взрослую жизнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все языки программирования для начинающих